Жанры пьесы. Примеры
Пьеса – форма литературного произведения драматических жанров, среди которых:
Драма – пьеса социально-бытового характера, в который конфликт поддерживает постоянное напряжение. Примеры драматической пьесы: «Мисс Сара Сампсон» Г. Э. Лессинга, «Отец семейства» Д. Дидро;
Трагедия – пьеса, основана на внутреннем непримиримом, остром конфликте личности, который приводит к трагическим событиям. Цель пьесы заключается в гуманизации человеческих отношений посредством вызова у читателя или зрителя чувства милосердия и сострадания к главному герою. Примеры трагедийной пьесы: «Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» У. Шекспира, «Аттила» П. Корнеля;
Комедия – развлекательная пьеса, текст которой состоит из шуток, комических ситуаций, смешных персонажей. Комедии часто используются в оперетте. Примеры комедийной пьесы: «Облака» Аристофана, «Миллионерша» Б. Шоу, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, пьесы П. Бомарше «Севильский цирюльник» и «Безумный день или Женитьба Фигаро», по мотивам которых были созданы оперы Дж. Россини и В. А. Моцарта соответственно;
Трагикомедия – пьеса, в которой сочетаются признаки комедии и трагедии. Этот тип пьес описывает двойственную природу реальности, в которой трагическое и комическое сосуществуют, что выражено через абсурдность и серьезность сюжета. Примеры трагикомедии: «Буря» У. Шекспира, «Серебряные колокольчики» Г. Ибсена.
Фарс – комедийная пьеса, которая характеризуется использованием преднамеренного абсурда и бессмыслицы. Написаны преимущественно для сценического исполнения или кино. Примеры фарсовой пьесы: «Комедия ошибок» У
Шекспира, «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда;
Водевиль – комедийная пьеса сатирического характера, которая включает синтез слова, танца, музыки, песни и сценического действия
Пример водевиля: «Соломенная шляпка» Э.-М. Лабиша и М. Мишеля;
Композиционная структура пьесы
Композиционное построение текста пьесы включает в себя ряд традиционных формальных элементов:
- заглавие;
- список действующих лиц;
- текст персонажей – драматические диалоги, монологи;
- ремарки (авторские примечания в виде указания места действия, особенностей характера персонажей или конкретной ситуации);
Бертольт Брехт
Текстовое содержание пьесы разделяется на отдельные завершенные смысловые части – действия или акты, которые могут состоять из эпизодов, явлений или картин. Некоторые драматурги давали своим произведениям авторский подзаголовок, который обозначал жанровую специфику и стилистическую направленность пьесы. К примеру: «пьеса-дискуссия» Б. Шоу «Вступление в брак», «пьеса-парабола» Б. Брехта «Добрый человек из Сычуани».
Функции пьесы в искусстве
Пьеса оказала сильное влияние на развитие видов искусства. На сюжетах пьес основаны всемирно известные художественные (театральные, музыкальные, кинематографические, телевизионные) произведения:
- оперы, оперетты, мюзиклы, например: опера В. А. Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник» основана на пьесе А. де Саморы; источник сюжета оперетты «Труффальдино из Бергамо» – пьеса К. Гольдони «Слуга двух господ»; мюзикл «Вестсайдская история» – адаптация пьесы У. Шекспира «Ромео и Джульетта»;
- балетные спектакли, например: балет «Пер Гюнт», поставленный по одноимённой пьесе Г. Ибсена;
- кинематографические работы, например: английский кинофильм «Пигмалион» (1938) – экранизация одноимённой пьесы Б. Шоу; художественный фильм «Собака на сене» (1977) снят по сюжету одноимённой пьесы Лопе де Вега.
Развитие пьесы в литературе
В литературе пьеса изначально рассматривалась как формальное, обобщённое понятие, которое указывало на принадлежность художественного произведения к драматическому жанру. Аристотель («Поэтика», V и XVIII разделы), Н. Буало («Послание VII Расину»), Г. Э. Лессинг («Лаокоон» и «Гамбургская драматургия»), И. В. Гёте («Веймарский придворный театр») использовали термин «пьеса» как универсальное понятие, которое касается любого жанра драматургии.
В XVIII в. появились драматические произведения, в названиях которых фигурировало слово «пьеса» («Пьеса о воцарении Кира»). В XIX в. название «пьеса» применяли для обозначения лирического стихотворения. Драматурги ХХ века стремились расширить жанровые пределы драмы путём применения не только разных драматических жанров, но и других видов искусства (музыка, вокал, хореография, в т. ч. балет, кино).