Перс

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Культурно-исторические регионы и субэтносы

Перс
ЗападныйАзербайджан
ВосточныйАзербайджан
Ардебиль
Гилян
Мазендеран
Зенджан
Курдистан
Казвин
Тегеран
Керманшах
Хамадан
Илам
Лурестан
Меркези
Кум
Хузестан

Чехармехальи Бахтиария

Кохгилуйе иБойерахмед

Исфахан
Семнан
Голестан

СеверныйХорасан

Хорасан-Резави

ЮжныйХорасан

Йезд
Керман
Бушир
Хормозган
Фарс

СистаниБелуджистан

Персидский этнический массив охватывает несколько исторических регионов Ирана, где персы составляют большинство населения, каждый из которых отличается культурным своеобразием и таким образом может считаться соответствующим отдельному персидскому «субэтносу»:

  • Персидский Ирак (Эрак-е Аджам, перс. عراق عجم‎)
    • Хамадан
    • Казвин
    • Меркези (или собственно Эрак)
    • Кум
    • Тегеран (в древности Рей)
    • Исфахан (включая Кашан)
  • Хорасан (перс. خراسان‎)
    • Семнан (Шахруд, Дамган, Гармсар)
    • Хорасан-Резави (Мешхед, Нишапур, Себзевар и др.)
    • Южный Хорасан (Кухистан)
  • Систан (перс. سیستان‎) — северная часть остана Систан и Белуджистан
  • Южный и центральный ИранБольшой Фарс», перс. فارس‎)
    • Фарс
    • Йезд
    • Керман
  • Побережье (персы-бандари, перс. بندری‎)
    • Бушир
    • Хормозган

Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан, Керманшах. Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака. Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.

Группы с другими иранскими языками

Среди массивов персо- и азербайджаноязычного населения известны районы распространения различных иранских языков, диалектов или «диалектных полос» (континуумов). Носители таких языков поголовно двуязычны (или трёхъязычны) и в отличие от таких оформленных общностей, как курды, луры, гилянцы, мазендеранцы и др., не обладают отдельным самосознанием, не имеют существенных культурных отличий и в статистике обычно учитываются «персами». Эти диалекты являются остатками древних языков Ирана, вытесненных в результате распространения классического персидского языка (персизации). На бытовом уровне носители часто считают их «диалектами персидского языка».

  • Юго-западные диалекты:
    • Диалекты Фарса — диалекты «таджиков» Фарса в районе Казеруна
    • Диалекты Ларестана (юг остана Фарс)
    • Башкарди (на юго-востоке от Бендер-Аббаса, остан Хормозган)
  • Северо-западные диалекты:
    • Тати — диалекты «азербайджанских персов», островками представленные в районах компактного расселения иранских азербайджанцев, потомки иранского языка Азербайджана (азери), в целом вытесненного тюркскими диалектами (останы Меркези, Казвин, Зенджан, Восточный Азербайджан).
    • Языки Семнана — довольно разнородные разговорные языки городов Семнан, Сангесар и их окрестностей (остан Семнан).
    • Центральноиранские диалекты — распространены в районах, прилегающих к пустыне Деште-Кевир, и других регионах (останы Исфахан, Меркези, Йезд, Хамадан, Фарс).

Персоязычные вне Ирана

Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:

  • Фарсиваны (в узком смысле) — шиитское население западных провинций Афганистана долгое время составляло единое целое с хорасанскими и систанскими персами Ирана, пока не было подчинено афганскими правителями в XVIII в.
  • Таджики — суннитское население Таджикистана (и других среднеазиатских республик) и северо-восточных провинций Афганистана.
  • Таты — «закавказские персы».

Антропология

Антропологически персы в основной массе представители индо-иранской расы.

Источники

  • Ансари, Али М. (2014). Иран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199669349.
  • Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и обычаи . Психология Press. ISBN 978-0415239028.
  • МакГинг, Британская Колумбия (1986). Внешняя политика Митридата VI Евпатора, царя Понта . БРИЛЛ. ISBN 978-9004075917.
  • Митчелл, Стивен (2018). «Каппадокия». В Николсоне, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192562463.
  • Радица, Лев (1983). «Иранцы в Малой Азии». В Яршатере, Эхсан (ред.). Кембриджская история Ирана, Vol. 3 (1): Селевкиды, парфянский и сасанидский периоды . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139054942.
  • Ван Дам, Раймонд (2002). Снежное царство: римское правление и греческая культура в Каппадокии . Университет Пенсильвании Press. ISBN 978-0812236811.

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. Зороастрийские храмы обладали обширными территориями, а их жрецы имели большое влияние среди местного населения. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Появились гонения на иноверцев, им запрещалось селиться рядом с мусульманами, демонстративно проводить немусульманские обряды, ездить верхом на лошадях. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий (Буиды, Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии.

В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами (Абу Ханифа, Абу Давуд, Хаким Нишапури, Газали, аль-Бухари, Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм, особенно укрепившийся в городах Кум, Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов, объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению (часто насильственному) суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде.

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям.

Этноним

Этимология

Термин персидский , означающий «из Персии», происходит от латинского Persia , а сам происходит от греческого Persís ( Περσίς ), эллинизированной формы древнеперсидского Pārsa ( ???? ), которое в современном персидском языке превращается в Fārs ( ). В Библии , особенно в книгах Даниила , Есфири , Ездры и Нехемии , он обозначен как Парас ( ).

Греческая народная этимология связала имя с Персеем , легендарным персонажем греческой мифологии . Геродот пересказывает эту историю, изобретая иностранного сына Персеса , от которого персы получили свое имя. По-видимому, сами персы знали эту историю, поскольку Ксеркс I пытался использовать ее, чтобы подкупить аргивян во время своего вторжения в Грецию, но в конечном итоге не смог этого сделать.

История использования

Хотя Персида (собственно Персия) была только одной из провинций древнего Ирана, разновидности этого термина (например, Персия ) были заимствованы из греческих источников и в течение многих лет использовались в качестве экзонима для всей Персидской империи . Таким образом, особенно в западном мире , имена Персия и Персидский стали обозначать весь Иран и его подданные.

Некоторые средневековые и ранние современные исламские источники также использовали родственные термину персидский язык для обозначения различных иранских народов и языков, включая носителей хорезмийского , мазандерани и древнего азербайджанского . Иракский историк 10-го века Аль-Масуди называет пехлеви , дари и азари диалектами персидского языка. В 1333 году средневековый марокканский путешественник и ученый Ибн Баттута называл жителей Кабула особым племенем персов. Леди Мэри (Леонора Вулф) Шейл в своем наблюдении за Ираном в эпоху Каджаров заявляет, что курды и лекы будут считать себя принадлежащими к расе «старых персов».

21 марта 1935 года бывший король Ирана Реза-шах из династии Пехлеви издал указ, в котором просил международное сообщество использовать термин Иран , исконное название страны, в официальной переписке. Тем не менее, термин персидский до сих пор исторически используется для обозначения преобладающего населения иранских народов, проживающих на иранском культурном континенте .

Определение слова «Персы» по БСЭ:

Персы — фарсы (самоназванные — ирани, множественное число — ираниан), нация, составляющая около половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в конце 1956, П.- около 9 млн. чел.. по оценке на 1974,- около 16 млн. чел.). Живут главным образом в Центральном (к Ю. от хребта Эльбурс) и Восточном Иране. Говорят на персидском языке. Антропологически принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы. Проникновение иранских племён на территорию современного Ирана предположительно относится ко 2-му тыс. до н. э. (по мнению одних учёных — из Средней Азии, по мнению других — из Закавказья). Персидские племена занимали господствующее положение в государстве Ахеменидов. В дальнейшем формировании П. участвовали также арабские, тюркские и монгольские племена.В середине 19 в. началось формирование П. в нацию. процесс ассимиляции персами др. народностей Ирана (особенно говорящих на языке иранской группы) продолжается и в настоящее время. По религии — мусульмане шиитского толка. Ислам распространился в 7 в., после завоевания страны арабами. До этого П. исповедовали Зороастризм, который сохранился в несколько измененном виде у гебров. Большинство П.- сельские жители, основные занятия которых земледелие (в значительной степени основанное на искусственном орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество и др. отрасли домашней промышленности. П., живущие в городах,- ремесленники, торговцы, служащие и др. П. составляют также значительную часть рабочих страны. В семейных отношениях П. до сих пор сильны традиции мусульманского права. Только в 1963 женщины получили избирательные права, но сохраняется их фактическое неравноправие в общественной и семейной жизни. Устное народное творчество П., их театральная поэзия, литература и др. стороны средневековой и современной культуры весьма богаты. См. также ст. Иран.Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (лит. с. 556-57).М. С. Иванов.

Перси в Энциклопедическом словаре:

Перси — (Percy) Томас (1729-1811) — английский писатель, собиратель ипереводчик фольклора разных народов. Издал «Реликвии древней английскойпоэзии» (1765) и др.

Уокер (р. 1916) — американский писатель. Скептическое восприятиенаучно-технического прогресса и цивилизации потребления на Западепроявилось в язвительной иронии экзистенциалистски окрашенных романов»Любовь на развалинах» (1971), «Ланселот» (1977). Со временем крепнет,особенно в романах «Второе пришествие» (1980), «Синдром Танатоса» (1987),надежда на выстраданные личностью нравственные христианские ценности.

(Persy) Пьер Франсуа (1754-1825) — французский хирург, один изосновоположников военно-полевой хирургии и организатороввоенно-медицинской службы революционной армии и армии Наполеона I.Разработал систему первой помощи раненым на поле боя, сформировалподвижные хирургические отряды.

Литература

  1. Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  2. Народы Передней Азии, М.,1957.
  3. Васильев Л. С. «История востока» // том 1, М., 2001
  4. Иванов С. А. «Персы» // Большая советская энциклопедия, том 19, М., 1975.
  5. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.
  6. Фролов Э. Д. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. No. 4 (2005), pp. 125—166.
  7. Minorsky V. Persia (by Wilson A.T.) // Bulletin of the School of Oriental Studies. 1934. No 2. pp. 461—463.
  8. Myres J.L. Climnate and the energy (by Markham S.F.) // The Classical Review, 1943. No 1. pp. 48-49.
  9. Wilson A.T. The military record and potentialities of the Persian Empire // Journal of the Royal Society of Arts. 1926. No 3843. P.p. 823 −841.

Методы маскировки неприятного запаха

Иногда нет времени, чтобы полностью отойти от вечеринки, надо срочно привести себя в порядок, но сильно пахнет перегаром.

Есть быстрые способы маскировки неприятного запаха:

  1. Надо медленно разжевать несколько кофейных зёрен. Долго эффект не продержится, максимум 2 часа. Для человека с больным сердцем и гипертонией такой метод не подходит.
  2. Пожевать специи, например, зелень петрушки, мускатный орех, лавровый листочек. Надо приготовиться, что при разжёвывании специи имеют сильный запах и неприятный вкус. Длительность эффекта составляет до 3 часов.
  3. Помогает полоскание с уксусом. Сначала необходимо хорошенько почистить зубы с зубной пастой, потом прополоскать уксусным раствором. Всего уксуса 2 – 3 капли надо добавить на 200 мл воды.
  4. Химические средства. В продаже много препаратов для устранения неприятного запаха, например, «Антиполицай». Действие этих средств кратковременно, в среднем они действуют около одного часа.

Меры против неприятного запаха можно предпринять перед застольем. Например, следует выпить 1 литр простой воды, почки начнут активно работать, перегар будет чувствоваться меньше.

У многих бывают ситуации, когда после небольшой дозы спиртного необходимо пойти на важную встречу. Конечно, неприятный аромат существенно осложнит предстоящие переговоры.

Это обстоятельство способно даже негативно повлиять на безупречную репутацию в целом положительного человека. Конечно, если доза алкоголя невелика и есть возможность перенести встречу, то это целесообразно сделать. Но бывают исключительные случаи, когда это просто невозможно.

Как избавиться от запаха алкоголя изо рта?

Прежде чем давать советы, попробуем разобраться в причинах, приводящих к этому. В организме спиртное расщепляется на составляющие, что способствует формированию токсичного вещества – альдегида, которое через кровь попадает в легкие, а через слюну в ротовую полость. Содержание альдегида в выдыхаемом воздухе создает зловонный аромат.

В зависимости от количества выпитого алкоголя и особенностей организма, перегаром пахнет до 12 часов, а в некоторых случаях до суток и более. Все зависит от того, какой напиток пили, в каких дозах и чем закусывали выпитое.

Религия

В Сасанидском Иране государственной религией был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. Зороастрийские храмы обладали обширными территориями, а их жрецы имели большое влияние среди местного населения. После арабского завоевания лишённая государственной поддержки и дискриминируемая на официальном уровне религия стала стремительно терять последователей. Появились гонения на иноверцев, им запрещалось селиться рядом с мусульманами, демонстративно проводить немусульманские обряды, ездить верхом на лошадях. Тем не менее до IX—X веков персы-зороастрийцы составляли значительную часть населения, особенно в северных, южных и восточных районах Ирана. Значительный урон в Персидском Ираке, Фарсе и Хорасане с разрушением храмов и массовыми обращениями в ислам зороастрийская община понесла при правлении Аббасидов (с VIII в.) и иранских мусульманских династий (Буиды, Саманиды и др.). После монгольского нашествия небольшие группы зороастрийцев остались только в окрестностях городов Йезд и Керман. От них происходят современные зороастрийцы Ирана, количество которых не превышает 50 тыс. чел. Хотя наследие зороастризма в культуре современных персов значительно и часто используется как национальный символ, большинство персов слабо осведомлены о своей древней религии.

В эпоху Омейядов обращение персов в ислам происходило прежде всего в виде придания им статуса мавали («клиентов») разных арабских племён, вторгшихся в Иран. Политика Аббасидов сделала ислам более интернациональным и открыла дорогу к широкому обращению неарабских народов, в том числе персоязычных. Первоначально на территории Ирана господствовал суннизм и многие известные учёные персы раннего средневековья были суннитами (Абу Ханифа, Абу Давуд, Хаким Нишапури, Газали, аль-Бухари, Абу Иса ат-Тирмизи и др.). Тем не менее постепенно из иракских центров стал распространяться иснаашаритский шиизм, особенно укрепившийся в городах Кум, Кашан, Себзевар и др. Окончательное закрепление этой ветви ислама в Иране связано с правлением династии Сефевидов, объявивших иснаашаритский шиизм государственной религией и развернувших широкую кампанию по обращению (часто насильственному) суннитов. На сегодняшний день шиизм — государственную религию Ирана — исповедует более 90 % населения и подавляющее большинство персоязычных. На территории Ирана расположена такая значимая шиитская святыня как Мавзолей Имама Резы в Мешхеде.

Бахаизм, религия, возникшая в XIX в. в Ширазе, составляет крупнейшее в Иране неисламское религиозное меньшинство (до 500 тыс. чел.), однако не признаётся на государственном уровне, и персы-бахаи подвергаются преследованиям.

Язык и литература

Персидский язык — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса, где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский. Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка, обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки, Фирдоуси, Хафиза, Хайяма, Саади, Низами, Руми, Джами, Аттара, Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю, Кавказ, Золотую Орду, Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Индию (Южную Азию). В современном Иране персидский язык — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.

Жизнь

Жизнь древних персов подчинялась строгому жизненному кладу. Политическое регулирование в империи было налажено достаточно хорошо. Общество делилось на ряд сословий. Основу его составляли крестьяне, ремесленники и торговцы.

Важную роль в Персидском царстве играло образование. Существовало множество школ, в которых будущих мастеров обучали инженерному делу. До наших дней не сохранились подробности о том, как именно строилась система обучения, однако известно, что люди из высшего сословия становилось правителями провинций. В Персии изучали не только строительство, но и постигали медицину. Главную же роль играла армия, куда набирали юношей для регулярных тренировок и подготовок к военным походам.

Мужчины часто посвящали свою жизнь армии, проводя целые дни в тренировках. Ударная сила войск заключалась в использовании конных лучников, которые ездили на колесницах. В общей сложности армия при Ксерксе насчитывала 360 000 воинов и особое формирование элитных солдат, которых прозвали «бессмертными».

Наиболее важным делом в жизни каждого перса считалось придерживаться обычаев. Знатные люди очень гордились своим происхождением и всячески стремились его подчеркнуть. Среди династии Ахеменидов впервые стала появляться бехистунская надпись, которая указывала на величие царей. Например, Дарий I указывал, что является царем стран, населенных всеми народами. Более того, царь гордился своими достижениями и постоянно указывал, что именно при нем был построен тот или иной объект. Например, Канал Дария.

Интересным фактом для историков является то, что персы и их цари назвали себя ариями. Поэтому позже область, где изначально формировалась Персия, стали называть Ираном.

Литература

  1. Народы и религии мира, под ред. В. А. Тишкова, М., 1998.
  2. Народы Передней Азии, М.,1957.
  3. Васильев Л. С. «История востока» // том 1, М., 2001
  4. Иванов С. А. «Персы» // Большая советская энциклопедия, том 19, М., 1975.
  5. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.
  6. Фролов Э. Д. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. No. 4 (2005), pp. 125—166.
  7. Minorsky V. Persia (by Wilson A.T.) // Bulletin of the School of Oriental Studies. 1934. No 2. pp. 461—463.
  8. Myres J.L. Climnate and the energy (by Markham S.F.) // The Classical Review, 1943. No 1. pp. 48-49.
  9. Wilson A.T. The military record and potentialities of the Persian Empire // Journal of the Royal Society of Arts. 1926. No 3843. P.p. 823 −841.

В древнегреческой мифологии

В мифах древних греков существует ряд персонажей под именем Перс, среди которых находятся следующие:

  1. Один из младших титанов, символизирующий разрушение. Его родственниками являются: отец – титан Крий; мать – Эврибия, воплощение морской силы; супруга – Астерия, звездное божество; дочь – Геката, богиня лунного света, колдовства, магии, преисподней.
  2. Сын бога солнца Гелиоса и океаниды Персеиды (отождествлялась с Гекатой). Лишил своего брата Ээта власти. Был убит его дочерью Медеей, которая возвратила власть отцу.
  3. Старший сын Андромеды и Персея. Был оставлен последним у отца Андромеды, царя Эфиопии Кефея. От него вели свой род персидские цари – Ахемениды.

Расселение

Составляя чуть более половины (51 %) численности населения Ирана (более 35 млн.чел.), персы проживают по всей территории страны, однако большинство из них сосредоточено в центральных, южных и восточных областях. Традиционные области расселения персов представляют собой земледельческие искусственно орошаемые оазисы вдоль постоянных рек или в предгорьях, где выходят на поверхность кяризы. С началом активной урбанизации стремительно разрастаются персоязычные города, многие из которых превратились в промышленные города-миллионники (Тегеран, Мешхед, Кередж, Исфахан, Шираз, Кум).

Культурно-исторические регионы и субэтносы

Перс
ЗападныйАзербайджан
ВосточныйАзербайджан
Ардебиль
Гилян
Мазендеран
Зенджан
Курдистан
Казвин
Тегеран
Керманшах
Хамадан
Илам
Лурестан
Меркези
Кум
Хузестан

Чехармехальи Бахтиария

Кохгилуйе иБойерахмед

Исфахан
Семнан
Голестан

СеверныйХорасан

Хорасан-Резави

ЮжныйХорасан

Йезд
Керман
Бушир
Хормозган
Фарс

СистаниБелуджистан

Персидский этнический массив охватывает несколько исторических регионов Ирана, где персы составляют большинство населения, каждый из которых отличается культурным своеобразием и таким образом может считаться соответствующим отдельному персидскому «субэтносу»:

  • Персидский Ирак (Эрак-е Аджам, перс. عراق عجم‎)
    • Хамадан
    • Казвин
    • Меркези (или собственно Эрак)
    • Кум
    • Тегеран (в древности Рей)
    • Исфахан (включая Кашан)
  • Хорасан (перс. خراسان‎)
    • Семнан (Шахруд, Дамган, Гармсар)
    • Хорасан-Резави (Мешхед, Нишапур, Себзевар и др.)
    • Южный Хорасан (Кухистан)
  • Систан (перс. سیستان‎) — северная часть остана Систан и Белуджистан
  • Южный и центральный ИранБольшой Фарс», перс. فارس‎)
    • Фарс
    • Йезд
    • Керман
  • Побережье (персы-бандари, перс. بندری‎)
    • Бушир
    • Хормозган

Значительные автохтонные группы персов также проживают в останах Хузестан (персы-хузестани), Северный Хорасан, Керманшах. Более 200 тыс. персоязычных проживает на территории Ирака. Персоязычные переселенцы в Бахрейне образуют сообщество, известное как аджамы Бахрейна.

Группы с другими иранскими языками

Среди массивов персо- и азербайджаноязычного населения известны районы распространения различных иранских языков, диалектов или «диалектных полос» (континуумов). Носители таких языков поголовно двуязычны (или трёхъязычны) и в отличие от таких оформленных общностей, как курды, луры, гилянцы, мазендеранцы и др., не обладают отдельным самосознанием, не имеют существенных культурных отличий и в статистике обычно учитываются «персами». Эти диалекты являются остатками древних языков Ирана, вытесненных в результате распространения классического персидского языка (персизации). На бытовом уровне носители часто считают их «диалектами персидского языка».

  • Юго-западные диалекты:
    • Диалекты Фарса — диалекты «таджиков» Фарса в районе Казеруна
    • Диалекты Ларестана (юг остана Фарс)
    • Башкарди (на юго-востоке от Бендер-Аббаса, остан Хормозган)
  • Северо-западные диалекты:
    • Тати — диалекты «азербайджанских персов», островками представленные в районах компактного расселения иранских азербайджанцев, потомки иранского языка Азербайджана (азери), в целом вытесненного тюркскими диалектами (останы Меркези, Казвин, Зенджан, Восточный Азербайджан).
    • Языки Семнана — довольно разнородные разговорные языки городов Семнан, Сангесар и их окрестностей (остан Семнан).
    • Центральноиранские диалекты — распространены в районах, прилегающих к пустыне Деште-Кевир, и других регионах (останы Исфахан, Меркези, Йезд, Хамадан, Фарс).

Персоязычные вне Ирана

Персоязычные (суб)этносы с оседлой земледельческой культурой продолжают единый этнокультурный ареал на восток и север от Ирана:

  • Фарсиваны (в узком смысле) — шиитское население западных провинций Афганистана долгое время составляло единое целое с хорасанскими и систанскими персами Ирана, пока не было подчинено афганскими правителями в XVIII в.
  • Таджики — суннитское население Таджикистана (и других среднеазиатских республик) и северо-восточных провинций Афганистана.
  • Таты — «закавказские персы».

Язык и литература

Персидский язык — язык с одной из древнейших зафиксированных историй, восходит к древним иранским диалектам Фарса, где зарождались его непосредственные предшественники: древнеперсидский и среднеперсидский. Классический новоперсидский язык, зародившийся в Хорасане и Мавераннахре и испытавший большое влияние арабского языка, обладает богатейшей литературой, связанной с именами всемирно известных поэтов Рудаки, Фирдоуси, Хафиза, Хайяма, Саади, Низами, Руми, Джами, Аттара, Санаи и др. Во многих средневековых мусульманских государствах он использовался как официальный язык администрации и двора, зона его прямого или косвенного воздействия охватывала Османскую Империю, Кавказ, Золотую Орду, Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Индию (Южную Азию). В современном Иране персидский язык — единственный государственный и официальный язык, им владеет практически всё население страны.

Традиции

Обычаев и традиций у древних персов было много. Приведем наиболее важные:

  • Слуги царя могли совершать единичные преступления. Никто не вправе был карать их за это, даже сам царь;
  • Отец не имел права видеть своего ребенка до наступления 5 летнего возраста;
  • Хозяева не имели права гневаться на слуг, если те вели себя учтиво, поэтому плохое настроение господина не могло считаться поводом для дурного поведения в отношении слуги;
  • Знатные мужчины могли иметь наложниц и несколько жен;
  • Обычаи и наставления по проведению погребальных обрядов надлежало хранить в строжайшей тайне;
  • В Персии существовали жертвоприношения, однако ради забавы или от злости люди убивать живое существо права не имели;
  • В Персии существовали маги, отождествляющие себя со жрецами. Они не были в почете у населения и даже у придворных, однако многие их боялись, потому не трогали;
  • В Персии запрещалось давать деньги в долг;
  • Персы верили, что человеческие грехи способны вызвать недуги и плохо влиять на судьбу.

У персов существовали добрососедские отношения. Они с интересом относилась к соседним народам, стремились налаживать торговлю и даже создавать семьи. К незнакомцам же, о которых «на свете не слыхивали», относились с подозрением. Так, существование индийских племен для многих стало новостью, хотя знакомиться с индийцами не спешили. С теми, кого персы уважали, здоровались поцелуем. Именно так они подтверждали друг другу свой статус, встречаясь на улице.