Отличие инсталляции от перформанса
Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.
Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.
Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:
- Визуальные данные;
- Текст;
- Натуральные объекты;
- Промышленное сырье;
- Технические изделия;
- Бытовые объекты.
Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.
Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.
Определение
За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.
Основные черты:
Происходящее, которое захватывает дух;
Эфемерность;
Активность;
Основное внимание приковано к одному или двум героям;
Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
Сам творец, создатель – произведение искусства;
Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.
Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.
Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.
Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.
Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.
Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи
Основные элементы перформанса
Перформанс включает в себя четыре основных элемента:
- Непосредственно актер (исполнитель);
- Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
- Время;
- Место.
Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.
С каким performance-агентством работать, а с каким не работать
Не выбирайте performance-агентство, выбирайте агентство, которое решит ваши задачи.
Называется ли агентство себя перформансом и употребляет ли такой термин вообще — без разницы, вот серьёзно. Помните, в первой части статьи мы говорили, что на самом деле каждый понимает под перформансом что-то своё?
Так вот, важно не жонглирование терминами, а то, выполнит ли агентство ваши задачи и какими методами для этого воспользуется. Будет ли при этом агентство называть свои услуги перформансом — неважно
Название — дело второе, если не десятое.
Поэтому на первом этапе выбора агентств обращайте внимание на:
Опыт и экспертизу. Изучите уже реализованные проекты, успешные и неуспешные. Если у агентства нет неудачных проектов — это тоже повод задуматься и покопать историю агентства поглубже. Возможно, от вас что-то скрывают.
Доверие. В performance-маркетинге крайне важна прозрачность друг перед другом. Не обязательно это должно быть рациональное решение. Вам должно быть комфортно общаться с представителями агентства. Задумайтесь, находите ли вы общий язык при обсуждении проекта, или что-то смущает?
Отраслевые рейтинги. Посмотрите, участвует ли агентство в профессиональных отраслевых рейтингах. Если участвует — это как минимум показатель открытости и прозрачности — агентство готово показывать свою эффективность. Для примера, посмотрите, попадает ли агентство в рейтинги Руварда
Не так важно, какое место занимает агентство, важно — что оно попадет в рейтинг.
Публикации в отраслевых изданиях. Если агентство делится опытом и наработками — это хороший признак его компетенций и прозрачности. Если агентство рассказывает о своей работе, это значит, что оно достаточно открыто и не боится публичной критики — его репутация достаточно чиста. Если об агентстве пишут отраслевые СМИ — значит экспертиза этого агентства достаточно высока, чтобы попадать в эти СМИ. Это показатель надёжности.
Сертификаты
Performance-маркетинг — это лишь подход к маркетингу, а не какой-то отдельный маркетинг. Попросите предоставить сертификаты специалистов агентства: не ищите среди них сертификаты именно по перформансу, обращайте внимание на сертификаты по разных направлениям: от контекстной рекламы до SMM и контент-маркетинга. Обратите особое внимание на даты сертификации, им должно быть не более года, так как в диджитал-маркетинге все знания очень быстро устаревают.
Отзывы коллег. Поспрашивайте у коллег и партнёров по бизнесу, слышали ли они что-то об этом агентстве. Погуглите упоминания агентства на всевозможных отзовиках и форумах. Не было ли подозрений на накрутку показателей. Но подходите к информации с холодной головой, всему верить нельзя.
Не выбирайте performance-агентство, выбирайте агентство, которое решит ваши задачи.
Что в результате и кому подходит
Вспомним классика: «Один миллион, вложенный в эффективную рекламу, продает больше, чем десять миллионов, вложенных в неэффективную рекламу» (Дэвид Огилви).
Определяя работающие инструменты и инвестируя в них основные средства, вполне реально начать экономить от 30 до 50% рекламного бюджета. Но не спешите подсчитывать возможную прибыль, услышав эти цифры.
Считается, что о перфоманс-маркетинге стоит думать компаниям, чей рекламный бюджет начинается от 100 000 рублей в месяц. А лучше — от 300 000 рублей. В этом случае результат окупит вложенные средства (собственные усилия или услуги агентства).
Однако никто не мешает применять на практике общие принципы этого подхода — более внимательно относиться к своим инвестициям в продвижение и не позволять недобросовестным подрядчикам себя обманывать.
Читать по теме: Сказка о перфоманс-маркетинге
Виды перформанса
Экзистенциальный перформанс
К данному виду перформанса можно причислить перформанс Б.Наумана «Мужчина/женщина, случай насилия» (1985 год) и Марины Абрамович «Балканское барокко». Характерной особенностью данного вида является стремление к крайнему проявлению тактильного садизма, активная подвижность и продуманный сценарий, выраженный в жесткой фиксации конца.
Концептуальный (классический) перформанс
Характерной особенностью присущей концептуальному перформансу, является создание жестких пародий на социальные, политические и идеологические темы. Сама концепция заключалась в нарушении общественных норм посредством нарушения общественных границ личности. Сюда можно отнести перформанс Лори Андерсон под названием «Дуэты на льду», на котором Лори играя на скрипке, стояла на коньках, вмерзших в ледяной блок.
Почему бизнес предпочитает performance-подход
Выгодно владельцам и акционерам бизнеса. Видят конкретную измеримую отдачу от вложений в маркетинг. Классические performance-агентства показывают влияние своих действий на продажи.
Выгодно штатным маркетологам рекламодателя. Расходуют бюджет максимально эффективно, видят измеримую отдачу по каждому задействованному каналу продвижения. Демонстрируют владельцам бизнеса конкретный и измеримый вклад своей работы.
При этом в перформансе одно агентство охватывает весь интернет-маркетинг компании, не нужно заказывать разные услуги у разных агентств и пытаться за всем уследить.
Бизнесу выгодно работать с полноценным performance-агентством. Но не каждое полноценное performance-агентство будет работать с любым бизнесом.
Это двусторонний процесс и обоюдная ответственность.
В performance-маркетинге крайне важно, чтобы агентство и клиент были максимально прозрачны друг с другом. Для эффективной работы компания должна предоставить агентству доступы к данным о продажах и всем элементам воронки продаж
К тому же следует понимать, что агентство не может влиять на качество работы продавцов, логистов, техподдержки и других специалистов клиента, задействованных в продажах. Это делает реализацию performance-подхода довольно сложным и долгосрочным процессом. И это лишь одна из сложностей.
Бизнесу нужно быть готовым к тому, что для полноценного performance-маркетинга серьёзные усилия потребуются не только со стороны агентства, но и со стороны самого бизнеса.
В чём отличие агентств
Несколько примеров для сравнения перформанса и непереформанса.
Стандартный подход | Performance-подход | ||
---|---|---|---|
Агентство анализирует результаты в рамках одного канала продвижения. Отчёты не обязательно в реальном времени, могут быть раз в месяц. |
Сквозная аналитика с отчётами в реальном времени. |
||
Если заметен спад активности или другие проблемы, агентство оптимизирует продвижение в рамках задействованного канала. Обнаружен спад в контекстной рекламе → решение: изменить текст объявлений и изображения. Все действия ограничиваются одним каналом. |
Если заметен спад активности или другие проблемы, агентство оптимизирует продвижение в рамках всех задействованных каналов. Обнаружен спад в контекстной рекламе → решение: перенаправить бюджет на соцсети, что поможет достичь поставленной метрики. Действия возможны в рамках всех задействованных каналов. |
||
Агентство будет формировать бюджет человекочасами или по тарифу за определённый вид услуги. |
Агентство будет формировать бюджет, опираясь на количественные достигнутые показатели. |
При этом реалии таковы, что как одно, так и другое агентство может называть себя performance-агентством, а может и не называть.
Литература
- Кикодзе Е. Новый русский перформанс // Комод. — 1999. — № 8.
- Нитч Г. Визуальное чувство театра О. М. // Художественный журнал. — .
- Савчук В. Метакритическая решительность // Художественный журнал. — № .
- Майр Х. Перформанс как насилие // Художественный журнал. — .
- Гройс Б. Московский романтический концептуализм // В сб.: Утопия и обмен. — Москва, 1993.
- Петров В. О. Музыкальный акционизм: перформанс, хепенинг, мультимедийное событие // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские научные чтения», г. Волгоград, 17—19 апреля 2008 г. В 2 кн. Кн. 1: Музыковедение. — Волгоград: ООО «Экспо», 2010. — С. 37—61.
- Петров В. О. Исторические истоки современного перформанса // Культура и искусство. — 2015. — № 2. — С. 198—208.
- Петров В. О. Перформанс и хэппенинг — основные жанры акционизма в искусстве XX века // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. материалов Международной научной конференции 13—18 апреля 2015 года / Ред.-сост. Г. Р. Консон. — М.: Liteo, 2014. — С. 348—357.
- Petrov V. O. Performance Art: Genesis and Evolution // Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. — 2015. — № 2. — С. 200—211.
- Goldberg R. Performance Art: From Futurism to the Present. // London; New York: Thames & Hudson. — 2001 (1-е изд. 1979).
- Klein G., Sting W. Performance: Positionen zur zeitgenössischen szenischen Kunst. // Bielefeld: Transcript. — 2005.
Отличие от классического искусства
Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.
Отличительные признаки |
Перформанс |
Классика |
Предмет творения |
Сам автор и исполнитель |
Центром является безличный объект (картина, скульптура) |
Необходимость в длительной подготовке |
Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя |
Требуется длительная репетиция |
Главная роль |
Отсутствует |
Присутствует |
Проживание роли |
Автор сам становится частью представляемой им реальности, вживается в свой образ |
Нет глубокого проникновения автора в сотворенную им картину |
В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.
Что такое performance-маркетинг: когда появился и во что превратился
Performance-маркетинг — болезненная тема как рекламодателей, так и для агентств. Всё дело в неоднозначной трактовке. Если вы загуглите термин performance-маркетинг, то увидите десятки статей, которые противоречат друг другу. Редакция Cossa разобралась, что такое performance-маркетинг и почему сам этот термин оказался таким неоднозначным.
Термин «performance-маркетинг» родился в США в начале двухтысячных и означал чёткую привязку к продажам — рекламодатели платили агентству за приведённого клиента. Наиболее близкое значение performance-маркетинга на русском — «результативный маркетинг». Рекламодатель платил за конкретный результат.
Отсюда классический подход к перформансу.
В перформанс-маркетинге клиент платит не за то, чтобы агентство достигло определённых результатов. Клиент платит за конкретные достигнутые агентством результаты.
При этом такой подход не значил, что в перформанс-маркетинге клиент всегда делал постоплату, совсем нет, — но клиент платил за конкретные достигнутые показатели.
Так, что вы мне голову морочите?! Получается, что performance-маркетинг — это и есть привычный нам обычный маркетинг?!
Если сильно упростить, то да, получается так. Если опираться на такую трактовку перформанса, большая часть опубликованных на Cossa кейсов — performance-маркетинг.
Если на заре своего появления performance имел конкретный посыл и нестандартный подход к маркетингу, то сейчас перформансом называют все маркетинговые методы, которые позволяют измерять целевые действия клиента.
Можно сказать, что изначальное значение термина performance размылось под давлением реалий рынка.
Мы в Cossa прежде всего опираемся на реалии рынка и объективно оцениваем маркетинговое поле. Мы не можем игнорировать реальность, но и не можем проигнорировать исконное значение и суть появления performance-маркетинга. Сейчас мы сформулировали ключевой принцип performance-маркетинга, который несёт преемственность изначального значения перформанса, и при этом отражает реалии агентского рынка.
Ключевой принцип performance-маркетинга — вложения в маркетинг должны приносить измеримую отдачу в продажах. Каждый вложенный рубль приносит измеримую пользу.
Фиксируем главное
Performance-маркетинг появился как подход, при котором агентство берёт оплату с рекламодателя непосредственно за каждого приведённого клиента или обеспечение каждой продажи.
В 2019-м performance-маркетинг — это маркетинг, позволяющий фиксировать конкретное целевое действие потенциального клиента.
Обоснование материала
Нет единой трактовки понятия перформанса
Материалы о перформансе в рунете противоречат друг другу. Есть тенденция: каждый автор по-своему трактует понятие перформанса и настаивает на правильности своей версии, противопоставляя её всем остальным.
При редактуре статей я лично сталкиваюсь с тем, что представители перформанс-агентств не могут ответить на вопросы: «Почему этот кейс вы называете перформанс-кейсом», «Чем перформанс-менеджер отличается от обычного проджект-менеджера» и другие. При этом в статьях они настойчиво используют термин performance.
При работе над материалом я поспрашивал у рядовых представителей агентств, что такое перформанс-маркетинг. Ответы: «Это то же самое, только называется красиво» и «Термин для того, чтобы дурить клиентов».
Я обнаружил проблемы, которые не решают:
Представители перформанс-агентств не могут объяснить, что это такое. При этом не имеют единого мнения.
Агентства, которые не называют себя перформансом, считают «перформанс-агентства» шарлатанами. И, я думаю, упоминают об этом при общении с потенциальными клиентами (если речь заходит о перформансе).
Главное, у клиентов возникает больше вопросов, чем появляется ответов.
Отсюда решение:
Не искать единое верное определение и не доказывать его правильность, а проследить эволюцию термина performance marketing.
Перформанс в искусстве
Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.
Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.
Оглавление статьи
Происхождение и значение
Что значит слово перфоманс? В переводе с английского это значит « представление, постановка». Это очень обширное понятие, которое можно применить практически к любой публичной акции. Чаще всего перформансы организуют не на профессиональной театральной сцене, а прямо на улице, среди прохожих. Также в отличие от спектаклей, которые требуют продолжительных репетиций, перформансы предполагают неожиданные действия актеров и импровизацию
Квесты в реальности могут проводиться в любом формате: на домашних праздниках, в кафе с целенаправленным набором участников, в качестве треннингов для сплочения коллектива, как игра на дне рождения ребенка.
Отличие от квеста
Многие компании, занимающиеся организацией квестов, предлагают также пройти перформанс, который сочетает положительные стороны квестов и театрализованного представления, где главные герои — сами участники. Чаще всего современные перфомансы встречаются на хоррор-тематику, а в последнее время стали развиваться проекты в стиле фэнтези или постапокалипсис
Новичкам советуют обратить внимание на представления, где контакт с актером на «лайт» уровне, чтобы не испортить первое впечатление о подобных развлечениях.
В чем заключается разница между перформансом и квестом?
- Во-первых, финал игры для участников до последнего момента остается загадкой, в отличие от квеста, когда герои знают, что через час они найдут долгожданный ключ.
- Главной фишкой перфоманса являются актеры, которые ведут действие игры, взаимодействуют с участниками посредством диалога или прикосновения.
- Участникам не придется ломать голову над множеством логических задач; актеры ставят главной целью вызвать определенные ощущения и эмоции у героев с помощью атмосферы и спецэффектов.
- Участников не покидает ощущение реальности происходящего благодаря непревзойденной импровизации актеров.
Виды квестов
Параметр |
Квест |
Перфоманс |
---|---|---|
Сложность задач на логику | Сложные | Лёгкие |
Варианты развития сценария | Один исход | Несколько возможных концовок |
Ограниченность локации | Комната | Просторные помещения |
ТОП-3 организаторов Перфоманс-игр Москвы по мнению КвестИнфо
Перфомансы от «Погружения» задают уровень прочим московским квест-компаниям
Подробнее
Одни из лучших квестов с актёрами в Москве у «Мира квестов»
Подробнее
PSYQuest
Игра актёров настолько страшна и реалистична, что даже самые стойкие могут дать слабину
Подробнее
Квестинфо Предлогает уже готовые квесты с ценариями на любой вкус
Нестандартные
С актерами
Для взрослых
Классические
Для корпоратива
Семейные
Для больших компаний
Сложные
На день рождения
Антуражные
Для детей
Выбор Квестинфо
Лабиринт
Для новичков
Страшные
Апокалипсис
Как выглядит работа performance-агентства
Окей, с performance-маркетингом стало понятнее. Но как конкретно выглядит работа с performance-агентством?
Если опираться на определение из исследования «Performance Marketing в России 2017», то почти каждое маркетинговое агентство рунета предоставляет перформанс-услуги. Поэтому рассмотрим performance-агентства, которые придерживаются более классического определения performance-маркетинга.
Первым делом обозначим ключевые особенности таких performance-агентств.
1. Разрабатывает комплексную стратегию продвижения.
2. Организует сквозную аналитику для отслеживания показателей в реальном времени.
3. Принимает оплату в привязке к достигнутому результату.
Памятка
Комплексная стратегия продвижения — стратегия, охватывающая разные этапы воронки продаж и задействующая разнообразные каналы и инструменты продвижения.
Сквозная аналитика — система отчётности, при которой клиент видит достигнутые результаты в любой момент времени на каждом этапе воронки продаж.
Оплата в привязке к результату: за 1000 лидов клиент платит одну сумму, за 1200 — другую.
При обращении к перформанс-агентству — вот что оно сделает.
1. Обсудит задачу.
2. Проведёт глубокий анализ продукта и уже предпринятые клиентом действия для его продвижения.
3. Разработает комплексную стратегию продвижения продукта.
4. Обозначит и согласует с клиентом ключевые метрики для измерений на каждом этапе воронки продаж. За достижение этих метрик и будет принимать оплату.
5. Организует сквозную аналитику для отслеживания метрик в реальном времени.
6. В ходе работы будет отслеживать показатели и оптимизировать процессы для максимально эффективного достижения обозначенных метрик.
Так выглядит работа performance-агентства, это если коротко и большими мазками.