Пейзаж в литературном произведении

Поэзия

Превыше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому описанию русского пейзажа он придавал огромное значение. Природа в творчестве этого классика являет собой единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Сыплет черемуха снегом»), но и очеловечиваются («Поет зима, аукает…»). А в более поздних стихотворениях они буквально вплетаются в душевные переживания героя.

Темы любви, творчества и природы сплетаются воедино в произведениях Бориса Пастернака. Примером может служить стихотворение «Февраль, достать чернил и плакать», где описание ранней весны связано в надеждой на обновление жизни, на изменение ее в лучшую сторону. В этом произведении есть и воспоминания лирического героя, и его мечты. И все сопровождается описанием окружающего мира, в мельчайших деталях.

Функции

Огромную роль в прозе и поэзии играет пейзаж. В литературе, музыке, живописи это понятие не равнозначно. В изобразительном искусстве пейзаж – это жанр, в котором главным предметом является первозданная или измененная человеком природа. В музыке – это отражение звуков окружающей среды с помощью музыкальных инструментов. Роль пейзажа в литературе велика потому, что он может нести не только фоновую, но и смысловую нагрузку. В художественном произведении, в зависимости от намерений автора, пейзажное описание может обозначать место действия, создавать определенную атмосферу или раскрывать характер героя.

Таким образом, мощным средством изображения является пейзаж в литературе и живописи. Как сказал Леонардо да Винчи, красоту природы в изобразительном искусстве невозможно услышать, ее можно лишь созерцать. Поэзия и музыка делает ее доступной для слуха.

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Какими бывают пейзажи

Природа многолика, и искусство отображает всё её многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озёра, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Пейзаж в литературном произведении

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров:

  • Природный пейзаж. В центре внимания художников — местности, нетронутые цивилизацией, смена времён года, а также всевозможные естественные явления — от летнего дождика до извержения вулкана.
  • Парковый (или усадебный) — отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер.
  • Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновлённых морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн.
  • Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм.
  • Городской. Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века — и индустриальные сооружения.
  • Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления — русских космистов).

Пейзаж в литературном произведении

В свою очередь, и эти разновидности дали свои ответвления. Среди природных пейзажей особняком стоит марина — возможно, потому, что морская стихия противостоит суше. Самостоятельность марина обрела ещё в XVII столетии.

Пейзаж в литературном произведении

Также выделяются (хотя, скорее, неофициально — у них нет специальных названий), пейзажи горные, лесные, степные и другие.

Пейзаж в литературном произведении

А вот городской пейзаж получил более чёткое деление.

Пейзаж в литературном произведении

От него отпочковались:

  • Архитектурный (ведута). В ведутах итальянские мастера с высокой точностью порой близкой к фотографической, отражали детали зданий и сооружений.
  • Каприччио (в переводе — «причуда» или «каприз»). Это тоже итальянское изобретение: виды с руинами (как правило, античными), причём зачастую они были несуществующими, вымышленными.
  • Индустриальный. Возник с развитием промышленности, появлением грандиозных заводов, огромных мостов, железных дорог.
  • Урбанистический. Это перенесённые на полотно небоскрёбы, эстакады и другие атрибуты мегаполисов. Интересная ветвь — футуристическая урбанистика, изображающая мегаполисы будущего.

Пейзаж в литературном произведении

Есть также обширные группы, объединённых общей пейзажной темой (достаточно узкой, специфической), но не имеющие специальных названий. Так, например, в эпоху романтизма живописцы-пейзажисты часто писали виды с замками, монастырями, средневековыми руинами.

Пейзаж в литературном произведении

Ещё одна интересная группа — пейзажисты, «специализирующиеся» на изображении неба. Главная фигура среди них — Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner), которого называют художником воздуха и света.

Пейзаж в литературном произведении

А минималист Ив Кляйн (Yves Klein) в 1962 году довёл воспевание красоты чистого неба до апофеоза работой «IKB», представляющей собой прямоугольник синего цвета.

Пейзаж в литературном произведении

Распространено также деление живописно-пейзажного творчества по времени года:

  • зимние;
  • весенние;
  • осенние;
  • летние.

Пейзаж в литературном произведении

Делят работы мастеров-пейзажистов и по времени суток: на утренние, дневные, вечерние и ночные. Крупные тематические группы — картины, воспевающие закаты и восходы, жаркий полдень, таинственный покров ночи — звёздной, беззвёздной, лунной…

Пейзаж в литературном произведении

Специальной классификации для изображений природных явлений не разработано.

Пейзаж в литературном произведении

Но, опять же, можно выделить группы произведений, в которых основное внимание художника-пейзажиста сосредоточено именно на атмосферных явлениях: дожде, снеге, грозе, сильном ветре (вплоть до бури и шторма), радуге

Пейзаж в литературном произведении

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

Пейзаж в литературном произведении

Пейзаж в сказке

Описание пейзажа в литературе – это изобразительное средство, которое нередко присутствует в сказках. Таинственный дремучий лес, сказочная гора или волшебный ручей встают перед глазами читателя дивными образами. Без этих картин произведение не имело бы ярких волшебных оттенков. Но многие литературоведы полагают, что в сказочном жанре пейзажные описания представлены слабо и не выполняют каких-либо значимых функций. Однако достаточно вспомнить произведения романтика Вильгельма Гауфа. Приключения героев сказки «Холодное сердце» начинается в живописном Шварцвальде. Повествование немецкого автора начинается с изображения ночного леса.

Сказочный пейзаж украшает и произведения русского писателя Павла Бажова. Но все же в этом жанре описание природы имеет исключительно декоративное назначение.

Пейзаж в литературном произведении

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Типы пейзажей по жанру и характеру — эпика, лирика, сюрреализм…

Помимо тематического деления, есть и другие классификационные подходы. По характеру выделяют:

  • Эпические пейзажи — полные величественности, размаха, масштаба, даже пафоса.
  • Героические — близкие к эпическим, замысел которых — в преклонении перед величием природы, могуществом стихии.
  • Лирические — их ещё называют пейзажем-настроением. В них звучат эмоции творца, а мир становится зеркалом души. Такие творения бывают радостными, грустными, меланхолическими.
  • Идиллические — живописно-идеализированное лоно природы, дружественное человеку, дарующее ему радости отдыха.
  • Пасторальные — подвид идиллических, со стаффажем из пейзан, овечек и тому подобных атрибутов сельской жизни.
  • Исторические — демонстрирующими ландшафты в определённый период времени. Их частью бывают исторические и мифологические персонажи. Пример — «Дидона, основательница Карфагена» Уильяма Тёрнера.

Пейзаж в литературном произведении

  • Фантастические — изображающие сказочные, фэнтезийные, небывалые миры. В их числе — футуристические (ландшафты будущего, как правило, технологичные), мистические (с флёром тайны и мистики), сюрреалистические (с парадоксальным слиянием реального и ирреального).
  • Абстрактные — такие творения появились в XX столетии с появлением абстракционизма и родственных ему направлений.
  • Реалистические — точно отображающие действительность (но, разумеется, не фотографически, а через призму художественного видения).

Пейзаж в литературном произведении

Важным моментом для характеристики является указание на конкретный стиль, в котором написано полотно: например, академический пейзаж, барочный, романтический, импрессионистский, гиперреалистичный.

Пейзаж в литературном произведении

Что ещё нужно знать о пейзажах

Значимое деление пейзажно-ландшафтных полотен — на камерные и панорамные. Первые изображают небольшие природные уголки и, как правило, наполнены лиризмом.

Пейзаж в литературном произведении

Вторые рисуют просторы, носят масштабный характер.

Русская литература

Пожалуй, нет в русской литературе произведения, в котором отсутствует пейзаж. Классики использовали этот внесюжетный элемент в различных целях. Одним из лучших писателей-пейзажистов мирового значения является Иван Тургенев. С помощью описания природы этот автор показывал, как меняется настроение главного героя. Добивался он этого с помощью весьма динамичных пейзажей: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине. Дождь полил ручьями».

Пейзаж в литературном произведении

Пейзаж в литературе используется также для передачи национального колорита, что можно видеть в романтических произведениях Николая Гоголя. В зависимости от направления, функции пейзажных описаний могут меняться. Так, у того же автора в реалистической прозе изображение окружающего мира служит для раскрытия внутренних тревог и переживаний героя. А в обличительно-сатирической повести «Шинель» холодный петербургский пейзаж, возможно, служит символом жестокого чиновничьего мира.

Почему русские художники пишут итальянские пейзажи

В еще большей степени с Италией будет связана следующая стадия в развитии русского пейзажа — романтическая. Отправляясь туда в качестве пенсионеров, то есть на стажировку после успешного окончания Академии, художники пер­вой половины XIX века, как правило, не спешат обратно

Сам южный климат кажется им приметой отсутствующей на родине вольности, а внимание к кли­мату — это и стремление его изобразить: конкретные свет и воздух теплого свободного края, где всегда длится лето. Это открывает возможности освоения пленэрной живописи — умения строить цветовую гамму в зависимости от реаль­ного освещения и атмосферы

Прежний, классицистический пейзаж требовал героических декораций, сосредотачивался на значительном, вечном. Теперь природа становится средой, в которой живут люди. Конечно, романти­че­ский пейзаж (как и любой другой) тоже предполагает отбор — в кадр попа­дает лишь то, что кажется прекрасным: только это уже другое прекрасное. Ландшафты, существующие независимо от человека, но благосклонные к нему — такое представление о «правильной» природе совпадает с итальян­ской реальностью.

Пейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведении

1 / 4

Лунная ночь в Неаполе. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 годГосударственная Третьяковская галерея

2 / 4

Грот Матроманио на острове Капри. Картина Сильвестра Щедрина. 1827 годГосударственная Третьяковская галерея

3 / 4

Водопады в Тиволи. Картина Сильвестра Щедрина. Начало 1820-х годовГосударственная Третьяковская галерея

4 / 4

Веранда, обвитая виноградом. Картина Сильвестра Щедрина. 1828 годГосударственная Третьяковская галерея

Сильвестр Щедрин прожил в Италии 12 лет и за это время успел создать своего рода тематический словарь романтических пейзажных мотивов: лунная ночь, море и грот, откуда море открывается взгляду, водопады и террасы. Его при­рода сочетает в себе всемирное и интимное, простор и возможность укрыться от него в тени виноградной перголы. Эти перголы или тер­расы — как интерьер­ные выгородки в бесконечности, где с видом на Неаполитанский залив преда­ются блаженному ничегонеделанию бродяги лаццарони. Они как бы входят в сам состав пейзажа — свободные дети дикорастущей природы. Щедрин, как положено, дорабатывал свои картины в мастерской, однако его живописная манера демонстрирует романтиче­скую взволнованность: откры­тый мазок лепит формы и фактуры вещей как бы в темпе их мгновенного постижения и эмоционального отклика.

Пейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведенииПейзаж в литературном произведении

1 / 4

Явление Мессии (Явление Христа народу). Картина Александра Иванова. 1837–1857 годыГосударственная Третьяковская галерея

2 / 4

Явление Христа народу. Первоначальный эскиз. 1834 годГосударственный Русский музей

3 / 4

Явление Христа народу. Эскиз, написанный после поездки в Венецию. 1839 годГосударственная Третьяковская галерея

4 / 4

Явление Христа народу. «Строгановский» эскиз. 1830-е годыГосударственная Третьяковская галерея

А вот Александр Иванов, младший современник Щедрина, открывает иную природу — не связанную с человеческими чувствами. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Мессии», и пейзажи, как и все прочее, создавались в косвенной связи с ней: собственно, они часто и мыслились автором как этюды, но выполнялись с картинной тщательностью. С одной стороны, это безлюдные панорамы итальянских равнин и болот (мир, еще не очеловеченный христианством), с другой — крупные планы элементов натуры: одна ветка, камни в ручье и даже просто сухая земля, тоже данная панорамно, бесконеч­ным горизонтальным фризом  Например, на картине «Почва около ворот церкви Св. Павла в Альбано», написанной в 1840-е годы.

Внимание к деталям чревато и вниманием к пленэрным эффектам: к тому, как небо отражается в воде, а бугристая почва ловит рефлексы от солнца, — но вся эта точность оборачивается чем-то фунда­ментальным, образом вечной природы в ее перво­основах. Предполагает­ся, что Иванов пользовался камерой-люцидой — устрой­ством, помогающим фрагмен­тировать видимое

Ею, вероятно, пользовался и Щедрин, однако с иным результатом.

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Пейзаж в литературном произведении

Городской пейзаж

Все, что окружает человека, за последнее столетие стремительно менялось. Жизнь, в основном концентрируется в крупных населенных пунктах и городах. А оттого и городской пейзаж в литературе получил широкое распространение. Роман «Мастер и Маргарита» начинается именно с описания одного из исторических мест Москвы. Но Михаил Булгаков использует его не только для обозначения места встречи главных героев и начала сюжетной завязки. «Страшный майский вечер» рисует автор с целью создания некой таинственной атмосферы, предвещающей знаменательное страшное событие. В результате читатель уже с первых строк испытывает чувство надвигающейся опасности, которая грозит персонажам романа.

Пейзаж в литературном произведении

В главе, в которой Булгаков изображает роковую встречу Мастера и Маргариты, описанию городского пейзажа отводится совсем немного. Но упоминание того, что героиня свернула с Тверской улицы в переулок, а в руках ее были желтые цветы, которые первыми появляются в Москве, создает картину ранней серой городской весны. Картина эта тусклая и печальная, однако она не лишена романтики и надежды.

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

Пейзаж в литературном произведении

Развитие пейзажной живописи

Пейзажная живопись — это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках.

Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Пейзаж в литературном произведении

Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург (Frères de Limbourg) «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики — переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.

Пейзаж в литературном произведении

В эпоху Возрождения мастера начинают всё больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, всё ещё используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт всё чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci).

Пейзаж в литературном произведении

Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Всё это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Пейзаж в литературном произведении

Большую роль сыграла венецианская школа в период Позднего Возрождения. Одним из первых авторов, у которых природа обретает самостоятельное значение, стал Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco). В его «Буре» роль человеческих фигур уже второстепенна.

Пейзаж в литературном произведении

Параллельно на Севере Европы развивала пейзажно-живописное направление голландская школа. В отличие от насыщенного колорита итальянцев, у голландцев краски были приглушёнными.

Пейзаж в литературном произведении

К концу XVI столетия уже можно говорить о выделении пейзажно-ландшафтной живописи в качестве отдельной ветви. Так, в работе Эль Греко (El Greco) «Толедо в грозу» уже вообще нет человеческих фигур.

Пейзаж в литературном произведении

В XVII-XVIII веках свою изюминку в живописание «натуры» вносили различные стили:

  • классицисты искали в ней идеальную гармонию;
  • мастера барокко переносили на полотна буйство стихий, наполняли свои творения динамикой и эмоциями;
  • представители рококо создавали изящные, утончённые, полные очарования образы, сотканные из пастельных оттенков.

Пейзаж в литературном произведении

Огромную роль сыграл романтизм XIX века. Художники-романтики обращались к темам, будоражащим чувства и воображение. Их творчество зовёт в дальние странствия, показывает экзотические или затерянные уголки мира, воспевает красоту стихии или же приглашает приоткрыть полог тайны.

Пейзаж в литературном произведении

Следующим революционным шагом стало появление пленэра — живописания на открытом воздухе. В конце XIX столетия начали выпускать тюбиковые краски, что позволило выезжать с мольбертами в леса, поля, луга, на берега водоёмов.

Пейзаж в литературном произведении

Благодаря натуральному освещению открылись новые возможности в передаче красоты воздушно-световой среды. Первую скрипку в этот период играли импрессионисты.

Пейзаж в литературном произведении

В XIX — начале XX веков также повышается значение реализма. Поразительно точная передача действительности — вплоть до травинки — характерна, например, для Ивана Ивановича Шишкина.

Пейзаж в литературном произведении

Ну, а затем разнообразие стилей становится таким, что нет смысла их перечислять. По-своему отображали окружающую среду «дикие фовисты», кубисты, абстракционисты…

Пейзаж в литературном произведении

Передача реальности окончательно теряет значение, а доминантой становится самовыражение художника, его личный взгляд на мир.

Пейзаж в литературном произведении

Проза символистов

Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.

Пейзаж в литературном произведении

Примерами символической прозы являются новеллы Томаса Манна. В одной из них – «Смерть в Венеции» – присутствует множество символов. Основной из них – город, охваченный эпидемией. Главный герой оказывается в Венеции, которая, уже исходя из своих природных особенностей, ассоциируется с романтикой и смертью, с радостью и таинственностью. Один из самых легендарных городов в произведении немецкого писателя служит фоном для трагической истории о человеке, охваченном страстью, и во имя ее намеренно идущим на верную гибель.

Пейзаж как средство выражения мыслей автора присутствует также в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Яркие картины из окна не радуют главного персонажа, потому как он утратил способность радоваться красоте окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все то, что упустил господин из Сан-Франциско за свою долгую, но пустую жизнь.

Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.

Образы природы в русской литературе

В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др

Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования

Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.

В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:

Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.

Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:

Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей

Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:

Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.

Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.

Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.

Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:

  • пейзаж, природные образы служат средством раскрытия чувств персонажей;
  • пейзаж участвует в формировании образов персонажей;
  • пейзаж реализует структурную функцию, обозначая место и время, когда происходят события, о которых идет речь в произведении;
  • природные образы способствуют развитию сюжетной линии, влияя на мотивы, особенности поведения и поступки персонажей.

Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.

В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.

Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.