Что такое пьедестал

Четвертый постамент на Трафальгарской площади

Что такое пьедестал

На знаменитой Трафальгарской площади в Лондоне в 1841 году по замыслу архитектора Ч. Бэрри на углах были установлены четыре постамента для статуй четырех знаменитых британцев. В настоящее время на трех из них установлены памятники королю Георгу IV, а также генералу Генри Хейвлоку и генералу Чарльзу Джеймсу. Четвертый постамент долгое время пустовал, но «хорошее место не бывает пусто».

Поэтому, начиная с 2005 года, на этом постаменте выставляются скульптуры современных авторов: художника-инвалида Элисон Лэппер, инсталляция из многоцветного стекла скульптора Шютте, макет флагмана Адмирала Нельсона в бутыли из искусственного стекла, автор — художник Йинка Шонибаре из Великобритании.

История постаментов

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое постамент, нужно начать с истории этого явления. Обычай установки таких конструкций можно отнести к античным образцам, когда произведения искусства устанавливались на площадях, в храмах, чтобы ими могли любоваться все желающие. Не на скульптурной группе, а именно на постаменте оформлялись надписи, поясняющие деяния человека или людей (а иногда и животных или предметов), которым установлен памятник. Таковы, например, надписи на постаментах: баснописцу И. А. Крылову с изображением зверей в Летнем саду С-Петербурга и памятника Минину и Пожарскому с двумя бронзовыми рельефами на гранитном постаменте на Красной площаде в Москве.

В средние века, когда господствовала готика, скульптурные изображения как бы «вошли в стены» в виде барельефов, полубарельефов и статуй в нишах или взбирались на украшения крыш, направляя их вверх. Постаменты или исчезали совсем или очень уменьшались в размерах.

Ренессанс вновь возродил моду на установку статуй и скульптурных групп на мощные постаменты, что делало их украшением и дополнением ансамблей зданий, парков, площадей во многих городах Европы. Как и в Древнем Риме, каждый правитель, приходя к власти, пытался упрочить могущество, в том числе и устанавливая собственную большую статую на высокий постамент.

Такие архитектурные дополнения обычно делались из камня (мрамора, гранита и др.) или из металла (бронзы, меди и др.), деревянные постаменты оказались непрочными и недолговечными. Чтобы выдержать большой вес, они выполнялись массивными, из очень твердых каменных пород. Форма постаментов, как правило, гармонировала с окружающим пространством, повторяя форму деталей сооружений: ступеней, карнизов, круглых баз колонн, иногда повторяла орнамент капителей колонн и т. д.

Иногда постаменты были выполнены настолько высокохудожественно, что играли весьма значительную роль в зрительном восприятии скульптурной группы. Примером может служить постамент памятника Петру Первому – Медный всадник (хотя он выполнен из бронзы) на одной из площадей Санкт-Петербурга. Памятник впечатляет зрителя. Царь – новатор на вздыбленном коне вознесен просто на недосягаемую высоту благодаря постаменту, выполненному из малообработанного огромнейшего куска скалы (Гром-камня) и имеющего размеры значительно больше самого памятника. Надпись на постаменте полностью соответствует его возвышенному стилю и художественному образу: «Петру Первому – Екатерина Вторая, лета 1872».