Пятидесятница — что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?

Праздник Пятидесятницы является символом спасения

Поэтому праздник Пятидесятницы, он является символом нашего с вами спасения. Отец Небесный совершил все ради нас с вами. Все совершается Духом Святым, как свидетельствуют нам стихиры, Отец посылает Сына, Сын умоляет Отца и Дух Святой нисходит на человека и дает возможность понимания. Но понимание настолько приходит, насколько мы очищаем свое сердце, насколько мы находимся в Святой Соборной Апостольской Церкви.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы должны обязательно остановится на этом событии – утверждении Церкви Христовой. Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь! И Христос через апостола Павла, говорит – если будете проповедывать не то, чему мы вас научили, то будет вам анафема! Поэтому в мире есть Единая Соборная Апостольская Христова Церковь, которая основана не в Константинополе, не в Москве, не в Киеве. Создатель Ее – есть Иерусалим, где происходили все события, которые утверждают нас в правде и истине.

Политические амбиции, настроения, они присущи и нашим людям, подобно, тем, которые строили Вавилонскую башню, по гордости. Но, поверьте, Сион  (Сионская горница где сошел Дух Святой на апостолов – авт.) – есть Мать всех поместных церквей, которые впоследствии явились во всем мире.

Тематические страницы

    • Зачем нужна религия?
    • Воспитание детей в вере
    • Пост
    • Рождественский пост
    • Великий пост
    • Неделя Иоанна Лествичника
    • Неделя Православия
    • Неделя святителя Григория Паламы
    • Крестопоклонная неделя
    • Неделя Марии Египетской
    • Страстная седмица
    • Подготовительные недели Великого поста
    • Неделя о мытаре и фарисее
    • Неделя о блудном сыне
    • Неделя мясопустная, о Страшном суде
    • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
    • Прощёное воскресенье
    • Неделя о Закхее
    • Великий покаянный канон Андрея Критского
    • Мариино стояние
    • Похвала Пресвятой Богородицы
    • Лазарева суббота
    • Вербное воскресенье
    • Успенский пост
    • Петров пост
    • Христианский брак
    • Церковь о сексе
    • Как читать Святых Отцов?
    • Юродивые
    • Усекновение главы Иоанна Предтечи
    • Рождество Богородицы
    • Воздвижение Креста Господня
    • Покров Пресвятой Богородицы
    • Введение во Храм
    • Как читать Библию?
    • Литургия
    • Рождество Христово
    • Обрезание Господне
    • Богоявление — Крещение Господне
    • Сретение Господне
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
    • Пасха
    • Вознесение Господне
    • Пятидесятница
    • Рождество Иоанна Предтечи
    • Преображение Господне
    • Успение Пресвятой Богородицы
    • Иудаизм и христианство
    • Христианская суть наукотехники
    • Смерть
    • Наука и религия
    • Чудо
    • Ислам и христианство
    • Атеизм
    • Женщина в Церкви
    • Христианство и музыка
    • Христианство и поэзия
    • Христианство и литература
    • Христианство и кино
    • Смертная казнь в христианстве
    • Псалмы
    • Экуменизм
    • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
    • Государство и Церковь
    • Страшный Суд
    • Бог
    • Молитва
    • Акафисты: «Радуйся!»
    • Святость
    • Кто такие «святые отцы»?
    • Зачем нужна религия?
    • Воспитание детей в вере
    • Пост
    • Рождественский пост
    • Великий пост
    • Неделя Иоанна Лествичника
    • Неделя Православия
    • Неделя святителя Григория Паламы
    • Крестопоклонная неделя
    • Неделя Марии Египетской
    • Страстная седмица
    • Подготовительные недели Великого поста
    • Неделя о мытаре и фарисее
    • Неделя о блудном сыне
    • Неделя мясопустная, о Страшном суде
    • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
    • Прощёное воскресенье
    • Неделя о Закхее
    • Великий покаянный канон Андрея Критского
    • Мариино стояние
    • Похвала Пресвятой Богородицы
    • Лазарева суббота
    • Вербное воскресенье
    • Успенский пост
    • Петров пост
    • Христианский брак
    • Церковь о сексе
    • Как читать Святых Отцов?
    • Юродивые
    • Усекновение главы Иоанна Предтечи
    • Рождество Богородицы
    • Воздвижение Креста Господня
    • Покров Пресвятой Богородицы
    • Введение во Храм
    • Как читать Библию?
    • Литургия
    • Рождество Христово
    • Обрезание Господне
    • Богоявление — Крещение Господне
    • Сретение Господне
    • Благовещение Пресвятой Богородицы
    • Пасха
    • Вознесение Господне
    • Пятидесятница
    • Рождество Иоанна Предтечи
    • Преображение Господне
    • Успение Пресвятой Богородицы
    • Иудаизм и христианство
    • Христианская суть наукотехники
    • Смерть
    • Наука и религия
    • Чудо
    • Ислам и христианство
    • Атеизм
    • Женщина в Церкви
    • Христианство и музыка
    • Христианство и поэзия
    • Христианство и литература
    • Христианство и кино
    • Смертная казнь в христианстве
    • Псалмы
    • Экуменизм
    • Молитвы и богослужебные тексты на русском языке
    • Государство и Церковь
    • Страшный Суд
    • Бог
    • Молитва
    • Акафисты: «Радуйся!»
    • Святость
    • Кто такие «святые отцы»?

О Церкви

Что такое поместная Церковь?  Это Церковь Христова, которая основана святыми апостолами и преподана людям. И мы сегодня имеем нашу Святую Каноническую Церковь в Украине. И не надо нам созидать еще что-либо, как сегодня говорят, что мы должны созидать новую Церковь.

Церковь есть, только нужно к ней прислушаться и не искать «карманной церкви», которая бы покрывала все недостатки и глупые поступки. Потому что Господь сказал: «Шедше в мир научите все языки крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа.»  «И тот, кто научившись, соблюдает, — дальше говорит апостол, — будет иметь жизнь вечную.» 

Я никогда не любил и не люблю, как сегодня говорят проходить «между двумя дождевыми каплями», но скажу прямо, что все сектанты, так званные «церкви», которые явились вне Истинной Церкви Христовой – они являются «хламом древесным» для сожжения в аде и поддержания костра. Потому что Церковь одна и Ее не создают политики, не создают иерархи, она есть Христова Церковь и Господь утверждает и дает возможность развития той стране, где есть истинная Церковь, которая основана святыми апостолами.

И наша Церковь – основополагающий камень после Христа, у нас есть апостол Андрей Первозванный, который принес веру в Христа на наши земли. И это неоспоримый факт! Мы, являемся Истинной Соборной Апостольской Церковью, которая утверждена апостолом Андреем Первозванным, далее идут такие великие подвижники, как благоверный князь Владимир, великая княгиня Ольга, другие князья, идут епископы, которые словом Божественной мудрости утверждают Святую Соборную Апостольскую Церковь на тех полях Божьей милости, человеческих сердцах, где оно есть.

Поэтому мы должны с вами искать спасения в Церкви той, которую создал Господь. А по поводу создания, так званых, сект, политических партий под названием церкви можно привести такую замечательную аналогию. Мы зажигаем свечу от свечи и она не ослабевает в огне. И если мы только потушим и отдельно зажжем свечу от спички она будет гореть, но она не имеет никакой теплоты преемственности.

Что очень часто видим мы сегодня в мире – отсутствие преемственности. Все то, что сегодня является, оно не имеет ничего общего с Господом. Господь сказал: «Приду, обрящу ли Я веру?» Какую веру? Веру Святую, Соборную, Апостольскую. Поэтому, дорогие братья и сестры, если вы хотите получить блаженство Божье, вы должны быть, как благоразумный блудный сын (притча о блудном сыне – авт.), который отошел от Отчего дома, Церкви Христовой, повалялся в грязи, нечистоте, и раскаявшись вернулся в Отчий дом.

Церковь – это мать, которая омывает наши греховные раны, мать, которая перевязывает все наши струпы, мать, которая утешает, чтобы нам было облегчение. И в конце концов, она берет нас немощных на Свои всесильные руки и несет к Тихой Пристани Царства Небесного.

И поверьте, Господь слышит такую Церковь и Своих верных чад, потому что Он сказал неразумным девам (притча о благоразумных девах – авт.)  – отойдите, Я вас не знаю. И другому человеку, который не имел «брачной одежды» также ответил. И вот как раз те, которые не имеют «брачной одежды» —  это люди не принявшие Таинства крещения, а все что совершается вне Святой Церкви это безблагодатно и не по уставу. Люди, которые без исповеди, без венчания, без покаяния умирают, это как раз те люди, которые не имеют «брачной одежды» и они попадают туда, где вечные муки и страдания, в геенский огонь, где будет плач и скрежет зубов.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Пятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Катакомбы Виа ЛатинаПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)Пятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Пятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, НовгородПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Пятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица. Андрей Рублев. XV векПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI векПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV векПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, ЯрославльПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Святая Троица. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский художественный музей, ЯрославльПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица Ветхозаветная. Конец XVI — начало XVII вв. Москва, ГТГПятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?Троица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на «Правмире»:

  • Святая Троица в Православной Церкви
  • Троица, 10 икон Святой Троицы
  • Об изображении Святой Троицы
  • День Святой Троицы. Пятидесятница
  • Троица – исполнение всех ожиданий
  • “Святая Троица” Преподобного Андрея Рублева
  • Троица и икона Воскресения Христова
  • Святая Троица — парадигма человеческой личности
  • Художественный образ Пресвятой Троицы
  • Троица: Фундамент христианства
  • Троица: единство и святость
  • День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
  • День Святой Троицы: что важнее – Бог или шашлык?
  • День святой Троицы: что поется в этот день в храме?
  • День Святой Троицы: рассказ о нескольких случаях
  • «…Предстоя Святей Троице». О передаче троичного догмата в иконах
  • День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре
  • Как в старину на Троицу гуляли (ФОТО)
  • Праздник Троицы: как победить разделение внутри себя?
  • Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?
  • «Я открыл главу о Святой Троице и понял, что это моё»
  • Троица в Давыдово (+ФОТО)

Крещение — Пятидесятница

Крещением начинается, а  Пятидесятницей завершается  служение Иисуса Христа на земле. В день Крещения Господь открылся человеку в Троичности Лиц.  Бог Отец взывал Своим гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5).  Сын стоял в водах, принимая благословение и благодать Крещения по человеческой природе. Дух Святой в виде голубя сходил на Спасителя.Каждый, кто приходит в Церковь и принимает крещение — спогребается со Христом, сострадает со Христом, сораспинается со Христом и вместе с Ним совоскресает.И если Таинство Крещения является начальной ступеней, то Таинство Миропомазания олицетворяет собой печать, завершение  домостроительства Божьего, которое Господь предусмотрел в Своём предвечном Совете, совете Святой Троицы.Благодать Божия в Таинстве Миропомазания олицетворяет собой личную Пятидесятницу, когда на каждого человека сходит Божественная благодать Святого Духа. Человек, получивший благодать, навсегда остаётся с Богом. И именно эта идея, эта мысль и это прославление Святой Троицы  отображается в песнопениях.

Сошествие Духа Святого

Чтобы понять, что праздник Святой Троицы означает, вернемся к истории. После рождения Христа произошло деление на «до»/«после». При изучении материала, исторических документов, историки называют даты с оговоркой на момент до рождества Христова, наша эра. Летоисчисление нашей эры начинается с признания христианской веры, рождения Иисуса. Смерть, воскрешение Сына Божьего – Пасха. На Тайной вечере, когда ученики преломляли хлеб, беседовали с Учителем, они получили задание – рассказать миру о:

  • пришествии Христа;
  • его жизни, смерти;
  • предназначении;
  • чудесах, совершаемых для возвращения веры (фокусы с вином).

50 дней апостолы горевали о потере Учителя, но заданием не занимались. Поэтому спустился Святой Дух: напомнить об обязанностях, просьбе, наставлениях Иисуса. Отсюда плавающая дата праздника. Ведь Святая Троица – это праздник сошествия Святого Духа.

Святая Троица означает не только напоминание апостолам о данном обещании, но триединство Бога. Господь наградил учеников Христовых умением разговаривать на всех языках мира. Понимать слышать души людей. На 50 день возникла церковь. Поэтому праздник Святой Троицы по праву называют днем рождения христианской веры, церкви. На Руси носить еще одно название – Зеленые Святки.

Особенная суббота Троицы

Субботний день перед Троицей – поминальный или родительская суббота. Особенный день, так как только 4 раза в год можно поминать усопших наложивших на себя руки, не преданных земле. На праздник усердно молятся за грехи преждевременно ушедших из жизни: утопленников. Считается, что только русалка может заманить, заворожить человека в воду. Один раз за год церковь просит отпустить грехи людям, оставшимся без креста (некрещенным).

Святая Троица – это православный праздник, когда посаженное дерево будет охранять род, показывать состояние всех родственных связей. Традиция высаживать на приусадебном участке семейного деревца (многолетнего растения) имеет ряд обязательных моментов:

  • саженец в землю высаживают в субботу, но первый полив делают в ночь на Троицу;
  • землю с кладбища не использовать;
  • под корни вкладывать родительскую землю (земля, где провели детство предки);
  • положить семейную вещицу (брошь, пуговица, заколка, чашку из сервиза бабушки и т. д.);
  • обеспечить хороший уход за растением;
  • первый полив делать специально заговоренной водой.

Деяния Святых Апостолов

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем:«видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим».

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, чтоне оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит:«сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.

О Церкви

Что такое поместная Церковь?  Это Церковь Христова, которая основана святыми апостолами и преподана людям. И мы сегодня имеем нашу Святую Каноническую Церковь в Украине. И не надо нам созидать еще что-либо, как сегодня говорят, что мы должны созидать новую Церковь.

Церковь есть, только нужно к ней прислушаться и не искать «карманной церкви», которая бы покрывала все недостатки и глупые поступки. Потому что Господь сказал: «Шедше в мир научите все языки крестяще во имя Отца и Сына и Святого Духа.»  «И тот, кто научившись, соблюдает, — дальше говорит апостол, — будет иметь жизнь вечную.» 

Я никогда не любил и не люблю, как сегодня говорят проходить «между двумя дождевыми каплями», но скажу прямо, что все сектанты, так званные «церкви», которые явились вне Истинной Церкви Христовой – они являются «хламом древесным» для сожжения в аде и поддержания костра. Потому что Церковь одна и Ее не создают политики, не создают иерархи, она есть Христова Церковь и Господь утверждает и дает возможность развития той стране, где есть истинная Церковь, которая основана святыми апостолами.

И наша Церковь – основополагающий камень после Христа, у нас есть апостол Андрей Первозванный, который принес веру в Христа на наши земли. И это неоспоримый факт! Мы, являемся Истинной Соборной Апостольской Церковью, которая утверждена апостолом Андреем Первозванным, далее идут такие великие подвижники, как благоверный князь Владимир, великая княгиня Ольга, другие князья, идут епископы, которые словом Божественной мудрости утверждают Святую Соборную Апостольскую Церковь на тех полях Божьей милости, человеческих сердцах, где оно есть.

Поэтому мы должны с вами искать спасения в Церкви той, которую создал Господь. А по поводу создания, так званых, сект, политических партий под названием церкви можно привести такую замечательную аналогию. Мы зажигаем свечу от свечи и она не ослабевает в огне. И если мы только потушим и отдельно зажжем свечу от спички она будет гореть, но она не имеет никакой теплоты преемственности.

Что очень часто видим мы сегодня в мире – отсутствие преемственности. Все то, что сегодня является, оно не имеет ничего общего с Господом. Господь сказал: «Приду, обрящу ли Я веру?» Какую веру? Веру Святую, Соборную, Апостольскую. Поэтому, дорогие братья и сестры, если вы хотите получить блаженство Божье, вы должны быть, как благоразумный блудный сын (притча о блудном сыне – авт.), который отошел от Отчего дома, Церкви Христовой, повалялся в грязи, нечистоте, и раскаявшись вернулся в Отчий дом.

Церковь – это мать, которая омывает наши греховные раны, мать, которая перевязывает все наши струпы, мать, которая утешает, чтобы нам было облегчение. И в конце концов, она берет нас немощных на Свои всесильные руки и несет к Тихой Пристани Царства Небесного.

И поверьте, Господь слышит такую Церковь и Своих верных чад, потому что Он сказал неразумным девам (притча о благоразумных девах – авт.)  – отойдите, Я вас не знаю. И другому человеку, который не имел «брачной одежды» также ответил. И вот как раз те, которые не имеют «брачной одежды» —  это люди не принявшие Таинства крещения, а все что совершается вне Святой Церкви это безблагодатно и не по уставу. Люди, которые без исповеди, без венчания, без покаяния умирают, это как раз те люди, которые не имеют «брачной одежды» и они попадают туда, где вечные муки и страдания, в геенский огонь, где будет плач и скрежет зубов.

Богослужение

От IV века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, даваемое одной западной паломницей (Сильвией или Эгерией).

По этому описанию в ночь под Пятидесятницу бывало обычное воскресное бдение в церкви Воскресения, причем епископ читал Евангелие о воскресении, как и в каждое воскресенье. С рассветом весь народ шел в главную церковь (Мартириум), где была проповедь и совершалась обычная литургия, которую старались окончить к третьему часу дня. После отпуста весь народ вел епископа с песнями на Сион; там при конце 3 (9) часа читалось место из Деяний о сошествии Св. Духа, бывала проповедь об этом и совершалась другая литургия, по окончании которой архидиакон приглашал народ собраться на Елеоне в 6 часу. До этого часа народ расходился по домам подкрепиться. Собравшись на Елеоне, народ (весь до одного) шел на Елеонскую гору, где совершалась лития на самое место вознесения (Имвомон). Там предлагались чтения, пелись песни и антифоны, соответствующие дню и месту, с такого же содержания вставочными молитвами, читалось Евангелие о вознесении, благословлялись оглашенные и верные. Затем уже в 9 ч. бывала лития в церковь Пещеры, где Христос учил апостолов; там в 10 ч. совершалась вечерня с обычной молитвою, благословением оглашенных и верных. Оттуда шли литией в Мартириум; в городские ворота входили уже ночью и там литию встречали со множеством светильников; в Мартириум приходили около 2 ч. н. (=7 ч. в.); там пелись песни и читалась молитва с благословением оглашенных и верных. Совершалась лития в храме Воскресения, где делалось тоже. Наконец совершалась лития на Сион, где бывали чтения, пелись псалмы и антифоны и тоже произносилась молитва с благословением оглашенных и верных. Все оканчивалось около полуночи; т.о. богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток; нечто подобное, такое же множество литий, бывало еще только в ночь на великую пятницу .

От VII в. мы имеем древнейший чин богослужения Пятидесятницы. Это в недавно открытом Иерусалимском канонаре (уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии – Эгерии. Памятник, кроме глубокой древности даваемого им чина, особенно важен тем, что дает зародыши нынешних 3 молитв и на той же вечерне Пятидесятницы в своих 8 литиях в этот день.

В праздничном Евангелии VIII в., написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех дванадесятых праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. В VIII веке на Пятидесятницу составлены каноны свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

Троица объединяет всех живущих на Земле

И в десятый день по Вознесении Господа, как свидетельствует нам Деяние Святых Апостолов, апостолы  собрались в Сионской горнице с ними  находилась и Дева Мария, как вдруг в третий час дня сделался шум вокруг, как от сильного ветра. Все апостолы  увидели, как расступились крыша и потолок этой горницы и Дух Святый в виде огненных языков спускался на всех апостолов, в том числе и на Пречистую Деву Марию. Хотя Она всегда была в Духе Истины. И Архангел Гавриил сказал: «Дух Святый найдет на Тя и Сила Всевышнего осенит Тя!»

Прежде еще рождения Христового, Господь возвестил о низшествии Духа Святаго на Пречистую Деву Марию. И когда Она носила Творца Вселенной в Своей утробе, в Троице прославляемого, Она была преисполнена этой благодати Святого Духа. И в этот день, когда снисшел Святый Дух, апостолы ощутили необыкновенную силу и заговорили на разных языках.

Заметьте, что это не сегодняшний день, когда изучают люди разные языки, это были неграмотные рыбаки, как впоследствии синедрион скажет – это неграмотные люди. Но в  то время они покорили весь мир, своей толерантностью, своей мудростью Божественной благодати, Которую Господь явил на кротких и чистых сердцем своих служителей.

Этот день называется основанием, рождением Церкви. Церкви Новозаветной, которую утвердил Сам Христос Спаситель Духом Святым. Она запечатлена кровью Самого Спасителя и угодников Божьим. Утверди Боже, Святую Православную Церковь! То есть все то, что было сказано, написано в Ветхозаветной Церкви, оно получило обновление, утверждение кровью Христовой, святых мучеников и запечатлено Духом Святым.

Традиции на Пятидесятницу

В день рождения Церкви храмы принято украшать зелеными ветками, березками, травой и цветами. Данный обычай происходит от язычества, но православие изменило его мотивы.

Пятидесятница - что это такое? праздник пятидесятницы: что мы празднуем?

Нарядная церковь выглядит очень красиво. Березки и трава
лежат до Духова дня, а потом их разбирают верующие. Обычно их заваривают,
натирают отваром больные места и пьют.

Праздник отмечается также и в католической церкви. В разных странах имеются различные традиции в этот день. Например, в Италии разбрасывают с крыш лепестки роз в знак схождения огненных языков. Во Франции дуют в трубы в воспоминание сильного шума при схождении Благодати.

Другие названия праздника:

  • Неделя Пентикостии (по-гречески);
  • Троицын День;
  • Троица.

В этот праздник бывают торжества, богатые застолья, народные гуляния. После Троицы бывает сплошная седмица, без поста в среду и пятницу. Затем начинается Петров пост в честь святых апостолов Петра и Павла. Он заканчивается всегда 12 июля по новому стилю и имеет разную продолжительность.

Стихи о Троице

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Сергей Есенин. Троица

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Нонче на закате с Божьего крыльца
Стану к аналою подле молодца.
Батюшкина воля, матушкин приказ,
Горе да кручина повенчают нас.
Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,
Без любви погинет девичья краса.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам зычный перезвон.

Иван Бунин. Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

* * *

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!

Николай Некрасов. Зеленый Шум

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — все зелено:
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…