Парсуна

Возникновение термина

В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».

Парсуна

Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.

Характеристика

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.

Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».

Типы

На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:

  • Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
  • Парсуны маслом на холсте:
    • с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
    • с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
    • с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)

Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.

Воображаемая царица

Парсуна

Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.

Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.

Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.

Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II.

Типы

Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:

  • Темпера на доске, портреты для надгробий.
  • Изображение высокопоставленных особ: дворяне, князья.
  • Картины с ликами церковных иерархов.
  • «Парсунная» икона.

Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых

Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.

Парсуна

«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:

  • Картина на холсте с применением темного грунта.
  • Иконопись на основе из дерева с использованием светлого грунта.

Технологии

Сложные панорамные съёмки

Мы делаем панорамные портреты в интерьере. Показываем профессиональные/религиозные сообщества в пространстве их действия.

  • Размер полноформатного отпечатка в разрешении 300 ppi достигает 3 метров;
  • в рамках проекта «День Восьмой» с октября 2018 года всем участникам съемок бесплатно предоставляем файл с изображением размера до 4000 пикселей по длинной стороне.

Виртуальный музей

Мы создаем удобное пространство для хранения и презентации любых медиафайлов. Архивные полки с текстами, фильмами и музыкой привязываются инфометками к объектам виртуального музея. Музейный тур может состоять из фотографических и рисованных панорам. Рисунок достоверно покажет любую историчекую реальность и поможет наглядно провести экскурсию. К одной точке можно привязать несколько панорам (рисунок/фото, зама/лето/осень/день/ночь) или в одной панораме воспроиззводится несколько слоев с разными изображениями.

Смотреть виртуальный музей

Организация выставок

Делаем мультимедийные выставки на базе созданных нами сетевых программных продуктов и оригинальных коллекций фотографий прошлых эпох.

Редактор туров

Наши туры легко поддерживать. С помощью редактора «Пано.Парсуна» можно накладывать метки, подписывать их, добавлять развёрнутое описание, изображения и видео, редактировать переходы.

Редактор прост в использовании и работает онлайн, что позволяет легко интегрировать изменения на все нужные вам платформы.

Гид-навигатор

Мобильные приложения для IOS и Android на базе наших виртуальных туров. Это не обычная трансляция тура в мобильный телефон, а именно отдельные мультиязычные нативные приложения для двух популярных мобильных платформ.

Мобильное приложение состоит из карты с навигацией по территории туробъекта, инфометок с любыми медиафайлами, виртуальных экскурсий, аудиогидов, полноценной навигации внутри помещений и функции распознавания объектов.

Виртуальный тур одновременно транслируется в мобильное приложение и на любой сетевой ресурс.

Смотреть мобильные приложения

Характерные черты жанра

Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.

Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.

Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров.

Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.

В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.

По словам доктора-искусствоведа Льва Лифшица, авторы парсуны не стремились на 100% скопировать черты лица или достоверно передать душевное состояние изображаемой личности. Главным они считали соблюдение канонов трафаретной презентации модели, которая соответствует сану или чину героя картины (князь, посол, воевода).

Литература

  • Грабарь И. Э., Успенский А. И. // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1913. — Т. 6/1. — С. 409—425. — 536 с.
  • Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М., Гознак, 1985. — 152 с., ил.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
  • Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006
  • Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
  • Мордвинова С. Б. Парсуна, её традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1985.
  • Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
  • Комашко Н. И.. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 2 (12), с. 44 — 54.
  • Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона., М.,2006
  • Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991:9-19
  • Чёрная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
  • И. Л. Бусева-Давыдова

Парсуна – что это такое?

Парсуна

Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.

Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.