Опус — это музыкальный термин. для чего существует в музыке это понятие?

Интересные факты

  • Опус Деи играет важную роль в сюжете романа Дэна Брауна «Код да Винчи», хотя сам автор впоследствии не настаивал на подлинности изложенных в книге фактов.
  • Среди храмов, отданных на попечение священников Opus Dei — Церковь Святого Петра, одна из главных достопримечательностей Вены.
  • Хосемария Эскрива де Балагер, основатель Opus Dei, причислен Католической Церковью к лику святых. На данный момент идут процессы по причислению к лику блаженных (беатификация) нескольких других членов прелатуры, в том числе и одной супружеской пары.
  • Одной из инициатив прелатуры стало открытие знаменитого Наваррского университета в Памплоне (Испания).

Что означает слово «опус» сегодня?

На сегодняшний день опус – это уже не просто сочинение, зафиксированное нотами на бумаге. Слово «опус» означает, что произведение было издано и в процессе издания ему присвоен определённый номер. В зависимости от времени, когда была опубликована музыка, опус может иметь большее или меньшее цифровое выражение.

Если при жизни композитора какое-то из его произведений не было напечатано ни разу и, соответственно, не имеет своего опуса, то ему присваивается название «посмертный опус», то есть такой, который был издан после смерти автора.

Цифра опуса не всегда отражает время написания произведения. Если оно было написано в ранний период творчества, а издано впервые спустя много лет, то и номер опуса ему будет присвоен поздний. Например, написанное Бетховеном в молодости рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» имеет поздний номер опуса 129.

Иногда композитор издаёт сразу несколько произведений. Всем им присваивается один номер опуса, но разные порядковые номера. Например, 24 прелюдии Шопена изданы как опус 28, но имеют разные порядковые номера от 1 до 24. Таким образом, выражения: «Шопен – пятая прелюдия» и «Шопен – опус 28, №5» означают одно и то же.

19 век до настоящего времени

Примерно с 1800 года композиторы обычно при публикации произведения или набора произведений присваивали номер опуса. Примерно после 1900 года они имели тенденцию приписывать сочинению номер опуса, независимо от того, опубликовано оно или нет. Однако практика не всегда была совершенно последовательной или логичной. Например, в начале своей карьеры Бетховен выборочно пронумеровал свои сочинения (некоторые из них были опубликованы без номеров опусов), однако в более поздние годы он опубликовал ранние произведения с большим количеством опусов. Точно так же некоторые посмертно опубликованные произведения получили от издателей большое количество опусов, хотя некоторые из них были написаны в начале карьеры Бетховена. После его смерти в 1827 году ненумерованные композиции были каталогизированы и помечены немецкой аббревиатурой WoO ( Werk ohne Opuszahl ), что означает «произведение без номера опуса»; то же самое было сделано с другими композиторами, которые использовали номера опусов. (Есть и другие каталоги произведений Бетховена — см. Каталоги сочинений Бетховена .)

Практика перечисления посмертных опусов («Op. Posth.») Примечательна в случае Феликса Мендельсона (1809–1847); после его смерти наследники издали множество сочинений с номерами опусов, которые Мендельсон не присвоил. При жизни он опубликовал две симфонии ( симфонию № 1 до минор, соч. 11 ; и симфонию № 3 до минор, соч. 56 ), кроме того, он опубликовал свою симфонию-кантату « Лобгесанг» , соч. 52, посмертно считавшуюся его симфонией № 2; тем не менее, он хронологически писал симфонии между симфониями № 1 и 2, которые он снял по личным и композиционным причинам; тем не менее наследники Мендельсона опубликовали (и каталогизировали) их как Итальянскую симфонию № 4 ля мажор, соч. 90 , и Симфония Реформации № 5 ре мажор и ре минор, соч. 107 .

Хотя многим работам Антонина Дворжака (1841–1904) были присвоены номера опусов, они не всегда имели логическое отношение к порядку, в котором эти произведения были написаны или опубликованы. Чтобы добиться лучших продаж, некоторые издатели, такие как Н. Симрок , предпочитали представлять менее опытных композиторов как хорошо известных, давая некоторым относительно ранним произведениям гораздо более высокие номера опусов, чем того заслуживает их хронологический порядок. В других случаях Дворжак давал меньшее количество опусов новым произведениям, чтобы иметь возможность продавать их другим издателям вне своих договорных обязательств. Таким образом могло случиться так, что один и тот же номер опуса был присвоен более чем одной его работе. Опус номер 12, например, был последовательно отнесен к пяти различным произведениям (опера, концертная увертюра, струнный квартет и два не связанных между собой фортепианных произведения). В других случаях одно и то же произведение получало до трех разных номеров опусов от разных издателей. Последовательная нумерация его симфоний также была запутанной: (а) они изначально были пронумерованы по порядку публикации, а не по составу; (б) первые четыре симфонии, которые предстоит сочинить, были изданы после последних пяти; и (c) последние пять симфоний не были опубликованы по составу. Первоначально Симфония Нового Света была опубликована как № 5, позже была известна как № 8, а окончательно была изменена на № 9 в критических изданиях, опубликованных в 1950-х годах.

К другим примерам исторически несовместимого использования номеров опусов композиторами относятся случаи Сезара Франка (1822–1890), Белы Бартока (1881–1945) и Альбана Берга (1885–1935), которые первоначально пронумеровали, но затем перестали нумеровать свои сочинения. . Карл Нильсен (1865–1931) и Пауль Хиндемит (1895–1963) также были непоследовательными в своих подходах. Сергей Прокофьев (1891–1953) был последовательным и присвоил сочинению номер опуса перед его сочинением; после смерти он оставил отрывочные и запланированные, но пронумерованные работы. При редактировании сочинения Прокофьев иногда присваивал редакции новый номер опуса; таким образом, Симфония № 4 — это два тематически связанных, но отдельных произведения: Симфония № 4, соч. 47, написано в 1929 г .; и симфония № 4, соч. 112, крупномасштабная переработка, написанная в 1947 году. Точно так же, в зависимости от издания, оригинальная версия Сонаты для фортепиано № 5 до мажор занесена в каталог как соч. 38 и как Op. 135.

Несмотря на то, что они использовались более или менее обычным образом рядом выдающихся композиторов начала двадцатого века, включая Арнольда Шенберга (1874-1951) и Антона Веберна (1883-1945), номера опусов стали менее распространенными в конце двадцатого века. век.

Деятельность

К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Среди таких инициатив могут быть университеты, школы, центры профессионального обучения, небольшие клиники, благотворительные организации и т. д. При этом члены прелатуры вносят свой вклад в дело распространения Евангелия среди своего окружения, подтверждая своё свидетельство примером собственной жизни. Главное учебное заведение прелатуры — Папский университет Святого Креста в Риме, один из семи папских университетов.

Теоретическое обоснование понятия «опус»

Немецкий философ и теоретик музыки ХХ века Карл Дальхауз выделяет следующие атрибуты, определяющие понятие «опус»:

  • композиционная завершённость;
  • полностью зафиксированный в письменном виде текст;
  • автономность, отсутствие прикладной привязки музыки;
  • «эстетическое созерцание как благоговение», самоценность «абсолютной музыки», без текста и программы.

Ещё один немецкий теоретик музыки Ганс Эггебрехт дал более точное определение понятия «сочинение», написав, что «опус» — это:

  • теоретичность (подчинённость правилам теории);
  • наличие философской содержательности;
  • зафиксированность в нотах;
  • многоголосие;
  • принадлежность автору;
  • завершённость формы;
  • уникальность.

Опус - это музыкальный термин. для чего существует в музыке это понятие?

Этимология

В классический период латинское слово opus («работа», «труд»), множественное число « опера» , использовалось для обозначения, перечисления и каталогизации произведения искусства.

К и 16 векам слово opus использовалось итальянскими композиторами для обозначения определенного музыкального произведения, а немецкими композиторами — для музыкальных сборников. В композиционной практике нумерация музыкальных произведений в хронологическом порядке относится к Италии 17 века , особенно Венеции . В общем, слово Opus используется для описания лучших работ художника с термином magnum opus .

В латинском языке слова opus (единственное число) и opera (множественное число) связаны со словами opera (единственное число) и operae (множественное число), от которых произошли итальянские слова opera (единственное число) и opere (множественное число), которые также означают «работа «. В современном английском языке слово « опера» используется для обозначения драматических музыкальных жанров оперы или балета , которые были развиты в Италии. В результате, во множественном числе оперы из опуса , как правило, следует избегать на английском языке. Однако в других языках, таких как немецкий, это остается обычным явлением.

История

В годы гражданской войны в Испании 1936—1939 гг. республиканцы подвергали жестоким гонениям все религиозные организации в стране.[источник?] Жертвами этих преследований стали 12 епископов и более 6 тыс. священников и монашествующих.[источник?] Напротив, установившийся затем режим Франко всячески благоприятствовал католицизму, предоставив возможность роста всем религиозным образованиям, в связи с чем новое правительство пользовалось определенной поддержкой среди католиков. В правительстве Франко было несколько членов «Опус Деи», что вызвало обвинения организации в симпатии к фашизму и стремлении к власти. Но основатель общества всегда подчеркивал, что члены «Опус Деи» обладают той же политической свободой, что и все прочие католики, и могут придерживаться тех политических убеждений, которые им больше по душе, поскольку «Дело» это религиозная, а не политическая организация».

В 1947 году «Опус Деи» утверждено Папой Пием XII конституцией «Provida Mater Ecclesia».

В 1946 году св. Эскрива де Балагер переносит руководящий центр организации в Рим и в 1950 году «Опус Деи» получает статус «секулярного института», формально подчиняющегося Конгрегации по делам монашествующих, что позволило организации не быть приписанной к конкретной епархии, а работать по всему миру, как, впрочем, это уже и было в реальности.

В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации «Опус Деи» статус «персональной прелатуры» — структуры, входящей в пастырское и иерархическое устройство Церкви и возглавляемой прелатом. Слово «персональная» означает, что юрисдикция прелатуры не относится к конкретной территории, как в случае приходов и епархий, а лишь к конкретным людям — членам «Опус Деи», живущим по всему миру. К прелатуре могут принадлежать как миряне, так и епархиальные священники.

Власть прелата распространяется на все дела, относящиеся к особой миссии прелатуры (и этими делами ограничивается), и осуществляется в сочетании с властью епархиального епископа, касающейся обычной пастырской заботы о верных епархии. Миряне прелатуры полностью подчиняются прелату во всем, что касается миссии прелатуры, и конкретно, в том, что относится к особым обязательствам — аскетическим, образовательным и апостольским, — принятым ими на себя в договоре о присоединении к прелатуре. Эти обязательства, по своей сути, не относятся к компетенции епархиального епископа. Миряне «Опус Деи» не утрачивают положения обычных верных своих епархий, и, следовательно, продолжают подчиняться епархиальному епископу в тех же вопросах, что и остальные миряне.

«Опус Деи», в отличие от монашеских орденов, подчиняется не Конгрегации по делам институтов посвящённой жизни и обществ апостольской жизни, а Конгрегации по делам епископов.

На 31 декабря 2008 года прелатура насчитывала 1654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1972 из которых были священниками. В Священническом обществе святого Креста, помимо клира прелатуры, состоит ещё около 2 тыс. епархиальных священников и несколько дьяконов, инкардинированных в различные епархии по всему миру.[неавторитетный источник?]

Раннее использование

В искусстве номер опуса обычно обозначает произведение музыкальной композиции , практику и использование, установленное в семнадцатом веке, когда композиторы идентифицировали свои произведения с номером опуса. В восемнадцатом веке издатели обычно присваивали номера опусам при публикации групп одинаковых сочинений, обычно в наборах из трех, шести или двенадцати произведений. Следовательно, опус как правило , не в хронологическом порядке, неопубликованные композиции , как правило , не имели опуса, а нумерация пробела и последовательные дупликации произошли , когда издатели выпущены одновременные издания произведений композитора, как и в наборах струнных квартетов по Гайдны (1732-1809 ) и Людвиг ван Бетховен (1770–1827); Гайдна, соч. 76, квартеты Эрдёди (1796–97), состоят из шести дискретных квартетов, пронумерованных последовательно Op. 76 No. 1 — соч. 76 № 6; в то время как сочинение Бетховена. 59, квартеты Расумовского (1805–06) включают струнный квартет № 7, струнный квартет № 8 и струнный квартет № 9.

Возникновение слова «опус»

В основе слова «музыка» лежит понятие «музыкальное произведение», однако второе не идентично первому и имеет исторические границы.

Есть музыка, как произведение, и это связано с письменной традицией; и есть музыка, как деятельность, связанная с импровизационным воспроизведением её образцов.

Это разграничение впервые было зафиксировано в трактате Н.Листениуса «Musica» в 1537 году. Именно в этом трактате впервые было сказано, что опус – это «письменно оформленное, полностью законченное произведение». Таким образом, впервые было зафиксировано новое понятие «опус».

В первом тысячелетии христианства устная форма музыки господствовала настолько, что даже термина «импровизация» не существовало, поскольку не было альтернативы. Развитие двух вариантов творчества в музыке началось лишь с 9-10 веков, когда появились первые экземпляры, зафиксированные на бумаге.

Опус - это музыкальный термин. для чего существует в музыке это понятие?

В этот период средневековья «опусная» музыка и «практика» ещё существовали параллельно, все события человеческой жизни сопровождались игрой музыкантов и часто исполнитель чередовал собственные сочинения с чужими, не ощущая резкой грани между этими понятиями.

Важно было мастерство комбинирования уже устоявшихся формул, одни и те же мотивы свободно мигрировали из одного произведения в другое, и это не считалось плагиатом. Талант проявлялся в способе обработки материала

Письменная музыкальная культура — европейское новшество

Постепенно стали всё больше цениться элементы новизны в творчестве, такое создание новых, ранее не существовавших напевов, стало называться «сочинительством». В этом смысле история становления европейского музыкального профессионального искусства ничем не отличается от процессов, происходивших на других континентах.

Принципиальная разница заключается лишь в том, что именно в Европе берёт своё начало письменное творчество, здесь родилась единственная в мире письменная музыкальная культура. И это изменило всё: появилась новая концепция музыкального искусства, эстетические критерии, изменилась психология творчества, слуховые настройки, стали создаваться методы обучения музыке профессионально.

Опус - это музыкальный термин. для чего существует в музыке это понятие?

Вместе с уникализацией музыкального сочинения появилось понятие «композитор» — создатель нового произведения. Следующим естественным шагом было создание автономной музыки, которая уже не была связана с какими-либо бытовыми нуждами, а представляла ценность сама по себе.