Опричнина ивана грозного 1565 — 1572 годов

Введение опричнины

До 1565 года термин “опричнина” использовали для наименования удела, который получала вдова при разделе имущества умершего мужа, а также великой княгини. Датой учреждения опричнины Иваном IV можно считать 3 февраля 1565 года.

Рис. 1. Опричнина карта.

Этому событию предшествовало ряд событий. Во-первых, с 1558 года Иван IV вел Ливонскую войну. В 1561 году вместо слабого Ливонского ордена противником стало более крупное Великое княжество Литовское, а следом за ним в войну прямо и косвенно вступили Крымское ханство, Польша и Швеция. Война сопровождалась смертью в 1560 году первой жены царя – Анастасии. После ее смерти Иван IV охладел к своим прежним сподвижникам первых лет царствования – Избранной Раде. В 1561-1564 ситуация вокруг царя ухудшилась. Войска потерпели поражение в битве при Чашниках, а некоторые бояре стали убегать в Великое княжество Литовское, в их числе оказался и бывший сподвижник Андрей Курбский.

В декабре 1564 года Иван IV покинул Москву и увез с собой казну в Александровскую Слободу (ныне – город Александров во Владимирской области). Он объявил об отречении от трона в пользу малолетнего сына, а причиной этого назвал гнев на бояр и воевод. В результате, было достигнуто соглашение о возвращении Ивана IV на царство. Он объявил о том, что “учреждает опричнину”.

  • От Белого моря до Александровской Слободы.
  • Некоторые крепости вблизи Москвы, например, Вязьма и Медынь, а также некоторые улицы столицы.
  • Кострома и земли от Великого Устюга до Белого моря.
  • От города Кемь на севере до Торжка на юге.

Опричное войско формировалось из молодого дворянства у которого не было родственных связей со знатным боярством. Его численность составила около 6 тыс. человек. Внешне оно напоминало монашеский орден. В опричной столице – Александровской Слободе появились своя казна и приказы (Бронный, Сытный, Конюшенный, Постельный).

В опричном войске начал свою карьеру будущий царь Борис Годунов. Были среди опричников и иностранцы, например, авантюрист Генрих фон Штаден, он прожил в России 12 лет, с 1564 по 1576, а потом уехал в Голландию. Вторым можно считать кабардинского мурзу Михаила Темрюковича Черкасского.

Опричники на Руси прославились карательным походом на Новгород Великий зимой 1569-1570 и различными казнями. Несколько человек царь казнил в Пскове в 1570 году. Даты апогея опричного террора – 1570-1571 годы.

Рис. 2. Опричник.

Строгий отбор

В то время в стране власть была не только у царя, на внешнюю и внутреннюю политику влияли крупные феодалы, которые делились на восемь гнезд — по-родственному и надельному принципу. Никто из них не действовал во благо своей страны и, естественно, налоги клали себе в карман. На одного холопа иногда приходилось по два феодала. Только ярославских князей насчитывалось в то время около восьмидесяти. Все эти князья ни копейки не положили в казну, чем очень злили русского царя. Так как в стране и так хватало проблем, а особенно во время войны, царю нужно было решить эту феодальную проблему. В 1565 году 3 января Иван Грозный объявил о том, что отрекается от престола по причине гнева на дворян. После такого шокирующего объявления тысячи людей собрались и пошли к царю умолять его вернуться на престол и вновь возглавить страну. Уже ровно через месяц русский царь объявил о том, что вернется к правлению, но уже с правами казнить бояр без суда и следствия, облагать их налогами, лишать их собственности. Все остальное же государство должно было отдавать земщину. Ко всему этому он добавил, что вводит в стране опричнину. В нее он определил отдельных бояр, приказных людей и служивых. Поэтому опричник — это человек, имеющий определенные полномочия и выполняющий приказы непосредственно самого царя. Содержать опричнину царь обязал определенные города: Великий Устюг, Вологду, Суздаль, Вязьму, Козельск, Медынь и др.

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годов

Конец опричнине

Пока Иван Грозный занимался Новгородом, на Москву совершил набег крымский хан Девлет-Гирей. Его войско подожгло столицу, не встретив сопротивления, ведь все царское войско в это время было сосредоточено в Новгороде, а бояре не захотели предоставить своих людей.

Скороспешно вернувшись в Москву, Иван Грозный хотя бы временно решился отказаться от опричнины, только бы спасти государство. Он объединяет свои войска с земскими, чтобы выступить сообща против врага. Крымского хана с его войском разбили всего в 50 км от столицы.

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годовКартина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный

Надеясь вскоре вернуть систему опричнины, Иван Грозный все же в итоге вовсе отказался от этой идеи по ряду причин:

  • На западной границе государства шла постоянная изнуряющая война с Ливонским орденом.
  • Крымское ханство не оставляло в покое, только и пытаясь нанести очередной удар.
  • Недовольные бояре продолжали учинять беспорядки в Москве.

В таких условиях опричники не могли справиться с контролем нужного царю порядка и уже осенью 1972 года опричнина перестала существовать. Иван Грозный распустил людей, объявив их вне закона, а само слово и упоминание опричнины было под большим запретом.

К чему привела опричнина Ивана Грозного

Так как практически не осталось реальных исторических документов той эпохи,а есть только мнения отдельных историков,то результаты опричнины нельзя оценивать однозначно. В разные периоды исследователи правления Ивана Грозного делали следующие выводы:

  • Имперская Россия. Опричнина — явление,которые негативно сказалось на политике,экономике и социальном развитии страны. С другой стороны историки того времени считали,что в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Период СССР. Советские ученые всегда с энтузиазмом описывали кровавые события царского режима. Поэтому опричнина преподносилась,как необходимый элемент,который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.

В школьных учебниках истории главный итог опричнины заключается в усилении самодержавной власти. «Но о каком усилении власти мы можем говорить,если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии», пишет istoriarusi.ru. Впрочем,между смертью Ивана Горозного и Смутным временем прошел достаточно серьезный отрезок времени — два десятилетия,во время которых страной правили два других монарха.

Историк Александр Зимин пишет:

По его словам опричнина знаменовала решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти,борьбы с сепаратистскими претензиями боярства,облегчала защиту рубежей государства. Однако опричнина также стала средством подавления угнетенного крестьянства. Русскому крестьянину пришлось на себе выносить дорогостоящий военно-административный аппарат,тяжелое время войн,неожиданные повороты репрессий царя. «Ответом на все это был новый подъем классовой борьбы,явившейся прологом первой крестьянской войны в России», резюмирует Александр Зимин.

Что такое опричнина и почему она появилась

В 1565 году во время правления Ивана IV Грозного страна была поделена на две части — земщину и опричнину. Под первым подразумевались государственные земли,которыми руководила Боярская Дума,а под вторым — территория,которой лично управлял царь. Столицей опричнины была Александровская слобода,а столицей государства — Москва.

По словам историка Василия Ключевского,учреждение опричнины вызвали противоречия в государственном строе.

Историки выделяют несколько причин,что могло подтолкнуть царя к такому решению.

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годов
Иван IV.

www.wellesley.edu/Russian/tzars.html,СС0,commons.wikimedia.org

1. Считается. что формальным поводом для введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году он отказался возвращаться в Москву и объяснил этот поступок изменой бояр. Под угрозой остаться без царя посадские люди,представители духовенства и бояре отправились к царю в Александровскую слободу и попросили его вернуться. Царь выдвинул требование,что сделает это в случае,если ему выделят удел для личного правления без вмешательства церковных властей.

4. Большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного. На это повлияла смерть жены Анастасии Захарьиной,бегство Андрея Курбского — друга и ближайшего соратника,который участвовал в государственных реформах. Из заграницы Курбский направил царю письма,в которых осуждал его действия,обвинял его в тирании. Это стало большим ударом для Грозного.

5. Царь таким образом хотел избавиться от пережитков средневековой раздробленности,уменьшить влияние и некоторую самостоятельность вотчинников(князей и бояр), которые могли,например,отъезжать к другому государю вместе со своими землями и т.д., а также усиление влияния поместного дворянства,зависимого от царской власти.

Задуманная Иваном Грозным опричнина должна была исправить сложившуюся ситуацию,укрепить самодержавие и вернуть подорванное доверие,пишет histerl.ru. Для этого глава государства создает специальный отряд,который подчинялся только ему и наводил в стране «нужный порядок», пишет istoriarusi.ru.

Опричники уничтожали и отправляли в ссылку людей,которые заподозрили в измене государству. Когда после земского собора в 1566 году царю передали обращение ликвидировать опричнину,он приказал казнить тех,кто был причастен к этому документу.

В 1569 году опричное войско совершило поход на Великий Новгород. «Новгородцам,судя по статейному списку об изменном деле,предъявлялись обвинения в том,что они хотели „Новгород и Псков отдати литовскому королю,а царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси хотели злым умышленьем извести,а на государство посадити князя Володимера Ондреевича“» пишет Александр Зимин в книге «Опричнина Ивана Грозного». По его данным,в Новгороде погибло не менее 40 тысяч человек.

Конец опричнины пришелся на 1572 году. Однако оценки этих семи лет правления Грозного разные.

Основные события

Политика опричнины проходила в 3 этапа:

  1. 1565–1566 гг. Начало опричнины, которая еще не распространена на основную массу населения.
  2. 1567–1572 гг. Время масштабного террора, апогей лето 1569 – лето 1570 гг.
  3. 1572–1584 гг. Насилие происходит в скрытой форме.

Важно! Начало опричнины – 5 февраля 1565 года. В тот период в северной части России случаются неурожаи, которые потом приведут к сильному голоду

1 этап

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годовВ январе 1565 года царь объявил об отречении от престола, выдвинув вместо себя кандидатуру юного царевича Ивана Ивановича. Такая идея возникла на почве гнева, который тот якобы испытывал со стороны бояр, приказных, воевод и церковников.

Своим заявлением он вызвал волнения у тысячи москвичей, они пошли жаловаться в Кремль на «бояр-изменников». В такой нервной обстановке Боярская дума была вынуждена попросить Ивана IV вернуться на царство. Он соглашается, и уже тогда, в январе, решает учредить особую политическую систему.

Сначала она выражалась в отдельных казнях (Куракины, Оболенские, Репнины, Горбатый-Шуйский) или отправлении в ссылку (Ярославский, Ростовский, Стародубский князья). Кто такие эти личности? Главные оппозиционеры того времени. Весной 1566 года Афанасий снял с себя митрополитский сан, поскольку ему не нравилась неспокойная ситуация в России. Тогда царь выдвинул новую кандидатуру на место митрополита – Федор Колычев (Филипп). Тот был согласен принять сан при условии прекращения насилия. Иван Грозный дал видимое согласие, прекратив на время террористические нападки.

2 этап

Однако в июле 1566 года он подготовил Филиппу подписную грамоту, в соответствии с которой тот должен был не оставлять митрополии даже в период опричнины. В марте 1568 года Филипп отказался благословлять правителя и вновь потребовал отмены опричной политики. В ответ на это его слуги были избиты, а против самого Филиппа царь возбудил дело в церковном суде. Позднее тот был отправлен в Тверской монастырь и убит в 1569 году за очередное неповиновение царю дать благословение на Новгородский поход.

Иваном было возбуждено дело против лидера Боярской Думы – Ивана Федорова, славящегося своей честностью. Это не сыграло на руку царю, поэтому он убил Федорова вместе с 30 обвиненными сообщниками.

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годовВ 1569 году по Русской земле ходила молва, что Новгород желает сделать правителем двоюродного брата Ивана – Владимира Старицкого, а новгородцы хотят подчиниться Литве. Чтобы развеять слухи, царю было необходимом умертвить Старицкого с его семьей и совершить поход на Новгород с целью покарать распускающих слухи.

Сожжению подверглись Клин, Торжок, Тверь, Псков и сам Новгород. В нем была вырезана половина всех жителей, разгромлено 27 монастырей и храмов.

25 июля 1570 года царь устраивает большие казни на Поганой Луже в Москве. К смерти приговорены такие опричники, как Висковатый, Вяземский и другие. Массовые убийства в Москве 1570-71 гг. явились апогеем доктрины внутриполитических мер Ивана Грозного. Народ подвешивали, резали, закалывали, обдавали кипятком. Правитель самолично участвовал в этих процедурах, чтобы продемонстрировать всем, что произойдет с ними, если они усомнятся в деяниях правителя.

В 1572 году было разгромлено ополчение хана Девлет-Гирея, который пошел на Москву. Однако эта победа далась весьма тяжело, поскольку опричники, привыкшие грабить мирных жителей, не явились на сражения, поэтому людей набралось лишь на один полк. После череды таких событий царь приказал перестать применять в языке слова «опричнина, опричник». Однако отмена опричнины здесь не подразумевалась, ведь публичный приказ не выносился, а насилие продолжало осуществляться.

3 этап

Опричнина ивана грозного 1565 - 1572 годовПравитель велел переименовать опричную систему в Государственный двор. Появился террор против главных ее сторонников, всплеск которого произошел в 1575 году. Кто такие «ярые опричники»? Те, кто в свое время ближе всего стояли у царской власти.

Был вынесен смертный приговор многим приближенным Ивана. В 1574 году был освобожден престол в Речи Посполитой, Иван Грозный предложил свою кандидатуру, так как ему было предсказание от волхвов погибель, если он останется во главе страны.

Поэтому государь снял с себя титул царя и принял титул Московского князя. Правителем сделали татарского царевича Симеона Бекбулатовича, но царствовал он лишь формально. С 1578 по 1579 гг. убийства перестают происходить, в 1581 году царь убивает своего сына, а в 1584 году умирает сам (неофициальная отмена опричнины).

Важно! Хоть официальная отмена опричнины приходится на 1572 год, частично ее политика велась вплоть до смерти царя

Устройство опричнины

Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. <…> Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства»,– писал историк Василий Ключевский.

реклама на Anews.com

Заштрихованы земли, взятые в опричнину. Википедия

Суть такой политики состояла в выделении части земли для нужд государства и его служащих, а смысл – в отделении «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».

Опричнина полностью подчинялась царю и была организована по образу монашеского ордена – даже одеянием опричники напоминали монахов. При этом они носили оружие и имели право его использовать

Большое внимание уделялось молитвам и чтению Писания. Иван показывал подчиненным пример благочестия, исполнял ряд монашеских обязанностей и даже сам звонил в колокол к утренней молитве

Опричники делились на государев полк и четыре приказа:

  • Постельный – ведал обслуживанием помещений дворца и бытом царя:

  • Сытный – занимался продовольствием;

  • Бронный – изготавливал оружие и броню, имел судебные функции;

  • Конюшенный – заведовал конным хозяйством.

Первоначально войско должно было составлять «опричную тысячу», но затем штат опричников разросся до шести тысяч. Среди них также было 500–900 человек, выполняющих роли доверенных. При необходимости они выполняли охранные, разведывательные и карательные функции.

«Московский застенок». Аполлинарий Васнецов, 1912. Википедия

На содержание опричнины были отданы Козельск, Вологда, Великий Устюг, Суздаль и Медынь, а также отдельные московские улицы.

В этот период отмечались репрессии и расправы над людьми, которых царь параноидально подозревал в измене государству и винил в военных неудачах.

Одной из жертв стал митрополит Филипп. В 1568 году Филипп отказался благословить Ивана Грозного и потребовал отмены опричнины. За это члены царского войска избили железными прутьями слуг священнослужителя, а его самого отдали церковному суду, лишили сана и отправили в Тверской Отрочий монастырь.

«Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного». Василий Пукирев, 1875. Википедия

В том самом монастыре военный деятель и любимый опричник Грозного Малюта Скуратов задушил Филиппа за отказ благословить военный поход на Великий Новгород.

«Митрополит Филипп и Малюта Скуратов». Николай Неврев, 1898

В 1570–1571 гг. царь заподозрил в неверности руководителей опричнины – некогда приближенных людей. Думный дьяк зачитывал приговоры, а опричники-палачи приводили их в действие с особой жестокостью и под приветственные крики войска. Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы. Всего в Москве было казнено около 200 человек.

Устроение

С этих пор царь спешно выехал из Кремля и приказал обустроить Александровскую слободу. Именно она стала «столицей» опричнины, где Иван Грозный и разместился, приезжая в Москву лишь на короткое время.

Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.

Опричник

Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.

Опричники ездили в черных одеждах на вороных конях, потому опричнину окрестили «тьмой кромешной». Это было что-то вроде ордена отрекшихся отшельников.

Ключевский В.О. в своем курсе русской истории, ссылаясь на московскую летопись, говорит о потере нравственного равновесия царя, что повлекло за собой возникновение опричнины как социального явления. По словам историка, политического смысла в опричнине не было, так как она не позволяла разрешить проблему боярской измены. Будучи в прошлом (при отце и деде царя Ивана) абсолютной монархией, Московское государство наполнилось самодовольными бояринами, возомнившими себя «властными советниками государя всея Руси». Опричнина была своеобразным ответом Ивана Грозного на возникшую неизвестную ему и Руси новую силу.

Конечно же, бояре остались недовольны. Те, кто и до этого стремился захватить власть, стали более активными. Но опричники быстро вычисляли недовольных, отправляя их в ссылку или прямо на плаху.

В ходе очередного Земского собора, который прошел в 1566 году, царю передали обращение с просьбой отказаться от опричнины и ликвидировать саму структуру. Но Иван Грозный не только не проигнорировал сообщение, более того – он казнил всех, кто имел отношение к передаче этого прошения и составлению документа.

Недовольных стало больше. Среди них оказался и митрополит Афанасий, сложивший с себя духовный сан. На его место стал новый митрополит Филипп Колычев, еще более ярый противник опричнины. С таким отношением он задержался на своем месте несколько дней и тут же отправился в ссылку. Так Иван Грозный теперь расправлялся с врагами.

В тот же 1569 год Иван Грозный отправился поход на Великий Новгород. В те времена этот город стоял особняком – оставался независимым, подчиняясь только самому себе и имея уникальный статус. Удержаться в роли самодержца Ивану Грозному нельзя было без подчинения Новгорода, потому в декабре царь и его войско вошли в город и казнили тысячи недовольных. Покорение Великого Новгорода продлилось до 1571 года и закончилось для царя победой – он укрепил здесь свою власть.

В чем заключалась сущность опричнины?

В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.

Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу две грамоты.

Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.

Как раз к простонародью (купцам и тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».

Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.

Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.

Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.

Сложившаяся ситуация – это и есть опричнина. Все земли страны разделились на две категории:

  • Опричнина – земли, которые отошли непосредственно царю в государственное владение.
  • Земщина – земли, сохранившиеся за боярами.

Чтобы осуществить свой план по разделению земель, Иван Грозный поручил создать отряд опричников – специальных людей, которые занимались контролем деления территорий. Изначально в отряд входила тысяча человек, которые стали тайной полицией царя, наводя нужный царю порядок и подчиняясь ему непосредственно.

Опричниной стали земли Москвы, Вологды, Костромы, Можайска и др. городов.

Кстати, самим опричникам отвели особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.

Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья в глухие глубинки.

Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова

Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.

Чтобы вернуть себе власть, как можно сильнее ее укрепляя, царь экономически ослабил бояр, забрав у них лучшие земли.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.