Выбор редакции

Список самых продаваемых визуальных новелл

Серии

Данные о продажах визуальных новелл часто недоступны, а некоторым из них может быть больше десяти лет, и они не отражают их нынешнюю популярность. Это также означает, что есть визуальные новеллы, которые могли бы претендовать на высокий рейтинг в этом списке, но не присутствуют вовсе.

Серия визуальных новелл, разошедшаяся тиражом более 100 000 экземпляров.
Серии Дебют Создатель (и) Продажи Ноты)
JB Harold Murder Club 1986 г. Риверхиллсофт 20 000 000
Профессор Лейтон 2007 г. Уровень-5 / Акихиро Хино 17020 337
Первокласный адвокат 2001 г. Capcom / Шу Такуми 7 200 000
Сакура войны 1996 г. Sega CS2 R&D / Red Entertainment 4,539,687
Мемориал Токимеки 1994 г. Конами / Кодзи Игараси 3 714 704
Некопара 2014 г. Неко Воркс / Сайори 3 000 000
Звуковой роман 1992 г. Чунсофт ( Spike Chunsoft ) 2 609 907
Тантей Джингудзи Сабуро ( Джейк Хантер ) 1987 г. Data East 2 346 841
Судьба 2004 г. Type-Moon / Киноко Насу 2 096 148
Данганронпа 2010 г. Спайк (Spike Chunsoft) 1,780,719
Сакура 2014 г. Крылатое Облако 1 566 022
Кружек ворота 2009 г. 5пб. / Nitroplus 1,244,544
Rance 1989 г. АлисаСофт 1,159,193
Хигураши: Когда они плачут 2002 г. 07-е расширение / Ryukishi07 1 109 018
Shinseiki Evangelion ( Евангелион Neon Genesis ) 1996 г. Сетевые системы Sega AM2 / Gainax
1 040 972
Докюсей 1992 г. ELF Corporation 722 662
Нулевой побег 2009 г. Chunsoft / Котаро Учикоши 640 213
Смертельная ловушка 1984 Squaresoft / Хиронобу Сакагути 600 000
К сердцу 1997 г. Лист 584 263
ЕВА 1995 г. Хироюки Канно / C’s Ware 575 873
Clannad 2004 г. Ки / Джун Маэда 468 278
Добро пожаловать в Пиа Кэррот 1996 г. Коктейль Софт 320 696
Хатофул бойфренд 2011 г. PigeoNation Inc. / Хато Моа 317 015
Кидо Сэнкан Надезико ( Марсианский преемник Надезико ) 1997 г. Sega 284 255
Собирательница карт Сакура ~ Сакура на карту О-Томодачи ~ 1999 г. MTO 193 745
Мув-Лув 2003 г. возраст 140 708
Dies irae 2007 г. Свет 100 000

Автономный

Автономные визуальные новеллы, разошедшиеся тиражом более 100 000 копий.
заглавие Релиз Разработчики) Продажи Ноты)
Портопия Рензоку Сацудзин Дзикен ( Дело о серийном убийстве Портопии ) 1983 г. Юджи Хори / Chunsoft 700 000
ВА-11 ЗАЛ-А 2016 г. Sukeban Игры 500 000
Нономура Бёин но Хитобито ( Тайна больницы Нономура ) 1996 г. ELF Corporation 400 000
Ю-НО: Девушка, воспевающая любовь на границе этого мира 1996 г. Хироюки Канно / ELF Corporation 380 820
Да здравствует королева 2012 г. Hanako Games / Колючая гусеница 369 384
Полицейские 1994 г. Хидео Кодзима / Konami 341 483
Канон 1999 г. Ки / Наоки Хисая 317 512
Воздух 2000 г. Ки / Джун Маэда 308 382
Отель Сумрак: Комната 215 2007 г. Cing 213 208
Монстр Пром 2018 г. Красивый глюк 200 000
Can Can Bunny: Премьера 1992 г. Коктейль Софт / KID 159 502
Дукоку Сосите … 1997 г. Data East 131 085
Желание 1994 г. Хироюки Канно / C’s Ware 102 187

Прочие жанры Adventure (388)

Сноходец

26.09.2020

76 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Драма, Научная фантастика, Хоррор, Приключения, Фэнтези

Продолжительность: 2-10 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Escape from the xx

25.09.2020

68 %

Платформа: Windows, Linux, Mac, Android, Онлайн (веб)

Тип: Adventure

Жанр: Драма, Хоррор, Детектив

Продолжительность: Менее 2 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Девочка и остров (ДЕМО)

23.09.2020

80 %

Платформа: Windows

Тип: С выборами (Демо)

Жанр: Драма, Приключения, Фантастика, Фэнтези

Продолжительность: Менее 2 часов

Отечественная новелла

Подробнее

Аннис

22.09.2020

80 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Драма

Продолжительность: Менее 2 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Мико-русалка и Сай-но Кавара

20.09.2020

66 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Драма, Хоррор, Мистика, Приключения

Продолжительность: 2-10 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Boku ga Boku wo

12.09.2020

84 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Хоррор, Приключения

Продолжительность: Менее 2 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Багровое Ранчо (Демо)

05.09.2020

60 %

Платформа: Windows

Тип: Adventure

Жанр: Хоррор, Мистика

Продолжительность: Менее 2 часов

Отечественная новелла

Подробнее

КОТФЕ

01.09.2020

74 %

Платформа: Windows

Тип: Adventure

Жанр: Комедия, Повседневность

Продолжительность: Менее 2 часов

Подробнее

72

31.08.2020

88 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Повседневность, Триллер

Продолжительность: Менее 2 часов

Отечественная новелла

Подробнее

Записки жёлтого дома

27.08.2020

66 %

Платформа: Windows

Тип: Adventure

Жанр: Хоррор, Мистика

Продолжительность: Менее 2 часов

Отечественная новелла

Подробнее

Грезы. Заключительная Глава 4: Заблудший

27.08.2020

74 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Драма, Хоррор, Мистика, Фэнтези

Продолжительность: Менее 2 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Полуночный Экспресс (Глава 3)

23.08.2020

80 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Драма, Хоррор, Мистика, Приключения

Продолжительность: 2-10 часов


Иностранная новелла

Подробнее

Моя Борьба

22.08.2020

46 %

Платформа: Windows

Тип: Adventure

Жанр: Экшн, Повседневность

Продолжительность: Менее 2 часов

Отечественная новелла

Подробнее

Illness in the East (Demo)

20.08.2020

66 %

Платформа: Windows

Тип: RPG (jRPG)

Жанр: Хоррор, Экшн, Детектив, Мистика, Приключения, Фэнтези

Продолжительность: Менее 2 часов

Подробнее


1

Игровой процесс

Визуальные романы отличаются низким уровнем интерактивности, в основном требуя от зрителя лишь нажатия определенной кнопки для перехода к следующему отрывку текста или сцене (в большинстве присутствует клавиша для быстрого пропуска сцен), но нередки случаи скрещивания визуальных романов с аркадами, пошаговыми стратегиями, RPG и другими игровыми жанрами.

Большая часть визуальных романов имеет разветвленный сюжет и несколько вариантов концовки, в таком случае зрителю в определенные моменты предлагается сделать выбор между различными вариантами действий или ответов в диалоге, таким образом определяя дальнейшие события в игре. Подобный формат был представлен в гибриде визуального романа и симулятора Dokyusei (1992).

To Heart (1999) совершила революцию в жанре и подняла визуальные романы на новый уровень выразительности.

Структура повествования работает как в интерактивных книгах, популярных в 1990-е. Однако в визуальных романах фабула обычно сложнее, а раскрытие характеров персонажей намного глубже, чем в вышеупомянутых книгах для детей. Визуальные романы действительно похожи на текстовые квесты, но имеют разные корни и преследуют другие цели. Учитывая слабый сюжет и невнятное повествование в большинстве современных игр, поклонники выделяют визуальные романы, считая такой способ повествования сильной стороной жанра.

Некоторые визуальные романы не ограничиваются одним жанром и включают в себя элементы других. Например, в Symphonic Rain, где игроку нужно сыграть на чём-то отдаленно похожем на музыкальный инструмент, для перехода к следующей сцене нужно набрать достаточно очков (набирать очки не обязательно, это просто мини-игра и её вообще можно пропустить). Часто такие мини-игры связаны с сюжетными предметами.

Некоторые простые игры не содержат моментов выбора вообще. Обычно это фанатские работы. Визуальный романы, написанные поклонниками, довольно популярны, существует несколько бесплатных движков и инструментов для упрощения их разработки, самые известные — NScripter, KiriKiri и Ren’Py

Во многих визуальных романах персонажей озвучивают профессиональные сэйю. Главный герой часто остается «немым», хотя остальные персонажи могут быть озвучены полностью. Музыка, как правило, пишется специально для игры, хотя бывают и исключения, как в случае с игрой Crescendo, в которой используются популярные песни и классическая музыка.

Policenauts

Думаете Хидео Кодзима может только мистические боевики делать? Нет, из-под руки мастера также вышли две крутые визуальные новеллы, одна из которых как раз Policenauts. Игра умело балансирует на грани с квестом, но все же, больше считается научно-фантастической аниме-новеллой.

Выбор редакции

Действие игры разворачивается в альтернативном 2013 году. На орбите Земли построили масштабную колонию Beyond Coast. Для ее охраны был создан специальный отряд «Полиценавтов», членом которого является наш главный герой Джон Ингрем. Во время тестирования новой модели космического костюма случается поломка и героя выбрасывает в открытый космос. Система жизнеобеспечения погружает героя в криогенный сон на четверть века.

После пробуждения Джон оказывается в мире, который сильно изменился: его отряд расформировали, колония превратилась в мегаполис, друзья состарились, а жена, после его пропажи, вышла замуж. Ингрем возвращается в Лос-Анджелес и открывает свое детективное агентство. В один день к нему приходит его бывшая жена и просит найти ее пропавшего супруга. Джон соглашается, и это дело приводит его обратно на Beyond Coast, а также сводит со старым напарником.

Выбор редакции

Несмотря на свой возраст, графически игра выглядит очень стильно, а маэстро Кодзима, как всегда, уделил внимание деталям, твистам и прописанным героям

Что такое корпоративный сайт

Если Вы являетесь или хотите стать владельцем среднего или крупного бизнеса, знать, что такое корпоративный сайт просто необходимо. Корпоративные сайты не нацелены на продажу продуктов, а служат для предоставления информации о деятельности организации, истории её развития, об услугах, которые она предоставляет и т.д.

Выбор редакции

Используя корпоративный веб-сайт, можно выполнять информационные обязательства перед партнерами, кредиторами и третьими сторонами компании без необходимости бумажных публикаций, с вытекающими отсюда затратами и, таким образом, укрепляя деликатные связи между менеджерами и партнерами.

Muv-Luv

И, конечно, список будет неполным без упоминания Muv-Luv — одной из самых высокооценённых игр жанра. Именно с этой эпической сагой обычно сравнивают все новые похожие проекты.
На момент своего появления в 2003 году новелла Muv-Luv выступала в жанре эроге. Со временем, когда её стали переносить на другие платформы, сцены секса подверглись цензуре, но довести игру до полной невинности так и не удалось. Основной сюжет Muv-Luv состоит из двух кинетических арок, так что прохождение получится весьма прямолинейным. И поначалу всё выглядит как банальный симулятор свиданий: главный герой общается с целым цветником старшеклассниц, веселится с ними и заводит романы. Эта часть зовётся Muv-Luv Extra, её многие ненавидят, но без завершения основных веток невозможно разблокировать Muv-Luv Unlimited — главную арку.
В Unlimited меняется абсолютно всё. Земля захвачена пришельцами-Бета, человечество на грани вымирания — но и в этих условиях различные группировки власти пытаются извлечь выгоду из ситуации. Герой и его одноклассницы теперь стали студентами военной академии, и их ждут бои на огромных человекоподобных роботах. Но все принятые решения, все поступки героев, все странности и сюжетные загадки по-настоящему раскрываются во всей красе лишь в финальной части — сиквеле Muv-Luv Alternative.

А напоследок — интересный факт. Вы знали, что визуальными новеллами занимался в начале своей карьеры Хидео Кодзима? Его первым опытом в написании глубоких и непредсказуемых сценариев была новелла с квестовыми элементами Snatcher — игра вышла в 1988 году и напоминала «Бегущего по лезвию». А в 1994 году он создал научно-фантастическую полицейскую новеллу Policenauts.
Так что не стоит относиться к визуальным новеллам как к «поделкам тех, кто не умеет в геймплей». Это огромный и разнообразный жанр, в котором терпеливых и внимательных ждёт множество неожиданных открытий.

Больше на Игромании

  • СМИ: «Капитан Блад» так и не вышел, потому что сисадмин удалил исходники игры
  • Джеймс Кэмерон верит, что сиквел «Аватара» выйдет в срок
  • Деньги на славянскую RPG Black Book собрали за три дня

Определение нумизматики

Нумизматика – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, историю их чекана и обращения, а также клады, слитки, бумажные деньги, медали, ордена, жетоны и значки. Слово «нумизматика» образовалось от латинского слова «нумизма», что означает монета. Этот термин появился еще в Средние века и обозначал науку о монетах.

Нумизматика тесно взаимосвязана с другими научными областями. Каждая монета уникальна, это не только платежное средство, но и произведение искусства. По монете можно судить об экономическом, политическом и культурном уровне развития общества того времени. А на раскопках найденные монеты помогают определить возраст археологических памятников.

SIMULACRA

Выбор редакции

У этой игры довольно необычная концепция, которая могла бы дать ей шестое или даже пятое место, но для этого она слишком коротка. SIMULACRA – визуальная новелла, оформленная полностью в интерфейсе смартфона. По сюжету вы находите телефон некой девушки, которой срочно нужна помощь. Даже если мама учила вас не лезть в чужую жизнь, вам придется тщательно покопаться в телефоне, чтобы узнать тайну и пройти игру.

Если вы смотрели сериал «Черное зеркало», то SIMULACRA создаст у вас похожие ощущения. У вас будет доступ к самому сокровенному: журналы вызовов, переписки в чатах и на сайтах знакомств, фото- и видеоколлекция, а также галерея мемов. Для пущей реалистичности катсцены сняты в реальных локациях с живыми актерами.

Оправдай меня, если сможешь!

Ace Attorney часто называют визуальной новеллой, но это мало того что некорректно, так ещё и отпугивает многих заинтересовавшихся игроков: ярлык «унылой японщины с бесконечной болтовнёй глазастых девочек» приклеился к жанру слишком крепко. На самом же деле они похожи разве что внешне: и там, и там нарисованные герои ведут беседы на фоне статичной картинки. Но визуальная новелла — это по сути интерактивная иллюстрированная книга, где ты постепенно открываешь историю и изредка выбираешь реплики или действия. А вот Ace Attorney — настоящий детективный квест, где надо решать загадки и постоянно шевелить мозгами (а начиная с четвёртой части, ещё и руки подключать).

Выбор редакции
Говорить в Ace Attorney приходится много. Но это не просто трёп, а выяснение важных для расследования фактов!

Мы выступаем в роли адвоката, которому нужно во что бы то ни стало оправдать своего подзащитного. А для этого надо хотя бы разобраться, что произошло, — то есть провести собственное расследование с осмотром места преступления, допросом свидетелей и прочих заинтересованных лиц. Казалось бы, это работа полиции, и чтения рапорта должно быть достаточно, чтобы составить картину случившегося. Но копы работают спустя рукава, а прокуроры скрывают невыгодные им факты, чтобы побыстрее упечь подозреваемого за решётку, так что всё приходится перепроверять лично.
Самое же веселье начинается непосредственно на заседании. Прокурор зачитывает обвинение и вызывает свидетелей для дачи показаний, и в ходе перекрёстного допроса нам нужно найти противоречия между их словами и уликами. Причём в Ace Attorney и адвокат, и обвинитель могут представлять новые доказательства и свидетелей прямо во время суда, из-за чего слушания развиваются самым неожиданным образом. Главная наша задача — разбить аргументы прокурора и убедить судью оправдать подзащитного. Ну, или хотя бы отложить вынесение приговора до тех пор, пока не всплывут новые обстоятельства дела…

Выбор редакции
Ну всё, попался! Теперь придётся рассказать правду… или придумать ложь поубедительнее

Не Японией единой…[править]

Как известно, спрос рождает предложение. По этой самой причине в Японии выпускается действительно много визуальных романов на все лады и для любого, даже самого утончённого вкуса. Только вот за пределами Японии хоть сколько-нибудь массового спроса на vn не было, нет и в ближайшее время явно не предвидится. Из-за этого ни одному американскому или европейскому здравомыслящему разработчику компьютерных развлечений в голову не придёт делать свой визуальный роман.

К счастью ли, к сожалению, но Россия и тут сумела отличиться, наплевав на законы серьёзного бизнеса. Первой приложила свою руку к жанру небезызвестная компания «Акелла». Поделка получила символическое название «Книга мертвых: Потерянные души», как бы намекая игроку, что этот с позволения сказать визуальный роман уже родился мёртвым, а разработчики его потеряли душу совесть. Пиар ограничился громкими тихими заявлениями в стиле «Первая рисованная аниме-игра от российского разработчика», из которого становится ясно, что термина «визуальный роман» самопальные творцы не знают. Среди несомненных плюсов игры можно было выделить бредовый сюжет, скучно написанные монологи, почти постоянную тишину в динамиках и отсылки к творчеству небезызвестного Лавкрафта (которых лучше бы и не было вовсе); а апофеозом всего стала появлявшаяся после прохождения этой игры возможность дополнительно ознакомиться с так называемой режиссёрской версией, отличающейся от стандартной только (sic!) иллюстрациями всех оттенков сепия, притом кнопка перехода на этот второй вариант исчезала после перезапуска игры.

После оглушительного провала своей поделки разработчики, предварительно переименовав свою самопальную конторку из громоздкого и уже запятнанного позором I Turned into a Martian! во что-то более похожее на название обычной студии игродела — Dreamlore, принялись творить свой второй блин комом — «Красный космос». В отличие от предшественника, эта игра в жанре НФ и альтернативной истории всё-таки смогла получить некоторую известность среди в первую очередь анимешников. Люди постарше, знакомые с визуальными романами хотя бы понаслышке, в итак вялую дискуссию особо не совались, справедливо считая «Красный космос» отстоем и ожидая от Dreamlore Games новых проектов.

Dreamlore не заставили себя долго ждать — в 2009 вышла игра для персонального компьютера по мотивам романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Стоит ли говорить о том, что она снова не оправдала ожиданий?

Пока же Акелла клепала эти никому не нужные кривые и тупые поделки, международная любительская команда Four Leaf Studios тихо-мирно делала свой собственный бесплатный визуальный роман. В результате 4 января 2012 мир увидел шедевр под названием Katawa Shoujo. Впрочем, наши любители тоже кое-что могут, и 21 декабря 2013, после более чем пятилетней разработки любительская команда, названная в итоге Soviet Games (и распавшаяся ещё до релиза) выпустила собственную игру под названием «Бесконечное лето», тепло принятую общественностью.

В сентябре 2017 в Steam появилась Doki Doki Literature Club! от Team Salvato. Несмотря на то, что игра поначалу имитирует стандартный дейтсим, DDLC является мощной деконструкцией жанра VN.

На Западе ещё с 90-х годов прошлого века существовал жанр, очень похожий на визуальный роман, только с более эффектной технической реализацией — «интерактивный фильм». Отличия понятны: меньше стен текста, больше анимации на движке. Наиболее известны интерактивные фильмы от компаний Telltale Games и Quantic Dream.

Что делает нотариус?

Выбор редакции

Какие конкретно услуги оказывает нотариус? Кратко приведем распространенные примеры:

  • Заверяет сделки купли-продажи квартиры;
  • Занимается оформлением брачных договоров, а также соглашений о разделе имущества при разводе;
  • Оформляет завещания и документы на получение наследства;
  • Заверяет сделки купли-продажи юридических лиц;
  • Оформляет доверенности;
  • Заверяет переводы бумаг на иностранном языке;
  • Заверяет копии документов и выписки из них.

Возможно ли оспорить нотариальные действия ?

Да, нотариальные действия обжалуются в судебном порядке. Для этого необходимо обратится в суд по месту регистрации НК.

«Клуб романтики»

Одну из самых популярных (и точно самую мемную) в СНГ новеллу два года назад выпустили молдавские разработчики из Your Story Interactive. На данный момент в магазине Google Play игру загрузили больше 10 миллионов раз. Это не первый проект студии — в 2017 году она дебютировала с космическим хоррором «Zarya-1», который тоже вышел на телефонах.

«Клуб романтики» состоит из множества историй в разных жанрах: вампирское фэнтези «Рожденная Луной», пиратские приключения «Паруса в тумане», пляжный детектив «Высокий прибой». Все они так или иначе перекликаются с сюжетами известных фильмов и сериалов: например, история «Секрет небес» о школе между раем и адом сразу отсылает к «Гарри Поттеру», сериалу «Люцифер» и мультфильму «Друзья ангелов». Персонажи новелл во многом похожи на реальных людей: Люк Моринг из «Теней Сентфора» срисован с молодого Леонардо Ди Каприо, а Дэвид Тарино из «Моей голливудской истории» — с Квентина Тарантино (на что намекает его имя). Разработчики утверждают, что все совпадения случайны.

Utawarerumono

Сложное название Utawarerumono можно перевести с японского как «Тот, о ком поют песни», а название аниме по мотивам новеллы звучит как «Прославленный». И поскольку песни о ком попало не слагают, значит, нас ждёт нечто воистину героическое.
Протагонист, израненный и потерявший память, приходит в себя в странной и милой деревушке, населённой зверолюдьми. Выясняется, что деревню пытается завоевать злая и гадкая империя — и противостоять ей нам придётся в буквальном смысле вручную, в ходе тактических пошаговых сражений. Впрочем, они не особо трудные (за исключением финальных), а ещё всегда можно понизить их сложность, если не хочется тратить время на старомодные бои. Ведь вся соль тут, разумеется, не в боях, а в сюжете: с развитием событий выяснится, что всё вокруг не то, чем кажется на первый взгляд.
В настоящее время в Steam доступны две игры серии: Utawarerumono: Mask of Deception и Utawarerumono: Mask of Truth — это завершающие главы трилогии. А что же до первой части, то скоро должен выйти её ремейк под названием Utawarerumono: Prelude to the Fallen.

Симулятор ходьбы без ходьбы

Но вначале о том, что представляют собой игры в жанре визуальной новеллы (будем далее называть их просто «новеллами»).  Геймплей крайне прост: место действия задаётся статичным фоном, вся история подаётся в диалогах, авторских монологах и описаниях, а персонажи представлены в виде двухмерных фигур. Их весьма скромно анимируют, зачастую и вовсе ограничиваясь несколькими вариантами спрайтов с разными позами или душевными состояниями: «девушка спокойна», «девушка потрясена», «девушка смеётся», «девушка плачет».

Историческая справка

Первые визуальные новеллы начали появляться ещё в конце 1970-х, но тогда все они были исключительно эротическими — другие темы начали появляться только в 90-х. В качестве первой визуальной новеллы с необязательной эротикой называют Dokyusei, где главный герой-старшеклассник изучает город и заводит дружбу с одноклассниками.

А вот на западный рынок новеллы попали нескоро. Путь им во многом проложили игры-гибриды наподобие Ace Attorney, Danganronpa, Zero Escape и даже Persona, где часть геймплея составляют типичные для новелл диалоги. Главным препятствием было происхождение: переводить с японского не так просто, да и круг энтузиастов со знанием кандзи был не особо широк. Хотя и на Западе, и у нас были попытки создавать отечественные аналоги японских новелл — например, «Красный космос». Извините.

Как и в случае с симуляторами ходьбы, отсутствие одних элементов геймплея — лишь повод уделить больше внимания другим. Новеллы делают основной упор на сложность сюжета и проработку персонажей. И одно без другого невозможно, ведь, в отличие от проектов усопшей Telltale Games, в новеллах ваши выборы действительно значимы и порой могут радикально изменить концовку

Игрокам важно чувствовать, что они принимают существенные и важные решения. А для этого они должны не только погрузиться в сюжет, но и прочувствовать связь с ключевыми персонажами

В эти же ворота играет и общепринятый вид «от первого лица» с невидимым протагонистом: так проще представить себя на его месте.

Чтобы открыть все тайны очередной новеллы и открыть «истинную» концовку, порой требуется не одно, а десять прохождений. Хотя есть, конечно, и полностью линейные, «кинетические» новеллы — но даже в них есть возможность быстро перемотать уже известный отрезок, чтобы испробовать другие варианты развития событий. Иначе каждое прохождение занимало бы десятки часов из-за огромного объёма текста.

Выбор редакции
Элементы визуальных новелл легко отыскать в ряде ролевых игр и приключений. В частности, диалоги в серии Persona недалеко ушли от спрайтовых сцен

Условия конкурса

В течении указанных сроков нужно сделать визуальную новеллу с полностью собственными ресурсами (исключением является лишь звуки и музыка, которую можно использовать с указанием автора и названия трека, а также разрешаем использование фонов в виде обработанных фотографий) на заданную тему.

Основные требования от новеллы:

Сценарий, графика и всё остальное должно быть сделано специально для конкурса в указанные сроки. Ограничение по стилю рисовки отсутствуют;

Использовать можно только свой сюжет и свою вселенную. Никакие новеллы «по мотивам» аниме/новелл не допускаются;

Можно использовать в качестве фонов качественно обработанные фотографии, например, как в Saya no Uta. Но учтите, что за такое будут снижаться баллы;

За собственный уникальный саундтрек баллы повышаются;

Можно использовать своих же персонажей, если они уже были придуманы ранее, но только если они будут перерисованы полностью;

Принимаются только полные версии новелл. Никаких «бета», «альфа» или «демо» версий;

В меню новеллы обязательно сделать отметку, что новелла делалась специально для AniVisual Contest #1. Вот логотип конкурса с прозрачным фоном, для удобства использования.

Трудности классификации[править]

При знакомстве с загадочным и увлекательным миром визуальных романов на новичка сразу же вываливается несколько специфических терминов, которые могут запутать его и сбить с пути истинного. Поэтому стоит в них немного разобраться:

  • Visual novel (визуальный роман, частый неправильный перевод — визуальная новелла, сокращённо — vn) — это, собственно, то, о чём выше шла речь.
  • Симулятор свиданий (дейт-сим от англ. dating sim, встречаются варианты ренай или bishoujo game) — романтические игры, в которых протагонисту нужно знакомиться с девушками, развивать с ними дружеские, затем любовные отношения и зачастую добиваться секса. Большая часть людей думает, что симуляторы свиданий это один из видов визуальных романов, но это не так. Вообще, довольно сложно провести чёткую грань между этими двумя понятиями, так как существуют игры, которые являются и визуальными романами, и дейтсимами одновременно. Проще всего запомнить, что визуальный роман — это всё-таки специфический вид исполнения интерактивной книги в виде игры, а дейтсим — именно жанр игр, определяющий геймплей и конечную цель.
  • Эроге (h-game) — вообще говоря, любая японская эротическая игра, но почти всегда этим словом называют именно визуальные романы с хентаем. А раз почти все vn предназначены для игроков 18+ — то есть являются эроге, — то и тут может возникнуть путаница. Эроге — контент и аудитория, а визуальный роман — форма.

Следующая группа понятий уже относится к видам визуальных романов:

  • Nukige — vn с уклоном в сторону хентая.
  • Kinetic novel — нет никакого интерактива, сюжет разворачивается независимо от желания, мнения и молитв игрока. Собственно, этот тип ближе всего к литературе и есть.
  • ADV (ADVenture) — в этих играх текст занимает какую-то часть экрана, обычно нижнюю.
  • NVL (NoVeL)— в этих играх текст занимает весь или почти весь экран. Поле с текстом может быть с границей или без неё.
  • Sound novel — здесь основным является звуковое сопровождение, а не картинка. Случаются чаще всего, когда разработчик не смог найти нормального художника, а задуманную историю рассказать уж очень хочется. Поджанр стал известен благодаря работам любительской студии 07th Expansions.

А ещё у vn есть несколько специфических жанров, которые описывают царящую в них атмосферу:

  • Nakige a.k.a. crying game — игры, которые по идее должны заставить пустить скупую слезу, что часто действительно и случается.
  • Utsuge a.k.a. depression game — романы, которые берут тем, что в них всё действительно плохо, а ещё герои в них имеют обыкновение умирать. Могут не иметь хорошего конца вообще. Несложно догадаться, что более половины уцуге одновременно оказываются и накиге; обратное тоже верно. На vndb приводится такой пример: в уцуге героиня будет больной с самого начала игры и умрёт в конце, тогда как в накиге показывалась бы невинная школьная романтика, в конце которой героиня внезапно заболевает и затем чудесным образом выздоравливает (а может и умереть).
  • Otomege a.k.a. otome game или reverse dating-sim — это тот вид vn (хотя чаще в эту категорию попадают дейтинг-симы), в которых протагонистом выступает девочка. Это сёдзё про бисёнэнов.

Также стоит знать, что романы разнятся по длине. В частности, на vndb.org используются следующие категории по этому признаку:

  • very short — короткие vn, менее двух часов игры, рассчитаны на прохождение «за один раз»;
  • short — это уже два-десять часов игры чистого времени, то есть прохождение занимает либо два-три дня, либо одну бессонную ночь;
  • игры с пометкой medium — 10—30 часов игры; такая игра обычно занимает игрока на неделю, — пожалуй, для большинства самый оптимальный вариант;
  • long — от 30 до 50 часов игры, что уже довольно много — хватает на несколько недель;
  • ну и, наконец, very long — это 50 и более часов игры.

Западный взгляд

Западные геймдевы решили взглянуть на визуальные новеллы с другой стороны. Начали они с переозвучки самых лучших визуальных новел, а после стали выпускать свои продукты.

Западным девушкам не нравилось играть за послушную героиню отоме-игр, а мужчины хотели просто поиграть в визуальные новеллы, где не нужно заводить отношений с каким-нибудь бисёнен персонажем. Так безликих героинь и правило «счастливые отношения или смерть» сменили продуманные и интересные герои, качественный сюжет, квесты, интриги и философские вопросы о жизни. Ну, а между делом ты мог склеить вайфу или хасбендо. Японцы в свою очередь тоже подхватили это веянье и стали делать истории более разноплановыми.

Выбор редакции

Появились сюжеты о расследованиях преступлений, встречах с потусторонним, политических интригах. Сюжет становился все менее линейным, а геймплей, состоящий до этого из выбора варианта ответа, разбавили мини-игры.

Higurashi When They Cry

Выбор редакции

В разговоре об играх студии 07th Expansion нельзя не упомянуть всю серию: «Когда плачут цикады», «Когда плачут чайки» и «Когда плачут аисты». Все они рассказывают отдельные, никак не связанные друг с другом истории, так что начинать с первой не обязательно — но желательно. Ведь Higurashi When They Cry не зря называют бессмертной классикой.

Завязка у истории стандартная: обычный японский школьник Кэйити Маэбара переезжает в мирную отдаленную деревушку Хинамидзава. И поначалу его здесь ничто не тревожит, кроме разговоров о без вести пропавшем жителе и страшилок про местных демонов. А потом оказывается, что кое-кто из добрых односельчан не прочь подложить иголку в угощение соседу — и это лишь начало

По мотивам «Когда плачут цикады» даже сняли аниме

История, напоминающая бессмертный «Твин Пикс», полностью линейна, но вам всё равно наверняка понадобится повторное прохождение. Секреты Хинамидзавы никто не рассказывает в лоб, и над каждым эпизодом приходится ломать голову, вычленяя важную информацию. Без этого происходящее порой кажется полностью лишённым смысла.
У Higurashi When They Cry ещё одна важная черта: упор на звуковое сопровождение, так что её часто называют звуковой новеллой. Этим же отличаются две другие игры студии, Umineko When They Cry и Ciconia When They Cry. Впрочем, надо признать, что таким образом нас почти наверняка пытаются отвлечь от не самой лучшей рисовки.
Есть и ещё одна загвоздка: чтобы полностью познакомиться со всеми главами Higurashi, придётся потратить в Steam более тысячи рублей.

Больше на Игромании

  • 10 самых провальных экранизаций комиксов DC
  • Игромания Flashback: Dishonored
  • 20 самых необычных постапокалиптических игр

Clannad

 Наш главный герой Томоя Окодзаки ненавидит свою жизнь и все, что его окружает. Ситуацию усугубляет то, что его мать давно умерла, а отец алкоголик. Томоя живет бессмысленно, не задумываясь о своем будущем. Все меняется после того, как он знакомится с девушкой по имени Нагиса. Она мечтает открыть в школе кружок рукоделия, и наш герой соглашается ей помочь. В скором времени он знакомится с другими учениками школы, и жизнь становится ярче.

Выбор редакции

Эта новелла жанра нагикиэ, что переводится с японского как «плакать». Да, со стороны игра походит на сопливую романтику, но не стоит быть предвзятым. Все, что вы видите в игре вполне оправданно, по большей части из-за живых героев и персональной драмы каждого. По новелле снято аниме, где ГГ выбирает Нагису, в новелле же вы можете выбрать любую девушку, и именно поэтому на полное прохождение со всеми концовками у вас уйдет около ста часов.

The Yawgh

Выбор редакции

Если бы у вас было шесть недель до вторжения неведомого монстра, чем бы вы занялись? Уж точно не тем, чем герои адвенчуры в форме визуальной новеллы The Yawgh. Незамысловатая, но стильная графика обрамляет достаточно простую, но реиграбельную историю, в которой нужно совершать множество выборов. Да, это простые выборы из двух альтернатив, и если пробегаться по ним не глядя, то игру можно пройти буквально за полчаса. Причем это даже забавно, поскольку тогда концовка гарантированно будет неожиданной.

Однако если придавать значение каждому решению, то каждое прохождение будет захватывающим и уникальным, и таких прохождений больше, чем может показаться на первый взгляд. Правда, прохождение во всех возможных конфигурациях в лучшем случае похоже на коллекционирование, а в худшем – на задротство.

Tsukihime

Выбор редакции

Вот мы и добрались до того, с чего начинались визуальные новеллы: до откровенных сцен. Впрочем, у «Лунной принцессы» достаточно достоинств и без эрогэ. Главный герой, старшеклассник Сики Тоно, восемь лет назад выжил в ужасной аварии. После этого он видит на всём странные линии и точки, из-за чего вынужден носить специальные очки. И это не просто иллюзии: если провести по этим линиям острым предметом или проткнуть точки, то объект, живой или неживой, будет разрушен, и сама его сущность окажется уничтожена.
Однажды Сики встречает молодую девушку и, не в силах себя контролировать, режет её на части по мистическим линиям смерти. А на следующий день та приходит к нему как ни в чём не бывало и требует компенсации за причинённый ущерб. Арквейд Брюнстад — так её зовут — оказывается древней вампиршей, той самой «Лунной принцессой».
В далёком 2008-м создатели Tsukihime объявили о ремейке: оригинальная новелла появилась ещё в 2000 году в разрешении 640х480. Однако работа над Fate/Grand Order вынудила отложить обновлённую версию в долгий ящик. Зато в 2003 году по мотивам игры выпустили аниме-сериал, и он вышел настолько плохим, что поклонники новеллы предпочитают делать вид, что его не существует.