Что такое неравнодушие

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно. Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день

Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его. Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше

Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Новые названия старых болезней

Что такое неравнодушие

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое. В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера. Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

Давний недуг человечества

Вспомним Священное Писание, где говорится о страданиях Спасителя. Его сутки пытали, потом вели через весь город, прибивали ко кресту. В это время основная часть людей что делала? Они, по словам апостола, стояли и смотрели. Убийство Богочеловека произошло по воле тысячи равнодушных людей. Облечённых властью, как Пилат, простых исполнителей, как солдаты, и всех тех, кто стоял и ничего не делал. А ведь среди них были те, кто ел еду, которую Господь им раздавал, и те, чьих родственников Он исцелял. В итоге они остались равнодушными. Потому за каждым зверским преступлением стоит равнодушие — паралич души, как называл его Чехов. В наше время, время распространения этого греха, верующие люди ни в коем случае не должны быть равнодушными.

Данте в «Божественной комедии» так изображает участь равнодушных:

То горестный уделТех жалких душ, что прожили, не знаяНи славы, ни позора смертных дел.И с ними ангелов дурная стая,Что, не восстав, была и не вернаВсевышнему, средину соблюдая.Их свергло небо, не терпя пятна;И пропасть Ада их не принимает,Иначе возгордилась бы вина.

Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:

К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушны,И перед властию — презренные рабы.

Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.

Что такое равнодушие

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение страх перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и апатия могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других

Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Сковородка против цветов

Что такое неравнодушие

Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу

Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека. Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее

Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе. Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.

Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете». Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально. Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?

Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.

Чёрствость: равнодушие или черта характера?

Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души. Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.

Причины равнодушия

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе

Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому сознание человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на подсознании, сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Чем опасно равнодушие

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности

Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Почва многих грехов

Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности. Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть. Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.

Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений. Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди. Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.

Хуже ненависти

Господь тысячи лет назад обличал такое отношение: «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25-29). Законник начинает мерить людей категориями, а ведь любовь не знает категорий, она любит всех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Господь рассказывает законнику притчу о добром самарянине. Какой вывод можно сделать из неё? Равнодушие — это противоположная сторона любви. Это хуже, чем ненависть. Ненависть — это открытое противостояние любви, а равнодушие — скрытое противление ей. Человек не хочет любить никого, ни ближнего, ни Бога, ни даже себя, потому что тогда он бы занимался собой, своей душой.

Святые отцы о равнодушии:

В чём и где проявляется равнодушие?

Что такое неравнодушие

Равнодушие может быть направлено на себя, когда человеку всё равно, какой у него образ жизни, как он выглядит, ведёт себя и что говорит. Его не заботит вопрос спасения, смысла жизни.

Равнодушие может ярко проявляться в семье, когда людям совершенно не интересно, чем живут их близкие. Потом эти люди выходят в общество и заражают его своим отношением ко всему. В результате формируется социум, где не уступают место беременной женщине или старику. Мне порой кажется, что даже если кого-то начнут убивать, эти люди будут так же равнодушно смотреть в сторону, разве что сделают погромче звук на своих телефонах.

Равнодушие наполняет наши храмы. Может быть, я жёстко отношусь к тому, что вижу… Люди спрашивают: «Батюшка, когда можно покидать храм?» Отвечаю, что после отпуста священника, когда закрываются царские врата. И вот эти благочестивые люди чуть ли не соревнование устраивают, кто первый из храма убежит

Им не важно, что в храме грязно, что подсвечники в воске, что скоро будет богослужение, к которому надо всё подготовить. Меня это пугает

Неравнодушный поинтересуется, откуда берутся в храме тепло, просфоры, свет, чистота внутри и снаружи. Большинству это не нужно, потому что у нас потребительское отношение к Церкви и Богу.