Научная фантастика

Бегущий по лезвию (Blade Runner)

О чём фильм:

Неонуарный фильм 1982 года входит в список лент, которые ходит по грани между надуманными и научно точными фантастическими фильмами. Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе в 2019 году. Город перенаселен, атмосфера мрачная – типичная картина будущего многих мегаполисов.

Бывший детектив восстанавливается в должности, чтобы выполнить важное задание – найти группу киборгов, которая сбежала из космической колонии и прибыла на Землю. По мнению полиции, киборги хотят встретиться с главой корпорации, которая экспериментирует с кибернетическим интеллектом.. Blade Runner/The Ladd Company

Blade Runner/The Ladd Company

Почему он правдоподобен:

«Бегущий по лезвию» содержит все, что нужно для успешного научно-фантастического фильма: режиссер Ридли Скотт, в главной роли Харрисон Форд, а также сценарий, написанный по роману Филиппа К. Дика «Мечтают ли Андроиды об электрических овцах?«. Это один из самых научно точных фантастических фильмов.

Однако не стоит полагать, что в ближайшем будущем люди начнут создавать репликантов (искусственных люди, андроиды и клоны). Пока нет научной базы для этого, особенно маловероятно, что воспоминания могут быть созданы искусственным путём и имплантированы в человеческий мозг.

И всё же в фильме много правдивого. Например, грозовые, вечно почерневшие небеса, которые намекают на страдающий от загрязнения город, да и некоторые технологии в фильме либо уже существуют, либо находятся в стадии разработки, например, изящные транспортные корабли. Можно сказать, что и летающие автомобили не за горами. По данным европейской технологической компании Aeromobil их гибрид самолёта и автомобиля уже скоро может стать реальностью. Компания Toyota также создаёт автомобиль, способный парить в воздухе.

Бонус ко всему сказанному выше: Филипп К. Дик, человек, написавший свой роман в 1968 году, сделал несколько пугающе точных предсказаний: он написал о ядерном взрыве в 1985 году (Чернобыль. 1986 год.) и о генетическом клонировании в 1993 году (овца Долли была клонирована в 1997 году).

7.

Колодец. Цикл рассказов «Свойство слоя»

Публичный слой pl:000162792134
22:35 10 февраля 2091 года
— Ты точно уверен? — Микки стоял за спиной брата, боясь заглянуть в колодец.
— Хватит трусить, это все сказки, — Алан смотрел в глубину многоярусной конструкции, тусклый свет от его налобного фонарика растворялся среди массивных коммуникаций из труб и проводов. — Обычный набор анимаций и эффектов, ты же видел в нуле, что это просто недостроенная шахта. Никто тут никогда не пропадал и не умирал.
— Я и не трушу, просто это тупо идти на поводу у этих двоих, — Микки сделал неуверенный шаг в сторону края и посмотрел на ступени слева от него. — И зачем тогда нам туда спускаться?
— Да хватит уже трусить! Пошли, — Алан направился к лестнице, — тут всего 20 этажей. Главное — не подходи к краю пролета и все.
Микки неуверенным шагом последовал за старшим братом.
— Готов поспорить, что это обычный набор скримеров. Но только помни, — Алан резко развернулся, — никакого глушения аудио и сворачивания слоя. У меня идет запись, иначе мы не докажем, что прошли все этажи.

Любовь, смерть, роботы и Пелевин

В прошлом году, вернувшись с тренировки, я засел перед компьютером, чтоб посмотреть пару забавных мемов про котиков. И, обнаружив новость о выходе нового сериала Любовь, смерть и роботы– «Love, Death & Robots», я лениво потрогал её мышкой — глянуть одним глазком.
Пришел в себя я под утро. С красными глазами, затекшим, от сидения в кресле телом — но совершенно счастливым.
18 коротких фантастических историй — разноплановых, разных жанров и стилей, были невообразимо хороши. С многими я уже был знаком — часть эпизодов была снята по рассказам известных писателей, но увиденные вживую, они смотрелись как в первый раз. Впрочем, это вы, наверняка, знаете и без меня.
При пересмотре сериала, мои впечатления, впрочем, были уже не столь радужны — во мне проснулась писательская зависть. «Почему такое не снимают в России — возмущенно бормотал я, — я бы подобрал рассказы для сериала ничуть не хуже!»
«Я сниму свой сериал! — сказал я, чтоб справиться с завистью, — точнее, соберу 18 рассказов, ничуть не уступающих подборке сериала».

Отличительные черты Править

Научная фантастика в основном оперирует следующими базовыми категориями:

  • Действие научно-фантастического произведения разворачивается в технологически продвинутом будущем или альтернативном настоящем, избравшем иную линию технологического развития.
  • Сеттинг вовлекает в себя путешествия в ближнем и дальнем космическом пространстве или параллельных мирах, общение с иными, нечеловеческими, разумными расами.
  • Сюжет базируется на технологии или научном допущении, меняющем известные законы природы (превышение скорости света, перемещение в многомерном пространстве и т. д.)
  • Сюжетный конфликт построен вокруг эксплуатации некоего логичного научного, социального или политического принципа.

Научно-фантастические фильмы с правдоподобными деталями, которые достойны вашего внимания

Детонатор (Primer)

Этот бюджетный независимый фильм можно похвалить за довольно реалистичное представление о путешествии во времени. Большинство фильмов о путешествиях во времени даже не пытаются быть последовательными или правдоподобными, а просто используют предпосылку, чтобы создать забавный и часто запутанный сюжет. А вот фильм «Детонатор» очень последовательный и представляет самый правдоподобный сценарий, в котором могло бы существовать путешествие во времени.

Но, прежде всего, фильм показывает научные разработки в очень скромном, гораздо более реалистичном свете, и именно это режиссёр фильма желал показать. В реальном мире множество изобретений произошли по случайности, как побочный эффект чего-то другого. Прототипы новых устройств не украшаются неоновыми огнями и хромированными деталями.

Ради столь реалистичных представлений и стоит посмотреть данный фильм, который длится всего 77 минут.

Робот и Фрэнк (Robot and Frank)

Сюжет фильма расскажет о дружбе старика и робота, который за ним ухаживает. Когда-то давно старик промышлял взломами замков, но теперь остепенился и живет один. Дети давно выросли и уехали, но, чтобы хоть как-то помочь своему отцу они решают купить ему робота-компаньона.

Сначала старик с недоверием относится к роботу, но вскоре они становятся друзьями.

Несмотря на то, что сюжет разворачивается в недалеком будущем, уже сегодня можно найти роботов, который могут помогать людям, как в личной, так и в профессиональной жизни.

Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind)

Фильм рассказывает о двух влюблённых, которые страдают от разбитого сердца. Каждый их них решает забыть всё, что было между ними, и поэтому обращаются в компанию, которая использует специальную технологию по стиранию конкретных воспоминаний.

В фильме есть некоторые неточности в плане того, как устроена процедура стирания памяти, ведь воспоминания не прямолинейны, и часто смешиваются с другими воспоминаниями. Тем не менее,
, возможно ли выборочно стереть травмирующие события из памяти человека, не повреждая мозг.

Нам уже известно, что люди подсознательно могут блокировать конкретные воспоминания, поскольку мозг пытается защитить человека от повторного переживания травмирующих событий. Этот естественный процесс привел к тому, что некоторые неврологи считают, что выборочное стирание памяти может быть достигнуто либо с помощью лекарств, либо с использованием разговорной терапии.

Конечно, наука ещё далека от создания устройств для стирания памяти, но по мнению некоторых учёных, такая возможность существует.

Особое мнение (Minority Report)

Некоторые технические новинки, представленные в этом фильме 2002 года, сегодня уже тестируются учёными. Фантастический триллер Стивена Спилберга демонстрирует революционные технологии, которые по задумке, должны быть в 2054-м году.

Спилберг потратил много часов, консультируясь с экспертами в компьютерной инженерии и с технологическими гениями. Многие до сих пор считают этот фильм невероятно точным с точки зрения науки и технологии.

Многие технологии в фильме уже можно увидеть сегодня. Например, система отслеживания движений, сканеры сетчатки глаза, и индикаторы на лобовом стекле в виде проекций, технология распознавания лиц на улицах.

«Я, робот», Айзек Азимов

Научная фантастика

«Я, робот» — это девять рассказов-воспоминаний главной героини Сьюзен Кельвин. Она родилась в конце XX века, когда закончилась очередная мировая война и началось активное освоение космоса. Для этой задачи наладили массовое производство роботов с искусственным интеллектом. Сьюзен рассуждает о взаимодействии умных, но лишённых эмоций машин, и людей с их сложными моральными дилеммами.

Именно тут Азимов впервые опубликовал три главных закона робототехники:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.

Некоторые произведения жанра

Литература

  • «Машина времени» (1895) Герберта Уэллса — является примером достаточно «твёрдой» научной фантастики с точки зрения использования естественнонаучного базиса, при этом с точки зрения аспекта, находящегося в поле зрения автора — несомненный пример «мягкой», гуманитарной научной фантастики;
  • «Голова профессора Доуэля» (1925) Александра Беляева;
  • «Экспедиция «Тяготение»» (1954) Хола Клемента;
  • «Робинзоны космоса» (1955) Франсиса Карсака;
  • «Туманность Андромеды» (1957) Ивана Ефремова;
  • «Страна багровых туч» (1959) братьев Стругацких;
  • «Тау Ноль» (1970) Пола Андерсона;
  • «Мир-Кольцо» (1970) Ларри Нивена;
  • «Сами боги» (1972) Айзека Азимова;
  • «Лестница Шилда» (2001) Грега Игана.

Фильмы

Название Оригинал Режиссёр Год Страна
Женщина на Луне Frau im Mond Фриц Ланг 1929 Германия
Космическая одиссея 2001 года 2001: A Space Odyssey Стэнли Кубрик 1968 США
Потерянные Marooned  Джон Стёрджес 1969 США
Штамм «Андромеда» The Andromeda Strain Роберт Уайз 1971 США
Молчаливый бег Silent Running Дуглас Трамбулл (1972) США
Солярис Андрей Тарковский 1972 СССР
Тёмная звезда Dark Star Джон Карпентер 1974 США
Бегущий по лезвию Blade Runner Ридли Скотт 1982 США
Космическая одиссея 2010 2010: The Year We Make Contact  Питер Хайамс 1984 США
Контакт Contact Роберт Земекис 1997 США
Гаттака Gattaca Эндрю Никкол 1997 США
Детонатор Primer Шейн Кэррут 2004 США
Человек с Земли The Man from Earth Ричард Шенкман 2007 США
Луна 2112 Moon Данкан Джонс 2000 США
Робот и Фрэнк Robot and Frank Джейк Шрейер 2012 США
Гравитация Gravity Альфонсо Куарон 2013 США
Элизиум — рай не на Земле Elysium Нил Бломкамп 2013 США
Она Her Спайк Джонз 2013 США
Европа Europa Report  Себастьян Кордеро 2013 США
Страховщик Autómata Габе Ибаньес 2014 Испания, Болгария
Из машины Ex Machina Алекс Гарленд 2015 Великобритания
Марсианин The Martian Ридли Скотт 2015 США
Пассажиры Passengers Мортен Тильдум 2016 США

Телесериалы

Название Оригинал Создатель Год Страна
Чёрное зеркало Black Mirror  Чарли Брукер с 2011 Великобритания
В поле зрения Person of Interest Джонатан Нолан 2011–2016 США
Пространство The Expanse  Марк Фергус и Хоук Остби с 2015 США
Мир Дикого запада Westworld

Джонатан Нолан

с 2016 США

Научная фантастика в России

В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 — начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев. Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е — её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких, И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.

«Машина времени», Герберт Уэллс

Научная фантастика

Герой романа отправляется в далёкое будущее при помощи хитроумной конструкции. Из XIX века он попадает в мир, где прогресс не смог победить социальные проблемы, а лишь усугубил их. Человечество разделилось на два вида — морлоки и элои. Оставив машину времени без присмотра, гость вскоре обнаруживает, что она пропала. Это значит, что он здесь застрял.

Герберт Уэллс стал первым, кто написал книгу о путешествиях во времени с использованием сложных механических приспособлений. Благодаря этому роману появился поджанр «хронофантастика», в котором герой имеет техническую возможность отправляться в прошлое или будущее.

«2001: Космическая Одиссея», Артур Кларк

Научная фантастика

Земляне находят странный объект, похожий на камень. Он посылает сильный импульс в космос, и учёным удаётся проследить, куда тот направлен. Сигнал достиг планеты Япет, и люди отправляют туда экспедицию. Но о её целях достоверно известно лишь искусственному интеллекту, встроенному в космический корабль. Ему запрещено рассказывать эту тайну экипажу.

Члены команды, не подозревающие, куда и зачем на самом деле летят, дают бортовому компьютеру указания, противоречащие его миссии. Очень скоро машине надоедает эта путаница, и она начинает действовать против интересов людей, ставя их жизни под угрозу.

Феномен. Цикл рассказов «Свойство слоя»

Частный слой ac:mblab:000121358554
16:45 23 июня 2087 года
Профессор Лекс голосом активировал записывающего бота, тот бесшумно взлетел, разместившись в центре ярко освещенной лаборатории. Ученый дрожащими руками сложил все бумаги с записями в идеально ровную стопку, лежащую в центре стола, и обратился к испуганному молодому человеку, сидящему напротив.
— Это произошло на 3048 слое 20 лет назад. Вир с полным перекрытием объективной реальности, глухая стилизация под какой-то классический шутер от первого лица — банально и уныло. Переулок превратился в набор размытых текстур с низким разрешением и без какой-либо фактуры, об углы домов, казалось, можно порезаться. Обычая поделка увлекающегося древностью богатого гика, отдающего дань давно никому не нужным произведениям прошлого.
Потерпевшего звали Элрон Окс, и он стал частью этого переулка в самом прямом смысле — его тело было наполовину погружено в плоскость дома: бедро правой ноги, таз, живот, локоть левой руки утонули в реальной стене, которая скрывалась за стилизованной визуализацией слоя.
Элрон ничего не говорил, не реагировал на речь других, но активно пытался выбраться из топологической западни. Самое же поразительное в том, что в нулевом слое физический Элрон Окс был уже как 12 часов мертв, как и его аватары в остальных двадцати с половиной миллионах публичных виртуальных реальностях. Но не в слое 3048.

Научная фантастика — не предсказания Править

По определению писателя-фантаста Олега Дивова (он же Олег Игоревич Скляренко), научная фантастика «…ни в коем случае не о том, как что-то изобретут, или тем более, как это самое „что-то“ будет устроено. Научная фантастика о том, как мы все будем жить, если это самое „что-то“ не дай бог всё-таки изобретут».

Стоит отметить, что практически ни один из прогнозов писателей-фантастов не сбылся так, как был написан. Артур Кларк, Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов в середине пятидесятых писали прогнозы о светлом научно-фантастическом будущем и, примерно в одно и то же время, тридцать лет спустя, в середине восьмидесятых, разбирали эти свои прогнозы в сравнении с окружающим их миром. Азимов даже не поленился предварять все новые переиздания своих книг достаточно развёрнутыми авторскими пояснениями о том, почему всего ещё поколение назад написанное не казалось ненаучным бредом — и они входят практически в любое современное переиздание его классических произведений.

Фэнтези:

Фэнтези — жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, чаще всего средние века, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд.

Для этого жанра характерны такие герои, как боги, колдуны, гномы, тролли, призраки и иные существа. Произведения в жанре «Фэнтези» очень близки к древнему эпосу, в котором герои сталкиваются с волшебными существами и сверхъестественными событиями.

Жанр «фэнтези» с каждым годом набирает обороты и у него становится больше поклонников.

Наверное, весь секрет в том, что в нашем примитивном мире не хватает какой-то сказки, волшебства, чудес.

Основными представителями (авторами) этого жанра являются Роберт Джордан (фэнтезийный цикл книг «Колесо времени», включающий 11 томов, Урсула Ле Гуин (цикл книг о Земноморье – «Волшебник Земноморья», «Колесо Атуана», «На последнем берегу», «Тухану»), Маргарет Уэйс (цикл произведений «DragonLance») и другие.

Среди фильмов, снятых в жанре «Фэнтези» вполне достаточно для выбора и подойдут даже для самого капризного киномана.

Среди зарубежных лент я отмечу такие как: «Властелин колец», «Гарри Поттер», любимые во все времена «Горец» и «Фантомас», «Убить дракона» много других замечательных фильмов.

Эти фильмы затягивают нас великолепной графикой, игрой актеров, загадочными сюжетами, а просмотр подобных картин дарят эмоции, которые не получишь от просмотра фильмов в других жанрах.

Именно фэнтези добавляет в нашу жизнь дополнительные краски и восхищает снова и снова.

Детонатор

  • США, 2004 год.
  • Длительность: 77 мин.
  • IMDb: 7,0.

Ещё один непризнанный шедевр низкобюджетного кино на тему путешествий во времени. Чтобы диалоги звучали более профессионально, режиссёр Шейн Кэррут, математик по образованию, специально изучал физику в процессе написания сценария. Видимо, он немного увлёкся, поэтому большой популярности у широких масс фильм не получил, зато заработал одобрение от критиков с сайта Rotten Tomatoes, которые окрестили его лучшим фантастическим фильмом для думающих людей.

Главные герои конструируют в гараже нечто, напоминающее машину времени. Друзьям кажется, что их открытие перевернёт мир, пока они не сталкиваются с неприятными побочными эффектами.

Смотреть в iTunes →Смотреть в Google Play →

Определение научной фантастики

Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно, в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической. Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного, прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.

Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности. Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки. Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации. Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности. научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения — исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце — романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.

Поджанры Править

Такие жёсткие требования привели к тому, что появилось достаточно большое количество более «мягких» поджанров научной фантастики, традиционно относящихся всё ещё не к фэнтези, но при этом достаточно вольно трактующих многие элементы начного подхода «жёсткой» НФ.

К таким поджанрам относятся:

Космоопера. Мир будущего и технологические изобретения используются как декорации, а сюжет построен как приключенческий роман. Поджанр развивался ещё в 30-ые годы XX века, сейчас наиболее известным представителем являются Звёздные войнысм..

Социальная фантастика. Ничего, кроме смелой социальной идеи — и рассмотрения людей и общества, с приматом эмоций и чувств персонажей над окружающим их миром. Герои таких произведений действуют логично и непротиворечиво, но окружающий их мир может быть сколь угодно безумным, как, например, в произведениях писателя-фантаста Филиппа Дика. Этот мир может быть и более логичен, как, например, мир Полдня братьев Стругацких — но по-прежнему ставит персонажей перед нелёгким этиеским выбором.

Киберпанк, Стимпанк, Дизельпанк, и практически любой «что-то-там-панк». Для этого поджанра доведённые до абсурда социальные противоречия и протест личности против системы куда важнее того, как именно устроен окружающий их мир. Технология здесь лишь средство вызвать к жизни уродливую общественную модель, и показать живых людей в её жерновах. Классическим примером киберпанка считаются книги Уильяма Гибсона.

Постапокалипсис. Лучшие образцы жанра порой базируются ровно на одном фантастическом допущении — глобальная катастрофа случилась. Всё остальное — лишь логичные следствия из её природы. Более мягкие варианты зачастую малоотличимы от фэнтези, разве что с заменой Рун Огня Подгорного Владыки автоматными патронами со склада неразграбленного бомбоубежища, а злобного племени орков — полевым отрядом супермутантов.

Путешествия во времени. Крайне популярный приём для переноса действия в дикую глушь древнего прошлого или утопическую модель «светлого будущего» Многое из художественных находок этого поджанра базируется на эксплуатации закона причины и следствия, выстраивая сюжетный конфликт в настоящем на основе неосмотрительных действий персонажей или их противников в прошлом. Наиболее известные представители жанра — Герберт Уэллс и Рэй Бредбери, хотя так или иначе отметиться в этом направлении успели практически все классики научной фантастики.

Альтернативная история. Выстраивает логичную картину «альтернативного настоящего» на основе допущения о другом исходе некоего известного исторического события или ряда событий. Чаще всего эксплуатируется вариант с победой в войне или революции какой-нибудь другой стороны. Примером таких произведений можно назвать «из Америки с любовью» Андрея Уланова и Владимира Серебрякова.

Военная фантастика. Научно-фантастический антураж служит не более чем поводом устроить старую добрую войну в новых декорациях, зачастую с применением самой разнообразной выдуманной боевой техники. Классическим произведением жанра считается «Звёздный десант» Роберта Хайнлайна, неплохим развитием его идей в современности можно назвать серию «наследие Алденаты» Джона Ринго.

Научно-фантастический вестерн. Наибольшую популярность получил с выходом телесериала Firefly (Светлячок). Из других примечательных экранных реализаций можно назвать аниме Cowboy Bebop и Trigun. Главной особенностью этого поджанра является атмосфера «фронтира», беззаконного пограничья из вестернов, перенесённая в научно-фантастический антураж чуть более, чем полностью — вплоть до пьянчуг в космических салунах и китайских прачечных и опиекурилен в космопортах, где отдыхают между сомнительными сделками космические ковбои.

Мистика и ужасы:

Мистика и ужасы — этот жанр наверное один из самых популярных и привлекательных как для читателя, так и для зрителя.

Он способен подарить такие незабываемые впечатления, эмоции и повысить адреналин, как никакой из других жанров фантастики.

В свое время, до того как стали популярны фильмы и книги о путешествиях в будущее, ужасы были самым необычным и любимым жанром у любителей и почитателей всего фантастического. И сегодня интерес к ним не пропал.

Яркими представителями книжной индустрии в данном жанре являются: легендарный и всеми любимый Стивен Кинг «Зеленая миля», «Мертвая зона», Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея», наш отечественный автор М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

А фильмов в этом жанре снято великое множество и достаточно сложно выбрать лучшие и самые яркие из них.

Перечислю лишь несколько: всеми любимый «Кошмар на улице Вязов» (США, 1984), Пятница 13-е» (США 1980-1982),«Изгоняющий дьявола»1,2,3 (США), «Предчувствие» (США, 2007), «Пункт назначения»-1,2,3 (США, 2000-2006), «Экстрасенс» (Великобритания, 2011).

Как видите, фантастика настолько многосторонний жанр, что любой сможет выбрать то, что подходит ему по духу, по натуре, даст возможность окунуться в волшебный, необычный, ужасный, трагический, высокотехнологичный мир будущего и необъяснимого для нас — обычных людей.

Фантазии о физической причине лоренцева сокращения, объясняющей инвариантность скорости света и пр

Всем известно об инвариантности скорости света в любой инерциальной системе отсчёта, но наука пока не может объяснить физику, т.е. природу механизма этого феномена.
Математическая же модель явления постулирует, что все процессы протекают в 4-х мерном пространстве-времени, в котором феномены СТО следуют из сохранения интервала событий при преобразованиях вращения системы координат. Вряд ли можно отрицать, что реальность как бы натягивают на математические конструкции. Причём то, что в оных почти сплошь важную роль играют мнимые числа, в реальности непредставимые, нисколько не умаляет успехов науки. Ещё Э.Мах говорил, что объяснения излишни, если наблюдаемые феномены хорошо описываются формулами. И не будем с этим эмпириокритицизмом спорить.
Математики изобретают абстракции и примеряют их к реальности. Отсюда Сингулярность, кротовые норы и пр. экзотика. А может стоит пофантазировать, например и о том, что изменится в наших представлениях о мире, если бы причиной лоренцева сокращения был некий гипотетически предполагаемый физический механизм. Почему бы нет?

Имитатор. Цикл рассказов «Свойство слоя»

Нулевой слой
13:32 28 июля 2116 года
— Вырубай, вырубай! — Илли выдернула шлейф, после чего ее сразу же стошнило в ближайшее мусорное ведро. — Что это было? Таракан, я тебе сейчас втащу!
— Обычный сенсорный конфликт, — меланхолично ответил здоровяк, не отрываясь от терминала. — И я в три раза тяжелее тебя, так что втащить ты сможешь только своему папаше, который, похоже, не научил тебя манерам.
— Почему меня вывернуло? — сплевывая свой обед, не унималась Илли.
В полутемном подвале прохладная сырость смешивалась со смесью благовоний, выхлопных газов и городской канализации, тянущихся жарой с улицы, что совсем не помогало текущему состоянию молодой девушки.
— Потому же, почему в начале прошлого века так же укачивало пользователей первых VR-шлемов. Ну, может быть, не так эффектно, конечно… Это называлось киберболезнью или просто эффектом укачивания, и возникало оно из-за рассогласованности между движением в виртуале и его отсутствием в реальности, — Таракан развернулся в кресле и посмотрел на Илли. — В виртуальной среде ты летишь в любую сторону, а в реале сидишь на диване. Знание о своем положении в пространстве и данные с визуального канала входят в конфликт друг с другом, возникает головокружение — мозг ошибочно считает, что организм отравлен, и вот ты портишь мое отличное мусорное ведро.

Разновидности научной фантастики Править

Основная статья:

Научная фантастика за свою историю развилась и разрослась, породила новые направления и поглотила элементы более старых жанров, таких как утопия и альтернативная история. Научная фантастика делится, в основном, по области допущения: открытия и изобретения, ход истории, организация общества, путешествие во времени и др. Разумеется, деление на направления достаточно условно, так как одно и то же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики.

Твёрдая НФ Править

Основная статья:

Отличительной особенностью этих книг была детальная научно-техническая база, а в основе сюжета лежало, как правило, новое открытие или изобретение. Авторы твёрдой НФ совершили немало «предсказаний», правильно угадав дальнейшее развитие науки и техники. Так, Верн описывает вертолёт в романе «Робур-завоеватель», самолёт во «Властелине мира», космический полёт в «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». Уэллс предсказал видеосвязь, центральное отопление, лазер, атомное оружие Беляев в 1920-е годы описал космическую станцию, радиоуправляемую технику.

Править

Править

Править

Произведения в которых развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти.

Править

Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).

Править

Жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.

Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах. Ключевые антиутопии XX века:

Править

Действие «космоопер» происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном «будущем». В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы «космической оперы» вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.

Править

Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделе

Ошибка цитирования Для существующего тега не найдено соответствующего тега

Научная фантастика в странах мира

Ведущие «фантастические» державы Запада—США и Великобритания. В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы — Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак

Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х — время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни

Последняя четверть 20 века — время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия. Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон — психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских — Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии. Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд. В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба — Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).