Монотеизм

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Христианство и монотеизм

Это утверждение полностью отвергает идею, что все монотеистические религии едины, а Бога лишь называют разными именами: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19

Каждая монотеистическая религия — это вера в Бога, как в личность, выражающую свое отношение к Тварному миру. В христианстве — это великая искупительная жертва Христа, страдавшего за наши грехи. Бывает сложно вместить умом учение о Святой Троице, если мы говорим о монотеизме, о едином по существу и троичном в Лицах Боге. Образ бытия Троицы превышает человеческий разум, поэтому остается лишь душа, которая верит Слову нашего Господа.

Монотеизм предполагает личные отношения с Богом, живой диалог с Ним, обращение в молитве и вера в то, что эта молитва будет услышана. Если при пантеизме такой диалог не возможен, потому что пантеизм не предполагает Бога, как личность, то монотеизм дает человеку возможность выстроить отношения с Богом.

Пантеизм не дает четкого ответа на вопрос «как Бог относится к своему творению?». По сути это учение отрицает, что был Некто, сотворивший все сущее. У истоков течения также стоял еврейский философ Спиноза, который говорил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Отрицая Бога, как личность, мы в какой-то мере отрицаем человека, как личность. Что произойдет с нами после смерти? Станем ли мы тоже лишь обезличенной частью окружающего мира?

В монотеистических религиях Бог обращается к человеку, говорит с ним, участвует в судьбе человека. Не все боги монотеистических религий (которых, кроме основных, насчитывается великое множество) добры к людям в представлении основателей вероучения. В христианстве отношение к человеку обозначено вполне четко — Господь страдает и принимает смерть на Кресте за наши грехи, приходит, чтобы спасти нас, дать нам Вечную жизнь. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом. Поэтому, в отличие от пантеизма, который, скорее, можно назвать философским течением, монотеизм — характеристика религии.

  • Философия русской идеи
  • Православная философия материи

Китайские воззрения

Основная статья: Моизм

Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании (буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или (небо) как всемогущей силы. Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма, и введению буддизма и христианства. Небо рассматривалось как всемогущее существо, наделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. В изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности. Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди. В некоторых течениях, таких, как моизм, заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).

Происхождение и развитие

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог» и было создано в сравнительно недавнее время. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоника Генри Мора.

Существуют две версии происхождения монотеизма:

Версия развития монотеизма из политеизма

Некоторые исследователи полагают, что понятие монотеизма относительно и эта концепция является результатом постепенного развития генотеизма (состояния религиозного сознания, когда единичные божества ещё не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

По мнению некоторых исследователей, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях.

Версия изначального монотеизма (прамонотеизм)

Согласно этой версии, изначальной религией народов был монотеизм, который потом деградировал до политеизма.

В современном религиоведении концепция прамонотеизма используется в основном для обоснования богословских позиций.

Так, религиовед и церковный деятель Андрей Зубов высказывается следующим образом:

Косвенно подтверждает эту версию и наличие в политеистических религиях так называемых «небесных богов», которые характеризуются отсутствием культа и прежде всего отсутствием какого-либо календаря сезонных ритуалов.

Известный религиовед, историк религий, этнограф и писатель Мирча Элиаде приводит некоторые примеры таких «небесных богов», почитаемых разными малоцивилизованными народами. Говоря о «непопулярности» почитания «небесных богов» Элиаде утверждает, что «Верховный небесный бог повсюду уступает место другим объектам почитания. Морфология подобной субституции может быть различной, но смысл ее практически везде один и тот же: отход от трансцендентности и пассивности небесного существа и обращение к более динамичным, активным и легкодоступным формам религии. Можно сказать, что мы наблюдаем за «постепенным понижением сакрального до уровня конкретного», когда жизнь человека и окружающая среда приобретают все больше и больше оттенков сакральности«.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Достоинства Таухида

Единобожие является причиной любви Всевышнего Аллаха к Своим рабам, а также причиной любви людей к Богу.

В основе единобожия – защита Всевышнего и Его покровительство человеку, который уверовал в Единого Бога. Человек, уверовавший в Единого Бога, имеет спокойствие в своем сердце, оживляет свою душу, наполняя ее ощущением безопасности. Чувство безопасности дарует верующему человеку единобожие, ведь в суре «Свет» сказано, что тех, кто уверовал в Единого Бога и ведет праведную жизнь, Аллах сделает наместниками на земле, одарит возможностью исповедовать религию ислам, которая была Им одобрена, а страх их сменит на безопасность.

Монотеизм

Из всех благих деяний на земле лучшим является единобожие. В подтверждение тому – хадис, переданный ат-Тирмизи, в котором рассказано о том, что когда человек воскреснет по наступлении Судного Дня, и перед ним развернутся девяносто девять книг, в которых будут перечислены его грехи, и каждая из книг будет до горизонта, но только одно его благое дело – свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – пророк Аллаха и раб Его, — перевесит все грехи человека, указанные в этих книгах, являясь самым лучшим благодеянием в мире.

Единобожие является причиной прощения всех человеческих грехов, какие бы он ни допустил, и прощаться Всевышним эти грехи будут до тех пор, пока человек не перестанет «взывать к Аллаху и надеяться на Него» — об этом сказано в хадисе, переданном ат-Тирмизи.

Единобожие — источник благополучия верующего в его мирской жизни, но достоинства Единобожия распространяются не только на земную жизнь человека, но и на его будущую жизнь: в суре «Корова» Священной книги Коран сказано, что тем, кто уверовал и совершал в земной жизни праведные деяния, уготованы Райские сады в жизни будущей.

Единобожие вселяет в сердце человека надежду на прощение Аллаха и Его милость по отношению к Своему рабу, оно является и той причиной, по которой верующий оставляет свои грехи, ведь Единобожие рождает богобоязненность. В суре «Звезда» сказано: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением … Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура Ан-Наджм (Звезда), 32-й аят).

Единобожие сулит верующему человеку заступничество Посланника Аллаха ﷺ в День Суда. В «Книге Знания» Аль-Бухари в одном из хадисов сказано, что на вопрос, заданный пророку Мухаммаду ﷺ Абу Хурайрой, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что самым счастливым в вопросе заступничества от него будет: «Тот, кто скажет: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от сердца».

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Ханаанская религия и ранний иудаизм

Раввинский иудаизм в том виде, в котором он развивался в поздней античности , категорически монотеистичен. Однако его предшественники — различные школы эллинистического иудаизма и иудаизма Второго Храма , и особенно культ Яхве в том виде, в каком он практиковался в древнем Израиле и Иудее в VIII и VII веках до нашей эры, — были описаны как генотеистические.

Например, моавитяне поклонялись богу Хамоса , в идумеян , Qaus , оба из которых были частью большей ханаанейской пантеона во главе с главным богом, Эл . Пантеон хананеев состоял из Эль и Ашеры как главных божеств, с 70 сыновьями, которые, как говорили, правили каждым из народов земли. Каждому из этих сыновей поклонялись в определенном регионе. Курт Нолл заявляет, что «Библия хранит традицию, согласно которой Яхве« жил »на юге, в земле Эдома» и что изначальным богом Израиля был Эль-Шаддай .

Несколько библейских историй ссылаются на веру в то, что все ханаанские боги существовали и, как полагали люди, которые поклонялись им и их священным объектам, обладали наибольшей властью в этих землях; их сила считалась реальной и могла быть использована людьми, которые покровительствовали им. Существует множество свидетельств о том, что окружающие народы Израиля проявляли страх или благоговение перед израильским Богом, несмотря на их продолжающиеся политеистические обычаи. Например, в 1 Царств 4 филистимляне встревожены перед второй битвой при Афеке, когда узнают, что израильтяне несут Ковчег Завета и, следовательно, Яхве, в битву. Израильтянам было запрещено поклоняться другим божествам, но согласно некоторым интерпретациям Библии, они не были полностью монотеистами до вавилонского плена . Марк С. Смит называет эту стадию формой монолатрии . Смит утверждает, что Яхве претерпел процесс слияния с Эль и что принятие культов Ашеры было обычным делом в период Судей. 2 Царств 3:27 было истолковано как описание человеческого жертвоприношения в Моаве, которое заставило израильскую армию испугаться силы Чемоша.

Индийские религии

Индуизм

Основная статья: Монотеизм в индуизме

Храм Шарангапани в Кумбаконаме, посвящённый Вишну

Индуизм принято описывать как политеистическую религию. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом. В индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления. В богословии многих форм вайшнавизма, шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли Творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих.

Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции, как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана». Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван.

В ньяйе, одной из шести главных теистических школ индийской философии, приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существовании множества полубогов (девов) и мудрецов (риши) и их роль в начале мироздания.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм

Сикхизм — монотеистическая религия, возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака (—) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма.

«Один Бог для всех» — одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца.

Кроме монотеизма, в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма: внешний мир является иллюзией (майя) и только Бог является протяжённой реальностью.

Монотеизм в древнеегипетской религии

С точки зрения современного религиоведения, древнеегипетская религия является сугубо политеистической
Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом.

Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно.

Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Гора, Ра, Осириса, Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них.

Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми.

При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций.

Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку.

После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль.

В XIV веке до н.э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона. Относительно характеристики атонизма как монотеистического вероучения среди религиоведов XX века также разгорались споры, подробнее об этом см. в статье .

Авраамические религии

Основная статья: Авраамические религии

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более существование других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей.

Профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Христианство

Основная статья: Христианство

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:

Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение.

Ислам

Основная статья: Таухид

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие, которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни.

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама).

Поклонение Аллаху – неотъемлемая часть таухида

Неотъемлемая часть доктрины единобожия по исламу — это то, что верующий должен служить и совершать акты поклонения Всевышнему. Никому и ничему не должны быть посвящено поклонение, кроме Него, поскольку только Единый Бог заслуживает этого. Только конкретные обряды служения и поклонения Аллаху являются актами служения Богу, и вся жизнь верующего человека должна быть посвящена служению Аллаху: жизнь мусульманина должна быть наполнена поступками, преисполненными верой и почитанием Всевышнего. Все повеления Создателя должны исполняться человеком неукоснительно. Мусульманин должен воздерживаться от того, чтобы совершать запретные вещи.

Имена, атрибуты и качества Аллаха

Атрибуты присущи Всевышнему, но не являются от Его сущности чем-то отличным. Всевышний может иметь разные имена, но они также относятся к атрибутам Бога. Аллах – это имя, которым Всевышний сам чаще всего называет Себя.

Обязанность мусульманина – верить во все имена Всевышнего и Его качества (они упомянуты в аятах Священной Книги Коран и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ), и не приписывать ни одному из творений Аллаха качества и имена Бога. Понимать имена и качества Всевышнего следует так, как они были описаны в коранических текстах или достоверных хадисах, не толковать их по-другому и не игнорировать их истинное значение, не уподоблять качествам и именам других творений и не придавать материальную форму им.

Таухид в исламе предполагает, что только у Бога есть абсолютная ничем не ограниченная сила, могущество, власть создавать любые формы природы, как живой, так и неживой, а также уничтожать эти формы. Всевышний не создал этот мир для забавы – глубоким смыслом наполнено всё и все, кого Он создал. В создании и сотворении этого мира Всевышний следовал Своему изначальному плану.

Бог обладает неограниченной властью, но Он не только основатель этого мира, но и управляет всем тем, что в мире происходит: творения Всевышнего только благодаря Ему получают все то, что необходимо для жизнедеятельности. Всевышний – не только Творец, но и Хранитель, а также Заступник и Дарующий.

Бог также является тем, кто милостив к своим творениям, но кто будет наказывать грешников в Судный день, воздав каждому по его делам.

Зороастризм

Основная статья: Зороастризм

См. также: Ахура Мазда и Ангра-Майнью

Зороастрийское учение, распространившееся в 1-е тысячелетии до н. э. на северо-востоке Ирана и в соседних областях, содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога.

Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте. Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом. Бог Ангра-Майнью — властелин смерти и мрака — является противовесом и вечным врагом Ормазда и его блаженного царства света.

Зороастризм оказал влияние на авраамические религии. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков (манихейство).

Примечания

  1. Согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» с большой буквы пишутся только «индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии». В справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» Российской Академии наук (2007), «с прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях)… Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны». Исключение — поговорки и междометия: ей-богу, бог знает кто, о господи и т. п.
  2. ↑ «Monotheism, belief in the existence of one god, or in the oneness of God; as such, it is distinguished from polytheism, the belief in the existence of many gods, and from atheism, the belief that there is no god. Monotheism characterizes the traditions of Judaism, Christianity, and Islam, and elements of the belief are discernible in numerous other religions. Monotheism and polytheism are often thought of in rather simple terms—e.g., as a merely numerical contrast between the one and the many. The history of religions, however, indicates many phenomena and concepts that should warn against oversimplification in this matter.» —
  3. Лопухов А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию
  4. Monotheism // Cross & Livingstone The Oxford Dictionary of the Christian Church, 1974.«…belief in one personal and transcendent God»
  5. Теизм // Струнино — Тихорецк. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 25).
  6. — статья из
  7. Hopkins E. W. The religions of India. — Jr. Ginn & Co, 1896. — ISBN 9781603031431.
  8. Кривушин И. В.
  9. Nathan MacDonald. Early Jewish and Christian Monotheism/ The Origin of ‘Monotheism’. — T&T Clark International, 2004. — ISBN 0-567-08363-2.
  10. Монотеизм // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  11. Karen Armstrong. A History of God. — New York: Ballantine Books, 1993. — 460 с. — ISBN 0-345-38456-3.
  12. Assmann (2001), p. 11
  13. ↑  в «Книгах Google»
  14. История человечества / А. Н. Сахаров. — Тверь: Магистр-Пресс, 2003. — Т. 3.
  15. Э. Виллер. Учение о едином в античности и средневековье. — СПб: Алетейя, 2002. — 668 с.
  16. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  17. — статья из
  18. Неоплатонизм // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  19. ↑ Религия. Энциклопедия / А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — М.: Книжный дом, 2007. — 960 с. — ISBN 985-489-355-3.
  20. «Islam», Encyclopaedia Britannica Online

  21. Коран 2:4, Коран 2:285, Коран 4:136
  22. «Столпы ислама», Encyclopaedia Britannica Online

  23. Шахада // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий)
  24. Kamoonpuri, S: «Basic Beliefs of Islam» pages 42-58. Tanzania Printers Limited, 2001
  25. Тянь — статья из ЭСБЭ
  26. ↑ Homer H. Dubs, «Theism and Naturalism in Ancient Chinese Philosophy, » Philosophy of East and West, Vol. 9, No. 3/4, 1959
  27. ↑ , p. 16
  28. Elkman, S.M. Jiva Gosvamin’s Tattvasandarbha: A Study on the Philosophical and Sectarian Development of the Gaudiya Vaisnava Movement. — Motilal Banarsidass, 1986.
  29. Sharma, C. (1997). A Critical Survey of Indian Philosophy, Delhi: Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0365-5, pp.209-10
  30. — статья из Большого Энциклопедического словаря
  31. Mark Juergensmeyer, Gurinder Singh Mann. The Oxford Handbook of Global Religions. — US: Oxford University Press, 2006. — С. 41. — ISBN 978-0-19-513798-9.
  32. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.