Монастырь

Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу

Монах — это человек, который полностью посвятил себя религиозной жизни, для чего поселился в общине единомышленников. Такие люди есть в разных религиях и культурах: христиане, буддисты, индуисты, даосы и т.д.

МонастырьМонах — член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами

Где-то монашество формировалось как отдельная каста людей, где-то оно было неразрывно связано со священничеством, но в целом общие черты этого явления можно выделить:

  • Существование общиной;
  • Строгая регламентация жизни;
  • Религиозная направленность деятельности;
  • Суровые ограничения;
  • Особое, уважительное отношение мирян к монахам.

Как проходит постриг

Постригвмонахинеявляетсяцерковнымтаинством, темнеменее, отношениекэтомуобрядуисстариостаетсяоченьособым. Иногдаегосправедливоназываютвторымкрещением

Постригврясофорыпроходитдовольнопросточеловекукрестообразноостригаютволосы, настоятельпроизноситмолитвы, прося  Господаукрепитьпостриженика, послечегоновогорясофораодеваютврясу.   Никакихобетовприэтомнепроизносится. 

Всовременноймонастырскойпрактикепостригврясофорыпочтиисчез, мирянчащевсегосразупостригаютвмантийныемонахи. Этособытиепроисходитгораздоболееторжественно. 

Вначале поют тропарь  из службы Недели о Блудном сыне:     В это время послушник в долгополой рубахе должен ползти в центр храма от входа. С обеих  сторон  идут   двое старших монахов, которые покрывают ползущего полами своих одежд.  В  середине  храма  постриженик  застывает  ниц,  крестообразно  раскинув  руки.

Настоятель говорит ему:

Подняв послушника и произнеся напоминание о том, что происходящее в храме слышат и видят   Господь   и    все ангелы, настоятель принимает обеты:

Основные  обеты

  • целомудрия (безбрачия, девства);
  • послушания;
  •  нестяжания.

Два понятия – «целомудрие» и «безбрачие» – нельзя считать синонимами. Целомудренная жизнь, далекая от угождений похотям плоти, требуется и от православных, имеющих семьи. Однако, инок, произнося обет целомудрия, отрекается так же и от возможности вступать в брачные отношения. Целью такого образа жизни не является одиночество. Одиночество вообще противно природе человека, это состояние ущербное, преодолеваемое лишь присутствием в жизни «второй половины». Для монаха этим «вторым» становится Бог. Не случайно монахини называются иногда «Христовыми невестами».

Обет послушания заключается в том, что отныне монах лишается своей воли, без остатка передавая себя в руки духовных наставников, старших, Господа. Смиренное послушание, отказ от своей воли, безграничное доверие к воле Божьей, умение принимать с благодарностью и горести и радости – основа душевного мира и покоя, которое отличает многих православных монахов.

Наконец, «нестяжание» вовсе не означает, что монаху запрещено иметь какие-либо вещи в собственности. Он может иметь все необходимое для жизни, но не должен иметь пристрастия к вещам, считать обладание ими чем-то важным для себя. 

Когда обеты произнесены, игумен возлагает на темя послушника книгу  и читает молитвы, в которых  просит Бога наставить нового монаха и укрепить его. Помощник подносит ножницы. Игумен велит   послушнику взять их и подать ему. Послушник три раза предлагает ножницы игумену, и тот дважды   отвергает их, и  берет лишь  после  этого.   Он  постригает  волосы    на склоненной   голове послушника   и говорит:

В это время постриженик впервые слышит свое новое имя. Перемена имени – старый обычай,   означающий   и отказ от прежней жизни, и рождение для новой, и полное подчинение тому, кто нарекает имя.                При  наречении  имени  для  постригаемого  игумен  может  избрать  имя  святого,  память  которого  отмечается  в  этот   день,  или  на  имени  святого,  которого  особо  почитают  в  монастыре.  Иногда  имя  начинается  на ту же букву,  что и мирское имя новопостриженного.

Вслед за этим происходит облачение в монашеские одежды. Новый монах  берет  последовательно каждую  часть  одеяния, которую благословляет игумен. Сначала он облачается в подрясник, затем  идет  параман,  ряса, пояс, куколь и обувь.

Каждойчастиодеяниясоответствуетсвояформулировка:

Ряса – «хитон вольной (добровольной) нищеты, нестяжания, всяких бед и теснотерпения…». Параман – «во обручение ангельского образа и всегдашнее воспоминание благаго ига Христова…».

Монахоблачен. Теперьемуподаютчетки, крестигорящуюсвечу, какнапоминаниеотом, чтоотнынеуделмонахамолитва, ношениекрестаинесениясветамиру. 

Постриг в великую схиму происходит в том же порядке, что и в мантийные монахи: произнесение обетов,  пострижение головы, облачение. Разница в текстах молитв, они более пространные, и в том, что к прочим  монашеским  одеждам добавляется аналав. По форме эта деталь одеяния напоминает епитрахиль, но не  разделенную надвое и достигающую по длине лишь пояса схимника. На куколе и на аналаве схимника  вышиты надписи – стихи из псалмов, и изображение Креста на лобном месте.

Монастыри в современной России

Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель (архимандрит, игумен, иеромонах), а женский монастырь – настоятельница (игуменья). Уставы этих обителей не отличаются. Как мужчины, так и женщины, принявшие постриг, дают обеты послушания, нестяжания (отказ от собственности) и безбрачия.

Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 обителей. Наиболее известные действующие мужские православные монастыри в России: Донской, и Свято-Данилов в Москве, Троице-Сергиева лавра в Подмосковье, Свято-Успенский Псково-Печерский (Псков), Соловецкий монастырь в честь Преображения Господня (Архангельская обл.). Женские монастыри: Марфо-Мариинская обитель, Новодевичий (Москва), Тихвинский и Мариинский (Ленинградская обл.), Горицкий Воскресенский (Вологодская обл.) и др.

Узнав, что такое монастырь, насколько трудна и лишена всяческих удобств жизнь в монастыре, вы наверняка понимаете, почему монашество называют «бескровным мученичеством».

Главный обет

Монастырь

– Какой главный обет монаха?

– Монах обещает Богу сохранить целомудрие, нестяжание и послушание. Это три столпа, на которых строится вся монашеская жизнь. Человеку, который всецело предается обету послушания, намного легче жить. Если что-то делаешь по своей воле – результат бывает плачевен. Кажется, что все правильно сделал, но чего-то не хватает. Для монаха быть в послушании – это основа жизни.

– Вам знакомо чувство одиночества? В монашестве оно не усугубилось?

– Когда-то у меня состоялся разговор с приснопамятным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Мы говорили на тему выбора жизненного пути. Тогда мне было 23 года. Я сказал, что как-то тревожно осознавать, что монах на всю жизнь остается один. Владыка мне ответил, чтобы я не переживал по этому поводу, ибо никогда не буду одинок. С монахом всегда Бог, и Он пошлет людей, которые ему нужны на определенном этапе жизни. Эти слова я всегда помню, даже выражение лица и эмоции, с которыми Блаженнейший говорил их. А теперь, спустя 10 лет, я нахожу подтверждение сказанному в своей собственной жизни. Господь посылает мне достаточное количество прекрасных людей, некоторые из них открываются для меня по-новому. Человек не должен лишаться общения. Но самое главное – гармония в общении с Богом.

– От каких привычек пришлось отказаться, став монахом? Что Вы оставили в прошлой жизни?

– В монашестве я осознал всю серьезность самодисциплины

Очень важно иметь правильный и твердый жизненный настрой. После пострига владыка ректор митрополит Антоний подарил мне «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова с дарственной подписью и кратким пожеланием: «Всегда помни монашеские обеты»

Эти слова красной нитью должны проходить в жизни монаха. Когда человек расслабляется, даже немножко, он перестает чувствовать падение. А упав, понимает, что надо было очнуться раньше. Искушения будут в любом случае, потому что жизнь монаха – это постоянная борьба с самим собой, со своими помыслами. Монах должен победить себя. Мне всегда памятно выражение нашего Предстоятеля – Блаженнейшего Митрополита Онуфрия: «Мы должны быть строгими к себе и милостивыми к другим». 

– Как Вы боретесь с чувством жалости к себе?

– Когда я анализирую все свои мысли, поступки и дела, мне себя не жалко. Я никогда не пытаюсь находить вину в другом человеке, но ищу ее в себе. Иногда мысли направлены на самооправдание, но их надо глушить, потому что враг в тонких межчеловеческих отношениях пытается посеять вражду, недопонимание, которое потом переходит в гнев и озлобление. С греховными помыслами размышлять нельзя, их нужно пресекать в зарождении.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Послушник – это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания» — различные работы. 

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.  

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя  духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличии от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига. 

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –подражание древним пустынникам. 

Какими бывают православные монастыри?

В православной традиции существует несколько разновидностей монашеских обителей.

Лавра

МонастырьФото: Mmatrona.ru

Лавра – это самый значимый и масштабный монастырский комплекс. Само понятие имеет греческие корни, дословно переводится как «многолюдный монастырь» или «улица». Изначально его начали применять к монастырям, начавшим открываться на Ближнем Востоке. В те времена монастыри нередко подвергались набегам, поэтому их обносили защитными стенами в целях обороны. Лавры находились в прямом подчинении у Патриарха или Синода. Руководили ими влиятельные архиереи.

Скит

МонастырьФото: Azbyka.ru

Скитами называют небольшие по площади монастыри, основанные на значительном расстоянии от крупных населенных пунктов. Это может быть жилье одинокого монаха-отшельника, а также монастырь, находящейся под непосредственным управлением более крупной и влиятельной обители. Например, в настоящее время скиты в своем подчинении имеют Соловецкая и Валаамская обители. Монахи, проживающие в скитах, следуют более строгим обетам.

Пустынь

МонастырьФото: Forum.optina.ru

Пустынь – это монашеский скит, расположенный в незанятой никем местности. В перспективе пустынь может разрастись до полноценного монастыря, но в этом случае она все равно сохранит свое название, чтобы все помнили, с чего все начиналось.

Подворье

МонастырьФото: Temples.ru

Подворье — так называют монашескую общину, находящуюся за пределами основного монастыря. Как правило, их располагают в городах, они находятся в непосредственном подчинении у архиерея. Среди основных направлений деятельности подворий обязанности по приему паломников и сбору пожертвований. Если они размещаются на сельхозугодьях, то послушники занимаются выращиванием овощей и фруктов. Известны случаи, когда крупные подворья в перспективе сами превращались в монастыри.

Историческая справка

Монастыри стали появляться, начиная с 3-го века н. э. К этому времени строгая подвижническая жизнь среди христиан стала ослабевать. Верующие, у которых это вызывало неприятие, удалялись от мира и его соблазнов. Они селились в горах, пустынях. Подвижники стали называться отцами-пустынниками, отшельниками. В это время и зародилось плодовитое семя монашеской жизни, ее основные принципы. Первые ростки ангельского жития пробили себе путь в Египте.

4-5 век н. э. дал миру много известных подвижников благочестия:

  • Антоний Великий;
  • Макарий Египетский;
  • авва Моисей;
  • Амун Нитрийский;
  • Павел Препростый;
  • авва Пимен;
  • другие святые.

Египет был лучше других регионов приспособлен к монашеской жизни. К концу 4-го века в «великой пустыне» уже насчитывалось более 5 тыс. монахов. Египту как будто самим Богом было суждено стать родиной монашества.

Один из отцов-пустынников, прп. Пахомий Великий, стал основателем первой киновии — монастыря общежительного типа. В нем объединились разрозненные жилища учеников Антония Великого, который положил начало анахоретному (отшельническому, пустынническому) монашеству. Преподобный обнес территории общины стеной, составил основные правила дисциплины, а также распорядок дня, в основе которого лежало чередование труда и молитвы. Тогда же и был написан Пахомием Великим первый монастырский Устав (318 г.)

Отшельничество начинает исчезать, а монастыри распространяются до Константинополя. На Западе они появляются вскоре после визита в Рим Афанасия Великого, который и познакомил его с традицией египетского монашества.

В Российской империи иночество распространилось почти сразу после принятия христианства, основателями его считаются прп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Одна из древнейших христианских обителей мира — монастырь Святой Екатерины в Иерусалиме, расположенный у подножья горя Синай.

Монастырь

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Кто становится монахом: лучшие из людей или те, кому некуда идти? По-разному

Нас прежде всего, конечно, интересует монах православный. Что мы знаем о нём? Самое главное — это человек, который ушёл жить в монастырь. Такая формулировка не совсем корректна.

Есть, как минимум, два типа людей, ушедших в монастырь.

Тип 1. Беглецы-отшельники. Это те, кто не хочет жить в человеческом обществе. Причин встречается множество:

Сложности в общении с людьми. Часто из-за того, что есть психологические проблемы, комплексы. Стереотип гонит людей в монастырь зарыться от мира, но подобного не получится. Монастырь — это такой же социум, только маленький. И далеко не факт, что в этом обществе удастся найти людей своего круга. Напротив, часто в обители селятся очень сложные, противоречивые люди, с которыми нелегко поладить.

И не получится сидеть одному где-то в келье, читая молитву. Устав монастыря требует и работать, и молиться, и принимать пищу вместе.

Лень. Случается, не нашёл человек работу по душе, да и вообще надоело ему крутиться в вечном безденежье, ужасаться политической ситуации, платить за квартиру, обеспечивать себе кусок хлеба. Терять особо нечего. Почему бы не пойти в монастырь, где кормят и жильё предоставляют? Подумаешь, общаться с Богом надо. Это даже полезно.

Такой подход приведёт к разочарованию. В монастыре много работы. Часто даже больше, чем в миру. Не получится понежиться в кровати до полудня: подъём с рассветом, а то и раньше. Много дел, да и условия не сахар. Так что скоро лентяй взвоет от отчаяния и вернётся домой.

Монах
человек, посвятивший себя религиозной жизни и поселившийся в общине единомышленников

Отверженные обществом. Среди этой категории чаще встречаются люди с внешними уродствами, испорченной репутацией, либо отбывшие наказание преступники. Все от них отворачиваются. Уроду сложно взаимодействовать с окружающими, бывшего заключённого возьмут далеко не на всякую работу.

Хорошо, когда можно проявить силу воли и добиться своего, но удаётся это единицам. А в монастырь берут всех, так почему бы и нет? Искреннее желание оставаться в обители до конца жизни, разумеется, отсутствует. Ничего хорошего такая инициатива не несёт.

  • Старики. В таких случаях монастырь представляют этаким домом престарелых, где принимают каждого пожилого человека. Ему проще дожить свой век в окружении духовного общества. Но старики не могут выполнять возлагаемые на них требования и становятся обузой. В них нет ничего от монаха, а решение диктуется страхом одиночества.
  • Разочаровавшиеся в жизни. Это эмоциональные люди, которые столкнулись с неприятностью и решили от всех будущих бед спрятаться за стенами монастыря. Долго они не продержатся, потому что слабы волей. Такие люди быстро сбегают из монастыря и до конца дней рассказывают об «ужасах», которые там испытали.
  • Фанатики. Есть категория фанатичных верующих. Они не чувствуют духа христианства, а цепляются за внешнюю атрибутику. Образ монаха, облачённого в чёрное одеяние, вызывает у них благоговейный трепет. Но за тягой к внешнему, нет никакого содержания.

МонастырьНа фото — православные монахи

Тип 2. Те, кто искренне стремятся к Богу. Их поступок продиктован глубокой любовью к Богу, искренней верой, желанием посвятить себя служению Высшим силам. Это люди, которые уходят в монастырь не потому, что бегут из материального мира, а потому что изоляция помогает им взрастить лучшие качества.

И качества эти нужны не только для себя, не для своего спасения, а потому, что сам человек сможет принести в этот мир больше добра, выполняя различные служения и размышляя о вечном. Эти монахи:

  • делают работу по монастырю;
  • принимают верующих;
  • пишут богословские труды.

И ещё много чем занимаются. Кто-то утварь церковную создаёт, а кто-то и людей лечить может. Всё по способностям.

Как поступить в монастырь

Вступить на путь монашества можно в случае, если будет на то воля Божья. Находясь в миру, решение как следует обдумывается, взвешивается, испрашивается совет у духовника. Если этот период пройден, и христианин пришел в обитель в качестве трудника, пришло время сделать следующий шаг — испытать свое желание на прочность, а также самого себя на пригодность к монастырской жизни.

Необходимо пожить какое-то время в обители, выполняя различные послушания, знакомясь с укладом монастырской жизни. Но настоящая подготовка к монашеству начинается с принятия человека в число братьев (сестер) обители, когда трудник становится монастырским послушником.

Подготовка к монашеству

Нужно очень ответственно подойти к принятию решения об иночестве. Это не просто важный шаг, а, пожалуй, самый главный выбор в жизни. Поэтому всем вступившим на монашескую стезю дается испытательный срок. Его длительность определяется настоятелем обители — три года и больше. В старые времена срок мог растягиваться на десяток и более лет. В современных монастырях эта традиция встречается все реже и реже, зачастую и двух лет бывает достаточно. Но такое скороспелое монашество себя не всегда оправдывает.

Решение о постриге принимается очень взвешенно. Человеку, желающему вступить на монашескую стезю, предстоит пройти множество монастырских искусов. Если в результате всех испытаний послушник остался тверд в своем намерении, а также положительно зарекомендовал себя, — над ним совершается иноческий постриг.

Всего есть три степени монашества:

  • рясофор;
  • мантия;
  • схима.

Иноческий постриг всегда был одним из основных православных обрядов, символизировал послушание и жертву Богу.

Монастырь

Богослужение

Постриг в первую степень монашества — рясофор, — сопровождается определенными молитвословиями, крестообразным пострижением волос. Имя может поменяться на новое или остаться прежним. Обетов при этом постригаемый не произносит, но само его решение встать на иноческий путь свидетельствует об обещании Богу жить непорочной жизнью. Он одевается в клобук и рясу (поэтому и рясофор), именуется рясофорным монахом или иноком.

При постриге в мантию (малую схиму), постригаемый приносит Богу обеты:

  • безбрачия;
  • нестяжательства;
  • послушания (настоятелю и братии).

Также крестообразно состригается пядь волос и уже нарекается новое имя. Облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом или обычно — монахом.

Чин пострижения в великую схиму аналогичен, но проводится с большей строгостью и торжественностью. При этом также дается новое имя, схимническая одежда (куколь). Называют схимонахом или схимником.

Монастырь

Что такое монастырь

На Руси православная вера всегда занимала особое место в сердцах людей. Русскому человеку свойственно страстное влечение к небесному. Он не может отдавать себя полностью на благоустройство комфорта в земной жизни, как это делают европейцы. Этот мир для него тесен, несмотря на бесконечные пространства. Поэтому распространение монашества стало закономерным явлением на Руси. Повсеместно стали образовываться обители — как мужские, так и женские.

Итак, монастырь — это земное пристанище душ, ищущих уединения для:

  • служения Богу;
  • очищения от греховных навыков и помыслов;
  • ведения праведного образа жизни, не запятнанного мирскими пристрастиями.

Монастырские стены призваны оградить от любопытного вмешательства внешнего мира. Строгий устав внутри них управляет и поддерживает порядок в общине.

Происхождение слова

Невозможно переоценить влияние на христианство такого явления, как монашество. Всякий искренний христианин хотя бы раз в жизни думал о принятии иночества. Да и просто уставший от мирской суеты человек в сердцах говорит: «Все, ухожу в монастырь!». А кто-то так и делает.

«Монастырь» — от сл. monos, в переводе — «один, одинокий». Человек удаляется от общества и сам один в тишине возрастает духовно для того, чтобы быть ближе к Богу.

Монашество возникло как движение:

  1. За святость.
  2. Против обмирщения церкви.
  3. Из-за прихода в церковь большого количества людей, не утвержденных в вере, а стремящихся получить какие-то светские преимущества.

Однажды преподобный Арсений Великий в ответ на свою молитву услышал голос, нисходящий с небес: «Беги людей, и ты спасешься», что святой незамедлительно поспешил исполнить. Он без малейшего сожаления бросил все мирские блага, стал монахом — человеком, который живет один на один с Богом и только к Нему стремится.

Значение понятия

Уходящий в монастырь христианин ищет уединения. Но удаляется монах не столько от мира, сколько от страстей, наполняющих и искажающих жизнь людей. Монастырь – это главное поле духовной битвы со страстями, а основное дело его насельников — молиться и плакать за всех людей. По преданию, пока жив хоть один монах, мир будет стоять.

Идет такой период истории, когда становление на путь монашества расценивается как готовность к противостоянию всем тем негативным явлениям, которые процветают и укрепляются в нашем обществе. Свт. Игнатий Брянчанинов приравнивает монашеский подвиг к мученичеству.

Монастырь

Буддийские монахи отличаются от православных, хотя так же не имеют имущества и ведут духовную жизнь

Когда мы думаем о монахах, помимо христиан, первыми на ум приходят буддисты. Этакие бритоголовые жители Востока, одетые в яркие платья и демонстрирующие сверхъестественные способности.

Отчасти это так. Но говорить о буддизме в целом неправильно. Он — совокупность разных течений, и в каждом — своя форма монашества.

МонастырьБуддийское монашество — одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества, сохранившихся до наших дней. На фото — буддийские монахи

Но можно выделить некоторые общие черты между христианскими и буддийскими монахами:

  • Период послушания;
  • Стремление к духовному;
  • Нет своего имущества;
  • Жёсткие ограничения.

Но различий не меньше:

  • Ограничения у буддистов строже;
  • Буддисты не делают акцент на вере в Бога, часто не рассматривают этот вопрос;
  • У буддистов нет строгой иерархии;
  • У буддистов нет централизованного управления;
  • Буддисты не сторонятся мира, а охотно общаются с мирянами и получают от них дары;
  • Многие монахи-буддисты занимаются мистическими практиками и боевыми искусствами.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь – это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

Монастырь

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит уважение к старшим, сдержанность.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Когда возникло монашество в христианстве

Монашество возникло лишь в IV веке, в то время как множество святых было и до этого. Это главный довод против тех, кто считает, что быть монахом — «лучше», чем жить в миру.

Иисус Христос присутствовал на бракосочетании в Кане Галилейской и тем самым благословил семейную жизнь. И то, и то монастырь — только разный по форме. И там, и там можно пасть; и там, и там — обрести жизнь Вечную.

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Как возникло монашество? Люди начали уходить в пустыню, поскольку понимали, что конкретно их мир «тянет» вниз и они уходят тем самым от своего призвания.

Основателем монашества считается преподобный Антоний Великий. В пустыню уходили и до него, но только ему своей святостью удалось собрать вокруг себя большую братию. Из явления как бы «случайного» монашество с тех пор стало неотъемлемой частью христианской традиции.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Монастырь

Преподобный Антоний Великий

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Монастырь и монашество

«Монастырь» в переводе с греческого означает «уединённое жилище». Это церковное учреждение, где по единому уставу живёт монашеская община. Так же называют и саму общину. Основателями монашества являются преподобные Антоний и Пахомий Великие. Монахи – это христиане, которые ради исправления и спасения души оставили мирскую жизнь и полностью посвятили себя Богу. Христос учил:

Святитель Игнатий Брянчанинов так объяснял спасительность оставления мира:

Монастыри могут быть мужскими или женскими. Это целые комплексы, включающие и жилые, и богослужебные, и хозяйственные постройки. Первые монашеские общины появились в 4 веке н.э. в египетских и палестинских землях. На Руси же монашество появилось благодаря Антонию и Феодосию Печерским. Первый русский монастырь – Киево-Печерский – основан в 11 веке.

Большинство монастырей имеет статус епархиальных. Такая обитель находится под наблюдением и управлением местного епархиального архиерея. При его участии Патриархом для каждого монастыря назначается наместник или игумен, который осуществляет руководство вверенной ему обителью. Игумен обладает не только административной властью, но также занимается духовным попечением монашеской общины. Зачислениями и увольнениями из монастыря распоряжается епархиальный архиерей при участии игумена или наместника.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

Монастырь

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

Монастырь