Мещанство

В современное время

Что подразумевается сегодня под термином «мещане»? Определение такому слову можно дать следующим образом: люди низкой духовной культуры, обеспокоенные приобретением вещей, лишенные чувства общественной ответственности.

Мещанством в разговорной речи сегодня называют также и дурной вкус. Такое понимание термина возникло в связи общепринятым мнением о том, что многие представители этого сословия в восемнадцатом-девятнадцатом столетии имели возможность приобретать предметы роскоши, но не умели это правильно делать. «Правильно» в этом контекста – значит в соответствии с аристократическим вкусом.

Место в сословной иерархии

Сословная иерархия
строилась следующим образом:

  • Дворяне,
  • Духовенство,
  • Купцы (1, 2, 3 гильдии),
  • Мещане,
  • Казачество,
  • Сельские обыватели (крестьяне).

Несколько раз происходило законодательное изменение в сословной иерархии. Например, были отменены купцы 3 гильдии. Автоматически их причислили к мещанам в 1863 году.

Купечество и мещанство на протяжении всей истории 17-20 века были тесно связаны, поскольку люди могли переходить туда и обратно, в зависимости от своих доходов. Если дела в работе шли хорошо, то мещанин переходил в купечество. Разорившийся купец причислялся в мещане.

Кстати, французский писатель Мольер в своей комедии «Мещанин во дворянстве» высмеивал желание разбогатевшего мещанства перейти в привилегированное сословие, «чтобы полностью чувствовать себя аристократами».

Мастеровые тоже относились к мещанам – ремесленникам. Подмастерье, проработав три года, становился мастером. В основном такая ситуация была на заводах (например, Уральских).

Сельские обыватели (крестьяне) могли попасть в мещанство, если официально покидали сельскую общину (общество). О чем делалась запись в обывательской книге.

Удостоверение мещанина ремесленника Беньямина Аронова Циммера. Он является переплетным мастерством.

У крестьян, особенно
возрос интерес к мещанскому сословию в 1866 году, когда для мещан были отменены
подати. Крестьяне, заинтересованные в нулевых налогах, часто шли на обман,
покупая в городе недвижимость или арендуя участок, но ремеслом не занимались,
продолжая жить по-прежнему земледелием.

Учет мещан

Про мещан велись учетные книги, куда вносились сведения
о человеке и его семье, описывалось имущество, место проживания,
профессиональное занятие, общественные обязанности. Сведения о детях были
обязательными, поскольку мещанство, как звание, было наследственным.

Такая книга являлась
свидетельством, подтверждающим реальную принадлежность человека к мещанскому
сословию.

Ревизские сказки на мещан могли вести отдельно, как, например, в городе Екатеринбурге:

  • РС о мещанах за 1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дела 1777, 1778, 1778а.
  • о мещанах за 1850-1858 (Источник ГАСО Фонд 8, опись 1, дело 1759).
  • причисленных в мещане за 1858 (Источник ГАСО фонд8, опись1, дело1779).

В исповедных росписях мещанское сословие писалось сразу за купечеством, согласно сословной иерархии. (Подробнее об исповедных росписях)

В метрической книге при регистрации рождения, брака или смерти указывалось сословие: мещанин. В записи о бракосочетании могло быть отмечено: «Мещанская дочь (сын)», после6 бракосочетания они писались уже полноценно мещанами.

Ейский мещанин Филипп Авксентиев Плениченко и Мещанская дочь девица Феодора Яковлева Квасова, брак 1865 год

Функция мещанского общества

По примеру сельских у
мещан были мещанские общества. Их можно сравнить с современные профсоюзом.

Мещанские общества вели
учет и бумажные документы членов общества: причисляли, исключали, выдавали
временные паспорта на переезд или временный выезд,

Мещане имели право переселяться в другие города. Для этого им нужно было получить разрешение местных властей. Для переезда или временной отлучки мещанину выдавался паспорт, имеющий временное действие.

Мещанская управа собирала
налоги с мещан. Контроль за взиманием налогов осуществлялся с помощью «круговой
поруки».

На полученные налоги мещане строили самостоятельно школы, приюты, больницы, занимались
оформлением документов для оплаты больницы, где лечились члены мещанского
общества. Выплачивали содержание инвалидам, убогим, сиротам. Оказывали
материальную поддержку на похороны, приданное сиротам, бедным семьям.

Несмотря на широкую социальную деятельность мещанского общества, такая функция являлась лишь поверхностной. Фактически, для государства мещанские общества были бесплатным органом контроля, в том числе полицейского, работавшего на местные власти.

В том числе, мещанская управа могла представить список людей, которых нужно сослать в Сибирь «за недостойное поведение» или исключить из мещан.

Решение об исключении из мещанства принималось мещанским обществом, а затем закреплялось судебным постановлением.

«Мещанин во дворянстве»

Аналог русского мещанина в Европе – буржуа. Представитель этого класса также являлся своего рода промежуточным звеном между низшим сословием и аристократией. Но если в крестьяне он себя записывать не спешил, то к дворянам так и норовил примкнуть. На эту тему Мольер написал комедию.

Герой французского драматурга всячески пытается стать похожим на аристократа. Однако невежество и глупое подражание губит его. Автор называет ряженого мещанина «вороной в павлиньих перьях».

Комедия Мольера носит не социальный характер. В этом драматургическом произведении высмеиваются, прежде всего, человеческие пороки. Но в том, что слово «мещанин» приобрело негативный оттенок, не последнюю роль сыграл герой знаменитой комедии.

Городские люди

В семнадцатом веке лицо крайне незащищенное в юридическом и нравственном смысле представлял собой мещанин. Это ему запрещали закладывать собственный двор. Это его называли «черным городским человеком». И это его нещадно пороли на конюшне за малейшую провинность. Впрочем, были еще крестьяне. Но это отдельный разговор.

Если бы русского дворянина в семнадцатом веке попросили подобрать синоним к слову «мещане», тот, не задумываясь, произнес бы обидное выражение «черные городские люди». Был и другой вариант, более благозвучный – «посадские».

Существование мещанина на Руси отравляли сборы и повинности. Некоторые горожане столь удручены были таким положением дел, что оставляли свое ремесло и отправлялись в деревню, где поступали в холопы.

В Петровскую эпоху в мещанском сословии выделили две гильдии. К первой относились банкиры, купцы, лекари, аптекари, ювелиры. Ко второй – ремесленники, владельцы харчевен и представители других, менее почитаемых профессий.

Мещанство: характеристика личности

В современных условиях мещане не редкость. К ним можно отнести людей, которые ограничены стереотипными суждениями, живут по навязанному обществом сценарием, боясь даже на сантиметр отклониться от этого курса. Другими словами, мещанство – это узколобость, отсутствие широты и гибкости мышления. Это жизнь без каких-либо приоритетов и убеждений. Такая личность думает лишь о материальном, в результате чего такой человек обычно становится очень мелочным и скупым. Кроме того, в наше время мещанином может быть не необязательно только бедный человек, ним может быть и миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям, даже если он стал богатым.

Мещане — это сплетники, которые при встрече первым делом будут выведывать у человека о его личной жизни (замужем/женат он (она), когда будет свадьба, дети и т.д.). Ограниченность взглядов и отсутствие цели – вот главные критерии мещанина.

К сожалению, мещанство – это качество, которое есть у большинства жителей нашей планеты. Если вы заметили, что это свойство есть и у вас, с ним нужно обязательно бороться и подавлять.

Управление мещанского общества

Главой
мещанского общества являлись староста
или управа, которые определялись с помощью выборов. Участвовать в выборах,
так называемом мещанском сходе, могли все мужчины мещане от 21 года, имеющие
имущество в городе (независимо от размера имущества).

Приписанные в мещане (солдаты и солдатские дети) в деятельности мещанского общества активного участия не принимали.

Справка мещанина города Мариуполя Абрама Тихеев Остановский для предоставления в Александровскую Городскую Управу. В том, что он проживает в поселке Полом безвыездно с 1911 года, что подписываю приложенной Казенной печатью удостоверяю.

Интересно, что
существовало правило кворума. На первом собрании мещанского общества
обязательно должно было собраться нужное для кворума количество человек. Если
такого не случилось, то заседание откладывалось. Второе собрание принимало
окончательные решения уже не зависимо от кворума.

Порядок на мещанских
сходах был редкостью, часто приходилось вызывать полицейских, чтобы
утихомиривать участников.

В зависимости от
размера населенного пункта мещанская община имела свои особенности. В больших
городах (помимо собственного городского старосты и управления) существовала
мещанская управа (несколько человек и мещанский староста). В населенных пунктах
поменьше действовал мещанский староста, возможно с 1 помощником. В мелких
городах и местечках обязанности мещанского нес на себе городской староста.

Мещанство в XXI веке

Синонимами к слову «мещанин» может служить литературный термин «филистер». Это слово имеет презрительный оттенок. Филистер – противоположность романтику. Это обыватель, которого не интересуют эстетические ценности.

Возвращаясь к негативному, почти ругательному слову «мещанин», следует сказать, что основное его значение в современно понимании – предпочтение материальных ценностей духовным. Термин применяют по отношению к тем, кого не интересует литература и искусство. К тем, для кого смысл жизни заключается в приобретении недвижимости, предметов одежды. Мещанин – человек корыстный, неизменно преследующий свои низменные цели.

Однако согласно этой терминологии, в современном обществе самым распространенным типом личности является именно тот, который следует обозначить этим словом.

История

Мещанство берёт начало от посадских (жителей городов и посадов) Русского государства, в основном — ремесленников, мелких домовладельцев и торговцев. Считается, что название происходит от польского названия небольших городов — «местечко». Официально сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей».

Мещане города объединялись в «мещанское общество». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей (которое, впрочем, обычно давалось). Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Мещанин платил подушную подать, внутренние городские сборы, отбывал рекрутскую повинность. Мещане имели право корпоративного объединения и сословного мещанского самоуправления (которое реализовывалось через мещанские управы). Для них существовал отдельный, мещанский суд. В середине XIX века мещане были освобождены от телесных наказаний, с 1866 года — от подушной подати.

Мещане-ремесленники переходили в разряд цеховых: всякий, кто постоянно занимался каким-либо ремеслом, обязан был записываться в цех. Ремесленники по званию делились на мастеров и подмастерьев. Мастером мог сделаться только подмастерье, пробывший в этом звании не менее трех лет.

Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство. Запись в мещане была возможна для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. Также в мещане нередко переходили отставные военнослужащие, получавшие при этом ряд льгот, в том числе освобождение от податей. После отмены крепостного права мещанское сословие было в значительной мере пополнено крестьянами, однако, как отмечали современники, эти «новые мещане» зачастую переходили в новое качество только для того, чтобы не платить подати. В действительности они не занимались торговлей и ремёслами, а купив дом в городе, арендовали землю и продолжали жить земледелием. Некоторые из мещан получали образование и переходили в сословие разночинцев.

В 1811 году в России было 949,9 тыс. мещан (что составляло 35 % городского населения).
Согласно данным переписи 1897 года в России было 13386,4 тыс. мещан, то есть мещане были вторым по своей численности сословием после крестьян в составе коренного населения страны. Хотя мещанство формально имело своё самоуправление (мещанское управление), но как податное, а позже «бывшее податное» сословие, мещанское самоуправление лишь в весьма слабой степени служило нуждам членов сословия и по сути являлось бесплатным (для государства) органом финансово-полицейского управления.

Мещанское сословие было отменено вместе с прочими сословиями и званиями c Октябрьской революцией 1917 года.

История возникновения мещанства

Мещанство – сословие с очень неопределенными границами, которое возникло в процессе урбанизации. В культурном выражении этот социальный массовый слой воплощает стадии адаптации традиционализма к городской культуре. К этому сословию, как правило, относили мелких городских ремесленников, торговцев, домовладельцев и клерков. Данная социальная прослойка не проявляла никакой политической активности в жизни страны и совершенно не интересовалась культурой.

По сути, мещанство – это отсутствие духовности, стремление жить в комфорте только путем получения материальных благ. В русской литературе отношение к мещанству в основном носит негативный характер. Однако существует мнение, что мещанство — не самый плохой вариант социального развития, ведь эта многочисленная каста поддерживает консервативные взгляды и высоко ценит материальные блага общества.