Биографии и мемуары — страница 1

Мемуары как литературный жанр

Рукопись мемуаров Казановы

Отдельные мемуары обладают незаурядными литературными достоинствами. Беллетризованные записки С. Аксакова, Л. Толстого, А. Белого, Г. Иванова, В. Набокова и других крупных писателей более значимы с литературной точки зрения, чем с исторической. В автобиографической трилогии Толстого и у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома», несмотря на очевидную перекличку описываемых событий с перипетиями жизни писателей, расстояние между автором и повествователем подчёркнуто тем, что рассказчику дана вымышленная фамилия. В то же время многотомные автобиографические сочинения таких писателей, как Шатобриан («Замогильные записки») и Герцен («Былое и думы»), претендуют на объективность. Эти авторы рисуют широкую панораму современной им частной и общественной жизни наподобие «романа-потока».

Для многих писателей первостепенны воспоминания о детстве как о периоде складывания личности. Иногда автор бывает настолько увлечён «жизнетворчеством», что его сочинение не может претендовать на историческую достоверность. К примеру, воспоминания В. Ходасевича о Серебряном веке, собранные в книге «Некрополь», считаются относительно достоверными, несмотря на шаржированность литературных портретов, тогда как повествующие о том же периоде «Петербургские зимы» Г. Иванова расцениваются в литературоведении как плод мифологизации реальных лиц, событий и фактов. Зыбкое равновесие между субъективным и объективным в мемуарной прозе превращает её в излюбленное поле для художественных экспериментов писателей-модернистов и постмодернистов (Владимир Набоков, Жан Жене, Генри Миллер, Ален Роб-Грийе).

«Автобиография», Агата Кристи

Биографии и мемуары - страница 1

Мемуары королевы детективных романов сильно отличаются от того, что можно прочесть о её жизни в книгах биографов. То, чему они посвящали многие страницы, у Агаты уместилось в несколько строк. А те моменты, которым они не уделяли особого внимания, в её версии получили целые главы

Она писала о том, чтобы было важно именно для неё

Писательница почти проигнорировала работу, рассказывая совсем о другом. На её долю выпало две мировые войны, измена любимого мужчины, тяжёлый развод и болезни. Но с какими бы трудностями она ни сталкивалась, Кристи находила силы, чтобы встать и продолжать жить.

Значение мемуарных произведений

Мемуары считаются важным источником сведений о жизни той или иной исторической и литературной эпохи. Существует множество мемуарных произведений о литературном быте или жизни мастеров словесности, к примеру, записки братьев Гонкур, Жорж Санд, Шатобриана и др.

Особую ценность для изучения литературного процесса представляют записки, принадлежащие выдающимся писателям, поэтам, критикам, которые дают богатый материал не только для изучения биографии автора, но и для его личности с точки зрения творчества. В таких работах часто прямо указываются писательские замыслы, творческие истории конкретных произведений.

Новую значимость в разрезе творческой истории получают мемуары, в которых жизненный материал подается в документальной форме, и отображается в художественном виде. В этом смысле особенно ценны воспоминания М. Горького в книгах «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Сравнение изображенных в этих произведениях лиц и событий с первыми ранними работами того же Горького дают прекрасный материал для суждений не только о процессе творчества, о появлении художественного произведения, но и о творческом методе, о художественном стиле писателя, об его отношении к жизненному материалу.

Мемуарная проза оказывает также огромное влияние на самих писателей. Так, например, Л. Н. Толстой при создании «Войны и мира» использовал не только исторические исследования, но мемуары современников той эпохи.

Иногда авторы при создании художественных произведений перенимают из чьих-то воспоминаний весь фабульный материал и типаж. Так появилось множество рассказов и повестей советской литературы, посвященных эпохе гражданской войны. К примеру, в повести В. Иванова «Гибель железной» в основу фабулы положены воспоминания красного командира Л. Дегтярева, однако при этом изменены передача и освещение фактов.

В заключение необходимо подчеркнуть огромную политическую роль мемуарной литературы. Нередко под маской объективной «летописи событий» мемуаристы пропагандируют неверную, вредную систему взглядов. Таковыми, к примеру, являются мемуары о Февральской революции А. Шляпникова, которые меньшевистски и анархо-синдикалистски интерпретируют историю революции. Политические мемуары выступают орудием классовой борьбы.

Поэтому нужно быть особенно бдительными, перечитывая произведения мемуарной прозы.

«Весёлый дом. Семейная трагикомедия», Элисон Бекдел

Биографии и мемуары - страница 1

Элисон Бекдел — художница, специализирующаяся на комиксах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что автобиографию она выпустила именно в формате графического романа. В нём говорится о детстве и уделяется много внимания отношениям с родителями.

Огромным потрясениям для девушки стало самоубийство отца, который, как оказалось, не до конца был честен со своей семьёй и не смог им открыться

Другой важной темой стала сексуальная ориентация Элисон и то, как она свыкалась с собственным телом. Структура комикса похожа на лабиринт

Автор часто возвращается к упомянутым ранее темам, добавляет туда новую информацию и освещает с нового ракурса.

«Прах Анджелы», Фрэнк Маккорт

Биографии и мемуары - страница 1

В начале XX века США накрыла волна массовой эмиграции из Ирландии. Люди пересекали океан в поисках лучшей жизни, оставляя дома и семьи. Многим удалось осуществить американскую мечту. Но семье Маккорт повезло меньше. Безрезультатные попытки влиться в новое общество и найти свой уголок привели их обратно в Ирландию.

Однако и тут их ждали сложности. Повальная безработица, пьянство отца и нищета заставили маленького Фрэнка быстро повзрослеть. Ему пришлось взять на себя груз ответственности и заботы о семье, хотя он был ещё ребёнком. Честный рассказ о своей жизни и борьбе за неё принёс автору Пулитцеровскую премию в 1997 году.

Определение слова «Мемуары» по БСЭ:

Мемуары (франц. mйmoires, от лат. memoria — память)воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания М. Основным источником сведений для М. являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т.п. М. зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки (см. Путешествие). Некоторые М. — выдающиеся художественные произведения(«Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена). Часто М. используются как средство политической и идеологической борьбы («Мысли и воспоминания» О. Бисмарка. «Воспоминания» С. Ю. Витте и др.), причём реакционные исторические деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источниками историческими, т.к. в них отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для исторической науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в которых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность М. осложняют работу исследователя.Близкие к М. сочинения были известны ещё в античности («Анабасис» Ксенофонта, «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Средние века дали ряд сочинений (главным образом в форме хроник, биографий, житий святых), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором. Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18-20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Авторами М. чаще всего являются политические и военные деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится к 17 в.(«Житие протопопа Аввакума» и др.), расцвет их как литературного жанра начинается в 18 в. После Великой Октябрьской социалистической революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей общественной жизни, в создании М. участвуют различные слои советского народа. Много М. посвящено Октябрьской революции 1917 и Гражданской войне 1918-20, Великой Отечественной войне 1941-1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М. —«Военные мемуары» (Воениздат), «О жизни и о себе» (Политиздат), «Литературные мемуары» (Издательство художественной литературы).Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке, в. 1-5, Новгород, 1911-12. История советского общества в воспоминаниях современников, т, 1-2 (в. 1-2), М., 1958-67. Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961. Черноморский М. Н., Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965. Курносов А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969. Голубцов В. С., Мемуары как источник по истории советского общества, М., 1970. Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971. Источниковедение, истории СССР, М., 1973.А. А. Курносов.

Биографии и мемуары - страница 1

«Золотой век» мемуаров

Мемуары кардинала Реца, опубликованные в 1731 г. в Амстердаме

Мода на мемуарные сочинения, как и само слово «мемуары», распространилась по Европе XVII—XVIII веков из Франции старого уклада. Предшественниками современных мемуаров считаются хроники средневековых французских историков Виллардуэна, Жуанвиля, Коммина, в которых сделан акцент на их собственном участии в описываемых событиях. Записки о своей жизни оставили многие высокопоставленные французы эпохи Возрождения, включая маршалов Флёранжа, Монлюка и Бассомпьера.

Следующую волну мемуарной литературы породила Фронда. Её ветераны, будучи удалены от версальского двора, пытались оправдаться перед потомками в записках, как правило, не предназначавшихся ими для публикации. Значительнейшие сочинения этой группы принадлежат перу герцога Ларошфуко и кардинала де Ретца. В общей сложности написанием мемуаров озаботились свыше 260 деятелей двора Людовика XIV, не исключая его ближайших родственников. Наиболее развёрнутую хронику версальского двора «великого века» дал герцог Сен-Симон. Его мемуары были задуманы как опровержение на записки маркиза Данжо. Обладая даром едкой, остроиронической зарисовки, герцог задним числом расквитался на страницах своих записок со многими недругами, которых ныне помнят только благодаря тому, что они были упомянуты Сен-Симоном.

Сочинения придворных «короля-солнца» отличались злободневностью и злоязычием. По этой причине многие из записок впервые увидели свет за пределами Франции (например, в Соединённых провинциях). Подлинный наплыв старых мемуаров пришёлся на начало XIX века, когда были смягчены цензурные запреты. Тогда же выступили с мемуарами графиня де Жанлис и мадам Кампан — старые аристократки, блиставшие ещё при дворе Марии-Антуанетты и пережившие все злоключения революции, эмиграции и империи. Мода на мемуарную литературу породила и спрос на подделку воспоминаний известных личностей. Этим промышлял, в частности, Гасьен де Куртиль де Сандра, опубликовавший, среди прочего, апокрифические записки капитана мушкетёров д’Артаньяна, использованные Дюма-отцом при написании романа «Три мушкетёра».

Что такое биография?

Многие люди прошли тяжёлый жизненный путь, у многих интересная биография, но лишь единицы достойны того, чтобы войти в исторические источники, благодаря которым их имена будут помнить веками.

Биография, согласно энциклопедии, — это описание жизненного пути человека, которое записали другие люди. В них записаны их достижения, точные даты знаменательных событий, общественные заслуги.

Биографии достоверны, ведь они опираются на факты, доказательства и приводятся источники, где бралась данная информация. Составители такого рода литературы преследуют цель точно описать жизненный путь исторической личности. Читайте интересные биографии:

  • Александр Владимирский «Сулейман Великолепный и его «Великолепный век»;
  • К. Д. Секачёва «Стив Джобс. Тот, кто думал иначе»;
  • Владислав Кардашов «Рокоссовский»;
  • Сэм Ваагенаар «Мата Хари»;
  • Никодай Павленко «Пётр Первый».

Происхождение слова

Слово «мемуары» происходит от французского memoires, что переводится как «воспоминания». Это слово впервые появляется в 1896 году. «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. Е. Ефрона рассказывает о жанрах мемуарной литературы.

Мемуары – это документальная литература. Для них характерно повествование от первого лица – участника или свидетеля описанных событий. Мемуары – это своего рода исповедальная проза. Они передают настроение эпохи, мировоззрение людей, культуру страны. Они способны рассказать о событиях того времени, какими их видит автор.

Биографии и мемуары - страница 1

Автобиографическая исповедь человека несет оценочное восприятие своего времени: окружающих людей, их статуса и привычек, умонастроения и мыслей. Мемуары можно отнести по жанру к биографии, исторической прозы, очерка. Но документальность, реалистичность приближает мемуарную литературу к личным дневникам, письмам, заметкам.

Что такое мемуары?

Мемуары пишутся человеком непосредственно принимавшего в определённых событиях, а также со слов других очевидцев. Часто мемуары имеют субъективную точку зрения и выражают взгляд человека по-своему трактующего факты.

Таким образом, мемуары с большой натяжкой можно назвать достоверными. К тому же там редко предоставляются документы, подтверждающие правдивость информации. Мемуары не претендуют на точность и документальность, а их цель передать внутренние переживания героев, повлиявшие на развитие личности.

В этом заключается отличие мемуаров от документально подтверждённой биографии. Многие мемуары писались людьми, определившими ход истории. Например, Уинстон Черчилль, Шарль де Голль и другие знаменитые люди в мемуарах писавшие об исторических событиях перемежали их мелкими подробностями личной жизни.

Это делает мемуары ещё более ценными в глазах потомков. Иногда воспоминания известных личностей, таких как Казанова, записаны в оправдание перед потомками. Он пытается убедить читателей в недостоверности слухов, преувеличивающих его похождения, что не подтверждается собранными историками фактами.

Особенно забавно читать мемуары влюблённых в знаменитости. Из них можно узнать о представленной личности совершенно в неожиданном ракурсе

Мемуары всегда будут привлекать к себе внимание, ведь только из них можно уловить дух времени, в которое они жили, узнать многие подробности быта и о существовавших тогда традициях. Что можно почитать:

  • Евгения Гинзбург «Крутой маршрут»;
  • Марина Влади «Прерванный полёт»;
  • Георгий Данелия «Тостуемый пьет до дна»;
  • Юрий Никулин «Почти серьезно»;
  • Светлана Алексиевич «У войны не женское лицо».

«Моя краткая история», Стивен Хокинг

Биографии и мемуары - страница 1

Через четверть века после того, как профессор Хокинг кратко объяснил миру историю времени, он решил так же сжато рассказать о себе. Годами его осаждали журналисты и биографы, желающие раскрыть тайны учёного, и наконец-то он сдался. Мемуары, вышедшие в 2013 году, следуют за героем с самого раннего детства. Он рассказывает о воспитании, отношениях в семье и образовании.

Огромная часть книги посвящена науке. Тем не менее профессор так же откровенно отвечает на вопросы о личной жизни и болезни, которая полностью изменила для него мир, но не заставила сдаться или отказаться от любимой работы.

Кто писал мемуары?

Особую ценность представляют мемуары генералов, известных политиков. Они помогают воспроизвести арену сражений или политических конфликтов. Придворная жизнь, дипломатические интриги, религиозные скандалы описываются в очерках Маргариты де Валуа, герцога де Рогана, Ларошфуко, Людовика де Конде. Даже палачи в XVI столетии писали мемуары.

Биографии и мемуары - страница 1

В наполеоновскую эпоху почти все генералы и приближенные к императору оставили после себя интересные литературные заметки.

Русские мемуары начинают свое повествование еще со смутного времени. Они представляют собой обычную хронологию событий. При Петре I массовый всплеск документальных записок вызвало противостояние Петра и царевны Софьи. Позднее военные походы, взятие городов описаны современниками царя.

Дальше жанр все больше набирает обороты. В России правление каждого из царей и цариц описано их приближенными и родственниками.

При Екатерине II мемуары обрели четкую конструкцию. В них писываются нравы времени, политические разногласия, даются социальные характеристики.

В наше время литературная исповедь стала важной частью известных лиц. Актеры, военные, политики, дипломаты, врачи, медиумы пытаются оставить после себя след в литературном творчестве

Г. Форд, А. Кристи, Д. Рокфеллер, Т. Окуневская, М. Горбачев, Г. Вишневская, М. Влади – описание жизни, событий, интересные встречи и размышления способен вобрать в себя жанр мемуаров.

«Из Африки», Карен Бликсен

Биографии и мемуары - страница 1

В 1913 году нынешняя территория Кении была британской колонией и называлась Британской Восточной Африкой. Карен Бликсен переехала туда к мужу, кофейному магнату, который после Первой мировой войны стал ещё богаче. Жизнь на загадочном континенте казалась сказкой, пока розовые очки не спали с глаз писательницы.

Из-за постоянных измен мужа семья распалась, а Карен пришлось быстро учиться управлять кофейной фермой, находить общий язык с аборигенами и бороться с прихотями непростого климата. Одноимённая экранизация мемуаров с Мэрил Стрип в главной роли получила семь статуэток «Оскар» и три «Золотых глобуса».

«Я — Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла мир», Кристина Лэмб, Малала Юсуфзай

Биографии и мемуары - страница 1

Малала Юсуфзай — самая молодая обладательница Нобелевской премии мира в истории. Она жила под гнётом исламистской организации и боролась за право пакистанских девочек получать образование. Блог Малалы показался талибам настолько влиятельным и опасным, что они организовали нападение на неё, когда ей было всего 15 лет.

Её храбрость и вера в справедливость сделали девушку международным символом борьбы за равноправие и свободу. Вместе с журналисткой Кристиной Лэмб Малала поведала миру свою историю начиная с относительно спокойного детства, которое было прервано захватом власти исламистами и сменой режима.

Русские мемуары допетровского времени

См. также: Пётр I в мемуарах

В русской литературе ряд записок начинается «Историей князя великого Московского о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими» за авторством князя Курбского. Она носит характер скорее памфлета, чем объективного исторического сочинения.

Записки о пребывании в России XVI—XVII вв. оставили многие иностранцы, в особенности участники польского осадного сидения 1611-12 гг. Предвзятость с налётом публицистики не чужда двум крупнейшим повествованиям о Смутном времени — «Временнику» Ивана Тимофеева и «Сказанию о Троицкой осаде» Авраамия Палицына. В обоих трудах заметно желание обличить пороки общества и ими объяснить происхождение Смуты; этой задачей объясняется обилие отвлечённых рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев Смуты, появившиеся при первых Романовых, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, повесть кн. И. М. Катырёва-Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601—1649 гг.).

В правление Алексея Михайловича и его сыновей в русской литературе появляются собственно личные воспоминания, отступающие от литературного шаблона, — сочинения Котошихина и Шушерина, старообрядцев Семёна Денисова и Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума» — общепризнанная вершина русской литературы XVII века. Авторы этих записок — учёные люди допетровского времени: дьяки либо представители духовенства.

Русские мемуары XX века

В связи со множеством трагических событий в русской истории XX века, большая часть мемуарной литературы была посвящена этим событиям. Широкую известность приобрела книга Ивана Бунина «Окаянные дни», созданная на основе дневника писателя и описывающая первые годы после октябрьской революции. Послереволюционные годы также описал в своих знаменитых мемуарах Владислав Ходасевич. Его мемуары, а также популярные мемуары его первой жены, Нины Берберовой, содержат сведения о многих известных литераторах.

Литературную жизнь советской России в период до начала Великой отечественной войны описала в своих воспоминаниях Елена Булгакова — супруга писателя Михаила Булгакова.

Множество мемуарных произведений было посвящено Великой отечественной войне. Особой популярностью в советское время пользовались мемуары военачальника Георгия Жукова, описавшего в них подвиг советского народа. Через много лет стали популярны менее официальные мемуары Николая Никулина, открывшие страшную «солдатскую» память о войне.

Отдельной категорией прозы о войне стали дневники и воспоминания жителей блокадного Ленинграда, описавших нечеловеческие условия жизни и смерти в осаждённом городе. Лишь немногие из этих мемуаров, например, воспоминания Ольги Берггольц были опубликованы в советское время, бо́льшая часть была опубликована только после отмены цензуры. Также стали выходить книги, обобщающие дневники и воспоминания многих блокадников, такие как книга «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941—1942 гг.» Сергея Ярова.

Большой популярностью на рубеже XX—XXI веков стали пользоваться мемуары, описывающие, чаще счастливое, военное и послевоенное детство, проходившее во дворах и коммунальных квартирах. К таким произведениям следует отнести мемуары Анастасии Баранович-Поливановой, Людмилы Гурченко, Нины Шнирман, Сергея Кара-Мурзы. Дом в этих воспоминаниях — не конкретное место проживания мемуариста и его семьи, а скорее «ковчег», обитатели которого обречены на совместное выживание в трудное время.

Русские мемуары XVIII—XIX веков

С распространением в Российской империи моды на всё французское русские дворяне, выйдя в отставку, стали поверять свои воспоминания бумаге, зачастую по-французски. Первые дворянские записки предназначались исключительно для чтения в домашнем кругу. Среди авторов мемуаров конца XVIII и начала XIX вв. велика доля женщин. Вслед за Екатериной II придворные дамы Е. Р. Дашкова, В. Н. Головина, Р. С. Эдлинг и др. оставили записки на французском. Среди записок XVIII века, составленных на русском языке, Д. С. Мирский отдаёт пальму первенства короткому, непосредственному мемуару Н. Б. Долгоруковой, одной из первых писательниц в России.

Записки Н. И. Греча с цензурными пропусками

Из государственных деятелей XVIII века записки о своей карьере оставили кабинет-секретари Я. П. Шаховской, А. В. Храповицкий и А. М. Грибовский. В своих многотомных записках долгожитель А. Т. Болотов (1738—1833) представил подлинную энциклопедию жизни русского дворянства, как столичного, так и провинциального. И. М. Долгоруков, И. И. Дмитриев и другие литераторы, тяготевшие к сентиментализму, ностальгически воспевали в мемуарах «сердца сладкие обманы».

Наибольший литературный интерес среди произведений конца XVIII века представляют близкие к мемуарным путевые записки Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина. Они преподносились читателям как непосредственные письма с чужбины, хотя на деле представляют собой плод кропотливого литературного труда. Ещё одна специфическая форма русской мемуарной литературы, — семейные хроники М. В. Данилова, Е. А. Сабанеевой, Л. А. Ростопчиной, в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи (часто провинциальной).

Обособленный массив мемуарной литературы образуют записки о событиях 1812 года (Д. В. Давыдов, С. Н. Глинка, Н. А. Дурова и др.). Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, записные книжки С. П. Жихарева и П. А. Вяземского. Вся первая треть XIX века освещена в записках Е. Ф. Комаровского, А. М. Тургенева и Ф. Ф. Вигеля. Последние по изяществу слога и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. П. А. Плетнёв аттестовал их следующим образом:

В конце XIX века вся Россия зачитывалась мемуарами

Светские салоны середины XIX века описаны многочисленными мемуаристками, среди которых А. О. Смирнова, Е. А. Сушкова, А. Ф. Тютчева. Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества (М. А. Корф, К. И. Фишер). Панорама литературной жизни 1840-х гг. развёрнута в воспоминаниях В. А. Соллогуба, А. В. Никитенко, П. В. Анненкова, Д. В. Григоровича, А. А. Григорьева, А. А. Фета, Т. П. Пассек, П. А. Каратыгина, А. Я. Панаевой и её мужа И. И. Панаева.

О событиях в России конца XIX века оставили весьма обстоятельные записки многочисленные писатели и общественные деятели (П. А. Кропоткин, П. Д. Боборыкин, Б. Н. Чичерин, А. Ф. Кони), представители художественной интеллигенции (И. Е. Репин, К. С. Станиславский, А. Н. Бенуа, М. К. Тенишева), высшего чиновничества (В. П. Мещерский, С. Д. Урусов, В. Ф. Джунковский, С. Ю. Витте, А. И. Дельвиг). Жизнь при дворе последнего царя охарактеризована в мемуарах, составленных уже в эмиграции Ф. Юсуповым и А. Вырубовой, а также перешедшим на советскую службу А. А. Игнатьевым.

«Прерванная жизнь», Сюзанна Кейсен

Биографии и мемуары - страница 1

В конце 60-х, когда Сюзанне было 18 лет, она попала в психиатрическую больницу с диагнозом «пограничное расстройство личности» после попытки самоубийства. Вместо нескольких недель она провела там полтора года. Всё, что девушка знала о мире и себе, перевернулось для неё с ног на голову.

Заточённая в четырёх стенах, она знакомится с пациентами и учится выживать в учреждении. Пребывание в больнице заставляет её поставить под сомнение само понятие «психическое здоровье». Кроме того, Сюзанна убеждается в том, что врачи мало представляют себе природу заболеваний и то, как их лечить. Мемуары вышли тогда, когда ещё было не принято публично обсуждать подобные темы, и смелость автора заслужила признание во всём мире.

«Пианист», Владислав Шпильман

Биографии и мемуары - страница 1

Польский пианист, радиоведущий и композитор Владислав Шпильман выпустил книгу сразу после окончания Второй мировой войны. В ней он максимально честно и подробно рассказал о немецкой оккупации, потере семьи, жизни в гетто и побеге из него. Два года ему пришлось скитаться по заброшенным зданиям, скрываться от нацистов и выживать всеми возможными способами. Кроме этого, Шпильман участвовал в сопротивлении и пытался изгнать врага из родной страны.

Незадолго до его смерти вышло расширенное издание мемуаров. В него вошли выдержки из дневника немецкого солдата Вильма Хозенфельда, который помог Шпильману выжить в конце войны. Книга была переведена более чем на 30 языков. История жизни выдающегося пианиста также стала известной благодаря оскароносному фильму Романа Полански.

«Просто дети», Патти Смит

Биографии и мемуары - страница 1

История Патти Смит — это отражение целой эпохи. Она описала в книге лишь небольшую часть своей жизни, конец 60-х — начало 70-х годов прошлого столетия. Но за это время в мире произошли невероятные по своему масштабу события: высадка на Луну, расцвет хиппи, фестиваль Вудсток.

Молодость Патти проходила именно в этот период. Она сочиняла песни, стояла у истоков панк-рока и общалась с Джеком Керуаком, Энди Уорхолом и Джимми Хендриксом. Но все эти великие личности не занимали её, потому что певица была влюблена. Она писала книгу об отношениях с фотографом Робертом Мэпплторпом, а получился исторический экскурс в жизнь поколения.

Для чего пишут мемуары?

Значение слова «мемуары» подразумевает рассуждения, воспоминания конкретного человека. Задумываясь о прожитой жизни, людям свойственно подводить итоги, пытаться оправдать себя или сожалеть о совершенных поступках. В пожилом возрасте чаще всего приходит желание написать о своей жизни, поделиться с новым поколением своими ошибками и победами.

Для известных людей литературная исповедь – повод рассказать об увлекательных или значимых событиях, судьбоносных встречах. Кто-то стремится описать свой нелегкий путь, кто-то пытается оправдаться, кто-то пытается заработать денег на безбедную старость.

Чаще всего мемуары пишутся для того, чтобы снова пережить свою молодость, вспомнить ее важные вехи, смешные или грустные моменты.