Медресе

Архитектура

Фрагмент портала медресе Шердор

Медресе Шер Дор на почтовой марке СССР

Медресе Шердор построено в традициях среднеазиатской средневековой архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное в плане здание общей площадью 70х57 метров. Главный фасад выделен мощным входным порталом – пештаком — со стрельчатой аркой, высота которого составляет 31,5 метра. Углы здания по главному фасаду фланкированы минаретами высотой 31 метр, увенчанными сталактитовыми карнизами. Восточные наружные углы медресе выполнены в виде трехчетвертных башен, возведённых в уровень с высотой стен. Просторный вымощенный крупной брусчаткой из чупанатинского сланца четырёхайванный двор медресе размером 30х38 метров окружён по периметру двумя ярусами худжр. Все 48 худжр однокомнатные. В углах двора располагаются аудитории для занятий студентов – дарсханы. По главному фасаду дарсханы перекрыты рубчатыми сфероконическими куполами на высоких барабанах, украшенными бирюзовой плиткой. Правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в гурхану. Здесь находится несколько не идентифицированных захоронений. Левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети. Интересно архитектурное исполнение боковых айванов: их ниши имеют свод в виде многогранного полукупола.

В декоративном оформлении медресе широко использованы наборы из глазурованных кирпичей, майолика и кашиннаямозаика. В декоре наружных фасадов преобладают сложные геометрические узоры – гирихи, рассчитанные на восприятие издалека. На фризах минаретов и барабанах куполов имеются эпиграфические орнаменты. Уникальна майоликовая мозаика тимпана главного портала, которая относится к числу редчайших произведений исламского искусства. Богато украшены тимпаны арок худжр. Вьющиеся стебли с пышными бутонами и цветами образуют ажурный узор. Примечательны мозаичные панно в нише западного айвана: пышные букеты цветов в фигурных вазонах символизируют древо жизни. Во внутреннем убранстве здания особенно интересна декоративная отделка купольного помещения дарсханы. Её стены и своды расписаны в технике кундаль мелким многоцветным растительным узором, а роспись купола и сводов образует сложные арабесковые медальоны.

Значение

Строительство медресе было важной частью распространения ислама по всему миру. Институт медресе оказал глубокое влияние на западное образование

Примером подобного влияния может служить старейший в Италии Неаполитанский университет (основан в 1224 г.), ставший первым европейским учебным заведением, которое готовило функционеров правового государства. Идея медресе оказалась настолько плодотворной, что два столетия спустя большинство европейских университетов были устроены по той же модели: проживание, стипендии, библиотеки и пр. Система колледжей, созданная на Западе, своим появлением также обязана медресе Такие страны, как Индия, Пакистан, Малайзия и Индонезия, развивали медресе как часть своей образовательной системы. В настоящее время во многих исламских странах сложились два типа Мадраса: светские, входящие в систему государственного народного образования, и конфессиональные, где слушатели получают богословское образование. Помимо этих существуют и частные медресе.

Выпускники

250 выпускников медресе стали учителями в начальных и средних школах, более 300 выпускников — врачами и инженерами, научными работниками, агрономами.

Медресе окончили известные писатели, общественные и государственные деятели Башкортостана и Татарстана: Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, Карим Хакимов, Нуриагзам Тагиров, Карим Идельгужин, Халиков, Мансур Хатыпович, деятель народного образования Казахстана Н. Манаев, Султан Габяши и другие.

На торжественном юбилее медресе 26 декабря 1916 года директор обнародовал следующие цифры: за 10 лет в «Галия» прошли обучение 950 юношей, из них 224 человека не татарской национальности. Выпускники работали в 28 губерниях, в 230 школах разных ступеней, обучая при этом 17 тысяч детей, по всей России. 38 человек работали указными, 14 военными муллами, а 29 выпускников стали к этому времени деятелями культуры.

Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. медресе «Мухаммадия» и «Касымия» в Казани, «Галия» и «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке, Буби в дер. Иж-Бобья были приравнены к педагогическим училищам, то есть к средним специальным учебным заведениям в смысле официального признания образовательного уровня и прав выпускников этих дореволюционных учебных заведений.

70 процентов выпускников медресе «Галия», составлявших национальную элиту, были уничтожены в 1930-40-х годах.

История

Медресе Шердор в начале XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского

Внутренний двор медресе Шердор в начале XX века. Фото С. М. Прокудина-Горского

Медресе Шердор было построено самаркандским зодчим Абдуллой Джаббаром в 1619-1635/36 годах по приказу удельного правителя (хакима) Самарканда Ялангтуша Бахадура, происходившего из узбекского рода алчин. Его декоративное оформление было выполнено мастером Мухаммадом Аббасом.

Местом для строительства медресе была выбрана восточная часть площади Регистан. Для этого до основания была разобрана сильно обветшавшая ханака Улугбека, построенная в 1424 году. Ханака дала богатый строительный материал для медресе Шердор, что было подтверждено археологическими раскопками, проведёнными в 1956 году советским археологом С. Н. Юреневым.

Медресе Шердор было построено в приёме «кош» с медресе Улугбека, изящные пропорции которого были положены в основу проекта. По замыслу архитектора главные фасады двух медресе должны были стать зеркальным отражением друг друга. Однако автор не учёл, что за двести лет, прошедших с момента строительства медресе Улугбека, уровень площади Регистан поднялся на два метра. В результате пропорции медресе Шердор получились более приземистыми, чем у оригинала.

Медресе
Фасад медресе Шердор

После постройки медресе было названо именем заказчика Ялангтуша Бахадура, но это название не прижилось в народе. Современное название – Шердор – оно получило по мозаичному узору на тимпане его парадного портала. Мастер декора изобразил сцену охоты на джейрана фантастического зверя из семейства кошачьих, напоминающего тигра, но с гривой льва, в лучах восходящего солнечного лика. Название переводят как «имеющее львов» или «имеющее тигров». Сюжет, изображённый на портале медресе, со временем стал одним из национальных символов Республики Узбекистан.

Медресе
Фрагмент геральдической эмблемы с фасада медресе Шердор на купюре в 200 сум

На протяжении почти трёх веков медресе Шердор было достаточно известным в исламском мире образовательным учреждением, хотя по престижу они и уступало как столичным образовательным учреждениям, так и медресе Улугбека. Несмотря на внушительные размеры, в медресе единовременно могли учиться чуть более сорока человек. Среди самых известных его выпускников можно назвать известного татарского богослова, шейха суфийского братства Накшбанди, философа и историка Шигабутдина Марджани.

На протяжении своего существования медресе Шердор пережило несколько землетрясений, самые разрушительные из которых произошли в начале и в конце XIX века. Здание выстояло, но всё же было значительно повреждено: сильно деформировался свод его главного портала, во многих местах обвалилась облицовка, покосились минареты. В начале 20-х годов XX века постановлением органов Советской власти преподавание в медресе было прекращено. Здание было национализировано и в 1924 году в нём начались реставрационные работы. Были отремонтированы худжры, восстановлена обвалившаяся часть кирпичного свода портальной арки, укреплена резная мозаика тимпана главного портала, разобран и заново переложен его деформировавшийся свод, переложены купола и своды худжр, восстановлена облицовка фасадов медресе. В конце 50-х годов XX века на территории медресе были проведены археологические изыскания, после чего начался новый этап реставрации. В 1960-1962 годах были отремонтированы минареты медресе, а в 1962 году по проекту художника В. Н. Горохова и архитектора А. И. Фрейтаг была восстановлена мозаика тимпана над аркой главного портала.

История

Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе и в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившися, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после года сформировался Сельджукский султанат).

Местоположение в городе

Медресе Гозиен находится в центре города, в старинном квартале Бухары — Гозиен. Название происходит от находившейся в квартале почитаемой могилы имама Гози — борца за веру, одного из 44 бухарских мучеников. Расположено медресе на пересечении улиц Джуибор и Имом Газоли Вали. Рядом с медресе находятся архитектурный ансамбль Ходжа-Гаукушан и гостиница Hovli Poyon, размещённая в здании XIX века.

Помещение медресе использовались для проживания учеников, занятия проходили в медресе Мулло Мухаммад-Шариф в том же квартале, к последнему примыкало фахтверковое («деревянное») медресе Чубин. Такая концентрация медресе объясняется тем, что квартал был одним из образовательных центров Бухары..

Примечания

  1. Хорошхин А. П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. — С.-Петербургъ: типография А. Траншеля, 1876. — 583 с.
  2. Эварницкiй Д. И. Путеводитель по Средней Азiи. Отъ Баку до Ташкента. — Ташкент: изд. на средства, ассигн. туркест. генерал-губернатором, 1893. — С. 73—77. — 202 с.
  3. Туркестанский край // Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей : / под ред. В. П. Семенова. — СПб: издание А. Ф. Девриена, 1913. — Т. 19.
  4. Архитектурный приём в средневековом среднеазиатском зодчестве, согласно которому главные порталы двух противолежащих зданий строятся на одной оси, а их главные фасады параллельны друг другу.
  5. Помещение усыпальницы
  6. Кашин — глазурованный изразец на рыхлой силикатной основе
  7. Кундаль — разноцветная роспись с позолотой по рельефной основе узора

Архитектура медресе

Как тип архитектурного сооружения медресе сложилось на востоке мусульманского мира в X—XII веках (медресе Фарджек в Бухаре, X век, не сохранилось); Низамие в Харгирде, Иран, XII век). С XII—XIII веков медресе строились на Ближнем Востоке (медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, XII век, Мустансирия в Багдаде, XIII век), с XIII—XIV веков — на севере Африки (медресе Саффарин в Фесе, XIII век, Хасана в Каире, XIV век).

Медресе Улугбека в Бухаре

1—2-этажное здание медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора общежитие, мечеть, аудиторию. При общей типологии медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. В Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (XIV век), Улугбека в Бухаре (XV век), Мири-Араб в Бухаре (XVI век).

Описание и современное состояние

Медресе, известное с XV века, входило в ансамбль двойного медресе вместе с медресе Гозиен хурд (малое Гозиен). Время появления ансамбля отностят к 1535 году. Современное здание медресе Гозиен (1730-34 годы, см. ниже) является одноэтажным зданием, с высоким монументальным фасадом, построенным в стиле местного бухарского зодчества, и по сравнению с другими медресе Бухары оно небольшое. Передняя часть здания выполнена в форме арки , которая частично украшена орнаментом. Построено Устат Фатхаллахом на средства Мухаммада Шарифа.

Майоликовая надпись в нише портала представляет собой высокопарное стихотворное посвящение с традиционными метафорами в адрес «высочайшего, украшенного золотом» медресе, и восхвалением донатора — Мухаммада Шарифа и мастера — Устад Фатхаллаха, в котором указано, что здание завершено на четвертый год от начала строительства. В конце посвящения во фразе «Аз Мухаммад Шариф бе-ин нишан» («Это знак от Мухаммад Шарифа») заключена хронограмма завершения строительства, при вычислении дающая 1146 год (1733—34 г.).

Само здание симметрично. Стены здания выстроены из кирпича (аркообразный передний фасад здания оштукатурен. Очень красиво оформлен потолок внешнего помещения медресе — оформление выполнено с использованием резного мрамора.

Медресе Казани

  1. Российский исламский институт, основанный в 1998 году под патронажем таких организаций, как Совет муфтиев России, Институт истории им. Марджани и Духовное управление мусульман России, является известнейшим и авторитетнейшим исламским образовательным учреждением России. В данном учебном заведении обучение строится в соответствие с ханафитским мазхабом. В Российском исламском институте ведется подготовка по четырем направлениям специальностей — «Журналистика», «Лингвистика», «Теология» и «Экономика» как в очной форме, так и в форме заочной и дистанционной. В институте для старшеклассников организована работа подготовительного отделения, налажена работа Центра подготовки хафизов Корана. Сюда могут поступить абитуриенты возрастом от семнадцати до тридцати пяти лет, которые имеют документ обо окончании мусульманского среднего учебного заведения либо окончили общеобразовательное среднее учебное заведение.
  2. В Казани также выпускники-мусульмане могут продолжить образование в Казанском высшем мусульманском медресе «Мухаммадия», которое имеет ханафитское направление и предоставляет возможность получения исламского образования по нескольким ступеням – среднее трехгодичное образование или санавию и пятилетнее высшее образование. Окончившим медресе выпускникам могут быть присвоены квалификации преподавателя и переводчика с арабского языка, преподавателя основ Ислама, преподавателя дисциплин Шариата, а также муэдзина и имама-хатыба. На дневное отделение института могут поступить как юноши, так и девушки, у которых есть документ об окончании полного среднего образования (одиннадцать классов) или неполного среднего образования (девять классов). Выпускники школ, получившие среднее образование, могут поступить также на вечернее отделение института или заочное. Для поступления абитуриентам необходимо сдать вступительный экзамен на знание основ Ислама в форме собеседования.
  3. Еще одно исламское образовательное учреждение в России – это Казанское высшее мусульманское медресе им. 1000-летия принятия Ислама. В медресе могут поступить юноши, которые окончили девять классов общеобразовательной школы. Срок обучения в медресе составляет пять лет, и на весь период обучения студентам предоставляется трехразовое ежедневное питание и проживание бесплатно. Бесплатно также и само обучение. Учебная программа включается в себя не только религиозные дисциплины, но и предметы светские, такие, как пчеловодство, информатика, право и история. В результате по окончании учебного заведения выпускникам медресе выдают диплом о высшем религиозном образовании. Помимо основного диплома выпускники имеют возможность получить свидетельство по специальности «Пчеловод». Вступительные экзамены проводятся в форме тестирования и диктанта. Если у абитуриента уже имеется исламское образование, то он может быть зачислен сразу на второй или третий курс медресе. Вечернее и заочное отделение предполагает обучение 3 года, по окончании выпускники получают диплом о среднем религиозном образовании. На вечернее отделение могут поступить девушки и женщины. Студентам, поступившим на заочное отделение и приезжающим дважды в год в медресе на учебные сессии, на это время предоставляется трехразовое питание и проживание в общежитии при медресе.
  4. Еще одно исламское учебное заведение России — это Казанский исламский колледж — учреждение среднего профессионального религиозного образования, основанный по инициативе Духовного управления мусульман Татарстана при мечети Марджани в 2003 году. Работа колледжа осуществляется на основании бессрочной лицензии Министерства образования и науки Татарстана, весь период обучения рассчитан на три года, по завершении которого выпускникам вручается диплом о среднем религиозном образовании по специальности «Преподаватель основ Ислама и арабского языка», а также по специальности «Имам-хатыб».

Медресе Татарстана

Медресе имени Ризаэтдин бине Фахретдина в городе Альметьевске приглашает юношей и девушек получить по очной форме обучения среднее религиозное образование. Период обучения рассчитан на три года, девушки и юноши обучаются в разных зданиях.
«Фанис» — средне-специальное медресе в п.Уруссу Ютазинского района Татарстана. Это медресе предлагает обучение на факультетах подготовки хафизов Корана и шариата

В процессе обучения уделяется особое внимание углубленному изучению истории, татарского и английского языков. Параллельно с аттестатом о среднем образовании медресе и дипломом медресе, который выдается по завершении процесса обучения, студенты могут получить и другие профессии – водителя категорий В и С, повара-кондитера и электрогазосварщика.
Медресе «Ак мечеть» — среднее образовательно мусульманское учреждение в городе Набережные Челны

Здесь выпускники средних образовательных учреждений получают среднее профессиональное религиозное образование. Здесь ведется очное обучение, а также на заочном отделении и вечернем. По окончании образовательного процесса выпускникам медресе выдается диплом по двум специальностям, одна из которых — «Арабский язык», а другая — «Исламские науки».
«Рисаля» — среднее медресе в городе Нижнекамск в Татарстане, открытое при центральной мечети города и выпускающее преподавателей арабского языка и имам-хатыбов после трех лет обучения.
Среднее медресе в городе Буинск в Татарстане – мусульманское учебное заведение, которое функционирует с 1997 года. За три года обучения на очном и вечернем отделениях выпускники медресе получают среднее религиозное образование и становятся специалистами по направлениям «Имам-хатыб» и «Преподаватель арабского языка». При условии обучения на очном отделении студенты по окончании обучения в медресе направляются на двухгодичную практику. Параллельно с получением основного исламского образования студенты могут получить водительские права по А, В, С-категориям и аттестат о получении среднего полного образования, а по окончании учебного заведения студенты могут поступить на факультет шариата и теологии в Российский исламский институт сразу на третий курс с последующей помощью в трудоустройстве.
«Усмания» — средняя общеобразовательная негосударственная школа в Казани, которая является частным религиозным образовательным учреждением, основанным в 1995 году и получившим бессрочную педагогическую лицензию в 2011 году. В данном учебном заведении обеспечивается прохождение обычной школьной программы, а также преподаются такие дисциплины, как мусульманское вероучение и право, тафсир, арабский язык, таджвид, хадис, адаб и Коран. В данном учебном заведении двуязычная система преподавания – на русском и татарском языках, причем расписание занятий учитывает и время намазов. Студенты обоих полов обучаются в этом заведении совместно кроме занятий физкультурой – эти занятия мальчики и девочки посещают по отдельности.
Начальное медресе в Кукморе – мусульманское учебное заведение, расположенное в Кукморском районе Татарстана, действующее при Центральной мечети. В Начальном Кукморском медресе обучение ведется на двух отделениях: начальном и вечернем. Начальное отделение функционирует с самого дня основания медресе, то есть с конца девяностых, и сравнительно недавно в 2010 году открылось вечернее отделение. По окончании медресе учащимся выдается свидетельство о получении начального религиозного образования.
В городе Мамадыш Республики Татарстан функционирует медресе имени Габдуллы ибн Масгуда, в котором юным мусульманам предлагается получить религиозное среднее профессиональное образование, обучаясь на очном отделении, а также на воскресном и на заочном. Учреждение имеет бессрочную лицензию Министерства образования и науки, разрешающую преподавательскую деятельность. В это медресе могут поступить юноши по окончании девяти классов средней школы, а по окончании трех лет обучения выпускникам выдается свидетельство об окончании курсов по основам Ислама.

История

Арабское слово «медресе» переводится буквально как место, в котором что-либо изучают, помещение для проведения занятий. Происхождение медресе относится к эпохе Аббасидов; первые сведения о таких школах относятся к 9 в. Наибольшее распространение медресе получили в 10—13 вв. В школах изучали богословие, арабский язык, хадисы, литературу, арифметику, коранические, исторические дисциплины, философию. Уже на протяжении только 10 в. их количество резко умножилось. Начиная с 11 столетия, во времена правления династии Сельджукидов произошло превращение медресе в государственное учреждение, в котором вели занятия назначенные правительством преподаватели; тогда же медресе становится оплотом суннитской ортодоксии.
В медресе преподавались основы четырех традиционных юридических школ, математика и медицина. Медресе выполняло задачу воспитания преданных делу государства чиновников, было призвано стать надежным инструментом контроля в религиозном и политическом планах.
Обучение шло в основном в мечетях, особенно в тех, которые не были главными и конгрегационными. Средства на поддержание школ поступали за счет вакфа. Преподаватели (мударрисы) получали жалованье и вместе со своими помощниками читали лекции, вели диспуты, прорабатывали со студентами необходимую литературу. Учащиеся обеспечивались стипендией, жильем, учебными принадлежностями.
В 12 столетии появилась новая разновидность медресе, так называемые медресе-мавзолеи, где одно из помещений, перекрытое куполом, служит усыпальницей для ее основателя.

Учебный процесс

Обучение в медресе было шестилетним; принимали учащихся в возрасте с 15 до 45 лет на основе экзаменов; поступающие должны были иметь начальное образование. Основное место в учебной программе занимали традиционные дисциплины: история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки: арабский, османский, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Также изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З. Кадыри, Т. Бадиги, С. Зиганшин, Л. Биксурин, Г. Терегулов, Х. Фазылов, И. Абдишев и другие. Многие из преподавателей получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 году по просьбе демократически настроенных учащихся в медресе начал преподавать татарский язык и татарскую литературу Г. Ибрагимов, историю тюркских народов — А.-З. Валиди, историю и теорию педагогики — Ф. А. Давлеткильдеева (первая женщина-педагог в медресе), географию, историю и физкультуру — Х. Зайни, физику — Г.Сатыев, математику — Х. Гисматуллин, химию, педагогику, методику — Г.Шанаси, французский язык — С.-Ш. Джиганша, музыку — Вильгельм Клеменц.

Медресе — что такое? Его история

Если переводить непосредственно с арабского, то это слово означает в прямом смысле место, в котором кто-то чему-то учится, что-то изучает и познает. То есть значение слова «медресе» — «место для учебы».

Первое учебное заведение такого типа появляется во время правления династии Аббасидов. Первые упоминания и ответы на вопрос: «Медресе — что такое?» — датируются только 9 веком, но в 13-м это явление уже широко распространено. В таких школах в основном изучались предметы с религиозным уклоном, в том числе богословие и коранические дисциплины. Помимо этого, ученикам преподавали арабский язык, необходимый для чтения Корана, а также арифметику и историю. В 11 веке школа превращается в государственное учреждение. Правительством назначались преподаватели, работавшие там. Возможно, именно благодаря этому активно развивалась ортодоксия суннитов. Постепенно из заведения, бывшего изначально школой, сделали место для подготовки кадров для государственной службы. То есть медресе стало оплотом контроля за религиозной и политической жизнью государства.

Здание медресе

В на средства городских филантропов (купца С. Назырова, дворянки С. Джантуриной-Тевкелевой) было построено трехэтажное здание по улице Уфимской (адрес в настоящее время: улица Чернышевского, 5. Первый его камень был положен муфтием М. Султановым.

Во время Гражданской войны, здание было сожжено белыми частями. Оно было полностью отремонтировано только при содействии Наркома просвещения Башкирской АССР К. А. Идельгужина — бывшего выпускника медресе.
В 1919 медресе было преобразовано в мужскую школу второй ступени для башкир и татар. В дальнейшем татарская школа № 15, которая просуществовала до середины 1970-х гг. Здание передано уфимской школе-интернату № 92 (для умственно отсталых). С 3 октября 1988 года оно внесено в список Памятников культуры и градостроительного искусства в Республике Башкортостан.

В январе 2001 года решением президиума Уфимского городского совета бывшее здание медресе «Галия» было передано Российскому исламскому университету Центрального Духовного управления мусульман России.

История

В пер­вые ве­ка ис­ла­ма функ­ции медресе ис­пол­ня­ла ме­четь. Относительно вре­мени и ме­ста воз­ник­но­ве­ния медресе как са­мо­сто­ятельной ор­га­ни­за­ции ведутся дис­кус­сии. Считается, что первые медресе начали функционировать в Мавераннахре и Хорасане.

К самым ран­ним медресе относится медресе в Бухаре, которое упо­мя­ну­то в опи­са­нии по­жа­ра Бу­ха­ры 937 года. Первые попытки создания централизованной системы образования были сделаны при Аббасидах. Широко рас­про­стра­нён­о­ мне­ние, что медресе поя­ви­лись в государстве Сель­джу­ки­дов (XI—XII вв.) в качестве ре­ак­ции сун­нит­ов на соз­да­ние Фа­ти­ми­да­ми-ис­маи­ли­та­ми в Егип­те оча­гов про­па­ган­ды ши­из­ма — Двор­цов муд­ро­сти (Дар аль-хик­ма) и До­мов нау­ки (Дар аль-илм). Разветвленная сеть медресе помогла Сельджукидам популяризировать постулаты суннитского ислама. Про­об­ра­зом медресе как государственного уч­ре­ж­де­ния мог быть Дом муд­ро­сти (Байт аль-хик­ма) в Ба­гда­де, ос­но­ван­ный ха­ли­фом Ха­рун ар-Ра­ши­дом. В стенах Дома мудрости, бо­лее из­вест­ного как Ака­де­мия аль-Маа­му­на (813—833), пе­ре­во­ди­лись на арабский язык ан­тич­ные трак­та­ты по фи­ло­со­фии, ас­тро­но­мии, ме­ди­ци­не, ме­ха­ни­ке и т. д.

Ка­ра­ха­нид­ский пра­ви­тель Ма­ве­ран­нах­ра Там­гач-хан при­ка­зал ос­но­вать в Са­мар­кан­де «мад­ра­су, ко­то­рая ста­нет ме­стом со­б­ра­ний лю­дей нау­ки и ре­ли­гии и вклю­чит в се­бя ме­четь, учеб­ные клас­сы, шко­лу для обу­че­ния Ко­ра­ну, класс чте­ца Ко­ра­на… под­соб­ные по­ме­ще­ния, двор и сад». В XI веке ви­зирь Сель­джу­ки­дов Ни­зам аль-Мульк соз­дал ши­ро­кую сеть медресе ан-Низамийя, которая финансировалась государством на основе системы вакфа. В них пре­по­да­ва­ли известные учё­ные и пра­во­ве­ды (напр., аль-Газали). Наряду с религиозными науками преподавались астрономия, философия, математика, история и т. д. По образцу «Низамийи» медресе создавались в различных городах, а финансирование из вакфа делало их практически независимыми. Педагоги в медресе получали жалованье, студенты обеспечивались жильём и питанием. Медресе основывали также египетский сул­тан Са­лах ад-Дин (Са­ла­дин), зан­гид­ский пра­ви­тель Нур ад-Дин (сер. XII века).

Медресе получили особенно важное институциональное значение (нараду с вакуфами) как инструмент идеологического подавления в тех регионах, где новоприбывшая мусульманская военная элита была вынуждена бороться с остатками хорошо укоренившихся, но экономически слабых христианских институтов (к примеру, в отбитой у византийцев Анатолии, где после 1071 года сформировался Сельджукский султанат).

Медресе и биб­лио­те­ки при них су­ще­ст­во­ва­ли обыч­но на ча­ст­ные по­жерт­во­ва­ния (вакф).

Система мусульманского образования на протяжении многих веков была самой передовой, она оказала влияние на становление системы колледжей в средневековой Западной Ев­ро­пе. Однако позднее медресе не могли конкурировать с европейской системой образования. В Но­вое вре­мя медресе при­шли в упа­док. Мусульманские реформаторы предпринимали попытки перестроить принципы функционирования медресе. В по­след­ней тре­ти XIX—XX веках ста­ли об­нов­лять­ся ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния, а также тра­диционный на­бор изу­чае­мых в них пред­ме­тов и учеб­ни­ков (см. Джадидизм). Во второй тре­ти XX века часть медресе во­шла в со­став уни­вер­си­те­тов.

В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 1960-е годы во многих странах ислама, сложились два основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и медресе чтения Корана, готовящие служителей религии. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных медресе. В светских медресе изучение Корана обязательно.

Во время религиозных гонений в СССР бы­ли за­кры­ты все му­сульманские шко­лы — за ис­клю­че­ни­ем бу­хар­ско­го медресе Ми­ри-Араб и таш­кент­ско­го Ба­рак-ха­на (с 1971 Ис­лам­ский университет). В них ве­лась под­го­тов­ка кад­ров му­сульман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва.

После распада СССР в странах СНГ стала вос­ста­нав­ли­вать­ся сеть медресе.

Медресе Улугбека в Бухаре