Сведение и мастеринг

Условия и требования

Сведение и мастеринг
Есть определенные рекомендации по обработке фонограмм, которые необходимо учитывать, приступая к работе. К примеру, процедуру шумоподавления нужно выполнять до компрессии сигнала, поскольку компрессор «выжмет» все шумы на поверхность и их уже сложнее будет обработать. Ну а компрессия, в свою очередь, выполняется только после обработки в эквалайзере. Аудиолимитер всегда стоит в конце всей цепочки.
Особые требования предъявляются к помещению для мастеринга. Оно отличается от студии звукозаписи. Ожидаемой огромной студийной микшерной консоли (каналов эдак на 96), которая для многих является символом большой и хорошей студии, здесь нет. В мастеринговых студиях микшерный пульт может быть небольшим, размеры помещения также более скромные. Зато поражает обилие приборов для финальной обработки звука — эквалайзеров, компрессоров, генераторов дитера (от английского «dither»), которые, как ни странно, создают шум — добавление его к цифровой записи минимизирует шумы квантования, делая ее более приятной на слух.

Что такое сведение трека с мастерингом

Сегодня мы поговорим о том, что такое сведение и мастеринг трека (англ. track mixing and mastering). Если Вы хотите записать свою авторскую песню или же исполнить композицию любимого исполнителя, то в таком случае нужно быть готовым к тому, что работать придется в студийных условиях. Нет никакого смысла пробовать записать трек в домашних условиях, поскольку качество таких записей редко устраивает их авторов, а тратить времени и средств на эту работу приходится немало.

 
Сведение и мастеринг
Эквалайзер для обработки звука

 
Сведение и мастеринг играют очень важную роль в том, как именно будет звучать композиция после ее записи. И рациональнее всего доверить эту работу специалистам из нашей студии.ТопЗвук

На этапе записи аудио в домашних условиях многие начинающие музыканты и звукорежиссеры вовсе не знают, что такое сведение и мастеринг трека, а ведь именно от них во многом и зависит качество звучания готового материала.

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Запись инструментов Почасовая 750 руб/час
Создание барабанных партий Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус «Премиум» (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус «Лайт» (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 2500 руб
Песня под минус «Премиум» (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб
Создание аранжировки Фиксированная от 15.000 руб
Создание минусовки Фиксированная От 15.000 руб.
Аренда студии без звукорежиссера Почасовая 700 руб/час

Чтобы записанный материал зазвучал как следует, над ним нужно провести немало работы, в том числе сопоставить все инструменты так, чтобы они звучали в такт, при этом ни одна из партий не должна играть быстрее или медленнее по отношению к другим. Более того, все партии должны четко прослушиваться и не забивать друг друга, когда композиция будет звучать со всеми инструментами. Сделать это одними перемещениями дорожек в программе и регулировкой уровня громкости каждого инструмента попросту невозможно, поскольку придется делать эквализацию, разводить инструмента по разным каналам и проводить множество других операций.

Как видите, сведение и мастеринг играют очень важную роль в том, как именно будет звучать трек после записи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что рациональнее всего доверить эту работу специалистам из студии звукозаписи «ТопЗвук», которые на протяжении многих лет ежедневно сталкиваются с подобной работой и отлично разбираются во всех нюансах проведения подобных операций. Чтобы научиться делать такое самостоятельно, потребуется специальное оборудование и годы практики. Стоит задуматься, нужно ли Вам это?

Сведение (до и после)

TZ

Пример 1.Группа «Tetris» — Песня «Скрывайся» — ДО СВЕДЕНИЯ

https://tz-sound.ru/wp-content/uploads/2015/07/Svedenie-do-i-posle-Tetris-Skryivaysya-ne-svedyon.mp3TZ

Пример 1.руппа «Tetris» — Песня «Скрывайся» — ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

https://tz-sound.ru/wp-content/uploads/2015/07/Svedenie-do-i-posle-Tetris-Skryivaysya.mp3TZ

Пример 2.Группа «Руны» — Песня «Фонари» — ДО СВЕДЕНИЯ

https://tz-sound.ru/wp-content/uploads/2015/07/Svedenie-do-i-posle-gr-Runyi-Fonari-ne-svedyon.mp3TZ

Пример 2.Группа «Руны» — Песня «Фонари» — ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

Почему многие обращаются к нам

  • – У нас работают квалифицированные звукорежиссеры, аранжировщики и другие специалисты;
  • – Стоимость услуг доступна для каждого клиента;
  • – Наличие профессионального оборудования и софта для записи и обработки аудио (парк микрофонов довольно обширный и удовлетворяет любые потребности);
  • – Индивидуальный подход к каждому проекту.

Став нашим клиентом, Вам больше не придется задумываться о том, что такое сведение и мастеринг трека, так как за Вас эту работу сделают наши сотрудники. Не упускайте возможность поработать в профессиональной студии звукозаписи и потратить на это минимум денег. Мы ценим каждого клиента и обязательно учитываем его пожелания!

Как сделать мастеринг?

Базовый функционал сервиса позволяет бесплатно сделать обработку двух треков. Для этого не нужно регистрироваться и делать какие-либо действия, кроме загрузки файла на платформу. Сделать это можно обычным drag-n-drop:

Сведение и мастерингПосле загрузки обработка происходит почти что моментально и появляется окно со сравнением материала до и после:

Сведение и мастерингЗдесь переключением между Original и Mastered можно услышать разницу и понять, насколько сервис полезен.

Важно понимать, что оценить мастеринг, равно как и сделать его, можно только на более-менее хорошем оборудовании. Комната с порхающим эхо и стоячими волнами в области НЧ не позволит оценить влияние мастеринг-обработки, а наушники не дадут верного отображения стерео-панорамы и не создадут корректную звуковую сцену

Кроме того, сервис не может влиять на сведение и аранжировку – это целиком и полностью забота автора музыки.

Максимайзер

Иногда, компрессии бывает мало для того, чтобы трек звучал достаточно громко. Здесь поможет максимайзер. По сути, это комбинация компрессора и лимитера. Воздействие максимайзера сказывается не только на усилении громкости, но и на коррекции пиков. Чтобы самые громкие пики не выходили в зону клиппинга, используйте лимитер. Он срезает громкие пики параметром threshold, после чего, общая громкость поднимается параметром gain до 0 dB. Таким образом, срезанные пики не выходят в зону клиппинга, а весь остальной материал уравнивается до 0 dB.

Устанавливайте порог громкости на мастере не выше -0,3 dB. Значения выше могут создать проблемы при экспорте мастер-трека и при проигрывании на других системах. При экспорте в форматы AAC и MP3 лучше придерживаться значений от -1 до -1.5 dB, чтобы предотвратить клиппинг при конвертации.

Более агрессивные значения лимитирования обычно предполагают более длинный релиз.

Всегда прослушивайте трек до и после лимитирования, чтобы избежать артефактов.

Большая громкость отражается на динамике, если переусердствовать, вы потеряете эмоциональность трека, особенно на низах.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ (печальная)

А теперь, коллеги, зная всё вышенаписанное, оглядитесь вокруг и снова присмотритесь к студиям звукозаписи, предлагающие мастеринг. О каком мастеринге может идти речь? Это может быть всё что угодно: сведение, трекинг, звукозапись, редактирование, обработка, но только не мастеринг. Есть ли на примете студия обладающая сразу всеми 4мя пунктами? Сильно сомневаюсь. Обязательно, хоть одного-двух пунктов, да не хватает. Нет у нас студий могущих сделать мастеринг так, как это нужно делать. А в подавляющем большинстве нет сразу всех 4х пунктов, даже, казалось бы, самого начального «TC Electronic Finalizer» — и то встретишь на студиях, которых можно пересчитать по пальцам рук. А уж «мастеринг вокала\голоса» — это вообще говорит о том, что человек даже понятия не имеет о мастеринге как таковом….

Я саундпродюсер  студии звукозаписи «R-Records».

У нас есть специализированное мастеринговое оборудование от «TC Electronic», её знаменитая System6000, которая является чуть ли не индустриальным стандартом мастеринга в мире. Вот вам подборка фотографий знаменитых студий мира, и на каждой из них эта система стоит «под руками», как самый востребованный прибор.

Сведение и мастеринг

Это, возможно, топ система в мире мастеринг процессинга. Убедитесь сами: наберите в картинках гугла «mastering studio» и на большинстве фотографий вы этот комплекс разглядите. И вот все эти алгоритмы обработок стоят в устройстве которое работает у нас в студии — аж 16 DSP процессоров!

Помимо этого, у меня есть очень полезный опыт работы на московских студиях по мастерингу, и за это время работы я усвоил задачи, цели и способы этого процесса. Да и в целом, я звукарь, вроде, неплохой.

(Вот щас ваще последние пару абзацев нескромно было — но что поделать 🙂 рекламная пауза так сказать)

Что такое мастеринг?

Иногда в процессе записи может обнаружиться грубая ошибка. В этом случае музыканты шутят: «Поправим на мастеринге». Смысл этой шутки такой же, как и у знаменитого выражения: «Горбатого исправит могила». Если сведение – это процесс создания одного трека из множества моно- и стереотреков, то мастеринг – дальнейшая работа с получившимся результатом. Она предполагает последнюю обработку записи перед ее выпуском в массовое производство на дисках.

Итак, мы определились с тем, что такое мастеринг. Теперь выясним, сколько он включает этапов. Их всего пять:

Профессиональное звучание. Главная задача этого этапа – добавить к существующей записи финальные штрихи. Нужно выровнять уровни, проанализировать общее сглаживание трека и т. д. В общем, необходимо сделать звук профессиональным.
Общая созвучность целого диска. Не меньшего внимания требует созвучность всех композиций диска вместе при последовательном проигрывании

Всё ли ровно звучит? Есть ли несовпадения уровней? Имеет ли компакт-диск собственный «характер»? На этом этапе важно добиться минимальной разницы между звучанием отдельных треков с учётом общей картины.
Подготовка к тиражированию. Этим занимаются на заводе.
Специфика аналогового звучания

Здесь сложно сказать что-то однозначное, но в целом аналоговое оборудование является источником дополнительных нелинейных искажений. Благодаря этому звук становится намного лучше. К примеру, аналоговый эквалайзер может привносить едва заметные поканальные фазовые задержки. Высокоточный цифровой эквалайзер не имеет такого «недостатка». Но это не значит, что он более музыкален. В случае обогатителей и компрессоров всё еще сложнее. Хотя именно эта специфика аналоговой обработки придает музыке глубину, яркость, басовитость и теплоту, делая более приятным общее звучание.

Графические средства. Некоторым звукоинженерам, считающим коммерческое сведение и мастеринг своим истинным призванием, не нужны датчики. Они могут определить частоту и уровень компрессии по слуху. Простым смертным, конечно, нужны разнообразные датчики и наблюдение за положением ручек настройки, регулировка которых позволяет визуально отображать внесённые в звук изменения. Тем не менее, в этой деятельности уши – самый лучший рабочий инструмент.

Общий обзор технологии

При подготовке к мастерингу полученные после записи исходники редактируются; при необходимости также осуществляется домонтаж/подмонтаж частей произведения. При необходимости могут применяться другие приёмы работы со стереофонограммой: шумоподавление, полосовая компрессия, расширение/сужение стереобазы и т. д. Таким образом и получают материал для создания каждой аудиокомпозиции.

Затем, когда все в отдельности композиции (мастер-треки) готовы, их собирают в нужном порядке, добавляют между ними переходы (напр. добавляются натуральные шумы и т. д.) либо паузы и получают окончательный продукт (аудиоальбом, фонограмму фильма, микстейп и т. д.)

Исходный материал обрабатывается путём эквализации и компрессии (лимитирования).
Для каждого вида издания (носителя) обычно применяются собственные настройки мастеринга в зависимости от типа носителя, аудиопотребителя и воспроизводящего звук прибора (особенностей его звучания).

  • Для кассеты нужно больше компрессии и высоких частот.
  • Для «винила» обязательна низкочастотная обрезка и полная монофоничность низких частот.
  • Для CD — «цифровая тишина» в начале и конце каждого трека, отделённого паузами.
  • Для трансляции в радиоэфире или для звуковой дорожки к видеоклипу часто критичным является среднее значение динамической громкости (RMS).

Мастеринг обычно проводится в специально созданных для этого контрольных комнатах, оснащённых эталонными звуковоспроизводящими аудиомониторами. Как правило, мастерингом занимаются звукорежиссёры, имеющие доступ к высококачественному мастеринговому оборудованию и помещению, а также обладающие специфическими навыками и опытом, которых принято называть .

Современный мастеринг вне зависимости от вида конечного продукта принято разделять на аппаратный аналоговый и виртуальный цифровой. Мастеринговые студии аналогичным образом делятся на аппаратные аналоговые мастеринговые студии и виртуальные цифровые студии.

Что это такое

Сведение и мастеринг
С технической точки зрения мастеринг описать довольно просто. С одной стороны — студия звукозаписи, с другой — завод-изготовитель, и между ними есть промежуточный этап, где происходит обработка и подготовка материала для последующего копирования и распространения, а также мастеринг. Само это понятие появилось вместе с виниловыми пластинками и включало в себя комплекс мер по созданию мастер-диска, с которого затем выполнялся тираж виниловых дисков. О высококлассных специалистах мастеринга бродит много мифов, в том числе об их заработках и студиях с чуть ли не мистическим оборудованием (непременно ламповым с позолоченными контактами). Но давайте все же вернемся к реальности.
Первый принцип мастеринга гласит: «Изменяя что-либо, вы изменяете все!» Поскольку мастеринг-инженер имеет дело не с отдельными инструментами (в отличие от звукорежиссера сведения), а с готовой сведенной фонограммой, то он не может просто так взять и улучшить что-то одно. В результате всегда получается ухудшение чего-то другого. Таким образом, мастеринг — своего рода искусство компромиссов, искусство понимания, что возможно сделать в определенной ситуации. Что же кроется за этими словами технологически?

Зачем это нужно

Сведение и мастеринг
Первое, с чем приходится столкнуться мастеринг-инженеру — это разница в студиях и классе аппаратуры, при помощи которой записывают произведения, входящие в альбом (фонограмму). Отсюда и первая задача — приведение всего проекта к единому стилю, вне зависимости от исходных данных. Запись после мастеринга должна одинаково хорошо звучать как через мощные высококачественные мониторы в студии, так и через дешевую бытовую аудиосистему. В идеале мастеринг делает хорошую запись отличной, а среднюю — хорошей.
Второе — необходимость сделать восприятие динамического диапазона и частотного баланса комфортным, а также увеличить прозрачность звучания, если это возможно и соответствует стилю музыки. В свое время продюсеры выявили одну интересную особенность: те записи, которые звучат на радио громче, воспринимаются слушателями лучше, чем «тихие». Естественно, этот факт приводит к повышению «продаваемости», привнося таким образом в техническую составляющую работы мастеринг-инженера творческий аспект — он вмешивается в звучание фонограммы.  Сведение и мастеринг
Третье — контроль за отсутствием артефактов в фонограмме.
Четвертое — достижение конкурентоспособной громкости без ухудшения качества звучания.
 

Эквалайзинг

Эквалайзинг – это частотная коррекция композиций и один из самых ответственных моментов перед мастерингом. Любая частотная подгонка проводится до обработки композиции другими эффектами.

Те, кто разбирается в таком деле, как сведение и мастеринг, знают, что эквализация вокала является большой проблемой почти для всех. Если неплохое звучание ещё можно имитировать качественными сэмплами, то плохо записанный голос уже ничем не исправишь. Практически ни у кого из любителей нет дорогого студийного микрофона, а если есть, то он, как правило, неправильно подобран. В профессиональной записи правильно подобранный микрофон – половина успеха. Вторая половина – это правильно обработанный голос

Из-за того, что у материала изначально низкое качество, к голосу следует относиться с двойным вниманием

Сведение и мастеринг

Аппаратный аналоговый мастеринг

Аппаратный аналоговый мастеринг — классический мастеринг звуковых фонограмм, при котором вся редакция осуществляется при помощи специальных аппаратных аналоговых и цифровых приборов. Как правило, это специальные прецизионные компрессоры, эквалайзеры, полосовые фильтры и т. д. Нередко такие приборы изготавливаются на заказ в единичном экземпляре или в крайне малой серии и содержат целый ряд бескомпромиссных технических решений, что приводит к их высокой стоимости. Аналоговый аппаратный мастеринг (при некоторых неизбежных технических проблемах) часто используют из-за его характерного окраса, придающего звучанию фонограмм особый шарм, определивший исторический стандарт профессионального музыкального звучания. Широкое распространение получил в связи с активной эксплуатацией динамических приборов обработки звука с середины XX-го века.

В том случае, когда для мастеринга используются цифровые приборы (цифровые спектропреобразователи, ревербераторы и др.), подключённые аналоговыми интерфейсами (вход/выход), мастеринг тоже считается аппаратным аналоговым, так как такие приборы в данном случае включены в аппаратную аналоговую цепь и содержат собственные цифровые конвертеры, которые тоже вносят свою характерную окраску в исходное звучание. Однако значительное количество мастеринговых студий предпочитает использование в тракте только аналоговых приборов обработки звука, чтобы не изменять звуковой сигнал процессом дискретизации.

При аппаратном аналоговом мастеринге нередко осуществляется также монтаж магнитофонных фонограмм. Для последующего издания на CD аналоговый мастер переписывается (оцифровывается) на цифровой носитель, после чего производится соответствующая разметка и запись PMCD (Premastered Compact Disc — подготовленный мастер-компакт-диск).

Мастеринг

Мастеринг музыки – второй и заключительный этап технической доводки. В некотором смысле, это просто подгонка звучания под общепринятые мировые стандарты, которые касаются определенного стиля музыки. К примеру, многие лейблы не доверяют мастеринг трека своим музыкантам, а выполняют его сами – чтобы вся размещаемая в рамках лейбла или радиостанции музыка имела один характер звучания и ни один трек не выбивался из общего стиля. Вторая задача, которую выполняет мастеринг, это обеспечение хорошего звучания на любой акустической системе, наушниках и даже радиоприемнике.

Важнейшая задача мастеринга – работа над максимальной громкостью по разным метрическим системам: RMS, LUFS, True Peak другие. Соответствие этим стандартам строго обязательно, если трек претендует на широкую ротацию. К примеру, вся музыка и иной звук, который можно услышать по телевизору или радио, лимитируется на уровне -23 LUFS или -1 True Peak – такие значение были установлены для того, чтобы пресекать так называемую «войну громкостей» или «loudness war», которая часто приводит к клиппингу у слушателя и высокой нагрузке на вещательное оборудование радиостанций и стриминговых сервисов в Интернете.

Сведение и мастерингПомимо технических проблем при вещании, которые может вызвать полюбившаяся многим новичкам компрессия «под ноль», война громкостей вредит музыке в целом. Когда слушатель включает подборку треков в определенном стиле, ему не хочется, чтобы внезапно в середине прослушивания заиграл заметно более громкий трек, чем были до этого. Это как минимум шокирует слушателя и отобьет желание слушать музыку в этом стиле, а как максимум сожжет ему акустическую систему, усилители, и травмирует слух.

Второе – проверка моносовместимости и работа со спектром. Как было сказано ранее, хорошее сведение и мастеринг музыки должно быть таким, чтобы получивший материал можно было слушать на любом звуковоспроизводящем оборудовании. Это может быть дорогостоящая Hi-Fi система в домашнем кинотеатре, наушники от смартфона или обычное радио в автомобиле.

Сведение и мастерингХороший аудио-инженер сделает так, чтобы материал сносно звучал везде. Это во многом определяем успех трека – не все слушатели имеют хорошую акустику, но всем хочется услышать из нее качественный звук. Музыкант, который удовлетворит это простое желание, обязательно получит еще одного почитателя в свою фан-базу.

Мастеринг звука может выполнять и художественные задачи. Часто с помощью STEM-мастеринга происходит финальная доводка трека, которая работает не на технические параметры звучания, а на художественные: плотность низких частот, ширина и прозрачность стерео на середине и верхах, резкость динамических переходов и прочее.

Насколько LANDR хорош?

Ответ на данный вопрос есть в видео. Качество автоматической обработки показано на примере разных треков, в числе которых отмастеренные вручную Никитой Dreamstalker и трек, мастеринг которого был сделан на дорогой профессиональной студии.

Сведение и мастерингРезюмируя, можно сказать, что платформа показывает хороший результат. Уровень обработки часто превосходит ручной мастеринг и вплотную приближается к студийному. Более подробный анализ со сравнением показан в видеоролике.

Но, на момент эксперимента (2017 год), мы заметили, что LANDR очень сильно “раздувает” низ, что порой хорошо подходит для некоторых более медленных жанров, но плохо работает с быстрыми треками. Однако этот момент можно исключить, просто в ходе эксперимента с загрузкой разных премастеров, разобравшись, с каким балансом лучше предоставлять треки.

В плюсы можно записать:

  • Хорошее звучание, сравнимое со студийным
  • Доступность сервиса 24/7
  • Моментальный результат
  • Неограниченное количество треков на максимальном тарифе
  • Свежая платформа, которая постоянно обучается (искусственный интеллект)
  • Наличие кроссплатформенного мобильного приложения

Минус только один: пользователь минимально влияет на результат. Для выбора доступно всего три уровня интенсивности обработки трека, вмешаться в более тонкие настройки которых сервис не позволяет.

Получается, что платформа предлагает всего один стиль мастеринга, интенсивность которого градируется тремя уровнями. Это потребует некоторого времени, чтобы адаптироваться и научиться заранее делать премастер, который после обработки LANDR будет звучать так, как хотелось бы самому музыканту. На данный момент LANDR делает довольно таки басовитую обработку, плотно накачивая низкочастотный регистр – это не всегда уместно и подойдет не к каждому стилю музыки, поэтому для компенсации этой особенности сервиса придется заранее придавить уровень НЧ-составляющей в нужных партиях, на этапе, когда делается запись, сведение и мастеринг начального уровня.

Что такое мастеринг?

Итак, что такое мастеринг трека и чем он отличается от сведения? Когда сведение готово, мы приступаем к финальной обработке аудио – файла, то есть работаем уже не с отдельными дорожками, а с готовым соединенным воедино материалом. Это и называется мастерингом, в ходе которого достигается должный уровень трека, приемлемый для выпуска на цифровых и физических носителях. Используются эффекты для мастеринга музыки. В большинстве случаев звукорежиссеры используют многополосный компрессор/лимитер, многополосный эквалайзер, психоакустический процессор или расширитель панорамы, плагин для дизеринга и другие эффекты. За мастерингом обычно обращаются к профессионалам, так как процесс требует определённых знаний, дорогостоящего оборудования и качественного помещения.

Рекламная пауза: такие услуги предоставляем и мы, специалисты Stereoschool – школы электронной музыки и студии звукозаписи в Москве. Запишитесь на курс “Основы сведения музыки” или “Профессиональный мастеринг” и станьте профессиональным звукорежиссером! Вы можете пройти бесплатный пробный урок.

Но при большом таланте и опыте, мастеринг можно сделать и в домашних условиях.

Имеется специфика мастеринга треков, связанная со стилем музыки, а также носителем, на котором будет издан материал. Для цифровых продаж необходимо одно звучание, для виниловых пластинок – другое. Громкость и эквализация финального микса классической музыки значительно отличается от танцевальной электронной, и так далее. В центре внимания – среднеквадратическая громкость (RMS), то есть то, насколько громко звучит композиция.

В последние пару десятилетий она всё повышается и повышается, многие мастеринг – инженеры стараются сделать музыку звучащей настолько громко, насколько это возможно, что, к сожалению, сильно отражается на динамике и качестве композиций. В отличии от коммерческой музыки, на радио и телевидение данная проблема решена при помощи стандартов громкости, которая меряется параметрами True Peak и LUFS.
Есть также понятие пред-мастеринга, когда Вы доводите звучание до в целом приемлемого уровня при помощи компрессии или лимитера и косметических правок эквалайзером. Такой вариант оптимален для общего прослушивания или направления трека музыкальному лейблу.

Зачем делать мастеринг

Во-первых, уже тогда было замечено, что фонограмма, прошедшая дополнительную эквализацию и компрессию в post production студии, звучит плотнее, живее и приятнее на слух.

Во-вторых, почти всегда есть необходимость привести все присутствующие в альбоме композиции, что называется, к общему знаменателю. Дело в том, что практически невозможно даже в одной студии добиться того, чтобы записанные и сведённые в разное время номера звучали одинаково. Тем более, если запись происходила на нескольких студиях с различным оборудованием. Если такие треки собрать в один CD, не будет ощущения целостности альбома, а у слушателя появится желание периодически крутить ручку громкости и настраивать эквалайзер своего домашнего музыкального центра.

В-третьих, именно в процессе мастеринга можно добиться того, чтобы ваша музыка звучала неповторимо или наоборот привести её в соответствии с требованиями определённого стиля.

В-четвёртых, есть ещё один существенный момент психологического свойства

Когда человек слушает подряд несколько музыкальных композиций (например по радио), он автоматически обращает внимание на те, которые звучат громче, и лучше запоминает их. Но ведь пиковые уровни всех треков всегда одинаковы – под 0 dB – и громче их сделать нельзя

Для того чтобы увеличить субъективную громкость фонограммы, применяют специальные приборы под названием «максимайзеры». Обрабатывать максимайзером лучше весь альбом целиком. И последнее. Требования к динамическому диапазону для CD, радио и TV разные (для TV нужен самый узкий), поэтому лучше сразу сделать три варианта.

Хотя с помощью грамотного мастеринга можно действительно улучшить звучание записи, из плохого сведения сделать шедевр не получится. Если присутствуют определённые ошибки (сильный дисбаланс инструментов и голоса, перегрузка цифрового тракта в отдельных треках, переизбыток реверберации, противофазные явления), то лучше пересвести фонограмму заново.

Можно ли делать мастеринг самому в домашних условиях и (поставим вопрос шире) можно ли делать мастеринг на компьютере без внешних приборов? Или для этого необходимо обращаться в специальную студию с определённым оборудованием? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Прежде всего, нужно сказать, что качество, с которым будет проделана работа, целиком зависит от звукорежиссёра, её проводящего. Хороший специалист добьётся хорошего результата и на компьютере, благо современные программы позволяют это сделать. Плохой же и на самой навороченной студии сделает плохо. Так что для начала поинтересуйтесь, кто будет заниматься вашим материалом и послушайте его работы.

Производить мастеринг в «железе» конечно лучше, но только тогда, когда имеются дорогие высококлассные приборы, способные сделать «дорогой» звук. В спецификации студии должны присутствовать подобные названия – Manley, Neve, Avalon, Sontec, Millenia, GML (George Massenberg Labs), Weiss, Sonic Solutions, Sadie, Pyramix, t.c. Finalizer, Studer, Ampex, Prism, Sterling, Apogee, EMM. Если аппаратуры такого класса нет, то лучше делать компьютерный мастеринг.

Можно ли делать мастеринг дома? Для этого необходимы две вещи – хороший специалист (о чем уже говорилось) и хороший контроль. Наличие хороших мониторов – совершенно необходимый элемент студии. В самом деле, для того чтобы что-либо делать со звуком, необходимо очень тонко отслеживать все изменения, происходящие с этим звуком. Хотя и существует способ сделать мастеринг практически вслепую (вернее «вглухую»). Об этом мы скажем чуть ниже.

Если хороший мониторинг при наличии определённой суммы обеспечить не сложно (об этом мы тоже поговорим), то стать в одночасье хорошим специалистом невозможно. Но ведь не боги горшки обжигают. Для того чтобы стать подобным специалистом, нужно просто начать делать это и со временем ваша квалификация будет постепенно улучшаться. К тому же замечена такая тенденция: многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть опыт в этом направлении – неотъемлемая часть современной звукорежиссуры. А вот о том, как это делать и какое для этого необходимо техническое обеспечение, и пойдёт речь в этой статье.

Все начинается с микса

Мастеринг является завершающей стадией продакшена и осуществляется на мастер-канале, обрабатывая звучание готового микса. Микс, на стадии мастеринга, представляет из себя единый аудио-трек, который экспортируется из проекта, после сведения и удовлетворяет требованиям готового микса. Это очень важный момент, ведь от качества микса зависит качество будущего мастер-трека.

Если вы недовольны качеством звучания микса на этапе сведения, не следует надеяться на то, что мастеринг все исправит. В этом случае лучше не приступать к мастерингу, а уделить больше времени этапу сведения, как бы утомителен он не был. Давайте слуху отдохнуть и делайте перерывы. Не следует объединять мастеринг и сведение в один процесс — вы получите еще больше проблем, чем у вас было. Вы узнаете больше о правильном процессе сведения в нашем онлайн-тренинге Микс-мастер 2018.

Многие новички часто путают процесс сведения с мастерингом. Сведение обычно предшествует мастерингу и заниматься работой, свойственной сведению на этапе мастеринга, считается грубой ошибкой. Процесс мастеринга затрагивает следующие моменты: объединение общего звучания записи, поддержание согласованности треков в альбоме и подготовка к распространению. Давайте разберем все эти моменты.