Лютня

История, происхождение


Лютня

Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Турции, Китая, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

На стыке XV и XVI веков многие испанские, каталонские и португальские лютнисты наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано («ручную виуэлу»), инструмент, который по форме близок к виоле да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэла под названием «виола да мано» в дальнейшем распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.

Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты, изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов.

Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.


Лютня

В последние десятилетия XV века, лютнисты постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для исполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.

К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбо и торбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой рукой.

В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.

Интересные факты о лютне

В 70-х годах прошлого века Владимир Вавилов выпустил сборник лютневых произведений, якобы датированных XVI-XVII веками. Он приписал авторство многим музыкантам того периода, только после смерти оказалось, что Владимир сам сочинил все мелодии. Одна из них стала саундтреком к фильму «Асса», но автора в титрах указано не было. Какое-то время считали, что ее сочинителем был рок-музыкант Борис Гребенщиков. В сборнике лютневой музыки авторство этой композиции Вавилов приписал Франческо Канова де Милано. Песня «Город золотой» стала невероятно популярной после выхода фильма. Автор текста — Анри Волохонский. Изначально песня называлась «Над небом голубым».

Лютня

Лютня в наши дни

Как уже говорилось, этот инструмент не утратил своей популярности до сегодня, однако претерпел апгрейд. Если раньше использовали жильные струны, то сейчас нейлоновые, а для басов — нейлоновые с медной обмоткой. Однако те, кому довелось услышать звучание старинных струн, говорят, что оно очень отличается.

В наши дни создаются коллективы, которые изучают аутентичное звучание инструментов и вокальных произведений. Это совершенно иная музыкальная культура, которая для нашего избалованного слуха звучит как монофония. Но есть в ней что-то непередаваемое. Эта тенденция распространена и на Западе, и в России. Для аутентичных концертов используют старинные инструменты: лютню, гитару и виолу.

Изготовление

Лютнист и художник Давид Хойер, картина Яна Купецкого, 1711

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого
листа древесины (как правило, ели) имеет овальную форму. Во всех
типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо
звукового отверстия. Розетки, как правило, богато декорированы.

Лютня

Артемизия Джентилески. Автопортрет с лютней

Корпус лютни собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни, как правило, изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.

Возрождение лютни и композиторы

возрождения игры лютни в 20-м веке есть свои корни в новаторской работе Арнольда Долмеча (1858–1940); чье исследование старинной музыки и инструментов начало движение за подлинность. Возрождение лютни дало композиторам возможность создать новые работы для него. Одним из первых такие композиторы был Йохан Непомук Давид в Германии. Композитор Владимир Вавилов был пионером возрождения лютни в СССР, также автор многочисленных музыкальных обманов. Сэндор Каллос, Тоехико Сатох применил модернистскую идиому к лютне, Елене Кэтс-Чернин, Йоцефу ван Виссему и минималисту Александра Данилевского и постминималистской идиоме, Роману Туровски-Савчуку, Паулу Гальвауу, идиоме сторонника историзма Роберта Маккиллопа и новому веку Ронна Макфарлэйна. Это активное движение специалистами по старинной музыке вселило композиторов в различные области; например, в 1980, Акира Ифукьюб, классический композитор и композитор фильма, известный прежде всего темой Годзиллы, написал Фантазию для барочной Лютни с историческим примечанием дощечки с надписью, а не современный штат один.

Основные сведения


Лютня

Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «al‘ud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ‘ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud, имеющего значения струны, струнного инструмента, или лютни. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Лютня в современном мире

Лютня обладала возрождением с пробуждением интереса к исторической музыке приблизительно в 1900 и в течение века. То возрождение было далее повышено движением старинной музыки в двадцатом веке. Важные пионеры в возрождении лютни были Юлианским Лещом, Гансом Нееманом, Уолтером Гервигом, Сюзанной Блох и Дианой Пултон. Действия лютни теперь весьма распространены; есть многие профессиональный lutenists, особенно в Европе, где большая часть работы найдена, и новые составы для инструмента производятся композиторами.

В течение первых лет движения старинной музыки много лютней были построены доступным luthiers, специальность которого часто была классическими гитарами. Такие лютни были в большой степени построены со строительством, подобным классическим гитарам, с поклонником, готовящимся, тяжелыми вершинами, фиксировали раздражения и выровняли стороны, все из которых анахроничны к историческим лютням. Как lutherie стипендия увеличился, производители начали строить инструменты, основанные на исторических моделях, которые доказали более легкие и более отзывчивые инструменты.

Лютни, построенные в настоящее время, являются неизменно точными копиями или около копий тех, которые переживают исторические инструменты, которые находятся в музеях или частных коллекциях. Они исключительно изготовлены на заказ или должны быть куплены секундная стрелка на очень ограниченном рынке. В результате лютни обычно более дорогие, чем выпускаемые серийно современные инструменты, такие как гитара, хотя не почти столь же дорогой как скрипка.

В отличие от этого в прошлом есть много типов лютней, с которыми сталкиваются сегодня: средневековые лютни с 5 курсами, ренессансные лютни 6 — 10 курсов во многих передачах для соло и выступлении ансамбля ренессансных работ, теорбе барочных работ, лютней с 11 курсами в ре миноре, настраивающемся для французского 17-го века, немецкой и чешской музыки, 13/14-course ре минор, настроили немецкие Лютни Барокко для более поздней Высокой Барочной и Классической музыки, theorbo для частей непрерывного баса баса в барочных ансамблях, gallichons/mandoras, лютнях, orpharions и других.

Практика Lutenistic достигла значительных высот в последние годы благодаря растущему числу lutenists мирового класса: Рольф Лислевэнд, Хопкинсон Смит, Пол О’Детт, Мигель Иисраэль, Андреас Мартин, Роберт Барто, Эдуардо Эгуэс, Един Карамазов, Найджел Норт, Кристофер Уилсон, Лука Пьянка, Бен Сэлфилд, Yasunori Imamura, Йоцеф ван Виссем, Энтони Бэйлес, Питер Кротон, Ксавьер Диас-Лэторр. Певец-автор песен Стинг также играл лютню и теорбу, в и из его сотрудничества с Едином Карамазовым, и Ян Аккермен выпустил два альбома музыки лютни в 1970-х, в то время как он был гитаристом в голландском Центре рок-группы. Композитор Lutenist/Йоцеф ван Виссем составил саундтрек к фильму Джима Джармуша Только Любители, Оставленные Живой.

Лютни нескольких региональных типов также распространены в Греции: laouto и outi.

История возникновения

Лютня один из старинных музыкальных инструментов, точная дата и место появления которого доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима.

Благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой, стала популярной на территории Балканского полуострова. В VII столетии становится широко распространена в азиатских странах, в особенности в Персии и Византии, а в VIII веке завезена маврами в Испанию. Вскоре инструмент становится популярным повсеместно. В XV-XVI столетии на ней играли в Италии, Португалии и Германии.

Внешний вид

По мере распространения инструмента, менялся внешний вид и техника игры на нем, но общие черты сохранялись. Для изготовления лютни используется дерево. ЛютняДека имеет овальную форму, изготовлена из тонкой древесины, чаще ели, имеет одинарную или тройную дорого украшенную розетку, а не отверстие для звука. Корпус изготавливается из деревьев твердых пород: вишни, клена, палисандра. При изготовлении шейки лютни применяется легкое дерево. Главное отличие лютни от других струнных инструментов состоит в том, что гриф не нависает над декой, а ставится на одном уровне с ней.

Взлет популярности лютни

В Средние века инструмент имел 4 или 5 парных струн. Играли на нем с помощью плекра. Размер был самый разнообразный. Музыканты использовали лютню для аккомпанемента, который носил, больше всего характер импровизации.
Время наложило отпечаток и на количество струн. В конце эпохи Возрождения парных струн было десять, а музыканты эпохи барокко играли уже на четырнадцати. Были инструменты и с девятнадцатью струнами.

XIV век стал золотым для лютни. Она превратилась в один из самых распространенных музыкальных инструментов Европы. На многих картинах того времени художники изображали людей, играющих на лютнях. Менялась и техника игры. Как правило для игры на ней использовались медитор и подушечки пальцев.

В конце XV столетия, после отказа от плекла, количество музыкантов, играющих на лютне, увеличилось. В Европе было написано более 400 пьес для этого музыкального инструмента. Наиболее важный вклад внес Франческо Спиначино. Увеличились экспрессивные возможности, благодаря произведениям Джона Дауленда.

В разное время для лютни писали свои произведения такие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Винченто Капирола, Карл Кохаут и многие другие. Современные композиторы — Владимир Вавилов, Тоекико Сато, Максим Звонарев, Давид Непомук, тоже известны своими произведениями.

Место лютни в XX веке

В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Уже начиная с 1970 года, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне в программу своих концертов. Лукас Хэррис, Иштван Шабо, Венди Гиллепси использовали произведения времен эпохи средневековья, барокко.

Внешние ссылки

Общества лютни

Общество лютни (Великобритания)

Лютня и раннее общество гитары (Основанный Тоехико Сатохом)

Музыка лютни онлайн и другие полезные ресурсы

  • коллекция reneszanszlant.lap.hu многих полезных ссылок: производители luthiers/lute, игроки лютни, дощечки с надписью, и т.д. (на английском и венгерском языке)
  • Подарки FM Классика ABC: видео Проекта Лютни игра Уоча Томми Андерсона theorbo, лютни с 10 курсами & с 7 курсами.
  • Джоаким Тилк веб-сайт о большом Гамбурге lutemaker Джоаким Тилк
  • Факсимиле/Просмотры Музика Ручной работы (Доулэнд, и т.д.) и pdfs — Аленом Веили
  • Льют Пэйдж сержанта Джербоуда 3000 + сольные части лютни 140 композиторами в midi, PDF, СЧЕТЕ и Fronimo форматирует
  • Современная и современная современная Музыка Лютни (отправляют 1815), и Современная Музыка Лютни. Список современной музыки лютни, сочиненной после 1815
  • Музыкальная коллекция в Кембридже Цифровая Библиотека. Одна из самых важных коллекций музыки рукописи в Библиотеке Кембриджского университета — группа из девяти рукописей лютни, скопированных Мэтью Холмсом в первые годы семнадцатого века.

Фотографии исторических лютней

Фотографии исторических лютней в Museum Cité de la Musique в Париже

:: Инструменты и произведения d’art – фраза поиска: острота (ы)-clé: luth

:: Facteurs d’instruments – фраза поиска: Инструмент fabriqué: luth

:: Photothèque – фраза поиска: Instrument de musique, ворсинки ou платежи: luth

Статьи и ресурсы

Пионеры возрождения лютни Джо Ван Херк (бельгийская академия лютни)

:Original: По de пионерам van de luitrevival; Luthinerie / Geluit № 15 (сентябрь 2001) и № 16 (декабрь 2001)

Lautenweltadressbuch: список существующих исторических лютней от общества лютни Америки

Настройка соглашений

Лютни были сделаны в большом разнообразии размеров с переменными числами последовательностей/курсов, и без постоянного стандарта для настройки. Однако следующее, кажется, было обычно верно для ренессансной лютни:

Ренессансная лютня срока с 6 курсами была бы настроена на те же самые интервалы как виола тенора с интервалами прекрасной четверти между всеми курсами кроме 3-го и 4-го, которое отличалось только главной третью. Лютня тенора обычно настраивалась номинально «в g» (не было никакого стандарта подачи перед 20-м веком), названный в честь подачи самого высокого курса, приводя к образцу от самого низкого курса до самого высокого. (Много ренессансной музыки лютни может играться на гитаре, настраивая третью последовательность гитары вниз половиной тона.)

Для лютней больше чем с шестью курсами дополнительные курсы были бы добавлены на нижнем уровне. Из-за большого количества последовательностей у лютней есть очень широкие шеи, и трудно остановить последовательности вне шестого курса, таким образом, дополнительные курсы обычно настраивались на передачи, полезные как басовые ноты вместо того, чтобы продолжить регулярный образец четвертей, и эти более низкие курсы чаще всего играются без остановки. Таким образом ренессансная лютня тенора с 8 курсами была бы настроена на , и с 10 курсами к .

Однако ни один из этих образцов не был требуемым этикетом, и современный lutenist иногда повторно настраивает один или несколько курсов между частями. Рукописи имеют инструкции для игрока, например, 7 choeur en fa = «седьмой курс в fa» (= F в стандарте C масштаб).

Первая часть семнадцатого века была периодом значительного разнообразия в настройке лютни, особенно во Франции. Однако приблизительно к 1670 схема, известная сегодня как «Барокко» http://www .cs.dartmouth.edu/~lsa/aboutLute/Baroque.html или «ре-минорная» настройка, стала нормой, по крайней мере во Франции и в Северной и Центральной Европе. В этом случае первые шесть курсов обрисовывают в общих чертах ре-минорную триаду, и еще пять — семь курсов обычно настраиваются scalewise ниже их. Таким образом лютня с 13 курсами, играемая http://slweiss .com Вайс, была бы настроена , или с sharps или квартирами на более низких 7 курсах, соответствующих ключу части.

Современные lutenists настраиваются на множество стандартов подачи, в пределах от = 392 — 470 Гц, в зависимости от типа инструмента, который они играют, набор, подача других инструментов в ансамбле и других целесообразностей выполнения. Никакая попытка универсального стандарта подачи не существовала во время периода исторической популярности лютни. Стандарты варьировались в течение долгого времени и с места на место.

Разновидности лютен

Наверное ни один инструмент не имеет такого количества себе подобных. Лютню пытались совершенствовать на протяжении всего периода ее существования. Кто-то из мастеров добавлял басы, кто-то лады, кто-то изменял строй. Одни делали плоским корпус, другие увеличивали в размере. Лютня претерпела множество метаморфоз, и каждый этап ее развития зафиксирован в различных видах этого инструмента, которые через века дошли до наших дней.

  • Индийская лютня — это ситар. Он имеет 7 основных струн и несколько дополнительных, которые резонируют и создают непередаваемое звучание. Играют на ситаре не пальцами, а мизрабом (специальный медиатор). Индийская лютня еще отличительна тем, что у нее есть две резонирующие полости: большая у основания и маленькая на конце грифа.
  • Кобза — это лютня украинского народа. Она имеет 4 парных струны и 8 ладов. Ее воспевал в своих произведениях украинский поэт и художник Тарас Шевченко.
  • Испанская лютня — это виуэла. Сначала на ней играли смычком. В XV-XVI веках она была популярна среди знати и даже имела свой репертуар. До нашего времени сохранились имена знаменитых виуэлистов, которые творили музыку на этом инструменте, среди них: Луис де Милан, Энрике де Вальдеррабано и другие.
  • Мандолина — это одна из разновидностей лютни, который отличается меньшим количеством струн и более коротким грифом. Звук этого инструмента быстро гаснет, поэтому, чтобы продлить звучание, нужно использовать технику тремоло. Мандолина сама имеет много разновидностей: мандора, октавная мандолина, мандочелло, мандо-бас, ирландский бузуки, банджо и другие.

Домра — народный инструмент россиян, украинцев и белорусов. Ее корпус имеет полусферическую форму. Для игры используют медиатор. Домра — это родственный инструмент балалайкам и мандолинам, а мандолина — это лютня.

Лютня

Дополнительно Править

  • В рассказе имеется отсылка к пьесе  Александра Сергеевича Пушкина «Пир во время чумы».
  • Сам рассказ основывается на нескольких фразах из рассказа «Немного жертвенности» в сборнике «Меч Предназначения» и в книге «Владычица Озера«.
  • Впервые повесть была опубликована на польском языке в антологии «Opowieści ze świata wiedźmina» в 2013 году.
  • Лучшая повесть отечественного автора 2014 года по версии Фантлаба/ FantLab’s book of the year award, 2014.  
Литературные работы по Саге о Ведьмаке
Рассказы Ведьмак · Вечный огонь · Вопрос цены · Глас рассудка · Дорога без возврата · Край света · Крупица истины · Лютня и всё такое · Меньшее зло · Меч Предназначения · Немного жертвенности · Нечто большее · Осколок льда · Последнее желание · Предел возможного · Что-то кончается, что-то начинается
Книги Башня Ласточки · Владычица Озера · Крещение огнем · Кровь эльфов · Сезон Гроз · Час презрения