Лирика как литературный род

Лирика: определение понятия

Что же такое лирическое произведение? Это такой род литературы, который открывает внутренний мир автора. Причем, он не статичен: мироощущение и связанные с ним чувства могут меняться, так же, как и настроение героя.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа. Пожалуй, виды лирических произведений наиболее разнообразны по сравнению с эпосом или драмой. Действительно, мир чувств наиболее многогранен и непостоянен. Даже внутри одного стихотворения настроение поэта может меняться от грусти к радости. Так происходит в произведении «Я вас любил» Пушкина.

Особое место в лирическом произведении занимает лирический герой. Он может отражать как чувства и мысли самого автора, так и спорить с ним.

Лирика как литературный род

Диагностика

Клиническая картина болезни составляется специалистом из слов больного, внешнего вида. Доктор делает предположения, назначает исследование для постановки диагноза. Может выдвигаться несколько версий, поскольку симптоматика характерна для многих заболеваний внутренних органов. В некоторых случаях диагноз ставят путем исключения других патологий.

Выявление молочницы внутренних органов основано на исследовании выделений. При легочном кандидозе основным предметом анализа выступает мокрота, кишечника, пищевода, желудка – кал, почек и мочевого пузыря – моча. Поражение сердца, головного мозга грибами определить труднее всего. За основу берут показатели крови, крови, которые отражают общее состояние организма, повышенный уровень защиты от грибов.

Возбудители молочницы в организме человека присутствуют всегда

При диагностике важно не само их наличие, а количество. Превышение допустимого уровня является основанием для начала терапии

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Лирические жанры

ода — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

элегия – (греч. elegeia < от ele­gos — жалобная песня) — жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. med­i­ta­tio — углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица.

сонет — (от итал. sonette — песенка) — стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

песня – стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов и припева.

послание – стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Ода и гимн

Как мы уже упоминали, муза торжественных песнопений, гимнов, — Полигимния. Она благородна, порывиста, но в то же время весьма сдержана. Эти произведения отличаются особой торжественностью, их задача прославлять. Гимны отражают восхищение лирического героя. Причем, восхищение, настолько мощное, энергичное и сильное, что невольно хочется встать при его прочтении. Какие же примеры можно привести? Это и начало поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. Кстати, этот отрывок называют гимном северной столице, Петербургу. Начальные строки: «Люблю тебя, Петра творенье…» сразу задают мощный заряд энергии и мощи.

Гимн может быть выражен и в прозаической форме. «Песня о Буревестнике» Максима Горького именно такова. Ее называют гимном свободе. Именно это состояние символизирует буревестник, бросивший вызов стихии, борющийся с ней.

Еще одним торжественным лирическим произведением является ода. Этот жанр, в отличие от гимна, воспевает какое-либо конкретное историческое событие («Ода на день восшествия…» Ломоносова), явление («Вольность» Пушкина) или лицо («Бог» Державина).

Эпиграмма

Эпиграмма — лирический жанр, который одно время был чрезвычайно популярен, хотя многие связывают его больше не с литературой, а с публицистикой и журналистикой. Ведь это совсем небольшое по размеру произведение, в котором высмеивается какое-либо общественное явление или конкретный человек.

В русской поэзии известные эпиграммы начал писать еще Антиох Кантемир. Этот жанр был популярен среди поэтов XVIII века (Ломоносова, Тредиаковского). Во времена Пушкина и Жуковского сам жанр несколько трансформировался, превратившись больше в сатиру салонного характера, схожую с альбомными стихами.

Примером эпиграммы будет одно из произведений Жуковского.

Романс

Начиная с восемнадцатого столетия так называли поэтическое или музыкальное произведение лирического характера. Большое влияние на развитие жанра оказали немецкие поэты Гете и Гейне. В XIX веке сформировались школы романса: немецкая, французская, русская. Романс представляет собой небольшое стихотворное произведение, повествующее о событиях, которые возбуждают чувства и фантазию. Этот жанр возник прежде всего в южных странах. А именно в Испании. Сочинения, созданные авторами этой страны, напоминают эпические народные песни с национальной окраской. Произведения отличались простотой изложения.

Лирика как литературный род

Что такое лирика?

Это род произведений искусства, пришедший из Древней Греции. Он был назван в честь струнного инструмента — лиры. Во время таких концертов древние артисты передавали свою чувствительную сторону с помощью музыки. Самым распространенным заблуждением стало то, что лирика основывается на меланхоличных мотивах. Это не правда. Она может фокусироваться на одной эмоции, но чаще всего отражает целый спектр: горе, радость, печаль, веселье. Какие бы чувства ни испытывал человек, если они выносятся на первый план в искусстве, оно становится лирическим.

Основные виды произведений — поэзия, музыка, послание. Самыми древними лирическими текстами считаются «Песнь Песней», которую написал легендарный царь Соломон, и Псалмы Давида. Первое произведение – это поэма, второе — относится к религиозной лирике.

Данный вид творений может быть просто отрезком или отступлением в большом произведении, во время которого главный герой переживает ряд чувств и делится ими с публикой.

Дополняем картину мира

Традиционно лирику, исходя из её специфической событийности, считали бесфабульной (или же бессюжетной). В качестве примера можно привести Жирмунского, который называет её несюжетным жанром. Хотя им всё же признаётся, что есть отличительная черта, воплощенная в слове

Рассуждения Жирмунского частично пересекаются с мыслями Томашевского, который особенное внимание уделяет смысловой единице. В роли таковой для него выступало слово

Одновременно внимание уделялось и художественно-ценному звуковому комплексу, акцент делался на его проявлениях в стихах.

Особенность видения Томашевского в том, что он рассматривает не причинное сцепление событий, а развертывание словесной темы. Эта особенность лирического сюжета в несколько иной трактовке будет рассмотрена Бахтиным. Томашевский выделял три части любого произведения:

  1. Введение темы.
  2. Её развитие.
  3. Замыкание стихотворения.

лирика — это… Что такое лирика?

Лирика как литературный род

  • Лирика — ЛИРИКА. Деление поэзии на три основных рода является в теории литературы традиционным. Эпос, Л. и драма представляются нсновными формами всякого поэтического творчества. При этом под эпосом (см.) разумеется поэзия, объективно повествующая о… … Литературная энциклопедия

  • Лирика — ЛИРИКА. Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое, не от… … Словарь литературных терминов

  • Лирика — Действующее вещество ›› Прегабалин* (Pregabalin*) Латинское название Lyrica АТХ: ›› N03AX16 Прегалабин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40 Эпилепсия ›› G62.9 Полинейропатия… … Словарь медицинских препаратов

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, лирики, мн. нет, жен. (греч. lyrike). 1. Вид поэзии, преим. выражающий личные настроения и переживания поэта. || Род музыки с преобладанием эмоционально субъективных элементов. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Русская… … Толковый словарь Ушакова

  • ЛИРИКА — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество … Современная энциклопедия

  • ЛИРИКА — (от греч. lyrikos произносимый под звуки лиры) род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого содержание внутренней жизни, собственное я поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Большой Энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — ЛИРИКА, и, жен. 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая л. 2. Совокупность произведений этого рода поэзии. Л. Пушкина. 3. перен. То же, что лиризм (во 2 знач.). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

  • лирика — сущ., кол во синонимов: 7 • задушевность (14) • лиризм (10) • миннезанг (1) • … Словарь синонимов

  • Лирика — (греч. lirikos — произносимый под звуки лиры) род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает… … Энциклопедия культурологии

  • Лирика — (от греческого lyrikos произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет которого содержание внутренней жизни, собственное “я” поэта, а речевая форма внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛИРИКА — (от греч. lýra — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.), род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В… … Литературный энциклопедический словарь

Виды лирики по темам

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  • философская;
  • религиозная;
  • гражданская;
  • любовная;
  • о природе (пейзажная).

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  • стихотворение;
  • сонет;
  • ода;
  • баллада;
  • эпиграмма;
  • эпитафия;
  • посвящение.

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Создание произведения искусства

Лирика как литературный род
небо, солнце, лед, речка, иней, ельявись, проснись, чернеет, зеленеет

А какие словосочетания! Чудесный день, прозрачный лес, великолепные ковры, веселый треск, янтарный блеск, милый друг – все эти положительные эпитеты будят в душе читателя радостные эмоции и хорошее настроение (как нам и завещал Дмитрий Анатольевич). И одновременно для описания вечернего ненастья Пушкиным используются слова с негативной окраской: тучи мрачные, на мутном небе. Для вьюги он применяет олицетворение, что придаёт ей свойства, характерные для человека: злилась, носилась.

Есть в «Зимнем утре» и своеобразная синтаксическая структура языка. Первоначально автор использует повествовательные предложения, которые спокойно читаются. Потом сюжет меняется, он становится взволнованным. Появляются восклицательные предложения. Возникают вопросы, один из которых является риторическим.

Также Пушкиным при создании широко используются обращения: друг прелестный, красавица. Кроме них есть в стихотворении и прямая речь, а также вводные слова. Всё это создаёт у читателя ощущение, словно он причастен к описываемым событиям. Перед нами встает лирический герой, который является поэтичным, умеющим разглядеть красоты и любящим природу родной земли. Радостный и бодрый тон придаёт читателям ощущение чего-то праздничного и светлого.

↑ Лирика. Определение. Особенности лирики.

Лирика (от греч, Iyrikos —произносимый под звуки лиры) — род литературы, отражающий чувства, мысли и переживания лирического субъекта, выражающий его подчеркнуто субъективное мировосприятие. 

В лирике в основном воспроизводятся переживания человека, его чувства. Через переживание автор раскрывает действительность, отношение к ней отдельного человека. Переживание в лирике дается непосредственно, поэтому чаще всего лирические произведения пишутся от первого лица, что, в свою очередь, создает представление о том, что поэт и его лирический герой – одно лицо. Часто так оно и бывает, потому что поэт, по законам лирического рода, не имеет права оставаться равнодушным к тому, что он передает. Эмоциональный пафос – главная особенность лирики.

В лирических произведениях поэт выражает различные чувства и переживания: любовные (интимные), дружеские, политические, философские, экологические (любовь к природе) и т.д. Лирическое произведение должно отличаться внутренним единством, целостностью переживания, тогда оно сильнее воздействует на читателя и вызывает у него соответствующие чувства (сопереживание).

Лирические произведения чаще всего написаны стихами, поэтому важную роль в них играет ритм. Ритмичность лирики сближает ее с музыкой. Отсюда и сам термин, первоначально стихи пелись под музыку (лиру).

Лирические произведения меньше по объёму, чем эпические. Язык лирики менее разнороден, чем язык эпоса: если в эпическом произведении встречаются разные пласты лексики (неологизмы, варваризмы, вульгаризмы, жаргонизмы и пр.), то язык лирики – книжный, литературный.

Идея в эпосе выражается в художественных образах, в сюжете и почти никогда не выражается в прямой форме, то в лирике идея выражается непосредственно, через настроение автора, особенно в баснях.

Лирические виды и жанры очень подвижны и потому быстро меняются и видоизменяются (трансформируются).

Элегия

Лирическое произведение – это не только мощь и торжественность. Значительная часть стихотворений отражают спокойные чувства, чаще, любовные. С такими произведениями древние греки ассоциировали музу Эрато. В ее изображении чаще всего присутствуют черты страдания и нежности. Таковы стихотворения жанра «элегия». Эти произведения грустны, они полны размышлений о любви, также о жизни или судьбе, своем предназначении.

Лирика как литературный род

Жанр элегии не остался в античности, многие писатели и поэты активно использовали его. Так, у Пушкина это «Я вас любил» или «К морю», у Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», есть примеры элегий и в литературе XX века, например, у Ахматовой есть «Мартовская элегия», а у Блока «Осенняя элегия».

Баллада

Лирика как литературный род

Баллада — известный лирический жанр, к которому часто обращались поэты-романтики в XVIII и XIX веках. В Россию он пришел параллельно с популярностью романтизма в литературе.

Первой русской балладой, которая к тому же была оригинальной и по содержанию, и по форме, стало произведение Гавриила Каменева под названием «Громвал». Но самым известным представителем этого жанра по праву считается Василий Жуковский, который даже получил прозвище от современников «балладник».

В 1808 году Жуковский пишет «Людмилу», которая производит сильное впечатление на окружающих, затем переводит лучшие баллады европейских поэтов-романтиков, под чьим влиянием жанр и проникает в России. Это, в первую очередь, Гете, Шиллер, Скотт. В 1813 году выходит знаменитая баллада Жуковского «Светлана», которую многие литературные критики до сих пор считают его лучшим произведением.

Писал баллады и Пушкин, в частности, к этому жанру многие исследователи относят его «Песнь о вещем Олеге». Чтобы получить полноценное представление об этом оригинальном жанре, в качестве примера приведем отрывок из «Светланы» Жуковского.

Элегия

Лирическое произведение – это не только мощь и торжественность. Значительная часть стихотворений отражают спокойные чувства, чаще, любовные. С такими произведениями древние греки ассоциировали музу Эрато. В ее изображении чаще всего присутствуют черты страдания и нежности. Таковы стихотворения жанра «элегия». Эти произведения грустны, они полны размышлений о любви, также о жизни или судьбе, своем предназначении. Лирика как литературный род

Жанр элегии не остался в античности, многие писатели и поэты активно использовали его. Так, у Пушкина это «Я вас любил» или «К морю», у Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», есть примеры элегий и в литературе XX века, например, у Ахматовой есть «Мартовская элегия», а у Блока «Осенняя элегия».

В чем разница между лирикой и эпосом

Лирика как литературный род

В большинстве случаев лирический или эпический характер произведения сразу бросается в глаза. Ведь речь идет о двух абсолютно разных родах литературы. Проанализируем каждый из них и выясним, чем отличается лирика от эпоса.

Под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность.

Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. Тематика эпоса часто героическая, прославляющая отдельных персонажей или целую нацию.

Сравнение

Итак, главным в лирике является образ-переживание. Если и упоминаются какие-либо события, то в скупой форме, лишь для того, чтобы можно было лучше понять передаваемое настроение. При этом автор выражает необязательно личные впечатления. Лирическим героем может быть любой, даже вымышленный персонаж.

Задача эпоса — познакомить читателя с определенными событиями, поступками и судьбами людей, создать правдивую картину жизни народа. Перед воспринимающим эпическое произведение разворачивается некоторый сюжет. Если лирика, отражая мгновение жизни, часто выражена настоящим временем, то эпическое повествование ведется, как правило, в прошедшем времени.

Отличие лирики от эпоса состоит в том, что лирика предполагает соприкосновение с внутренним миром персонажа, а эпос претендует на объективность. Автор эпического текста как бы со стороны смотрит на происходящее, и его тон остается спокойным и трезвым. Такая беспристрастность помогает лучше понять смысл произошедшего и разобраться в причинах и следствиях.

Лирика своим названием обязана мелодичному музыкальному инструменту. И недаром. Ведь она по своей сути сродни музыке, позволяющей выражать чувства без слов.

Оно используется для детального изображения любого портрета, пейзажа, интерьера.

Определенные выводы можно сделать, и сравнив объем произведений, соответствующих каждому из двух родов. В чем разница между лирикой и эпосом? В том, что лирические творения часто небольшие.

Самыми ценными из них являются те, в которых автору удалось с помощью минимума слов наиболее полно выразить живое чувство. В свою очередь, особенностью эпоса считается неограниченный объем.

Подобное произведение может представлять собой как небольшой рассказ или очерк, так и многотомный роман, рассчитанный на длительное чтение или слушание.

Таблица

Лирика Эпос
Образ-переживание Описание событий
Субъективность Объективность
Отсутствие сюжета Сюжетность
Часто выражена в настоящем времени Используется прошедшее время
Ритмична, нередко в форме стиха Инструмент — слово
Преимущественно небольшое произведение Неограниченный объем

Виды лирики

В 18-19 веках популярными были такие жанры, как идиллия, дума, ода, мадригал, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия.

Лирические произведения 19-20 веков чаще всего классифицируются по тематическому принципу. Условно различаются:

  • Гражданская лирика – произведения общественно-политического звучания
  • Философская лирика – размышления об основных вопросах бытия
  • Интимная лирика – произведения о личных переживаниях
  • Пейзажная лирика – произведения о переживаниях, вызванных природой.

Замечание 2

Основной формой лирического творчества являются стихотворения. Наряду с ними существует поэма, более крупная жанровая единица.

Поэма – это произведение большее по объему, нежели стихотворение, в котором воплощается целый ряд переживаний. Чаще всего поэма относится к лиро-эпическому роду. На протяжении всей многовековой истории письменности поэма является одним из основных литературных жанров, который, несмотря на все изменения, сохранил два ключевых структурных центра – выбор темы, в которой отражается дух эпохи в качестве условия ее содержания и позицию повествователя, субъективно-личностное начало.

Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое настроением печали и грусти. Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. и определялась как стихотворение, которое независимо от содержания было написано элегическими двустишиями. Темы элегии первоначально были разнообразными, от узко субъективных до высоко общественных. В европейской литературе элегия утрачивает четкость формы и приобретает определенность содержания. Она становится преимущественно выражением грустных раздумий, философских размышлений, скорби. В русской поэзии 20 века элегические мотивы в первую очередь связаны с творчество С. Есенина («Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу»).

Дума – стихотворное размышление на философские, исторические, нравственные темы. Особенности поэтики думы использовали в своих произведениях М. Лермонтов и К. Рылеев.

Еще одним видом лирики является сонет. Сонет – это лирический жанр, представляющий собой устойчивую стихотворную форму, состоящую из четырнадцати строк – двух четверостиший и двух трехстиший. Первыми известными мастерами сонета являются итальянские поэты 13-14 вв. Франческо Петрарка и Данте Алигьери. Сонеты Петрарки в честь Лауры являются вершиной поэзии эпохи Возрождения.

Форма сонета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Композиция сонета состоит из четырнадцати строк – двух терцетов и двух катренов
  • Нормативность количества рифм и способов рифмовки
  • Устойчивый размер стиха
  • Завершенность каждой части сонета
  • Запрет на повторы слов.

Мадригал – это стихотворение комплиментарного, хвалебного содержания, обычно посвященное женщине. Жанр возник в 14-16 вв. и был распространенной песенной формой. Начиная с 16 века, мадригал перестал быть связанным с музыкой и остался стихотворным галантным комплиментом.

Послание (эпистола)– это стихотворное письмо, адресованное какому-либо определенному лицу. Эпистола по содержанию бывает лирической, сатирической, дружеской и т.д. Она может быть адресована конкретному лицу.

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера. Известны военные, государственные, религиозные, революционные гимны. В Древней Греции гимны исполнялись как культовые песни в честь какого-либо божества.

Ода – произведение, посвященное прославлению какого-либо события. Изначально одами назывались песни, имевшие торжественное содержание и исполнявшиеся хором.

Эпиграмма – это короткое сатирическое произведение с остротой в конце. В античной поэзии эпиграммами называли короткие лирические стихотворения произвольного содержания, написанные элегическим дистихом. В современном понимании эпиграмма – это небольшое стихотворение, в котором высмеивается конкретное лицо.

Описание героя в лирике

В произведении такого рода необязательно главным действующим лицом будет человек. Лирический герой – это мужчина, женщина, ребенок, старик, природа, небесное светило, время года. Только автор может выбрать тот объект, который наделит в итоге эмоциями. Создатель произведения старается вложить собственные мысли в уста своих лирических образов. Он не переносит себя полностью на героя, зато наделяет теми чувствами, что испытывает.

Даже если автор и не собирался выносить свои личные переживания на показ, он не может избежать этого. Главный лирический образ станет отражением мировоззрения, восприятия музыканта или писателя. Основной герой проявляет все те черты, которые свойственны человеку настоящего времени, его общественному классу. В этом образе каждый для себя может вынести урок, сокрытый автором внутри произведения.