Лавры в структуре Русской православной церкви
В Российской империи не было патриаршества, поэтому лавры подчинялись Святейшему синоду. В наши дни ставропигиальной (патриаршей) в России является только Троице-Сергиева лавра. Александро-Невская лавра подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а лавры Украины — ставропигии, подчинённые митрополиту Киевскому (за исключением Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии).
Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, называются наместниками и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. С 2009 года наместники всех лавр Русской православной церкви являются архиереями.
Иногда Кицканский монастырь в Приднестровье называют Ново-Нямецкой лаврой, хотя официально монастырь такого статуса не имеет. В этом случае Нямецкая лавра в Румынии часто называется Старо-Нямецкой лаврой.
Чудеса после смерти Сергия Радонежского
К сожалению, на сегодняшний день нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда именно святого начали воспринимать и почитать в православной религии. Но несмотря на это днями почтения преподобного считается день его смерти, а также 5 июля. Какие чудеса происходили после смерти Сергия Радонежского известно многим православным верующим. Об этом рассказывает много историй.
Например, однажды во время правления королей правитель Литвы послал свое войско к месту что находится недалеко от Пскова желая разорить местность. Население достаточно храбро отстаивали свои интересы и противостояли военным. Но несмотря на такую самоотверженную отвагу населения войска все больше и больше наступали с новой силой. И вот в одну из ночей к горожанке этого города во сне явился преподобный Сергий и спросил: «Почему вы унываете, ведь можно оборонятся камнями и деревьями. Или военачальники не знают где есть в городе место с таким оружием?».
Рано утром женщина подошла к военачальнику и рассказала о своем сне. Никто ей не поверил, только один бедный мужчина пошел к указанному месту и начал там копать. Он нашел там очень большой камень, который не могли сдвинуть даже 20 человек. Тогда все начали копать и нашли еще много подобных камней. Из них они сделали высокие стены. Ночью враги пытались очередной раз напасть на город, но стены настолько были крепкими, что им ничего не удалось предпринять. А население при попытке врагами проникнуть в город, забросало их ново найденными камнями и таким образом получили долгожданную победу.
Историй о помощи святого простому люду не мало. Это и не удивительно, ведь преподобный помогает каждому кто в этом нуждается. Поэтому верующие стараются регулярно возносить молитвы и поклоняться мощам преподобного. Мощи Сергия Радонежского в Сергиевом посаде чудеса творят не меньшие чем икона. Они по сей день находятся в Свято Троицком монастыре. К ним ежедневно съезжаются тысячи паломником, чтобы попросить о самом необходимом и желанном. Чудеса, которые происходят в монастыре также не остаются без внимания и подробно записываются священнослужителями для того, чтобы каждый мог поверить в чудо и исцелится.
Смотрите еще видео рассказ о чудесах совершенных преподобным Сергием:
Лавры Палестины
Одной из первых упоминаемых лавр была основанная святым Харитоном Фаранская лавра, на месте которой сейчас находится скит Святого Харитона. На месте другой основанной в IV веке святым Харитоном Лавры Дока находится Монастырь Искушения в городе Иерихоне. Третьей основанной святым Харитоном лаврой была разрушенная ныне Суккийская лавра.
Рядом с лаврами святого Харитона находилась разрушенная в XVI веке лавра Хузива (лавра преподобного Иоанна Хозевита).
Выходец из Фаранской лавры Евфимий Великий основал в V веке лавру святого Евфимия.
Часто лаврой называют основанный в VI веке Монастырь Феодосия Великого близ Иерусалима, однако этот монастырь являлся киновией и не мог быть лаврой, поскольку лавры в VI веке были идиоритмами. Ныне Монастырь Феодосия Великого существует как женский монастырь вблизи города Вифлеем в Палестине).
Рядом с монастырём Феодосия Великого расположена наиболее известная из доныне существующих лавр Востока, основанная святым Саввой Освященным (Лавра Саввы Освященного), прославленная пребыванием в ней святого Иоанна Дамаскина.
Среди обителей, основанных в пустыне вблизи этой лавры самим преподобным Саввой и его учениками, упоминаются Новая лавра, основанная вышедшими из Великой лавры (Святого Саввы) «по неудовольствию на преподобного Савву», «недалеко от Фекуи, к югу при Фекуйском потоке», а также основанная «по своеволию одним монахом Великой лавры — Иаковом, при озере Семиустном» Лавра Семиустная (Гептастом).
В Иерихоне на месте русского подворья святого Иоанна Предтечи находилась лавра святого Кириака.
На месте разрушенной персами лавры Каламон (тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия) вблизи города Иерихон с XIX века находится перенесённый из другого места Монастырь Герасима Иорданского. При этом блаженный Иоанн Мосх называет лаврой также монастырь святого Герасима, говоря о расположении лавры Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана».
Лавра Пиргов (башен) была расположена севернее монастыря святого Герасима Иорданского.
В долине Иордана располагались также лавра аввы Петра, лавра Коприта, лавра Ильинская, лавра Несклерова, лавра Пентукла.
В регионе Эль-Бира существовала основанная учеником преподобного Саввы блаженным Фирмином Фирминская лавра.
Под принято считать существовавший некоторое время в крепости Масада православный монастырь.
Интересные факты
- 7 июня (н.ст.) 1827 года неподалеку от приписного к Лавре Спасо-Вифанского монастыря сгорела кузница. По докладу Вифанского казначея, «пожар открылся поутру в 3-м часу; сперва изнутри дым валил, потом вспыхнула задняя стена, и вся кузня обнялась пламенем». В огне погибло все оборудование: инструменты «рассыпались в песок», или были безнадежно испорчены. Ущерб от пожара составил 124 руб. Кузнец уверял, что пьян не был, кузница же могла загореться из-за деревянного основания горна, под которое мог неприметно добраться огонь.
- 6 декабря 1594 года Борис Годунов передал в Троицкую обитель «колокол большой благовестник, весу в нем 625 пудов (или 10,2 тонны)». Годуновский колокол, названный «Лебедь», сохранился до настоящего времени. Его не тронули страшной зимой 1929-30 г.г., когда уничтожали колокола.
- 1 (14) февраля 1750 г. в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру был привезен отлитый в 1748 г. царь-колокол. При перевозке колокола весом более четырех тысяч пудов было задействовано три тысячи человек.
- Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом. В день она проходила всего 2-3 версты, после чего отправлялась в карете во дворец. Назавтра карета привозила её к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета шла дальше ещё пару вёрст. Таким образом, путь растягивался на месяцы, но зато был не очень утомительным. Стоит отметить, что статус и наименование лавры крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России получил указом Елизаветы Петровны 8 июля 1742 года.
Аполлон и Дафна
Дерево лавр, которому приписывался пророческий дар, было посвящено греческому богу Аполлону. Его жрецы, называвшиеся лавроедами, употребляли листья в пищу, чтобы увидеть будущее. Еще существовало поверье, что лавр защищает от удара молнии. С этим растением связан и миф о прекрасной нимфе под именем Дафна, означающем «лавр» на древнегреческом.
Одержав победу над Пифоном, Аполлон стал насмехаться над луком и стрелами бога любви Эрота. Тот в отместку поразил его любовью к Дафне, в нее же он послал стрелу антипатии, вызвав неприязнь к Аполлону.
Когда бог Солнца стал преследовать Дафну, она обратилась с мольбой к родителям (Гее – земле и Пенею – речному богу) и была превращена в лавровое дерево. По воле Аполлона дерево осталось вечнозеленым, а лавровый венок непременным атрибутом Аполлона.
Таблица
В чем разница между лаврой и монастырем? Если совсем уж коротко, то лавра – это один из типов монастырей. А различия представлены в этой таблице:
Монастырь | Лавра | |
Что собой представляет | Община монахов или монахинь с комплексом богослужебных, хозяйственных, нередко и оборонительных строений | Крупный мужской православный монастырь, имеющий большое духовное и историческое значение |
Разновидности | Различают общинножитные (киновии) и особножитные (идиоритмы) монастыри, они бывают мужскими и женскими. В православии есть и следующие типы монашеских поселений: пустыни (удаленные от основного монастыря) и скиты (обычно жилища монахов-отшельников) | Разновидностей нет |
Количество в России | Православных монастырей в России почти восемь сотен | Две лавры – Троице-Сергиева и Александро-Невская |
Лавры Палестины
Одной из первых упоминаемых лавр была основанная святым Харитоном Фаранская лавра, на месте которой сейчас находится скит Святого Харитона. На месте другой основанной в IV веке святым Харитоном Лавры Дока находится Монастырь Искушения в городе Иерихоне. Третьей основанной святым Харитоном лаврой была разрушенная ныне Суккийская лавра.
Рядом с лаврами святого Харитона находилась разрушенная в XVI веке лавра Хузива (лавра преподобного Иоанна Хозевита).
Выходец из Фаранской лавры Евфимий Великий основал в V веке лавру святого Евфимия.
Часто лаврой называют основанный в VI веке Монастырь Феодосия Великого близ Иерусалима, однако этот монастырь являлся киновией и не мог быть лаврой, поскольку лавры в VI веке были идиоритмами. Ныне Монастырь Феодосия Великого существует как женский монастырь вблизи города Вифлеем в Палестине).
Рядом с монастырём Феодосия Великого расположена наиболее известная из доныне существующих лавр Востока, основанная святым Саввой Освященным (Лавра Саввы Освященного), прославленная пребыванием в ней святого Иоанна Дамаскина.
Среди обителей, основанных в пустыне вблизи этой лавры самим преподобным Саввой и его учениками, упоминаются Новая лавра, основанная вышедшими из Великой лавры (Святого Саввы) «по неудовольствию на преподобного Савву», «недалеко от Фекуи, к югу при Фекуйском потоке», а также основанная «по своеволию одним монахом Великой лавры — Иаковом, при озере Семиустном» Лавра Семиустная (Гептастом).
В Иерихоне на месте русского подворья святого Иоанна Предтечи находилась лавра святого Кириака.
На месте разрушенной персами лавры Каламон (тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия) вблизи города Иерихон с XIX века находится перенесённый из другого места Монастырь Герасима Иорданского. При этом блаженный Иоанн Мосх называет лаврой также монастырь святого Герасима, говоря о расположении лавры Герасима: «около Иордана», а о лавре Каламон: «близ Иордана».
Лавра Пиргов (башен) была расположена севернее монастыря святого Герасима Иорданского.
В долине Иордана располагались также лавра аввы Петра, лавра Коприта, лавра Ильинская, лавра Несклерова, лавра Пентукла.
В регионе Эль-Бира существовала основанная учеником преподобного Саввы блаженным Фирмином Фирминская лавра.
Под принято считать существовавший некоторое время в крепости Масада православный монастырь.
История
В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).
Возникновение монастырей
Монастырем называют религиозную общину монахов с единым уставом и единым комплексом хозяйственных, богослужебных, а порой и оборонительных построек. Монастыри появились в начале 4 века нашей эры: в 318 году написан первый устав. Основателем первого монастыря считают египетского монаха Пахомия Великого. Он велел огородить стеной находящиеся недалеко друг от друга жилища христианских отшельников и учредил для них особый распорядок дня, состоящий из разумного чередования молитв и физического труда. Устав такого монастыря, названного киновией (общинножитием), был очень строг, поэтому позже возникли монастыри другого типа – идиоритмы (особножития), условия жизни в которых были менее суровы, чем в киновиях. Монастыри и в православии, и в католичестве могут быть как мужскими, так и женскими, а вот в среде протестантов монастыри есть только у лютеран, да и то их немного.
Отличие лавры от монастыря в следующем:
- лавра – название монастыря лишь в православии;
- лавра – это только мужской монастырь;
- лавра обязательно должна быть крупным монастырем и иметь особое духовное и историческое значение.
Насколько огромным должно быть это значение, говорит тот факт, что в России всего две лавры – Троице-Сергиева (Сергиев Посад, Московская область) и Александро-Невская (Санкт-Петербург). Есть лавры и в других православных странах – на Украине, в Греции, Румынии, Грузии, Сербии и даже в католической Польше! В последнем случае Супрасльская лавра расположена на востоке Польши и принадлежит Польской православной церкви.
Житие Сергия Радонежского
Согласно жизнеописанию авторства Епифания Премудрого родителями Сергия Радонежского были бояре Кирилл и Мария, жившие в деревне на территории Ростовского княжества (нынешняя Ярославская область).
На месте, где предположительно родился Сергий Радонежский, в XV веке был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
При крещении будущий святой получил имя Варфоломей — в честь одного из 12 апостолов. Кроме самого Варфоломея в семье были еще двое сыновей.
Когда мальчику исполнилось семь лет, «родители его отдали учиться грамоте». Согласно житию, учение шло с трудом, а старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться».
Но вскоре с Варфоломеем произошло одно из первых описанных в предании чудес, благодаря которому он смог овладеть грамотой: «…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося».
Когда молитва была окончена, Варфоломей сообщил старцу, что никак не может овладеть грамотой, и попросил помолиться за него. После долгой молитвы старец подал отроку кусок просфоры, который мальчик съел, и предсказал, что отныне он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников. Вскоре предсказание сбылось.
В дальнейшем семья Варфоломея была вынуждена переселиться из Ростова в Радонеж. По некоторым сведениям, это произошло из-за перехода правления к московскому князю Ивану Даниловичу и лишения власти ростовской знати. Другие источники сообщают, что к тому моменту семья будущего святого сильно обеднела из-за татарских набегов на Русь.
После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства младшему брату Петру и отправился в Покровский Хотьковский монастырь, где к тому моменту жил его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил Стефана отправиться вместе на пустынное жительство — строжайшую и аскетичную форму монашества. После долгих скитаний братья нашли уединенное место посреди глухого бора на холме Маковец и соорудили там келью и небольшую деревянную церковь, которой присвоили имя Святой Троицы. Сейчас это место известно как Троице-Сергиева лавра.
Троице-Сергиева лавра. Фото: Wikimedia
Не выдержав трудностей и аскетичной жизни, Стефан оставил брата и ушел в Богоявленский монастырь в Москве, где позднее стал игуменом.
Оставшись один, Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана и принял монашеский постриг под именем Сергия. Имя было выбрано в честь мучеников Сергия и Вакха, поскольку постриг выпал на день их памяти. Постепенно к Сергию стали присоединяться ученики, которых постепенно становилось все больше. Постепенно Троицкий монастырь становится духовным центром русских земель и поддержкой князей. Здесь же Дмитрий Донской получил благословение на сражение с Мамаем. Согласно дошедшим до нас сведениям, получив от преподобного благословение, князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь».
Известно, что Сергий запрещал инокам просить подаяние, установив, что жить в монастыре следует собственным трудом.
Также в период 1364-1376 годов он установил в монастыре устав общежития вместо принятого ранее особножития. Разница состоит в том, что особножитие предполагает наличие у монахов частной собственности, а общими остаются только жилье и богослужение. При общежитийном укладе монахи не имеют личного имущества, получают еду и одежду от монастыря и безвозмездно трудятся ради его блага.
Помимо Троицкого Сергий основал также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь в городе Серпухове и Георгиевский на Клязьме.
По свидетельствам Епифания Премудрого, Сергий Радонежский прожил в молитве и воздержаниях до самой старости, а о грядущей кончине предупредил братию монастыря за шесть месяцев. «Видя, что он уже к Богу отходит», Сергий призвал монахов для последних наставлений:
«И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения».
Перед уходом из жизни он причастился, а 25 сентября 1392 года умер.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Рассказывая о Лавре, как особо почитаемой святыни Русской Православной церкви, с существованием которой вынуждены были мириться даже воинствующие атеисты, отдельной строкой надо выделить отношение иностранцев к нашему историческому и культурному шедевру.
Для официальной оценки достаточно напомнить, что Троице-Сергиева Лавра является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. А интерес, который проявляют к монастырю обычные иностранные граждане, характеризуются такими цифрами. В отдельные дни высокого сезона в город приезжают до 120 туристических групп. Всего за год лавру посещает более 300.000 иностранных туристов, две третьи из которых граждане коммунистической Поднебесной.
Туристов и паломников встречает установленный в 2000 году на Красногорской площади бронзовый памятник Сергею Радонежскому. Здесь же на развалах в изобилие представлены сувенирные товары на любой вкус.
При входе в обитель стоит познакомиться с картой-схемой расположения основных объектов, расположенных на территории. А это не много, не мало – 10 храмов и почти 50 зданий различного назначения. В рамках данной статьи ограничусь только перечислением наиболее значимых из них:
- Троицкий собор (1422-1423 гг.), где находятся мощи преподобного Сергия Радонежского;
- Успенский собор (1559-1585 гг.) Храм был заложен по приказу Ивана Грозного и в его присутствии. Образцом для его строительства стал Успенский собор Московского Кремля;
- Духовская церковь или церковь в честь сошествия Святого Духа на Апостолов (1478-1477 гг.);
- Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.) венчает главный вход в монастырь;
- Успенская часовня над колодцем (кладезем), построенная в конце XVII века. Каждый желающий может здесь набрать святой воды;
- Трапезная церковь (1686-1692 гг.), построена как благодарность от царей Иоанна и Петра Алексеевичей за то, что обитель приютила их во время стрелецкого бунта 1682 года;
- Колокольня (1741-1770 гг.) – самая высокая в стране — высотой 88,5 метров, что на 6 метров выше звонницы Ивана Великого в московском Кремле;
- Здания Духовной академии.
Такое большое число артефактов, сосредоточенных в одном месте, сложно воспринимать сразу. Да и не стоит стремиться объять необъятное. Если Сергиев Посад вновь окажется в ваших туристических планах, то знакомство с лаврой будет более осознанным. Если же поездка будет первой и последней, то и это короткое посещение святыни сохраниться в воспоминаниях позитивного толка.
Видео: Уникальный исторический памятник России. «Троице-Сергиева Лавра» Московская область. Сергиев — Посад
Основные виды деятельности Фонда:
- воцерковление и духовное руководство православных детей, инвалидов, пенсионеров и других категорий социально незащищенных лиц;
- педагогическая и просветительская деятельность;
- проведение и организация православных концертов (в медицинских учреждениях, воинских частях, школах и т. д.);
- благотворительная деятельность в социальных учреждениях, в том числе оказание помощи детям, инвалидам, пенсионерам, не находящимся в каком-либо социальном учреждении;
- оказание адресной помощи сотрудникам социальных учреждений и организаций любых форм собственности и/или принадлежности;
- организация проведения православных праздников, религиозных театральных постановок, детских утренников и выставок;
- организация строительства православных храмов как на территории Сергиева Посада (в том числе домового храма на территории Детского интерната для слепоглухих), так и на других территориях без * географического ограничения;
- распространение православной религиозной литературы и предметов церковной утвари среди населения;
- организация издания религиозно-просветительской литературы.
Лавр как растение
Значений слова «лавр» в словаре имеется несколько. Одно из них – это дерево под таким названием. Но, оказывается, это наименование обозначает не одно, а множество растений. Вот, что о них сказано:
- Растущее в южных краях вечнозеленое растение (деревья и кустарники), относящееся к семейству Лавровые.
- Лавр благородный – дерево, листья которого используется как пряность виде всем известного и столь популярного лаврового листа. А также именно из листьев такого дерева состоит лавровый венок, являющийся символом победы и славы.
- Александрийский лавр – также дерево, но имеющее другое применение. Из него делают масло таману, которое используется и как лекарство, и как косметическое средство. Оно расширяет капилляры и укрепляет волосы, ногти, улучшает состояние кожи.
- Камфорный лавр или камфорное дерево, – является источником камфоры. Ее получают из древесины или смолы в Индонезии, Китае, Японии. Широко используют в медицине и ароматерапии, для борьбы с молью.
История
В IV—VI веках в Палестине лаврами именовались крупные монастыри, в которых сохранялась самостоятельная жизнь насельников (самостоятельное зарабатывание денег, ремесленничество) при наличии совместного устройства общих потребностей (организация богослужений, устройство стены от нападений кочевников-бедуинов). Такая форма устройства отличала лавры от киновий, где главным принципом было «общежитейное» устройство, подразумевавшее совместную собственность, общее распределение труда и благ. Позже лаврами назывались исторически и духовно значимые монастыри, независимо от формы жительства (киновия или идиоритм).
Множественное число
Что означает «лавр» во множественном числе? Это фигура речи, обозначающая соответствующее воздаяние и почитание за высокие достижения в определенной области.
Происхождение данное понятие ведет от традиции, существовавшей у древних греков и римлян, согласно которой во время разного рода торжественных обрядов, религиозных церемоний и жертвоприношений использовались ветки лавра, символизировавшие почет, славу, триумф.
Как уже было сказано выше, эти ветви, как и венки, составлялись из листьев лавра благородного. Они выступали в качестве атрибута победившей стороны. Изначально они рассматривались как почетный знак победителей Пифийских игр, бывших первое время своего существования музыкальными, а с 6-го века до н. э. ставших еще и спортивными.
После этого ими награждались лучшие поэты и ораторы, а также полководцы, которые с триумфом возвращались из победоносных походов. Их надевали на голову в виде венков, украшали ими знамена, палатки, оружие и части боевых кораблей.
Для лучшего понимания того, что такое лавр, рассмотрим примеры его употребления в устойчивых выражениях.
Город Сергиев Посад
В первую очередь, Сергиев Посад – это промышленный город с хорошо развитой инфраструктурой, с высоким уровнем культуры, науки и образования
Важной отраслью экономики города является туризм. Единственный город Московской области, входящий в список городов «Золотого Кольца», он является лидером среди малых городов России по посещаемости туристами
Туристический трафик в Сергиевом Посаде достигает более одного миллиона в год.
Учитывая живой интерес туристов, особенно иностранных, к сувенирам, город всемерно способствует развитию этой отрасли производства, поддерживая как частных производителей, так и сравнительно крупные предприятия: завод по производству игрушек, фабрику художественной резьбы, предприятие по изготовлению кованных изделий. Особой популярностью у гостей города пользуются «Загорская матрешка» и богородские резные игрушки.
В городе насчитывается около 250 памятников истории и культуры. Конечно, отдельный разговор о Лавре, которая оставалась центром притяжения туризма даже в самые атеистические времена. Но кроме нее, гиды предлагают вниманию туристов и другие объекты:
- Сергиево-посадский историко-художественный музей-заповедник;
- Гефсиманский Черниговский монастырь;
- Спасо-Вифанский монастырь;
- Музей игрушек;
- Водопад «Гремячий ключ»;
- Село Радонеж;
- Этнопарк «Деревня Тыгыдым».
Опытные туристы рекомендуют не ограничиваться однодневной экскурсией, выделять на знакомство с городом 2-3 дня.
Лавры в структуре Русской православной церкви
В Российской империи не было патриаршества, поэтому лавры подчинялись Святейшему синоду. В наши дни ставропигиальной (патриаршей) в России является только Троице-Сергиева лавра. Александро-Невская лавра подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а лавры Украины — ставропигии, подчинённые митрополиту Киевскому (за исключением Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии).
Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, называются наместниками и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. С 2009 года наместники всех лавр Русской православной церкви являются архиереями.
Иногда Кицканский монастырь в Приднестровье называют Ново-Нямецкой лаврой, хотя официально монастырь такого статуса не имеет. В этом случае Нямецкая лавра в Румынии часто называется Старо-Нямецкой лаврой.
Лавры на Украине и в России
Лавра (греч. ????? — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Как правило, лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721—1917 лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лавры Украины подчинены митрополиту Киевскому и всея Украины, за исключенем Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии. Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций (прежде всего греко-католические).
Лавры России и Украины
В России титул лавры присвоен следующим монастырям:
Троице-Сергиева лавра (с 1742, Сергиев Посад),
Александро-Невская лавра (с 1797, Санкт-Петербург),
На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:
Киево-Печерская лавра (с XII века, Киев),
Почаевско-Успенская лавра (с 1833, Почаев),
На Украине также существует греко-католическая студитская Свято-Успенская Уневская лавра (Унев).
История
В V—VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.
На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах 20 века им был возвращен такой статус.
На Украине три Лавры: Киево-Печерская, монастырь, основанный в 1051 г. и ставший с 1598 г. Лаврой; Почаевская Успенская Лавра (монастырь16в., — Лавра с 1833, г. Почаев Тернопольской области) и известный с 16 в. как Святогорский Успенский монастырь, но возникший в давние века; восстановленный в 19в., вновь закрытый уже в Советские времена и вновь открытый в 20 в., — ныне (с 2004 г.) Свято-Успенская Святогорская Лавра.
Сведения из прессы: В марте 2004 года Священный Синод присвоил Святогорскому монастырю статус Лавры. 25 сентября 2004 года обновленная Лавра была освящена. На освящении присутствовало около 200 высокопоставленных гостей из разных стран и духовенство высшей иерархии. От Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго Лавра получила в дар икону Владимирской Божьей Матери.
Первые две Лавры широко известны верующим. Почаевская Лавра мне известна по публикациям и рассказу моей подруги, там побывавшей. Летом 2006г. обстоятельства сложились благоприятно для совершения ознакомительной поездки к почитаемым на Украине святыням: Святогорской Свято-Успенской Лавре, Борисо-Глебскому монастырю и знакомству с Православной Одессой. В планах были ещё и другие обители, но… человек предполагает, а Господь всеми его обстоятельствами располагает.
Первой в нашем списке обозначена была Святогорская Лавра, расположенная на берегу Северского Донца, что ныне находится на территории Донецкой области, получившей название «Донецкой Швейцарии» за красоту пейзажей. В 19в. обитель находилась в Изюмском уезде Харьковской губернии (в 155 верстах от Харькова, в 35 в. от Изюма и в 18в. от г. Славянска. Примечание: с 18в. 1 верста=1 066,781 метра)
Для справки: В России статус лавры имеют следующие монастыри: Троице-Сергиева Лавра (с 1744, г.Сергиев Посад); Александро-Невская Лавра (с 1797, г.Санкт-Петербург).
Лаврами в Палестине в V-VI веках именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Так, лаврой назывался ещё в VI веке монастырь св. Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: Лавра св. Саввы Освященного, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне.
С другой стороны: Лавра с греческого — людное место, городская улица, многолюдный монастырь. Лавры подчиняются непосредственно патриарху (в период 1721-1917 годов лавры в русской православной церкви подчинялись Синоду). Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят, как правило, в сане не ниже архимандрита..
Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры
Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.
Троицкий собор, Альберт
Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.
Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.
Успенский собор и Кладезная часовня, Екатерина
Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.
Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.
Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.
Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.
Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.
Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.
Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры
Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.
Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.
Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.
Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры
Фразеологизмы
Слово «лавры» и связанные с ним традиции дали начало ряду крылатых выражений, таких, как:
- «Увенчать лаврами» – прославлять кого-либо, воздавать ему почести.
- «Пожинать лавры» – пользоваться плодами своих побед и славы.
- «Почивать на лаврах» – наслаждаться успехами, бездельничать.
Тех, кого награждали лаврами, называли лауреатами.
Сегодня в некоторых государствах официальной частью символики является бронзовая ветвь лавра. Она присутствует на наградах, орденах и медалях. В России она включена в композицию надгробной ленты у могилы Неизвестного солдата, находящейся в Москве, у Кремлевской стены.
В завершение изучения вопроса о том, что такое лавр, приведем один из древнегреческих мифов, который имеет с этим понятием самую тесную связь.