Ной и ноев ковчег: библейская история

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии таяния ледников, предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Примечания

  1. Комментарий Раши со ссылкой на Берешит Раба 33: «Дожди начались в семнадцатый день второго месяца (7:11). Это одиннадцать дней, на которые солнечный год больше лунного, ибо наказание поколения потопа продолжалось целый солнечный год».
  2. Rene Noorbergen. The Ark File. — USA, 2004. — ISBN 978-1-57258-266-8.
  3. Ноев ковчег (1995 г.)
  4. Ринекер Ф., Майер Г. // Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. — 1226 с.
  5. Учение. Пятикнижие Моисеево / Пер., введение и коммент. И.Ш.Шифмана. — М.: Республика, 1993. — С. 273. — 335 с. — ISBN 5-250-00781-3.
  6. Шифман, с. 63
  7. П.П. фон-Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание законов с 1649 по 1900 год. — Издание книготорговца Ив. Ив. Иванова. — СПб., 1899. — 312 с.
  8. Полное собрание законов Российской империи (рус.) // Википедия. — 2017-10-04.

Ноев Ковчег

Ноев Ковчег выдержал все испытания, ведь Ной построил его точно так, как велел ему Бог. Сильный ветер налетел и тучи рассеялись. Ковчег же больше не плыл, а встал на месте у Араратских гор. Ной попробовал открыть окно наверху ковчега и выпустил ворона, но ворон не нашел ни клочка земли и вернулся на ковчег ни с чем. Тогда Ной выпустил голубя. Голубь, пролетев, тоже не увидел суши и снова оказался на ковчеге.

Прошло еще семь дней. Ной вновь выпустил голубя. Возвратившись на ковчег, голубь держал в клюве листок оливы… Ной ждал еще семь дней, чтобы вновь выпустить голубя. На этот раз голубь уже не вернулся. Земля стала сухой. Бог повелел Ною и его семье выйти их ковчега, после них на сушу вышли все животные, птицы и пресмыкающиеся.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Ной и ноев ковчег: библейская история

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

В словаре Фасмера Макса

ковче́гукр. ковче́г, др.-русск., ст.-слав. ковъчегъ κιβωτός, θήκη (Еuсh. Sin., Супр.), болг. ковче́г, сербохорв. ко̀вче̑г «ящик, ларь».Вост. происхождения; ср. чагат. kорur «сосуд», koburčak «коробка» (откуда венг. koporsó), кюэр. koɣur «гроб», монг. qagurčaq, калм. χūrtsɔG̯ «большой ящик, гроб»; см. Рамстедт, KWb. 202; Festschr. V. Тhоmsеn 185; Гомбоц 98; Миккола, JSFOu 30, вып. 33, стр. 16 (согласно последнему, с выпадением -r-, свойственным чув. языку). Брюкнер (KZ 48, 189 и сл.) без всякого основания подвергает эту этимологию сомнению. Менее вероятно выведение из тур. kарčуk, kарčuk «футляр» (Мi. ТЕl., Доп. 2, 142). Следует отвергнуть объяснение из греч. καῦκος, καυκίον «кубок», вопреки Миклошичу (Мi. ЕW 136), Бернекеру (1, 594 и сл.), поскольку оно не объясняет ни знач., ни конца слова -ег, а также из ср.-греч. καψάκιον, вопреки Маценауэру (48) и от кова́ть (см.), др.-русск. ковъ «сосуд», вопреки Ильинскому (ИОРЯС 23, 2, 230).

Библейское повествование

Повествование о Всемирном Потопе содержится в первой книге Библии, Быт.  — .

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

И увидел Господь , что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём (Быт. )

Но жил в те времена человек праведный и непорочный «в роде своём» (Быт., 6:9), угодный Господу, и звали его Ной.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье . (Быт. )

Ноев ковчег; иллюстрация Гюстава Доре

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег со своими сыновьями и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. ) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.» (Быт. )

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

И сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жёны сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Быт. )

Бог повелел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (133.5 м); ширина 50 локтей (22.25 м), а высота 30 локтей (13.35 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег сбоку; устроить в нём три отделения. Эти отделения («этажи») должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер» и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

К возрасту 500 лет Ной имел трёх сыновей: Сима, Хама и Иафета. Ко времени окончания строительства Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500-летия Ноя ( Быт. .)

По масоретскому (еврейскому) тексту, Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1663 году) от Сотворения мира. Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына, к началу потопа — ему было 600 лет, всех же лет жизни Ноя было 950.

Согласно еврейской традиции, все даты в Библии соответствуют лунным месяцам еврейского календаря. Таким образом, Потоп продолжался на 11 дней больше лунного года, что соответствует целому солнечному году.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии таяния ледников, предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Ной и ноев ковчег: библейская история

В словаре Ожегова

КОВЧЕГ, -а, м. 1. Ветхое или странное на вид судно, корабль, а также старая повозка, рыдван (обл. и прост, ирон.). 2. В старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов (в церкви — также предметов, относящихся к обряду причастия). * Ноев ковчег — 1) по библейскому сказанию: судно, в к-ром праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на Земле; 2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книжн.). || уменьш. ковчежец, -жца, м. (ко 2 знач.). || прил. ковчежный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

Ковчег в литературе и искусстве

В литературе

  • Кобо Абэ. «Ковчег „Сакура“». (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский, «Мистерия-буфф». Ковчег — одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Андрей Платонов. «Ноев ковчег». (1951) Незавершенная пьеса-мистерия.
  • Джеральд Даррелл. «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове». Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

Джулиан Барнс «История мира в 10½ главах» Сборник рассказов, объединенный библейскими мотивами, Ноев Ковчег упоминается многократно.

Ноев Ковчег на государственном гербе Армении

Ноев Ковчег (слева вверху) в гербе города Нахичевань (основанного, по легенде, Ноем) Грузино-Имеретинской губернии,

В музыке

  • Бриттен, Бенджамин (опера «Ноев ковчег» (1958), для детей)
  • Клип на песню «Forever Not Yours» норвежской поп-группы a-ha показывает недалёкое будущее и постройку похожего Ковчега.

В кино

  • Ноев ковчег (фильм, катастрофа, США, 1928)
  • Библия (фильм, драма, Италия/США, 1966)
  • Безбилетники на Ноевом ковчеге (мультфильм, 1988)
  • Спригган (мультфильм, боевик, Япония, 1998)
  • Ноев ковчег (фильм, 1999)
  • Небесный Капитан и мир будущего (фильм, дизельпанк, США/Великобритания/Италия, 2004)
  • Ноев ковчег (мультфильм, VOX Film / VOX Video, 2007)
  • Эван Всемогущий (фильм, комедия, США, 2007)
  • (фильм, катастрофа, США/Канада, 2009)
  • Ной (фильм, фэнтези/катастрофа/драма, США, 2014)
  • Упс… Ной уплыл! (мультфильм, 3D-комедия, Бельгия/Ирландия/Германия/Люксембург, 2015)

В компьютерных играх

В ANNO 2070 Ковчеги — огромные (размером с небольшой остров) корабли, передвигающиеся под водой и используемые для заселения новых островов, которыми покрылась Земля после таяния ледников.

Документальные фильмы

  • Ноев Ковчег — Подлинная история / Noah`s Ark — The Real Story (BBC / 2004)
  • Загадки Библии: В поисках Ноя / Riddles of the Bible: Search of Noah (National Geographic / 2006)
  • В поиске ответа. Ноев ковчег (Астро-ТВ / 2012)

В геральдике

Ноев Ковчег изображён на государственном гербе Армении; на гербах Армянской области и Грузино-Имеретинской губернии Российской Империи, а также городов, входивших в Армянскую область и Грузино-Имеретинскую губернию (верхняя часть щита).

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности Священного Писания, силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу — как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Ной и ноев ковчег: библейская история

Значение слова Ковчег по словарю Символизма:

Ковчег — Символ Луны и моря. Обычно ковчег изображается в виде полумесяца. Это символ женского начала. Он — носитель жизни, утроба, возрождение, корабль судьбы, средство для ношения и передачи жизненного начала, символ сохранения. Ковчег на водах означает Землю, плавающую в океане космоса. Ковчег, изображенный с радугой, олицетворяет силы Нижних и Верхних вод, которые вместе составляют одно целое и означают всеобщее возрождение. Миф о потопе и ковчеге почти универсален и имеет две символические формы. Одна — индуистская, в которой ковчег, построенный Сатьявратой под руководством Ману, сохранил семена жизни. Другая — ветхозаветная, в которой Ной по приказу Яхве, построил ковчег, который спас людей и животных. В обоих вариантах содержатся элементы жизни, сохранения непрерывности и стабильности. По преданию, ковчег был построен в соответствии с пропорциями человеческого тела и символизировал микрокосм. В новозаветной традиции ковчег олицетворяет церковь, в которой и должен быть спасен человек, благополучно преодолевший воды жизни. Чистые и нечистые животные символизировали святых и грешников. Это сам Христос — Спаситель человечества. Дева Мария, носящая Христа. а также церковный неф, как архитектурный символ. Святой Фома Аквинский сказал, что Ковчег Завета означает Христа. золотое покрытие — это его мудрость и благодеяния. золотая ваза — это его душа. жезл Аарона — это его проповедническое достоинство, а Скрижали Законов — это его служба как законодателя. Святой Бонавентура считал евхаристию наследницей закона, а для святого Амвросия такой наследницей была Богоматерь. У египтян корабль Изиды — это гробница Матери, носительницы жизни. У евреев Ковчег Завета означает божественное присутствие, место Бога. Это самый святой символ в еврейской религии. Он был сделан из прочного дерева и покрыт золотом, которое означало благодатную силу. Филон приравнивает ковчег к интеллекту, противоставляя его столу с двенадцатью хлебами — символу чувственного и видимого мира. В шумеро-семитской традиции ковчег как символический корабль часто возникает у халдеев.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Образ Ноя в искусстве

Библейские сюжеты стали основой для многих кинокартин. Великий потоп — одна из наиболее известных историй Писания. Эпический фильм «Ной» (2014) режиссера Даррена Аронофски во многих эпизодах отходит от канонической версии, но авторы фильма и не скрывают, что это — их творческая фантазия на тему.

Существует сразу несколько проектов по воссозданию ковчега, спасшего человечество. Два из них построены в Нидерландах, один в Гонконге, один в Кентукки (США).

Картина Айвазовского «Всемирный потоп» подчеркивает весь ужас того, что такое — оставить Господа. На картине изображена сцена поглощения людей водами потопа.

Ковчег в легендах других народов

Легенды о потопе встречаются в мифологии и других ближневосточных народов, а также в Индии, Бирме и др. странах, однако до нас практически не дошли описания судов, на которых спасались персонажи этих легенд.

В 2010 году исследователь Ирвинг Финкель из Британского музея обнаружил клинописную табличку с описанием легенды об , в которой между прочим сообщалось и о форме корабля. Табличка датируется примерно 1700 годом до н. э. По тексту судно, на котором спасся Атрахасис, было круглым и сделанным из тростника, о размерах этого судна ничего не говорится. Согласно рассказу, сообщивший Атрахасису о грядущем потопе Бог, велел ему разрушить его жилище и сделать из тростника круглый корабль, длина и ширина которого были бы равны («оставь имущество и спаси жизнь!»). После строительства Атрахасис зашёл внутрь и велел оставшемуся снаружи слуге законопатить вход, таким образом сумев спастись от наводнения.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Ной и ноев ковчег: библейская история