Комикс

Темные времена

А следующие годы стали эпохой затухания интереса к комиксам. Сначала шел бронзовый век с 70-х по 90-е, а потом началась современная эпоха, в которой практически не осталось места для печатного издания такого формата, как комикс.

Это началось с бронзового века, когда телевизоры стали появляться практически в каждой семье, и истории супер-героев переносились с бумаги на экраны тв. Сериалы, полнометражные фильмы и мультфильмы стали царствовать в мире супер-героев. А с приходом компьютеров и интернета стало понятно, что комиксы продолжают читать только преданные фанаты и немногочисленные энтузиасты, которые кайфуют от самого процесса чтения и следования сюжету истории также, как раньше кайфовали ожидавшие нового выпуска мальчишки 50-х годов. Они копили каждый цент из фонда карманных расходов, отказывали себе во многом, лишь бы насладиться продолжением истории, в которой их любимый супер-герой снова будет на коне и спасет планету от надвигающейся бури. И именно эти энтузиасты до сих пор продолжают дело своих предшественников, действительно напоминая некое подобие субкультуры. Кто-то обзаводится любимым персонажем и собирает все, что с ним связано, вплоть до трусов и постельного белья. Не напоминает случаем футбольный фанатизм? А их тематические встречи? На таких было бы интересно поприсутствовать хотя бы из чистого любопытства.

Да, комиксы — это не удел придурковатых очкариков и недорослей, которым не на что больше потратить деньги и свободное время. Комиксы, как и книги, помогают нам на время отвлечься от реальности и перенестись в места событий и историй, которых, может, никогда и не было и не будет, но пережить ее вместе с любимым персонажем хочется всей душой.

В наши черствые дни, когда рациональность и желание максимально эффективно распорядиться своим свободным временем стоят на первом месте, и практически не осталось времени на чтение книг, стоит с великой настойчивостью поискать хотя бы 10 минут на чтение комиксов, чтобы и вы, и окружающий мир поверили в существование романтиков. Романтиков с хорошей стороны, без лизоблюдства. Речь о том романтизме, который толкает на подвиги, который предлагает совершать решительные поступки во благо кого-то другого, а не ради себя. Может быть поэтому считается, что люди середины прошлого века были более чуткими к чужим проблемам и более смелыми в беде, чем мы все сейчас вместе взятые, потому что они много читали. И читали в том числе те самые комиксы.

Золотой век

Золотой век комиксов пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века, когда комичность сюжетов окончательно сошла на нет, предоставив дорогу боевикам, приключениям и прочим видам экшена на страницах газет и журналов. В 1938 году появился культовый для всех американцев персонаж — Супермен. Количество экранизаций его истории идет вровень с легендой о Бэтмене, который также появился в те годы. Из сюжета про этих героев выжимали все, что могли, потому что их популярность была настолько высока, что голод до историй про Супермена и Бэтмена приходилось постоянно чем-то уталять. Между прочим, на Олимпе супер-героев оба персонажа были не единственными представителями. С ними в одном ряду шел и Капитан Америка, а вот остальным претендентам не удалось завоевать симпатии публики, и многие канули в лета.

Что такое комикс для зрительника

Естественно, даже несистемный читатель уже догадался, что смыслы комиксов сочиняют звуковики в своих не самых лучших состояниях, а их брат по квартели информации — зрительник (также не в лучших состояниях) — рисует соответствующие картинки.

Кто такие люди со зрительным вектором в двух словах. Это тонкие натуры, мечтательные, с тонким художественным вкусом к живописи, отличающие 400 оттенков черного и других цветов. Их глаз устроен особым образом, и то, что доступно видеть ему, не доступно никому.

Природный страх обладателей зрительного вектора — страх смерти. Это ключевое понятие для понимания комиксов ужасов. Реализуя себя в обществе и в личной жизни, вынося свой страх наружу в виде сострадания и любви к людям, зрительники этот страх трансформируют в самое прекрасное чувство — любовь. По-настоящему вообще только им, зрительным людям, доступно так самозабвенно любить.

Но когда не хватает эмоциональных связей, когда детей пугают страшными мультфильмами, историями, комиксами с леденящими душу картинками, то тогда они могут так и остаться в страхах. И будут всю оставшуюся жизнь пугать себя страшными комиксами, фильмами ужасов, таким образом наполняя свой зрительный вектор.

Супергерои — добро или зло?

Супергерои в комиксах обладают невиданной силой, безграничными способностями, так что за них нет смысла переживать, сочувствовать, сострадать. А для зрительного ребенка — это ключевое качество. Сопереживание, вынос эмоций не в себя, а наружу, на другого, кому плохо — «хуже, чем мне». Это помогает таким детям не остаться в страхах.

Что происходит в комиксах с супергероями? Агрессия, кровь льется рекой, прославляется превосходство силы. Комиксы уже давно утратили свой комический характер и утверждают жестокость и смерть. Конечно, подросткам интересны вечные темы добра и зла, справедливости, жизни и смерти. Но когда ради «восстановления справедливости» уничтожаются не глядя целые города, убиваются ни в чем не повинные люди, то к чему эти комиксы призывают детей?

Зрительные дети легко увлекаются темой смерти, это естественно для них. Но надо понимать, что привязанность к супергероям в комиксах, к виртуальным героям говорит только об одном — нехватке эмоциональных связей у ребенка с родителями в реальной жизни.

Каким будет будущее наших детей, зависит от того, насколько развиты их природные свойства (вектора). И от нас зависит, какую дорогу они выберут. Дети сегодня — это будущее нашей страны завтра

Автор Афанасова Анна, психолог

Редактор Янина Буракова

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Комикс

Метки: комикс, смысл жизни, страх смерти
Предыдущая статья Как стать решительным, или Кто даст разрешение жить «на чистовик»
Следующая статья Как перестать волноваться и научиться спокойно реагировать на любые жизненные ситуации

Суть комиксов

Прежде чем коснуться истории возникновения комиксов, хорошенько было бы адекватно понимать, что такое комикс и почему это не обязательно история приключений «бетменов» и «спайдерменов». Давайте отнесемся к этому вопросу буквально, прям узколобо и без включения каких-либо проявлений фантазий. Комикс — это картинки, при помощи которых рассказывается история. Порой авторы и художники-составители могут использовать текст для пущей ясности повествования, а могут ограничиться банальным изложением фактов при помощи иллюстрации пары фрагментов из реальной или вымышленной истории. А вот теперь давайте включим мозг и подумаем, на что это похоже.

Вроде бы первобытные люди занимались чем-то похожим — наскальной живописью, и не иначе как комиксами в современной интерпретации это не назовешь. Что дальше подходит по аналогии? Конечно же, Египет. О, да. Знаменитые расписанные различными изображениями стены гробниц фараонов, местная посуда и прочее. Из той же оперы? Конечно. Ну, и сюда же мы отнесем фрески и религиозные мозаики средневековья, а также эпохи Ренессанса. Чем не комикс? Комикс и есть. Только в сугубо конкретной интерпретации комикс — это все-таки продукт печатного станка для различных газет и журналов, которые начали заполонять сначала европейские города, а потом и мировые. И несмотря на то, что комиксы перенеслись и в электронные форматы, все-таки считать отправной точкой стоит те времена, когда вышли первые бумажные газеты, в которых составители при помощи рисунков старались рассказать какую-то историю, чаще всего религиозного характера.

А теперь давайте внимательней отнесемся к названию. Комикс, от английского comic — смешной, забавный. Получается, что основная задача комикса — смешить людей. Но все ли комиксы напоминают сгусток шуток и забавных реплик? Конечно, нет. Даже пресловутые истории про Дональда Дака и Микки Мауса не всегда отличались комедийным сюжетом. Порой приходилось встречать что-то отдаленно напоминающее жизненную драму. Поэтому неспроста во многих странах мира у комикса есть свои названия, которые не намекают на юмористическое предназначение этого вида изобразительно-письменного искусства. Чаще всего все эти названия сводятся к простому определению — «рисованая история», «графический роман», «манга». В этом и есть правда.

Просто так сложилось, что в России любят заимствовать слова, не совсем понимая их истинного значения, поэтому случаются нестыковки. Но уже ничего не поделать, и комикс мы так и будем именовать комиксом, потому что более короткой и емкой альтернативы этому определению нет, да и во главу угла мы поставим суть этого полу-беллетристического дела, а не когда-то имевшийся смысл, пошедший от дословного перевода.

Как самому создать комикс

Формат комиксов уникален. Кто хоть раз читал графический роман рано или поздно задается вопросом «Как создать комикс самому?».

Комикс

Для этого помогут советы профессиональных комиксистов:

Какой комикс создается без сценария? Правильно, никакой. Написать уникальный и интересный сценарий — это первый шаг к созданию графического романа. Нужно прописать историю, характер героев и диалоги. Не злоупотребляйте описаниями, ведь ими являются рисунки комиксов, которые раскрывают все детали. Упор нужно делать на диалоги и динамичный сюжет. Основой для сценария может стать уже существующий рассказ или фильм. Главное — помните, что каждая история в картинках уникальна.
Ни в коем случае нельзя приступать к рисованию комикса без раскадровки. Это вторичная версия графического романа, или черновик. Здесь делаются первые наброски. Истории в картинках должны быть связаны друг с другом, поэтому используют раскадровку. Для этого необходимо прописать каждый «квадратик» комикса, описать действия героев и их реплики. Иными словами, нужно описать будущие кадры.

Для тех, кто хочет узнать, как создать комикс, нужно обратиться за помощью к уже готовым графическим романам

Следует уделить внимание стилю. Если это история о супергероях, то все картинки должны быть яркими, а диалоги сразу бросаться в глаза

При выборе сюжета с приключениями необходимо использовать теплые солнечные тона. Детектив и триллер должны бросать тень и интриговать читателя, поэтому применяются синие, серые и черные цвета.

Внимательный читатель заметит, что у комиксов не бывает одинаковых кадров. Иногда какая-то сцена размещена на треть страницы, а другие 10 имеют маленький формат и умещаются на небольшом клочке бумаги. Такой стиль значительно облегчает чтение комиксов.

Выпускаемая продукция

  • C-R-O-S-S (с декабря 2009)
  • Drug-On. Кровь дракона (с октября 2009 года)
  • One Piece (с февраля 2012 года)
  • С любовью, Хина (с апреля 2011)
  • Skip Beat! Не сдавайся! (с февраля 2011 года)
  • X (с февраля 2011 года)
  • Берсерк (выходит с июня 2010 года)
  • Блич (с декабря 2008 года)
  • Двери Хаоса (с декабря 2008 года)
  • Жемчуг дракона (с апреля 2010 года)
  • Клеймор (с ноября 2009 года)
  • Корзинка фруктов (с октября 2010 года)
  • Король-шаман (с мая 2011 года)
  • Красный сад (с октября 2009 года)
  • Кровь+ (с сентября 2011 года)
  • Кровь Триединства
  • Легенда о вампире
  • Наруто (с ноября 2008 года)
  • Обитель ангелов (с ноября 2010 года)
  • Пожиратели призраков (с декабря 2009 года)
  • Принцесса Аи
  • Притяжение (с октября 2010 года)
  • Роковой поцелуй (с июня 2009 года)
  • Рыцарь-Вампир (с декабря 2010 года)
  • Сделано на небесах (с июля 2009 года)
  • Стальной алхимик (с 9 января 2012 года)
  • Тетрадь смерти (с октября 2008 года)
  • Тёмные материалы Кёко Карасумы (с октября 2009 года)
  • Триган (с ноября 2011 года по январь 2012 года)
  • Хеллсинг (с июня 2011 года)

Комиксы

  • Warcraft: Легенды (с мая 2009 года)
  • StarCraft. Академия призраков
  • StarCraft. Передовая (с февраля 2009 года)
  • Бизенгаст
  • Ван Вон Хантер
  • Ночная школа (с апреля 2011 года)
  • Сновидения
  • Сокровищница
  • Тёмное метро (с декабря 2008 года)

Графические романы

  • Артемис Фаул. Графический роман
  • World of WarCraft. Багровый круг
  • The Sandman. Песочный человек (с ноября 2010 года)
  • Звёздная пыль
  • Люцифер (с апреля 2011 года)
  • Супермен: Земля-1 (с апреля 2013 года)
  • Лечебница Аркхем (2013 год)
  • Бэтмен: Тихо! (2013 год)

Правительственная поддержка

  • В Соединённых Штатах Америки уже к середине 1950-х образовательные комиксы были введены в качестве учебной литературы в 25 тысячах американских школ.
  • В Фашистской Германии, Гитлерюгенд обильно снабжали комиксами. Это, во многом, и послужило причиной наложения табу на образовательные комиксы в ФРГ, как лишнего напоминания о фашистском прошлом, которое тяжким бременем довлело над послевоенной Германией. Немецкий культуролог Альфред Баумгартнер писал по этому поводу, что только пережитки варварства, укоренившиеся в обществе, могут производить и сами же потреблять подобное чтиво.
  • После того как в начале 1990-х, правительство Южной Кореи причислило комиксы и мангу к основным статьям национального экспорта, началась крупномасштабная кампания в поддержку корейских производителей комиксов, в ходе которой проводились фестивали, соревнования, была открыта сеть государственных библиотек, музеев и даже образовательных учреждений с обучением на основе национальных комиксов и мультфильмов. На всё это из корейского государственного бюджета выделялись колоссальные денежные средства, в правительстве были специально созданы профильные «комиксные» агентства для способствования экспорту корейских комиксов зарубеж.
  • Исторические комиксы широко применяются как вспомогательная литература при изучении истории страны в японских школах. Среди прочих можно отметить 48-томную «Историю Японии» (яп. 日本の歴史) Сётаро Исиномори, которая была утверждена Министерством образования и культуры Японии в качестве учебного пособия для преподавания истории в школах.

Издательство DC Comics / DC комикс

DC Comics (ДиСи комикс) — одна из самых популярных американских компаний занимающихся изданием комиксов и книг. Издательство создает Малькольм Вилер-Николсон (англ. Malcolm Wheeler-Nicholson) в 1935 году под названием «National Allied Productions» и выпускает свой первый комикс — «New Fun: The Big Comic Magazine». В декабре этого же года название компании меняется, которое появляется в виде логотипа на обложке новой серии. Спустя некоторое время название серии заменяют на «Adventure Comics». Ее издание продолжался до 1983 года и закончился #503 номером.

В мае 1939 года компания печатает #27 номер серии «Detective Comics», который получает сенсационный успех у читателей благодаря новому придуманному герою — Бэтману (англ. Batman). Компания меняет свое название на Detective Comics Inc. 1 июня 1938 года издательство запускает новую серию Action Comics. В первом выпуске (журнал 22 февраля 2010 года был продан за 317 тысяч долларов) читателю представляют нового супергероя — Супермена (англ. Superman). В 1940 году автор Гарднер Фрэнсис Купер Фокс (англ. Gardner Francis Cooper Fox) и художник Гарри Ламперт (англ. Harry Lampert) представляют читателю нового супергероя — Флэша (англ. Flash), который появляется на страницах новой серии Flash. В этом же номере читатель так же знакомится с оригинальном героем Человек-Ястреб (англ. Hawkman). В том же году читателю представляют нового героя созданного Биллом Фингером (англ. Bill Finger) и Мартином Ноделлом — Алана Скотт, который становиться первым Зеленым фонарем (англ. Green Lantern) и появляется в #16 выпуске серии All-American Comics. А так же в комексе Batman появляется Женщина-кошка (англ. Catwoman), которая благодаря симпатиям читателей получает собственную серию. В 1941 году на страницах #8 номера «All Star Comics» появляется новая супергероиня — Чудо-женщина (англ. Wonder Woman) которая становиться любимицей читателей. Ее серии выпускаются и по сей день. В ноябре этого же года в #71 выпуске серии More Fun читатель знакомится с новым персонажем — Зеленой Стрелой (англ. Green Arrow) созданного Мартином Вейсигером и Марией Котик. В августе 1947 году в #86 выпуске Flash читатель знакомится с очередной супергероиней — Черная Канарейка (англ. Black Canary) созданная:

  • Робертом Канигером (англ. Robert Kanigher);
  • Кармайном Инфантино (англ. Carmine Infantino).

Июль 1950 год стал ознаменован появлением нового персонажа на страницах #59 выпуска комикса Batman — Дэдшота (англ. Deadshot) созданного Дэвидом Риддом и Лью Шварцем. В 1955 году художник Джо Серта (англ. Joe Certa) и писатель Джозеф Самашсон (англ. Joseph Samachson) представляют читателю нового супергероя впервые появившегося в #225 выпуске Detective Comics — Охотник с Марса (англ. Martian Manhunter). В 1966 году читателю представляют суперзлодейку — Ядовитый Плющ (англ. Poison Ivy). Впервые она появляется на страницах #181 выпуска Batman.

Для расширения и увеличения влияния на рынок, компания объединяется с «National Allied Publications» и берет новое название. В 1961 году издательство становиться корпорацией благодаря слиянию с еще несколькими и переименовывается в «National Periodical Publications». С 1940 года на обложках выпускаемых журналов в первые читатель видит логотип «Superman-DC». Именно он и дал новое название компании — DC Comics в 1977 году.

Определение

Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — это единство повествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса» (англ. Understanding comics), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках».

В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак» Жана Жиро). Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.

Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.

По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.

Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией. Как отмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма». В английском языке слово «cartoon» — «карикатура» может обозначать и комикс, и мультфильм. Очень многие японские мультфильмы «аниме» являются экранизацией японских же комиксов «манга».

Стандартный состав комикса

  • Обложка — передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
  • Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
  • Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями.
  • Основная часть — страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
  • Pin-up page — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.

Суть графических романов

Рисованные истории рассчитаны на то, чтобы заинтересовать читателя своей захватывающей историей. Опыт доказал, что приключенческие рассказы и детективы пользуются большой популярностью, если есть даже небольшие изображения. Как правило, не все хотят читать толстые книги. Комиксы захватывают с первой секунды, полностью погружая читателя в выдуманный мир или вселенную. Каждая графическая история имеет свой стиль прорисовки и текста.

Сейчас существуют тысячи комиксов, созданных как по мотивам литературных произведений, так и по уникальным приключенческим историям. Что такое комикс на самом деле и в чем его суть? Ученые и психологи из университета Ватерлоо доказали, что комиксы гораздо легче воспринимаются детьми и взрослыми, чем книги, фильмы и статьи. Главная суть графических романов — это создание интересной истории с помощью незамысловатых рисунков и глубоких текстов.

Виды комиксов

Комиксы на основе исторических событий

Канадские мультипликаторы, номинанты на Оскар-2007, Мацек Щербовски и Крис Лавис вели в первом международном бесплатном молодёжном лайфстайл-журнале Vice Magazine популярный комикс «The Untold Tales of Yuri Gagarin» на протяжении 10 лет. Главным героем комикса был Юрий Гагарин.

Фантастические комиксы

Разновидность комиксов, основанных на фантастической тематике. Дмитрий Злотницкий в своей статье «Фантастические комиксы» в журнале «Мир фантастики» выделяет 5 направлений фантастических комиксов: комиксы по мотивам знаменитых сериалов, комиксы по мотивам литературных произведений, комиксы по мотивам игровых вселенных, комиксы по мотивам потерявших популярность сериалов (комиксы по мотивам приключений Индианы Джонса, комиксовая серия Зена, королева воинов, комиксы по мотивам Рыжей Сони, мини-серии по мотивам Конана, серия комиксов про Горца компании Dynamite Entertainment, комиксы по мотивам Robotech фирмы Wildstorm 2003 года, многочисленные комиксы по мотивам трансформеров компаний Marvel, DreamWave и IDW Publishing) и авторские оригинальные комиксы без связи с уже существующими фантастическими произведениями (Ричард и Венди Пини ElfQuest — «Сага о Лесных всадниках» 1978 года, мир Warlands компаний DreamWave и Image Comics, серия Sojourn компании Crossgen Comics, мир Soulfire, V for Vendetta и серия о городе меж миров GrimJack).

Веб-комиксы в России

Самиздат в формате веб-комиксов в целом в Рунете развит неплохо: здесь и собственные сайты авторов, и отдельные фан-группы в соцсетях (особенно в «Живом Журнале», «Diary.ru» и «ВКонтакте»), и централизованные сборники (например, «Авторский комикс»). Отдельно стоят цитатные комиксы для сайта Bash.im. Однако капитализация творчества, за исключением политизированных комиксов (и сериальных карикатур, близких к ним по формату), определяется только рекламой через баннеры на авторских сайтах; на популярных среди зарубежных авторов платформах для финансового поощрения от пользователей (например, «Патреон») россияне практически не представлены.

Переводы зарубежных веб-комиксов в соцсетевых группах практически нежизнеспособны и в заметных количествах концентрируются на Furries.ru, «Авторском комиксе» и «Комикслейте». Независимо от расположения, переводы страдают общими недостатками — они часто бывают заброшены, плохо оформлены (в том числе с грубейшими опечатками), не имеют никакого отсылочного аппарата относительно событий в комиксах. Также часто опускаются игры слов и переводятся дословно, в связи с чем русскоязычным читателям бывают непонятны англоязычные шутки, для которых нет или не написаны адаптации на русском языке.

Комиксы в сфере образования США

Научный сотрудник факультета психологии при университете Шеффилда Нил Рэкхем установил, что первое упоминание образовательного потенциала комиксов, сделанное профильным специалистом, то есть педагогом, относится к 1845 году, за несколько десятилетий перед тем, как комиксы стали массово появляться на прилавках книжных магазинов. Этим педагогом был Родольф Тёпфер, которого многие считают создателем современного комикса. Как отмечает критик и историк комиксов Карл Мэйсек, образовательные комиксы были в ходу уже в 1930-е годы и издавались такими крупными издателями как Marvel и DC Comics. С той поры и началась незатихающая полемика о пользе комиксов как средства обучения. По подсчётам профессора Питтсбургского университета У. Д. Соунса, в период между 1935 и 1944 гг., в Соединённых Штатах вышло свыше ста публикаций в педагогической и образовательной периодике о потенциально возможном использовании комиксов для обучения детей. Соунс и сам провёл некоторые исследования по использованию комиксов в образовательных целях в начале 1940-х, а уже в 1949 году, его коллеги из Питтсбургского университета совместно с исследовательской лабораторией по изучению комиксов при Нью-Йоркском университете ввели еженедельную комикс-газету в нескольких сотнях классных комнат американских школ. Широкое внедрение образовательных комиксов как дополнительной, на тот момент — вспомогательной, литературы для преподавания английского языка и литературы в школах началось в 1950-е годы. Компания EC Comics, созданная специально для производства образовательных комиксов, начала свою деятельность с комиксов на библейскую тематику, однако, вскоре уровень продаж стал падать, компания стала фактически банкротом. Учредитель и директор компании Макс Гейнс погиб в ходе несчастного случая на воде, и руководство компанией перешло к его сыну Уильяму. Под руководством двадцатипятилетнего Уильяма Гейнса, EC Comics быстро переключилась на «Байки из склепа» и тому подобное чтиво, чем вызвала кампанию протеста, организованную известным детским психиатром и педагогом Фредериком Вертэмом, речь о котором пойдёт ниже

Кампания протеста быстро привлекла к себе внимание сенатора Джозефа МакКарти, известного сторонника консервативных ценностей, что в итоге привело к принятию конгрессом США так называемого «Кодекса комиксов» (англ. Comics Code), который действовал в США до недавнего времени, определяя рамки дозволенного при создании комиксов (главным образом, ограничивая сцены насилия, секса, а также определяя допустимую степень исторической достоверности «исторических комиксов» и степень соответствия литературным оригиналам графических новелл-переработок), но был упразднён в связи с новой образовательной политикой Президента Барака Обамы. Тем не менее, образовательные комиксы продолжают оставаться средством народного образования в США, уже будучи не второстепенной, вспомогательной литературой, а основным источником учебной информации, во многом заменив собою как учебники по литературе, так и первоисточники — литературные оригиналы, на основе которых они были написаны

Современный уровень развития образовательных комиксов стал настолько высок, что многие школьники вообще перестали обращаться к первоисточникам, полностью переключившись на чтение их адаптированных и существенно сокращённых в объёме, иллюстрированных версий. Причём то обстоятельство что читатели больше предпочитают комиксы вообще каким-бы то ни было другим видам литературы, характерен для всех возрастных категорий американского общества, а не только для детей.

Серебряный век

50-е и 70-е годы считаются серебряным веком для комиксов и рисованных историй в США. Это время было примечательно не только появлением новых супер-героев — Человек-паук, Железный человек, Халк, но и выходом на лидирующие позиции на этом поприще компании Marvel, которая не только запатентовала своих новых героев — Фантастическая четверка, Тор и проч., но и заполучила права на многих других персонажей. Теперь мы частенько смотрим фильмы про сверхлюдей, а в самом начале непременно наблюдаем заставку самого популярного и могущественного производителя комикса за всю его историю.

Комиксы в Империи, Союзе ССР и России

Плакат «Окон РОСТа», созданный Владимиром Маяковским в технике комикса

Основная статья: История комиксов в России

В советское время широкого распространения комикс не получил. Однако отдельные примеры всё же существовали.

Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА. В 1930-е годы в журнале «Ёж» регулярно печатались истории в картинках, такие как цикл «Умная Маша» (1934−1937). В 1937 году вышла детская книга-альбом «Рассказы в картинках» художника Николая Радлова.

С сентября 1956 года начал выходить журнал «Весёлые картинки» и в нём на регулярной основе стали печататься истории с цветными картинками (как разовые, так и с продолжением). Уже в первых 4 номерах была опубликованы «Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука» (сюжет Юрия Постникова, рисунки Ивана Семёнова), в 1964 году выпущенные отдельным, черно-белым изданием. В 1966 году в ленинградском журнале для школьников «Костёр» был опубликован комикс Юрия Лобачёва «Ураган приходит на помощь», выполненный в черно-белой гамме и имеющий большее сходство с американскими аналогами. В конце 1970-х и начале 1980-х в журнале «Мурзилка» был напечатан детский детектив Александра Семёнова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды». Время от времени иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь».

В 1991—1994 годы выходил журнал «Муха». Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» в 1990—1998 годы издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи, были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне. С 1999 по 2003 выпускался журнал «Великолепные приключения». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.

В середине 2010-х Россия впервые в своей истории пережила бум комиксов. Рисованные истории начало издавать более десятка издательств, среди них — «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», «Азбука». На русском языке вышли самые известные зарубежные графические романы, возникли специализированные магазины комиксов. С 2002 года ежегодно проводится фестиваль комиксов «КомМиссия», а с 2014 года в рамках выставки «Игромир» проводится фестиваль Comic-Con Russia, где широко представлены в том числе комиксы. По мнению ряда издателей, этот бум связан с успехом экранизаций комиксов (таких как киновселенная Marvel) и появлением комикс-фэндома.

Кроме того, в 2010-е существенно увеличилось число изданий российских комиксов. Так, в 2012 году издательство Bubble Comics начало издавать четыре серии своих комиксов: «Майор Гром», «Бесобой», «Красная фурия» и «Инок»; спустя два года вышли две новые серии — «Экслибриум» и «Метеора». Также в 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России».

Как правильно читать комиксы

Когда возникает вопрос «Что такое комикс и как его читать», то нужно обратить внимание на структуру графического рассказа. Классический комикс — это небольшой цветной журнал, состоящий из 10-30 страниц

Каждый лист разделен на несколько частей-рисунков, как правило, не более 10 штук (от формата страницы зависит количество «кадров»). Начинать читать нужно с самого первого квадрата, находящегося в левом верхнем углу. Порядок и расположение кадров слева направо. Некоторые комиксы читаются по змеевидной цепочке. Если какая-либо история состоит из цикла комиксов, то рекомендуется читать с самой первой части, чтобы понять увлекательную историю героев.

Комиксы — это не просто рассказы о супергероях. Каждый читатель может найти свой любимый жанр. Все, что нужно, это окунуться в мультивселенную, познакомиться со всеми персонажами и изучить их характер. Это поможет открыть новый и удивительный мир графических романов 20 и 21 века!