Колонна

Значение слова Колонна по Ефремовой:

Колонна — 1. Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащая опорой фронтонов или внутренних частей здания. // Памятник в виде столба, воздвигаемый в честь какого-л. события. 2. Строй военнослужащих, располагающихся в затылок друг другу, глубина которого больше его ширины или равна ей. // Ряд судов, поставленных в прямую линию одно за другим. // Группа людей или предметов (транспортных средств, тракторов и т.п.), расположенных или движущихся вытянутой линией, ряд за рядом. 3. устар. Ряд слов, цифр и т.п., последовательно расположенных по вертикали. // Столбец в книге. 4. устар. То же, что: колонка (1*2).

Что такое колонный зал

Издревле люди любили все красивое. Поэтому пытались преобразить интерьер помещения. Колонны являлись неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, так как от них не получалось избавиться, с помощью них стали обыгрывать дизайн залов. Такие опорные столбы могли находиться по периметру комнаты или же делить ее на несколько частей. Со временем стали образовываться колонные залы. Это такой вид помещения, в котором деление пространства происходит с помощью столбов. Колонны являются главным украшением помещения. Они или выкрашивались в белый цвет или же покрывались позолотой. В колонных залах проводились балы, торжественные приемы послов, концерты и спектакли.

Современные колонны

Новые материалы строительной практики дали колонны из чугуна, не требовавшие толщины каменных. Но строители все же сохраняли по традиции их декорацию — базы, капители, канеллюры — классического типа.

Колонна

В 20 в. при металлических и бетонных конструкциях были попытки восстановить прежний характер колонн как чисто конструктивной части сооружения, сохраняя в то же время и ее декоративное значение.

Понимая, что пропорции античных не отвечают новым материалам, строители отбрасывали формы ордеров, но не заменяли их новыми. Колонна превратилась просто в цилиндрический стержень, без базы, капители и других членений.

В архитектуре метро мы имеем ряд попыток, более или менее удачных, создать новый тип в ее применении внутри здания.

На зданиях Московской гостиницы, библиотеки Ленина колонны заменены квадратными в сечении столбами.

Есть попытки использовать и античные формы, изменив их пропорции.

Колонны на Руси

В архитектуре восточных народов колонна близка к средневековой, но в общем более тонка и имеет иной формы капители.

В русском средневековом зодчестве колонн в полном смысле этого слова не было. Были столбы, иногда с закругленными углами — в зодчестве Пскова.

Итальянцы, строившие в Москве, дали образцы колонн в своих постройках Успенского собора и Грановитой палаты. В деревянных постройках применялись столбы круглого сечения, но с «перехватами», расчленявшими столб на отдельные части. Эти приемы обработки применялись затем и в каменном зодчестве для обработки круглых или граневых столбов, заменявших их.

В редких случаях встречаются круглые колонны., напоминающие романские типы, а в конце 17 в. появляются искажённые, сильно упрощенные типы античного образца. В архитектуре периода ренессанса Италия «возрождает» тип римских, но первое время не соблюдая классических пропорций.

В раннем ренессансе нередко можно встретить колонны с орнаментированными и сильно расчлененными стволами еще почти средневекового характера. В последующем развитии колонна ренессанса становится все ближе к римским, и наконец теоретики архитектуры Дш. да Виньона, Палладио и др. вырабатывают свои ордера на базе пропорций римских построек. Но в применении колонн зодчие ренессанса допускали приемы, не применявшиеся римскими: удвоение, постановку рядом одного ордера, но разных масштабов, опору архивольтов непосредственно на капитель.

Все эти приемы являются пережитками средневековья, которые сочетались вместе с античными ордерами, внося в них больше разнообразия. Архитектура барокко со своим стремлением к живописной игре светотеней пытается усложнить очертание, изгибая ее ствол спиралью, нарушая тем выражение ее конструктивности, или нанизывая на ствол кольца или квадры в виде рустов. Последний прием был особенно распространен во Франции, где Филибер-де-л Орм изобрел новый ордер с подобными «окольцованными» колоннами.

Колонна в Энциклопедическом словаре:

Колонна — (франц. colonne) — архитектурно обработанная круглая в сечениивертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий и архитектурныхордеров. Состоит из ствола, капители и базы. Отдельно стоящие колонныобычно служат памятниками.

в военном деле — строй, в котором военнослужащие расположены взатылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим. До сер. 19в. (в ВВС в 20 в.) колонна — одна из форм боевого порядка войск (авиации).

(Colonna) — римский род. В 14-16 вв. играл важную роль вполитической жизни Рима, соперничал с родом Орсини. Из рода Колонн — папаМартин V и многие кардиналы.

(Colonna) Виттория (1492-1546) — итальянская поэтесса. Автор книги»Стихи» (1538), друг и корреспондентка Микеланджело.

(Colonna) Франческо (Франциск Колумна) (1433-1527) — итальянскийписатель, монах-доминиканец

Аллегорический трактат «Гипнэротомахия, илиСон Полифила» (1499, авторство и фигура автора не прояснены), оказавшийвлияние на эмблематику европейского барокко и привлекший вниманиеписателей-романтиков (Ш. Нодье, Ж

де Нерваль и др.).

Многообразие форм

За время своего существования колонна имела много различных форм, изменялась в пропорциях в своем профиле и сечении, в своей обработке. Древнейшие образцы мы имеем в египетской архитектуре. Повидимому, судя по изображениям египтян колонна здесь была сначала деревянной, из пальмовых стволов, но до нашего времени сохранились только каменные. Выделывались они из гранита, сиениты известняков различных типов и бывали или монолитными или из отдельных блоков.

Пропорции их, т.е. отношение высоты к диаметру, не были точно ycтановлены и колебались от 3 до 5,5. Они достигали больном величины (до 21 м — храм Аммона в Карнаке).

Определение слова «Колонна» по БСЭ:

Колонна — Колонна (французское colonne, от латинского columna)архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент здания (сооружения), несущей конструкции и т.д. К. служит в основном для восприятия вертикальной нагрузки. Возникнув в зодчестве многих народов как часть простейшей стоечно-балочной конструкции (при которой прототип К. — деревянная стойка или каменный столб — несёт балку перекрытия), К. стала элементом закрепленных традицией систем архитектурных композиции, обычно называемых Ордерами. В классических архитектурных ордерах главная часть К. — ствол (фуст) — обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или«припухлость» (Энтазис), обрабатывается вертикальными каннелюрами. Ствол К. нередко покоится на простой или сложной базе и увенчивается Капителью. Художественную выразительность и значение, большая или меньшая монументальность К. определяются её пропорциями, членениями и пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра К. с интерколумнием и с абсолютными размерами сооружения. Уже в архитектуре Древнего Востока и античности К. применялась в композиции как фасадов зданий (см. Периптер, Портик, Пропилеи), так и их внутреннего пространства (см. Атрий, Перистиль). К. использовали и для архитектурной обработки стены: К. придает ей нужный масштаб и ритмичную расчлененность. уже в архитектуре Древнего Египта и античности подчеркивалась различная степень ее слияния со стеной и утраты самостоятельного тектонического значения (трехчетвертные К., полуколонны, пилястры, а также приставные К. в архитектуре Древнего Рима).Связанные первоначально с балочным перекрытием, К. позже часто применялись и в качестве опоры для арок и Сводов. В виде свободно стоящих К., обычно увенчанных скульптурой, иногда сооружаются памятники (см. Александровская колонна). В каркасных зданиях К. — один из основных элементов Каркаса, воспринимающих нагрузку от прикрепленных к ним или опирающихся на них др. элементов (балок, ригелей, ферм и т.д.). К. бывают каменные (из кирпича, естественных или бетонных камней), железобетонные, металлические, деревянные. В современном словоупотреблении К. часто неправильно называют опоры различного сечения (квадратные, прямоугольные, круглые, двутавровые, двухветвенные, крестовые и т.д.). См. также Ростральная колонна.Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 1-2, М., 1970-73.В. Ф. Маркузон.

Колонна — Колонна (военное)строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим. К. могут быть по 1, 2, 3 и более человек в ряду. применяются для построения подразделений и частей в походный или развёрнутый строй. При движении военнослужащий (или подразделение), находящийся в голове К., называется направляющим, сзади — замыкающим. Расстояние от головы до хвоста К. называют глубиной К. В ВМФ К. — построение флота в несколько линий, каждая из которых также называется К.До середины 19 в., когда войска применяли в бою плотные боевые построения, К. являлась одной из форм боевого порядка войск. Например, ротные и батальонные К. применялись Наполеоном I, А. В. Суворовым и другими полководцами. Увеличение во 2-й половине 19 в. скорострельности оружия, дальности прицельного огня и его мощи приводило к большим потерям и ведение боя в К. стало невозможным (см. Боевые порядки).

Колонна — Колонна (Colonna)римский феодальный род. Первые достоверные сведения о нём относятся к 12 в. К. имели огромные земельные владения в Риме, в Папской области, на юге Италии. По 16 в. К. играли большую роль в политической жизни. Постоянно соперничали с родом Орсини. в борьбе между императором и папой чаще примыкали к гибеллинам (см. Гвельфы и гибеллины). К. оказывали значительное влияние на избрание пап. К роду К. относились папа (в 1417-31) Мартин V, проводивший политику Непотизма, и многие кардиналы. Кардиналы Джакомо К. (умер 1318) и Пьетро К. (умер 1326) совместно с Шаррой К. (брат Джакомо, умер 1329) вели ожесточённую борьбу с папой Бонифацием VIII. Род К. возглавлял борьбу римских феодалов против движения Кола ди Риенцо. К роду К. принадлежал кондотьер Просперо (1452-1523). в период Итальянских войн 1494-1559, командуя имперским войском, он нанёс поражение французам при Бикокке (1522).Лит.: Paschini P., J. Colonna, Roma, 1955.

Колонна

Определение

Что такое колонна? Это вертикальный элемент несущей конструкции здания. Раньше колонна являлась основой каркаса, так как поддерживала балки, фермы и перекрытия. Сегодня строительство сделало несколько шагов вперед, и возвести крышу здания вполне возможно без дополнительных опорных сооружений. Нагрузка будет разделена равномерно между всеми стенами строения. Колонны в современном строительстве играют только декоративную роль.

Русский язык богат на одинаковые слова с двойным смыслом. Поэтому, чтобы не путаться, расскажем и об обсадной колонне. Это приспособление для подачи энергии на долото, для создания на него нагрузки. Используется такая колонна для управления траекторией бурения скважины.

Интересные интерьеры с колоннами

Большой Кремлевский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. В нем насчитывается 700 помещений. Самые известные из них, это, конечно, пять парадных орденских залов. Мы расскажем про два из них:

  • Владимирский зал очень необычен. Он представляет собой в плане квадрат, но, благодаря нишам, взгляду посетителя он представляется восьмиугольником. Свод поддерживают декоративные арки и колонны.
  • Андреевский зал – самый роскошный из всех помещений дворца. Его украшают десять пилонов, декорированные золотом и превосходные резные двери. Три тронных места, расположенных в конце зала, не могут не поразить зрителя своей красотой.

Колонный зал Союзов – еще один чудесный пример, как можно декорировать помещение несущими конструкциями. 28 белоснежных колонн коринфского ордера придают помещению торжественный вид. Огромная хрустальная люстра и зеркала зрительно расширяют итак немаленькое пространство колонного зала. На сегодняшний день это – лучшая площадка для проведения концертов в Москве, благодаря потрясающей акустике и самому современному оборудованию.

Древнегреческие колонны

Наиболее выразительную декоративную обработку колонны и ее части приобретают в античной Греции. Здесь развитие шло также от деревянной стойки. Будучи чисто конструктивной частью здания, колонна начинает получать и декоративное значение в зданиях общественного характера.

На Крите — в Фесте, в Кнассе — в Микенах, Таринфе и других местах в постройках второго тысячелетия до нашей эры сохранились каменные в больших парадных зданиях общественных поселений и в т. н. «мегаронах» (жилых помещениях).

Колонны этой эпохи любопытны тем, что их ствол тоньше внизу и утолщается наверху у капители.

Колонны более поздние (архаич. Греции) — деревянные, уточняются же кверху. Подобных колон не сохранилось, и они известны лишь по изображениям.

Этот тип переходит уже непосредственно к колонне дорического стиля, затем слегка видоизменяется в стилях ионическом и коринфском в Греции и наконец служит прототипом для выработки различных ордеров и стилей.

Колонна

Как сделать колонну дома

Иногда возникает потребность скрыть какую-нибудь трубу или несущую конструкцию, которая образовалась после перепланировки квартиры. Проще всего декорировать большие вертикальные объекты с помощью создания колонн. Своими руками их проще всего сделать из гипсокартона. Для этого потребуется изготовить железный каркас, закрепить его на полу и потолке. Лист гипсокартона по всей длине нужно надрезать на 2/3. А потом заготовкой оборачиваем каркас и крепим его с помощью саморезов. Отделывать такую колонну можно любым материалом. Можно покрыть ее гипсом, штукатуркой, а также поклеить обоями или обложить плиткой.

Интересные факты

  • Длина колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге равна 9,5 м, и сделаны они из цельного куска малахита. Весят такие махины 114 тонн. Некоторые люди уверенны, что без инопланетного вмешательства такие колонны поставить на место невозможно.
  • Многие удивятся, но Александрийская колонна весом в 700 тонн держится в вертикальном положении, благодаря собственному весу. А вот центровали ее на постаменте с помощью интересного раствора, который содержал цемент, водку и мыло.
  • А теперь еще один факт об обсадной колонне, да той самой которой бурят скважины. Их теперь планируют изготавливать из пластика. Кажется удивительным, что сталь, самый твердый сплав в мире, может заменить легкий кусок пластика, но ведь технологии не стоят на месте.

Где колонны применяются сегодня

Колонный зал дома – это уже редкость и роскошь. В наше время архитекторы могут спроектировать дом, без несущих конструкций посередине. Крыша или свод будет держаться исключительно на стенах. Да, некоторые люди, которые всю жизнь мечтали жить во дворце, могут себе спроектировать дом с колоннами. Но, так как сегодня господствует минимализм и примитивизм, а также большинство зданий строятся по готовым типовым решениям, несущие конструкции из декора убираются.

А вот ростральные колонны пользуются популярность. Даже в маленьких городах их устанавливают в честь знаменательных событий или местных праздников. Конечно, это не монументальные произведения искусств, выполненные из монолитного блока, но все равно выглядят они довольно симпатично.

Римские колонны

В Риме в значительной степени утеряла свое конструктивное значение и сделалась декоративной рис. 5.

Излюбленным типом покрытия римской архитектуры были арка и свод, а не архитрав, как в Греции и Египте (рис. 6).

Опирая арки на столбы квадратного сечения, римские зодчие приставляли к ним колонны, выступающие из массы столба на 1/2 или 1/4 своего диаметра и поддерживавшие лишь выступ антаблемента над арками. В других случаях колонны выступали настолько же из сплошной стены в качестве чисто декоративного членения.

Таким образом заимствованная из Греции конструктивная часть в Риме начинает превращаться в декоративную деталь, сохраняя в то же время иногда прежнее конструктивное значение.

Последующая стадия развития архитектуры, обусловленная ремесленным способом производства, использует их в архитектуре исключительно как опорную конструктивную часть, придавая ей размеры и формы соответственно несомой нагрузке. В этот период она очень разнообразна по форме и не руководится никакими канонами кроме соображений конструктивного удобства. Они то очень массивны — толсты и коротки (рис. 7) то тянутся вверх, утоняясь до пределов прочности камня. При разделении нагрузки сводов на отдельные пучки гуртов они группируются также пучками, образуя групповой столб, или пилон, каждая отдельная колонка которого несет нагрузку отдельного гурта.

Можно отметить как общую черту раннего средневековья их большую тяжесть и массивность сравнительно с колоннами позднего средневековья. Арки и гурты воспринимаются обычно непосредственно капителью без промежуточного антаблемента. Но иногда его роль играют т. н. импосты над капителью.

В позднем готическом стиле капитель превращается в орнаментальную тягу, обходящую весь пучок, а иногда гурты, и непосредственно врезывается в тело или служит как бы ее продолжением.

Стволы в византийской и романской архитектуре часто покрываются орнаментом, извиваются спиралью, изламываются в зигзаги и даже у парных переплетаются один с другим, образуя нечто вроде узлов (рис. 8 и 9).

Строение колонны

Членение колонны. произошло из конструктивных соображений: под нее укладывался плоский камень (плинт), чтобы ствол не углублялся в грунт от тяжести нагрузки и одновременно был предохранен от грунтовой сырости. Сверх столба накладывалась дощечка (абака) того же материала; для увеличения площади, опоры балки и для возможности смены при загнивании (в дереве) места соединения с несомой балкой. Таким образом образовались членения на три основные части: базу, ствол, или стержень, и капитель (или голову).

В каменных колоннах. уже с глубокой древности имелись налицо все три части, в редких случаях база могла отсутствовать (при установке на каменном цоколе)

В отношении декоративном наибольшее внимание отдавалось всегда капители, как наиболее украшаемой части; база украшалась скромнее, менее же всего бывал украшен ствол, чем подчеркивалось его конструктивное значение. Таким прообразом каменной колонны был деревянный столб неодинаковой толщины в верхнем и нижнем концах, устанавливавшийся на землю толстым концом, то и в каменных — была сохранена эта форма — общее утонение кверху

Элементы колонны

  • Абака — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры.
  • Архитектурный ордер — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.
  • База — нижняя расширяющаяся часть, которая расположена между фустом (стволом) колонны и стилобатом. Призвана распределять вес опоры с перекрытием на цоколь или стереобат. В древнегреческом дорическом ордере база отсутствует. В ионическом, коринфском и аттическом сложно профилирована.
  • Капитель — верхняя часть колонны, распределяющая нагрузку с несомых элементов. Однако чаще имеет зрительное, тектоническое или декоративное значение, поэтому является наиболее выразительным элементом в художественном отношении.
  • Ордерная аркада — архитектурная композиция представляющая собой ряд арок, опирающихся непосредственно на капители колонн.
  • Фуст (тело колонны) — основная часть колонны. В классическом дорическом, ионическом и коринфском ордерах фуст колонны имеет каннелюры.

Самые известные памятники архитектуры с колоннами

Если говорить о мировых достопримечательностях, то, конечно, в голову первым приходит Колизей. Ведь что такое колонна, детям объясняют именно по картинке этого монументального сооружения. Почему? Можете спросить вы. Да потому, что в Колизее использовались колонны сразу трех ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они располагались по периметру амфитеатра и украшали все три его яруса. Помимо колонн, Колизей украшали скульптуры лучших римских мастеров.

На втором месте по популярности стоит Пантеон. Его украшают 16 колонн, выполненных в коринфском ордере. Они поддерживают портик и весят по 60 тонн. Колонны имеют интересную историю. Прибыли в Рим они из Египта. Довезены были по реке. Удивительно, как махины в 11,8 м можно было аккуратно переправить на такое далекое расстояние в 126 г. до н. э.

В центре Дворцовой площади в 1834 г. была воздвигнута махина, изготовленная из цельной глыбы красного гранита. Александрийская колонна стала дополнением ансамбля Главного штаба. На сегодняшний день этот памятник, поставленный в честь победы над Наполеоном, является самым высоким в мире. Колонну украшает фигура ангела, сделанного из розового гранита. Ангел невероятно похож на Александра I. Его правая рука устремлена в небеса, а левая держит крест. Украшением колонны считается барельефы, изображающие мудрость, изобилие, справедливость и т. д.

Значение слова Колонна по словарю Ушакова:

КОЛОННА колонны, ж. (ит. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. Я… дом построил, с колоннами, огромный… Грибоедов. || Архитектурное сооружение такой формы, столб на площадях, улицах, воздвигаемый в память какого-н. события. Триумфальная колонна. Вандомская колонна в Париже. 2. Построение военных частей в порядке следования одной за другой (воен.). Боевая колонна. Выстроить колонну. || Ряд судов, поставленных в прямую линию (мор.). || Группа людей или предметов, в порядке движущихся один за другим. Тракторная колонна. Прошла колонна рабочих Путиловского завода (на манифестации). 3. Ряд каких-нибудь однородных предметов, сложенных столбцами, горкой. Аккуратно сложены в колонны кирпичи. Некрасов. 4. То же, что колонка во 2 знач. (устар.). Печатный текст в две колонны.

Колонны в Египте

Кроме круглого сечения в Египте нередко имела сечение многолопастное, т. е. как бы составлялась из нескольких стволов или стеблей (рис. 1). В профиле помимо сужения кверху нередко встречается закругление нижней части, вызванное по всей вероятности подражанием стволу пальмы, имеющему аналогичное закругление и сужение близ корня.

В общем египетская носит в значительной степени изобразительный характер, представляя деревянный столб, обвязанный стеблями папируса, лотоса или пальмовых ветвей, верхние концы которых, загибаясь у поддерживаемой балки, образуют капитель.

Следует упомянуть о так называемых. «протодорийских», встречающихся в пещерных гробницах (гроты Бени Гассана) в храме Аммона в Карнаке и представляющих собой слегка суживающиеся кверху каменные столбы с большим или меньшим количеством граней, с квадратной плитой (абакой) между колонной и покрытием.

В них можно видеть отдельные ступени развития из каменного столба квадратного сечения путем постепенного среза углов и увеличения числа граней (рис. 2 и 3).