Что такое кант

Характерные черты кантов

Главной чертой музыкальной составляющей кантов является трехголосное изложение с параллельными движениями двух верхних голосов. Самостоятельный бас выполняет функцию гармонической основы. Мелодика насыщена интонациями знаменного распева, а также русской, белорусской, польской и украинской народной песенности. Если рассматривать петровскую эпоху, то в музыке кант — это песнопение, в котором часто использовались фанфарные интонации, напоминающие по своему звучанию военные сигналы. Праздничный и торжественный характер придавали распевы-юбиляции на словах «Виват!», а также четкий ритм марша. Долгое время преобладал маршево-хоровой жанр. Кант на смену созерцательно-распевным формам принес мелос в движении, четкие и упругие ритмы, силлабический метр.

Хоровая музыка

Прежде чем рассматривать вопрос «что такое кант в музыке?», следует рассмотреть хоровое исполнение в целом. Хоровая музыка бывает нескольких типов: народная, культовая, светская, профессиональная. В музыкальном фольклоре хоровое пение существует в виде народной песни. Композиции могут быть как замкнутой структуры (художественно законченные), так и разомкнутой.

Хоровую музыку различают по определенным признакам. Во-первых, по типу многоголосия: гомофония, гетерофония или полифония. Во-вторых, по исполнительскому составу: без сопровождения (a’capella), с сольным пением или с аккомпанементом (инструментальной музыкой).

Что такое кант

Хоровые композиции могут быть как частью более крупных произведений, так и вполне самостоятельным сочинением. Широкое распространение получили разнообразные виды хоровых обработок, которые применяются по сегодняшний день. Это аранжировка, транскрипция, а также гармонизация.

Огромное значение для развития хоровой культуры имело искусство Древней Греции, Византии, Индии и Египта. Распад христианства на православие и католичество отразился на культовой и светской эволюции. В средние века появляется тип раннего многоголосия, получивший название органум. Различные монастыри и соборы крупных городов Европы становятся центрами для церковной хоровой музыки. В университетах все чаще звучат студенческие песни и светские мотеты.

Хоровое пение (многоголосие) получает расцвет в эпоху Возрождения. Утверждаются принципы целостности музыкальной композиции, повсеместно распространяются различные светские формы, появляются новые жанры (мотет, мадригал, месса, магнификат, шансон). Творчество мастеров нидерландской школы сыграло значительную роль в эволюции хоровой музыки. Среди важнейших представителей следует отметить Дюфаи, Депре, Изака, Обрехта, Окегема.

Что такое кант

Основные технические приемы и эстетические принципы мастеров нидерландской школы проявились в творчестве Лассо, Габриели, Палестрины, Монтеверди и других. Ключевым моментом стало возникновение оперы. Это послужило окончательным отделением хоровой музыки от церкви. Под воздействием этого синтетического жанра сформировались кантаты и оратории.

Влияние фольклора

Шуточные канты являются ярчайшим примером влияния фольклора на этот профессиональный жанр. Большое количество городских народных песен можно обнаружить в рукописных сборниках 60-70-х годов XVIII века. Эти образцы считаются наиболее ранней формой фиксации народного песенного творчества. На основе рукописных сборников в 70-80-х годах были созданы печатные собрания песен. В итоге взаимодействия городской народной песни и канта состоялись существенные трансформации в этих жанрах. В песне четко проявились стилистические черты: структура напева, фактура. Богатство ритма и форм, разнообразие тематики приобрел кант. Значение и влияние фольклора, как видим, неоспоримо.

Что такое кант

От псальмы к канту

Псальмы, в отличие от церковных псалмов, были предназначены для домашнего музицирования. Они не выполняли функции молитв, их порядок не был строго регламентирован. Поэтому они быстро вошли в обиход и стали популярны в XVII веке в России, Беларуси и Украине. Образцы данного жанра можно обнаружить в сборнике «Месяцеслов» Симеона Полоцкого. Музыку к текстам написал Василий Титов.

Что такое кант

Псальма — это чрезвычайно важная ступень перехода от церковной музыке к светской. В частности, к жанру лирического канта. Иногда значения этих слов тождественны.

Характерные черты: трехголосное движение, изложение двух верхних голосов параллельными терциями, опорный бас, гармонический остов. Все это станет основными чертами канта в XVIII веке.

Форма псальмов двухчастная, отталкивается от смысловой нагрузки поэтического текста. Характер музыки может быть разнообразным — от мольбы и жалобы к восхвалениям и размышлениям.

Партесное пение

Развивалось параллельно с кантами. Такие песнопения предназначались для четырех, шести, восьми, двенадцати и более голосов. Их количество достигало двадцати четырех и сорока восьми. Самой развитой формой многоголосного пения стали духовные концерты. Они звучали во время праздничного богослужения. Благодаря концертам появилась новая нотация, которая существует и по сей день. Это пятилинейный нотный стан. И если до появления партесного стиля были крюки, то в этот период появляется необходимость точной записи гармонического многоголосия. С этого времени каждая нота обозначает определенную высоту и длительность.

Партесные произведения создавали многие композиторы. Однако наиболее известны Николай Дилецкий, Василий Титов, Николай Калашников, Дмитрий Березовский и Дмитрий Бортнянский.