«шипперы против!», или в чем сила современного фандома?

История

Впервые термин появляется в фандоме «Секретных материалов». Отношения между Малдером и Скалли завоёвывали всё больший интерес. Некоторые фанаты порой начали называть себя «relationships» или просто «shippers». Использование сокращённого варианта стало наиболее популярным в 1996 году. Ранее слово «шипперы» использовалось в формах «Секретных материалов»(alt.tv.x-files.creative). Тогда фанаты называли себя «R’shippers».

Затем термин сократился до просто «шипперы». Шло время, и теперь шипперами обычно называют людей, заинтересованных в гетеросексуальных отношениях. «Слэшерами» называют тех людей, которым нравится наблюдать за гей-отношениями.

Постоянство фанатов

Шипперы делятся на верных и ветреных. Это весьма условные категории, которые не зависят ни от чего, кроме темперамента фаната и его способности увлекаться параллельно сразу несколькими пейрингами.

«шипперы против!», или в чем сила современного фандома?

Некоторые быстро увлекаются новым или особенно оригинальным ОТП и так же быстро меняют привязанности, другие же годами хранят умеренный интерес, продолжая при этом заниматься фантворчеством. При этом объектом интереса может стать вполне реальная пара из жизни. Яркий пример — Анджелина Джоли и Брэд Питт. Личные отношения звёздной пары стали для миллионов людей тем ОТП, которое вдвойне интереснее шипперить. Это как вымышленные персонажи сериала о жизни богатых и знаменитых, но при этом с реальными историями и внезапными откровениями журналистам.

Небинарные

Тип Описание Примеры
Небинарные Небинарные шипы используются для описания отношений, в которые включён один небинарный персонаж или несколько таких персонажей, где истинные пол или гендер персонажа или персонажей неизвестны или содержащих одного или нескольких персонажей, имеющих вымышленные пол или гендер. И хотя такие отношения существуют, редко можно повстречать работы, которые можно описать как небинарные. В качестве альтернативы порой трансгендерных персонажей часто относят в категории «гет», «слэш» или «фемслэш». Если смотреть с точки зрения гендера, небинарный – это обобщающий термин для описания любого персонажа, чей гендер не относится к мужскому или женскому. Основными небинарными гендерами являются: агендер, бигендер, гендерфлюид, андрогин и нейтруа. Также довольно популярен явление, при котором фикрайтеры изменяют гендер персонажа в «альтернативной вселенной».

Сюжет

Серия игр вращается вокруг элитной средней школы, академии «Пик Надежды», которая каждый год выбирает «лучших» студентов, талантливых старшеклассников, которые находятся на вершине своей области, а также одного обычного «самого удачливого студента», который выбирается лотереей.

В «Danganronpa: Trigger Happy Havoc» Макото Наэги, обычный студент, выбранный для вступления в академию «Пик Надежды», но теряет сознание, а затем оказывается в ловушке внутри школы вместе с четырнадцатью другими студентами. Здесь садистский дистанционно управляемый плюшевый мишка по имени Монокума объявляет, что ученики будут вынуждены жить в школе вечно, предлагая только один способ закончить школу: убить другого ученика и уйти безнаказанным. Когда совершается убийство, проводится «классный суд», в ходе которого оставшиеся студенты должны обсудить между собой, кто убийца. Если им удастся выяснить, кто убил жертву, виновный будет казнён. Однако, если они угадают неправильно, виновник сможет покинуть школу, а все остальные будут казнены.

Продолжение, «Danganronpa 2: Goodbye Despair», имеет аналогичную предпосылку, на этот раз происходит на тропическом острове, известном как Бармаглот. Хадзимэ Хината, студент, который не знает о своём абсолютном таланте, попадает вместе с пятнадцатью другими студентами. С ними находится кролик по имени Усами, которая утверждает, что это экскурсия, чтобы помочь одноклассникам подружиться друг с другом. Однако Монокума снова вмешивается, превращая это в ещё одну игру взаимных убийств.

В игре «Danganronpa Another Episode: Ultra Despair Girls», события которой происходит между событиями первых двух игр, рассказывает о младшей сестре Макото, Комару Наэги, в сопровождении Токо Фукавы, поскольку они обапутешествуют по городу, управляемому Монокумами, сражаясь против группы смертоносных детей, называющих себя воинами надежды.

Аниме-сериал, «Danganronpa 3: The End of Hope’s Peak High School», служит завершением (и прелюдией) к сюжетной линии академии «Пик Надежды», показанной в вышеупомянутых играх. Серия разделена на две арки: арка будущего, в которой рассказана история Макото и членах фонда будущего, когда они вынуждены играть в другую игру взаимных убийств, и арка отчаянья, которая подробно описывает события, происходящие до первой и второй игр. Его заключительный эпизод, известный как арка надежды, служит заключением для арки будущего и выживших в играх убийств.

«Danganronpa V3: Killing Harmony» рассказывает о новом героем, Каэде Акамацу, поскольку она попадает в тюремную школу и вынуждена участвовать в игре на убийства Монокумы и его детей.

I’m Shipping You

Как известно, слаще запретного плода мир ничего не нашел. Шиппинг, слеш и пейринг — все эти русскоязычные транскрипции английский слов сводятся в своем определении к одному — созданию пары из особо полюбившихся персонажей, коих злые сценаристы и режиссеры не желают вписывать в канон оригинального произведения. Именно так появляются «Делены» и «Дестиэли», первоначально бывшие двумя персонажами одного произведения, с намеком или без на романтику и химию (в нашем случае это сериалы «Дневники Вампира» и «Сверхъестественное» и Деймон/Елена, Дин/Кастиэль, соответственно). Отсюда и «слеш» — а именно знак косой черты между именами.

Не хочу вдаваться во фрейдистские подробности того, что толкает взрослую часть преимущественно женского населения отдавать время и силы на ловлю искр в безвоздушном пространстве, но вот в социально-культурное явление шипперства попытаемся углубиться. Вполне возможно, что западный шиппинг и зародился где-то между 70-ми и 90-ми годами прошлого века на волне сериалов «Стартрек» и «Секретные материалы», вот только в России он стал популярным в 2000-х благодаря последней части «Гарри Поттер». Повзрослевшие персонажи стали вызывать у повзрослевших фанатов весьма не детские чувства, и если в 2002 двенадцатилетний фанат аккуратно переименовывал в школьной тетрадке «Биологию» в «Травологию» и люто ненавидел Слизерин, то девятнадцатилетний уже находил в отношениях Гарри/Драко более глубинные подтексты.

Фандом: рейтинги и мораль

С одной стороны, шипперы всегда понимали, что они идут «против шерсти» — от и вопреки всем канонам: ну не будет Дин Винчестер завязывать романтические отношения с ангелом Кастиэлем или милый подросток Стайлз влюбляться без памяти в хмурого и мрачного оборотня, увы и ах! Шипперы знали, что их удел — тоскливо любоваться со стороны и изливать душу в фикбуках, но с другой — желание высоких рейтингов никто не отменял. И постепенно, с ростом лояльности к нетрадиционным отношениям и параллельным увеличением количества низкопробных шоу, создатели последних ухватились за свою соломинку — фандом.

Актеры и продюсеры, почуяв «золотую жилу», смело ринулись в бой. Последняя премьера «Бегущего в лабиринте» показала, что молодые и амбициозные актеры не стесняются заигрывать с темой собственной сексуальности и поддерживать нужный настрой среди фанатов ради прокатных рейтингов. Однако все еще случаются и накладки, когда шоу, завоевавшее высокую популярность именно благодаря поддержке и раскрутке определенного пейринга (например, Стерек и сериал «Оборотень»), внезапно объявляют «вне закона». На примере Стерека можно сказать, что создатели и актеры, которые три года (вплоть до нынешнего лета) гордо рекламировали его и поддерживали всеми способами, на последней конференции заявили, что тот «слишком окреп» и теперь нужно приложить все силы «по его уничтожению». «Военная кампания» против фан-арта огорошила многих и всколыхнула западные издания, никто не ожидал, что можно объявить творение фанатов «вне закона». Так что, как видим, шиппинг все еще находится в полулегальном статусе.

Но как бы то ни было, фандом снова доказал старый и непреложный принцип: «кто платит, те и правы». MTV-культура породила своих «големов», масс-медиа и погоня за славой побуждают создателей сериалов все больше ориентироваться на вкусы своей аудитории, наступает постепенная смена ролей: из творцов в производителей и из потребителей — в создатели. Как скоро фанаты начнут диктовать свои условия, моделируя шоу по своему вкусу? Думаю, это время уже не за горами. ___________________________________________ *Фанфик (фанфикшн) — произведение фанатов по какому-либо произведению (литературный фанфикш, художественный или видео-арт).

Из фаната в шипперы

Не каждый фанат является шиппером: можно восхищаться продуманным до мелочей миром книги или фильма, быть искренним поклонником таланта актёров, и при этом даже не задумываться над тем, кто с кем должен являться парой. Особенно если в каноне романтические вопросы не затрагиваются совсем или на них всего лишь имеются слабые намёки

Однако шипперство — это увлечение беспокойное, и совершенно неважно, чему посвящён канон

Миграция из добропорядочного фаната в ряды шипперов может произойти совершенно внезапно, без предварительных симптомов. Немало этому способствуют уже действующие шипперы, наводняя интернет тоннами фантворчества. Если обычному фанату на глаза часто попадаются талантливые арты или видео авторства шипперов, то вовлечение может произойти быстро и незаметно. Опасного в этом ничего нет, потому что с пейринга, то есть с пары, по которой фанатеют, можно так же легко соскочить. Интерес исчерпывается, пропадает, оставляя после себя либо сожаления, либо приятные воспоминания об обсуждениях и совместном «горении по пейрингу» с единомышленниками.

«шипперы против!», или в чем сила современного фандома?

Шиппинг: от фикбука к комикону

Как оказалось, за те несколько лет, что он не попадался мне на глаза, шиппинг успешно вырос в полноценное культурное явление с законами жанра, рейтингами, собственными панелями на Комик-Конах, гласными авторитетами и признанными творцами. Некогда кустарные ролики нынче стали профессиональными творениями медиа-мастеров, разрозненные любители — сплоченным движением, а скрывавшиеся под никами застенчивые поклонники — теми, кто без смущения задает вопросы о судьбе любимого пейринга на конференциях. Изначально, когда кто-то из фанатов, набравшись смелости, задавал робкий вопрос тому же Мише Коллинзу об отношении его персонажа Каса к смелому охотнику Дину Винчестеру, зал протестующе и осуждающе свистел в сторону «аморального», но, как говорится, вода камень точит.

Последние конвенции начинаются, продолжаются и заканчиваются обсуждением тех или иных внеканонных пар, армия шипперов растет и множится, и вот уже никто осуждающе не свистит. Создатели шоу тоже идут навстречу — проводят специальные панели с наиболее популярными героями, устраивают фотосессии «с намеками» и ободряют, обещая соединить самые несоединяемые пары хотя бы в одной сцене. Более того, стали появляться шоу, где отчаявшиеся продюсеры и режиссеры всячески поощряют не только внутрисюжетное шипперство, но и поддерживают нужный образ среди реальных актеров. То, что изначально было хорошим и умелым пиар-ходом («продолжение» отношений Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона, Йена Сомерхолдера и Нины Добрев), теперь стало обязательной акцией и для менее «традиционных» пар. Однако подводные камни есть и здесь: когда фанаты чувствуют, что они буквально «держат шоу на плаву», они, разумеется, чувствуют себя «в праве», но как далеко способны зайти продюсеры и актеры ради шоу?