Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Богомол

Встречайте суперзвезду нашего рейтинга — самку богомола! Пожалуй, именно она наиболее известна в мире как убийца своего партнёра по совокуплению. Однако неверно думать, что самец лишается головы или другой части тела во время полового акта из-за большой страсти.

Чаще всего самки убивают своих партнёров, если чувствуют голод или сильное раздражение. При этом смертью заканчивается менее трети актов совокупления богомолов, что противоречит кровожадному имиджу самки богомола.

Всё потому что самцы довольно проворны и могут убежать от самки. Кроме того, замечено, что в условиях, когда пара богомолов может легко добыть себе еду, самка не пытается съесть своего партнёра, они могут спариваться в несколько дней подряд. А так как самцы живут гораздо меньше самок, в какой то момент времени, они становятся бессильными и вялыми. В этом случае, самцы могут добровольно идти на самопожертвование самкам, предчувствуя свою скорую смерть.

Учёные заметили, что представители вида tenodera sinensis получают большее потомство в том случае, когда женская особь убивала своего партнёра сразу после акта совокупления. В теле самца есть все необходимые питательные вещества для рождения здорового потомства.

Каннибализм в Энциклопедическом словаре:

Каннибализм — в биологии — поедание животными (каннибалами) особей своеговида. Наблюдается обычно при переуплотнении популяции, недостатке пищи,воды и т. п. (напр., самки волка, рыси могут поедать свой приплод, жукимучные хрущаки — свои яйца). Известен и постоянный каннибализм, возникшийв процессе эволюции (поедание самками каракуртов и богомоловоплодотворивших их самцов.)КАННИБАЛИЗМ (от франц. cannibale — людоед) — поедание человеческого мяса,распространенное у первобытных народов. Бытовой каннибализм практиковалсяна древнейшей стадии каменного века, с увеличением пищевых ресурсовсохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. Религиозныйканнибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей телаубитых врагов, умерших сородичей. был основан на убеждении, что сила идругие свойства убитого переходили к поедающему.

Как отличить каннибала-горемыку от каннибала-эстета

Альберт Экхаут. Женщина из племени тупи держит отрубленную человеческую руку и показывает человеческую ногу в корзине. 1641.

Как отличить каннибалов-любителей от профессионалов? Где грань между ритуальным людоедством и эстетством искушенного людоеда? Том Нилон, автор книги «Битвы за еду и войны культур: Тайные двигатели истории», отвечает на этот вопрос так: «Специи и рецепты!». Племена, которые едят себе подобных изредка и в религиозных целях, довольствуются пресным. И наоборот: тяга к применению приправ и сложных рецептов выдает народы, которые практикуют каннибализм регулярно и хладнокровно.

Можно проследить гедонистическую градацию. Грустные народы Огненной Земли ели человечину только в моменты нужды. Воинственные алгонкины — в качестве мести врагу и предпочитая просто зажаривать куски мяса. Упомянутые Монтенем благородные каннибалы французской Канады ели врагов, чтобы отомстить им, но делали это с почетом и уважением к захваченному в плен. Карибы придумали для приготовления человека такую мировую вещь, как барбекю (кстати, это слово взято из их языка). Маори уже использовали некие травы и зелень. Экстравагантные фиджийцы — вилки для мозгов. Но больше всего в искусстве каннибальских застолий преуспели цивилизованные ацтеки и жизнерадостные людоеды тупинамба.

Об ацтеках и тупинамба стоит рассказать подробнее, потому что это — единственные народы, от которых остались внятные и доходчивые рецепты приготовления человечины. 

Африканское племя мамбила и его традиции

Начнём с Африки. Точнее, с её западной части. Здесь расположена страна Нигерия. На ее территории компактно проживает племя мамбила. Руководство Нигерии, как и значительная часть её общественности, стремятся к тому, чтобы это государство выглядело не хуже других. Есть там здесь и армия, и полиция, и законы различные существуют. Один из них запрещает каннибализм. За такое дело в Нигерии даже довольно суровое наказание полагается. Однако не все так просто в Африке.

Пока в середине двадцатого века в страну не приезжали благотворительные миссии, всё было хорошо. В европейских и прочих странах, придерживающихся общечеловеческих ценностей, граждане были в неведении о событиях на «черном континенте». Но уже от первых миссионеров посыпались сообщения о том, что на территории Нигерии практикуется массовое поедание людей.Как выяснилось, каннибализм был чем-то вроде обязательного ритуала для местного населения. Причем людей есть были обязаны все, от мала до велика. Племя мамбила воевало с соседями, да и внутриплеменные стычки также случались. Согласно устоявшимся традициям победители должны были поедать убитых врагов прямо на месте сражения. Это делалось для того, чтобы вражья сила перешла к победителю вместе с его плотью.

Буквально до последних лет все люди племени мамбилы оставались каннибалами. Они бы и сейчас не отказались от такой особенности, да перед властями страшно. Наказания теперь в Нигерии за такое довольно серьёзное.

Что касается самой традиции, то часто убитыми врагами становились жители соседней деревни. В мирное время между такими соседями заключались браки. Но начиналась война, и порой получалось так, что победитель съедал какого-нибудь своего родственника. Случалось, что какой-нибудь герой, убивал и съедал братьев собственных жен. Исключением для победителя был только его собственный тесть. Съедать его запрещалось. Победитель мог серьезно заболеть или даже умереть.

Труп убитого врага для людей этого племени, как они уточняли миссионерам, — всего лишь обыкновенное мясо. Убитого врага победители просто резали на куски. Часть добычи съедалась на месте в сыром виде. При этом какие-то формальности отсутствовали. Победители не обращались ни к духам, ни к богам. Они просто утоляли голод. Остатки добычи воины несли домой. Там отдавали добытое старикам. Ведь и им нужно было утолить голод.

Отходы от такого пиршества были минимальными. Люди племени мамбила ели даже внутренности. Их извлекали из трупа, аккуратно мыли. В пищу их использовали в вареном виде.

Особое внимание уделялось черепам. Их сохраняли

Когда молодые воины первый раз отправлялись сражаться с врагом, они должны были вначале пить из этих черепов какой-нибудь особый настой. Если была возможность, то пили пиво. За счет этого в молодых воинов вселялось мужество.

Обычаи племени мамблила довольно основательно описаны в книге К.Мика. Этот антрополог провел довольного много времени в Африке, в том числе в племени каннибалов. Ему удалось познакомиться с такими обычаями, которые не смогли увидеть исследователи ни до него, ни после.

К примеру, К.Мик сообщал, что женщины не имели права питаться человеческой плотью. Что касается ограничений для мужчин, то женатым нельзя было есть мясо женщин, которые были убиты при налете на вражескую деревню. Но если старик не имел жен, но он мог есть мясо женщин при любом случае и в любых количествах.

Николай Джурмонгалиев

Николай Джурмонгалиев работал разнорабочим в Алма-Ате (Казахстан) в 1980-м году. За этот год в городе пропало около 50-ти девушек.

Николай знакомился с девушками, убивал их и готовил из них мясные блюда, которыми кормил своих друзей. Однажды друзья заметили в квартире части человеческого тела и вызвали милицию. После ареста он заявил, что убил и съел много проституток, а также регулярно кормил ими знакомых. Всего Джурмонгалиеву инкриминировали 47 убийств. Он был помещен в психиатрическую больницу, но во время транспортировки в 1989-м году сбежал, и был возвращён обратно только в 1991-м. Эти два года советские власти держали информацию о побеге Джурмонгалиева в тайне т. к. боялись паники среди населения.

Религиозно-мистический каннибализм

Этот вид людоедства связан с ритуалами и мистикой, сопровождавшей человеческие взаимоотношения с незапамятных времен. Религиозно-мистический каннибал — это человек, использующий в пищу части человеческого тела для достижения определенных целей.

Североамериканские тупинамба, гуроны и ирокезы, африканские мамбила, ангу и бачесу, островные племена Багам и Гаити прибегали к активному воинственно-ритуальному каннибализму, основывавшемуся на вере в то, что сила и достоинство съеденного врага переходит к ним. Но были и не воинственные обычаи. Например, латиноамериканский пассивный каннибал — это безутешный родственник покойного, приготовивший из него ритуальное блюдо, типа чипсов. А в Африке племена батетело молотый пепел покойника добавляли в питье и таким образом поминали добрым словом почившего. Африканское племя кракето аналогично почитали усопших, перед этим обезвоживая труп на медленном огне и на несколько лет подвешивая его к потолку дома родственников.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Отдельного разговора заслуживают мифы Греции, Скандинавии и других стран. К примеру, греческий бог Кронос съел сыновей. Мифология, так или иначе связанная с каннибализмом, — тема отдельной статьи.

Имена на слуху

Не стоит думать, что времена человеческого каннибализма остались в глубоком прошлом и грешили этим в основном примитивные племена. Самые известные каннибалы мира постоянно пополняются новыми именами.

Во времена Второй мировой войны военный трибунал США казнил несколько высокопоставленных военных Японии за ритуальное поедание печени американских военнопленных.

Диктатор Уганды Иди Амин (1971-1979 годы правления) даже давал интервью о том, что он ест своих подданных. Гостей своих он угощал вырезкой из тела человека.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Печень врага приносит удачу, считал Жан-Бедель Бокасса, император Центральноафриканской республики, свергнутый в 1989 году. Особо любил он мясо студентов. Он умер в тюрьме, жалуясь на отвратительную кухню.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Японский каннибал Иссеи Сагава, автор «Словаря каннибализма», трех книг с жуткими откровениями, сегодня – популярный телеведущий. В 1981 году в Париже он был признан невменяемым и отправлен в психиатрическую лечебницу за то, что съел свою подругу. Тогда ему было 30 лет, и в 1986 году богатая родня сумела инициировать депортацию в Японию, где через 15 месяцев пребывания в психлечебнице он оказался на свободе.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Жуткий случай произошел в Германии в 2003 году. К 8,5 годам (не за каннибализм, а за убийство – в уголовном кодексе нет статьи про каннибализм) лишения свободы был приговорен 40-летний Арвин Майв, который по интернету нашел жертву, готовую быть съеденной. В Роттенберг на собеседование к людоеду приехало минимум пять человек, из которых он выбрал Бернарда-Юргена Брандса.

И это не конец списка. Периодически в разных концах света всплывает информация о преступлениях с элементами каннибализма. Эти факты пугают. Хотя социологи и утверждают, что общество в своем развитии должно пройти стадию каннибализма в той или иной мере, хотелось бы верить, что современное человечество оставило эти жуткие обычаи в прошлом.

Описание и история

Каннибализм может иметь место среди абсолютно всех живых существ, будто животных или людей. Обычно это связано с психическим расстройством или нехваткой пищи и поэтому имеет место в некоторых случаях. Также с каннибализмом связаны различные суеверия, типа “съев своего врага ты получишь его силу” или же различные религии и ритуальные жертвоприношения. Каннибализм был весьма распространен в древние времена как раз по этим причинам, чаще всего его практиковали различные дикие племена.

В 2016 году учёные из Алтайского государственного университета выпустили исследование о каннибалах (есть в распоряжении Лайфа). В работе сказано, что у большинства каннибалов было сложное детство, они подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию. Нередко причиной каннибализма становится психическое заболевание, чаще всего — шизофрения.

Шизофреники-людоеды очень агрессивны. «Страдания, которые каннибал перенёс в детстве, позволяют ему причинять страдания другим людям; пытаясь самоутвердиться, он начинает убивать и расчленять людей, питаться человеческой плотью».

Роберт Модсли

Роберт Модсли был проституткой, а заработанные деньги тратил на наркотики. В 1974-м году он убил одного из своих клиентов, после чего был отправлен в больницу для душевнобольных преступников. В 1977-м году Модсли и ещё один заключенный взяли в заложники одного из больных и держали в течение девяти часов, прежде чем санитары смогли проникнуть в камеру.

Когда дверь открыли, заложник был мёртв. Его череп был вскрыт, из него торчала окровавленная ложка, и было явно видно, что части мозга не хватает. Охранники поверили Модсли, который сказал, что съел часть мозга жертвы. Он был признан виновным в предумышленном убийстве и отправлен в тюрьму Уэйкфилд, где вскоре убил ещё двоих мужчин до того, как его поместили в одиночную камеру.

В 1983-м году для Модсли, в тюрьме построили специальную клетку, где он содержался под наблюдением. Любые контакты с людьми были запрещены, питание передавалось ему через щель. Эта камера являлась моделью для камеры Ганнибала Лектера в «Молчание ягнят».

Жестокие обычаи племени ангу

Теперь несколько слов о традициях племени, обитавшем в другом уголке земного шара. Почему «обитавшем»? Дело в том, что оно за несколько десятилетий почти растворилось среди других жителей большого острова в Тихом океане. Племя называлось Ангу, и обитало оно в юго-западной части Новой Гвинеи. До сих пор люди племени ангу считаются самыми воинственными и кровожадными.

Эти люди съедали не только убитых врагов. Часто случалось, что в качестве блюда они использовали своих родителей. С этим они старались торопиться. Главное условие – старики не должны были успеть потерять память или впасть в старческое слабоумие. Убийство родителей происходило как ритуал. Самим делать это было нельзя. Для проведения ритуала приглашался мужчина из другой семьи. За это убийство он получал определенное вознаграждение. После того, как его тело омывалось, его свежевали и съедали. Оставляли только голову. Её устанавливали в определенном месте. Затем следовали магические ритуалы. Голове молились, у нее спрашивали совета, просили у неё помощи и защиты.

В отличие от обычаев ранее описанного племени, обитатели Новой Гвинеи человеческое мясо в сыром виде почти не ели. Его варили, иногда тушили. Особенным блюдом считался пенис. Разрезав пополам, его поджаривали на углях.

К разряду «деликатесов» у ангу относились руки, ступни ног, язык, грудные железы. Лакомством признавался мозг. Варили его, не извлекая из головы. Затем через «большую дыру» (к сожалению, источники не уточняют, что это такое), сварившийся мозг вытаскивали, разрезали на небольшие куски и подавали наиболее значимым соплеменникам.

К непрошенным гостям ангу относились как к самым лютым врагам. Для них финал мог быть только одним. Также поступали эти каннибалы и с пленниками. При этом всегда старались сделать так, чтобы жертвы приняли как можно больше мучений. Причем только физической болью дело не ограничивалось.

В случае если в деревню удавалось доставить, хотя бы двух пленников, сразу всех не убивали. Убийство совершалось на глазах у живых пленников. При этом делалось все, чтобы живые могли видеть предсмертную агонию соплеменника.

Конечно, такие варварские ритуалы можно было бы посчитать в качестве проявления садизма. То есть, ангу, доставляя мучения тем, кого собирались убить и съесть, получали наслаждения, наблюдая за ними. Однако, как установлено исследователями, таким массовым отклонением психики людоеды не страдали. Все это для них было рядовым событием, без которого нельзя обойтись. То есть, речь идет о традиции, передававшейся из поколения в поколение.

Членистоногие

См. также: Каннибализм пауков

Материнский каннибализм встречается у некоторых скорпионов, например, у видов из рода Pandinus и Heterometrus. Он выражается в поедании самкой своих детенышей во время рождения потомства либо когда личинки вскарабкались к ней на спину, а также во время вынашивания. В последнем случае самка методично снимает своими клешнями детенышей со своей спины и в течение нескольких часов поедает их.

Каннибализм широко распространён среди насекомых. У жуков личинки-ксилофаги старших возрастов могут поедать личинок своего же вида, но более младших возрастов. Данное явление может наблюдаться среди представителей семейства пластинчатоусые — жук-геркулес, бронзовки, мучные хрущаки (Tenebrio) могут поедать свои яйца (оофагия) при высокой численности популяции, тем самым сдерживая её рост. Многие общественные насекомые (особенно в молодых колониях) поедают часть яиц в качестве дополнения к белку в рационе. Матки могут даже откладывать особые неоплодотворенные «кормовые» яйца.

Личинки некоторых наездников (Galesus) поедают других личинок своего вида внутри тела хозяина, так как в нём может прокормиться только одна особь.

Известны случаи постоянного, или облигатного (от лат. obligatus «обязательный, непременный»), каннибализма, возникшего в процессе эволюции как полезное приспособление для вида. Например, самки каракуртов и богомолов поедают самцов после спаривания (сексуальный каннибализм). Муравьи большинства видов поедают своих павших собратьев, предотвращая их разложение и возможное заражение муравейника.

Формы каннибализма

В научной литературе выделяют три формы каннибализма:

  1. Религиозно-культуральный. Определен идеологическими соображениями. Как правило, представлен в примитивных племенах, некоторых сектанских учениях. Суть его заключается в том, что поедание себе подобных – это средство для достижения каких либо идеологических ценностей или для укрепления веры через жертвоприношение и прочее.
  2. Вынужденный. Форма каннибализма, практикуемая в исключительных случаях, когда более сильный инстинкт самосохранения пересиливает нормы культуры. Здесь снова антропофагия – это «средство, чтобы выжить», а не «желание».
  3. Бытовой. Отличается этот тип как раз мотивацией «желания». Это доминирующая мотивация для лиц с сохранным тестированием реальности. В случаях нарушения тестирования реальности (психотический уровень), например, при шизофрении, возможна дезорганизация мотивационной сферы и тотальная поглощенность «сверхценной идеей». Таких примеров в криминологии и судебной психиатрии не мало.

Естественный отбор

Все виды борьбы за существование, так или иначе, ведут к тому, что более успешные особи выживают и могут размножаться, в то время как наименее приспособленные погибают. Этот процесс Чарльз Дарвин назвал движущей силой эволюции — естественным отбором. Он выделил несколько типов естественного отбора:

  • Движущий,
  • Стабилизирующий,
  • Дизруптивный (разрывающий).

Рассмотрим очень кратко каждый тип.

Движущий отбор проявляется, когда один и тот же фактор постоянно однонаправленно оказывает влияние на особей. Будут выживать особи только с крайним проявлением признака. Все особи, которые не меняются либо меняются мало (средне), будут отбраковываться и погибать. Так, в начале 19 века в Великобритании обитала бабочка пяденица белого цвета. Белый цвет хорошо маскировал насекомое на коре деревьев. С развитием промышленности и загрязнением среды кора становилась грязно-серой. Белых бабочек склевывали птицы. В ходе мутации появились бабочки с серыми крыльями. Они были менее заметны и выживали.

Стабилизирующий отбор — это вид отбора, когда будут выживать особи с массовым средним признаком. Определенные факторы среды действуют практически без изменений на протяжении длительного времени. Выживать будут только те виды, которые могут долго сохраняться в популяциях без радикальных изменений. Если появляются крайние проявления признака, то особь выжить не сможет.

Яркий пример — это взаимоотношение между насекомыми и растениями. Миллионы лет эволюции насекомые-опылители и растения эволюционируют параллельно. Немного утрируя, приведем пример: если появилось растение с неправильным венчиком либо окрашенное в другой цвет, то насекомое может не опылять его, отдавая предпочтение стандартным формам растения. В этом случае растение погибнет.

Дизруптивный отбор — одни и те же виды в разных условиях могут адаптироваться. Погибать будут только те, которые несут средний комплекс признаков. Будут выживать только те особи, которые имеют разнополярное проявление признака, сформированное в серии мутаций.

Примером этого вида разрывающего отбора являются островные насекомые. На острове дуют сильные ветра — выживают только бескрылые насекомые, которые ползают, и особи с длинными сильными крыльями, которые могут противостоять ветрам. Все остальные особи будут сдуваться в океан и погибать. Со временем это приведет к появлению двух новых видов.

Борьба за существование и естественный отбор за миллионы лет сформировали огромное видовое разнообразие живой природы. Эволюция продолжается до сих пор и закончится только с гибелью всего живого на планете.

Рыбы

Большинство хищных или всеядных рыб просто не отличают молодых особей своего вида (и даже собственных потомков) от другой добычи и при возможности охотно их поедает.

Самцы бычков-бубырей (Pomatoschistus minutus) в условиях повышенной опасности частично либо полностью съедают собственную икру.

В нормальных условиях каннибализм характерен для щуки; около 20 % рациона щуки составляют более мелкие особи её собственного вида.

У некоторых акул обнаружен внутриматочный каннибализм — поедание эмбрионами друг друга и неоплодотворённых яиц. Это характерно в первую очередь для ламнообразных, а также для кархаринообразных и воббегонгообразных акул.

Интересные факты о каннибализме

Будучи студентом Сорбонны, японец Иссэй Сагава в 1981 году убил свою однокурсницу и в течение двух дней поедал разные части её тела. Однако избавиться от трупа незамеченным ему не удалось. Его арестовали, но признали невменяемым при психиатрическом обследовании, вследствие чего Сагаву было решено депортировать в Японию для размещения в психбольнице.

Так как срок содержания не был оговорен, всего через 15 месяцев Сагава выписался оттуда и с тех пор ведёт обычную жизнь и пользуется определённой известностью — его приглашают на съёмки в фильмах и даже вести ресторанные обозрения.

В 2001 году в немецком Ротенбурге Армин Майвес поместил в интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 30 лет, желающего умереть и быть съеденным. На одно из объявлений откликнулся Бернд Брандес. Он, по своему собственному согласию, был убит и частично съеден Майвесом, позже приговорённым к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» группы Rammstein.

В XIX веке на острове Фиджи жил вождь-каннибал Рату Удреу-дре, ставший знаменитым благодаря тому, что съел от 872 до 999 человек, и потому он был отмечен в «Книге рекордов Гиннеса». Вообще до принятия христианства на островах Фиджи людоедство было в порядке вещей: с помощью специальных вилок, каждая из которых предназначалась для отдельной части тела, вожди поедали мясо убитых врагов. До сих пор туристам показывают надгробный камень Рату Удреу-дре, на котором тот записывал имена своих жертв.

В Казани тоже был свой каннибал: серийный убийца Алексей Суклетин, известный как «Казанский людоед» или «Аллигатор». С 1979 по 1985 год он убил и съел минимум 7 человек, и в этом ему помогала его девушка, Мадина Шакирова.

Иссей Сагава

Японский студент Иссей Сагава учился в Сорбонне в Париже и в 1981-м году влюбился голландскую студентку. Вместо того, чтобы ухаживать за ней, он выстрелил девушке в затылок. Он убил возлюбленную, разрезал её плоть и съел сырой.

Затем Сагава совершил половой акт с остатками тела и разрезал его на части. Несколько кусков положил в холодильник, а остальное упаковал в чемодан и спрятал в лесу. Останки были найдены через два дня.

Полиция через неделю вычислила убийцу. Его арестовали, посадили в тюрьму, но через два года он был переведён в психиатрическую клинику, где написал мемуары. Эта книга стала бестселлером в Японии.

Сагава был депортирован в Японию, прошёл психическое обследование и был признан вменяемым. Японское правосудие не имело к нему никаких претензий, потому что Франция не отправила необходимые документы. К 1986-му году, каннибал стал свободным человеком. Сагава известен, как «знаменитый японский людоед». Он написал много книг, работал некоторое время ресторанным критиком, давал интервью и даже снимался в порно-фильмах.

Съеденные миссионеры

Бессчетное количество добровольцев, несших свет веры в Новый свет и Океанию, пали жертвами каннибалов.

Всем известный по песне Владимира Высоцкого Джеймс Кук, трижды совершивший кругосветное плавание и не единожды общавшийся с племенами каннибалов на Гавайях. Исторический факт – аборигены съели его и команду уже после того, как прикончили его подарки – свиньи, овцы и козы. Так закончились попытки Кука в 1779 году отучить туземцев от каннибализма.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Чуть раньше, в 1772 году, на островах Новой Зеландии закончил свой жизненный путь прославленный француз, мореплаватель М.Марион-Дюффен. Где-то там же и в то же время погибла и команда пирата Джона Дейвиса-младшего, а сам он чудом спасся.

Малоизвестно, что сын Нельсона Рокфеллера, губернатора Нью-Йорка, Майкл в 1961 году на берегах Новой Гвинеи хотел снять фильм про первобытную войну. Он привез папуасам железные топоры и стравил два соседних племени. Однако фильма не получилось. Есть несколько версий о пропаже 23-летнего Майкла, но, вероятнее всего, что асматы, племя каннибалов, с которыми он сотрудничал, решили получить силу и оружие пришельца привычным для себя способом.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Юго-Восточная Папуа-Новая Гвинея

Племя короваи является одним из последних на Земле, которое регулярно питается человечиной. Они живут вдоль реки, и бывали случаи, когда те забивали случайных туристов. А еще теплые мозги знахари считали настоящим деликатесом.

Почему они едят людей? Когда кто-то в племени умирает без какой-либо видимой причины (болезни или старости), они считают это проделками черной магии и, дабы уберечь других от беды, должны съесть человека.

Интересный факт: В 1961 году Майкл Рокфеллер (сын губернатора Нью-Йорка Нельсона Рокфеллера) исчез во время сбора артефактов о племени. Его тело так и не было найдено.

Джеффри Дамер

Летом 1991-го года Джеффри Дамер был на испытательном сроке после того, как отсидел в тюрьме за сексуальные домогательства к мальчикам. Однажды в его дом соседи вызвали полицию, когда 14-летний подросток с криками выбежал из него, но Дамеру удалось убедить офицеров, что всё в порядке. Они оставили мальчика в руках Дамера и того больше никогда не видели живым.

Спустя время история повторилась: из дома Дамера выбежал другой 14-летний подросток, Трейси Эдвардс, с криками о помощи, и соседи опять вызвали полицию, которая на этот раз решила провести расследование. В жилище преступника царил настоящий ужас.

Были найдены части тела, принадлежащие 11-ти разным людям. Некоторые из них хранились в холодильнике и морозильной камере, другие были помещены в бочку с кислотой или висели как сувениры по всему дому.

Дамер признался в убийствах, каннибализме и половых актах с органами убитых им людей. Он был приговорен к 15-ти пожизненным заключениям, по одному за каждое убийство. Позже он признал себя виновным в убийстве друга в Огайо.

В 1994-м году один из заключенных тюрьмы, в которой Дамер отбывал срок, узнав о преступлениях, забил его до смерти железным прутом.

Бытовое людоедство

Социологи, изучающие, что такое каннибал в человеческом обществе, выделяют бытовой (как вариант — вынужденный) и мистический – религиозный — его виды. Бытовыми людоедами были неандертальцы. Аборигены, съевшие славно известного Кука, приверженцы ритуального каннибализма.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

Вынужденный каннибализм в более позднее время существования человечества, подтвержденный документально, — это и массовый каннибализм в Египте в период длительной засухи 1200-1201 гг., и случаи при осаде в 1595 году гугенотскими войсками Парижа, и печально известные случаи на Украине и в южной части России в период 1933-1935 годов, и трагические хроники Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Есть примеры крушений авиалайнеров и затерянных экспедиций, которые иллюстрируют необходимость применения каннибализма в целях выживания.

Праздничный суп из деда и чили из человечины по-ацтекски. что мы знаем о рецептах племен каннибалов

«Капитан в панировке со сливовым соусом»Кулинарная книга европейского каннибализма

Диего Ривера вместе с Фридой Кало

Столкнувшись с людоедством в колонизированных землях, европейцы ужаснулись этому дикарскому обычаю и использовали его для низведения аборигенов до статуса животных. Однако со временем колонизаторы сами стали очарованы каннибализмом. Поедание человеческой плоти стало таким мощным фантазмом, что со стороны может показаться, будто именно европейские народы — самые горячие поклонники людоедства в мире. Классическая литература постоянно поражает самыми изощренными примерами. 

Шекспировский Тит Андроник в одноименной пьесе кормит своих врагов блюдами из их же детей. Герман Мелвилл в «Моби Дике» фантазирует на тему вынужденного каннибализма. Джонатан Свифт пишет памфлет «Скромное предложение», в котором предлагает богачам покупать детей у ирландских бедняков и поедать их — дескать, так будет лучше для всех. Мишель Монтень пишет эссе (кстати, советуем прочитать, одно из лучших у него), где сравнивает обычаи каннибалов Северной Америки и европейских колонизаторов, приходя к мысли о том, что последние — гораздо большие дикари, чем аборигены.

Сцена из жизни племени тупинамба из книги Теодора деБрю «Америка» (1590)

Но самые безумные примеры фантазий о каннибализме дает нам Чарльз Диккенс. Многие из его работ неожиданно ошарашивают читателя упоминаниями людоедства. Причем это доходит до навязчивости. И снова обратимся к Тому Нилтону (лучше него тут не скажешь):

Уильям Пауэлл Фрайт, портрет Чарльза Диккенса, 1859

Сам Диккенс объяснял создание этого сборника рецептов сатирой: дескать, каннибализм удовлетворяет необходимость в пище животного происхождения в условиях, когда все коренные народы съедены. Проще говоря, он, как Свифт и Монтень, использует людоедство как метафору антигуманного обращения с теми, кто оказался в самом низу «пищевой цепи» современного ему общества. Правда, классик чрезмерно увлекся этой фантазией, из-за чего Нилтон предполагает (правда, в шутку), что классик был крипто-каннибалом и вообще, стоит посмотреть, сколько сирот пропало без вести в районе, где жил Чарльз Диккенс. Просто для уверенности.