Карен хорни биография, теория и работа

Что это и откуда берётся?

От потребности в любви это стремление отличается тенденцией ослаблять контакты с другими. Как и в случае с любовью, нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое — из слабости (т.е., тревожности и неуверенности в себе). Как правило, оно развивается у невротика в том случае, когда невозможно добиться успокоения с помощью отношений. Иными словами, отверженной в любви невротик становится честолюбивым невротиком.

Стремление к власти защищает его от тревожности, ощущения беспомощности. Стратегии достижения власти: контролировать других (может вытесняться и выглядеть как любопытство), быть всегда правым, контролировать себя, никогда не соглашаться и не уступать (кстати, из-за последнего невротики не умеет любить, ведь в любви мы “уступаем” чувству). Страдающие неврозом девушки не могут любить «слабого» мужчину из-за презрения к слабости, но они также не могут любить и «сильного», поскольку хотят диктовать свою волю.

Склонность доминировать может проявляться в виде желания давать советы и помогать. Невротик не осознаёт свою враждебность и считает себя доброй душой. Невротик также может притворяться беспомощным, заставляя так других служить себе, получая таким образом неосознанное удовлетворение.

Униженные в прошлом невротики буду стремиться унижать других из-за жажды мести. Невротики завидуют другим, сожалея, что те обладают какими-то благами, даже если самому невротику они не нужны (Ницше называл это “жизненной завистью”). Они могут быть естественны с людьми, которые им безразличны, но не с теми, кто им нравится; поскольку любовь для них предполагает получение чего-либо от другого.

3 признака невротического стремления к власти:

1) Впечатление, успех и престиж важнее содержания самой деятельности.

2) Невротик хочет быть уникальным и исключительным (но создавая чрезмерные ожидания, невротик легко разочаровывается, считает себя неудачником и отказывается пробовать снова).

3) Невротик враждебен к другим. Никто, кроме него, не может быть успешным и талантливым.

Невротик проецирует свою враждебность на других и думает, что они так же хотят мстить ему как он — им, что усиливает его тревожность. Секс становится для него средством эксплуатации и унижения. Такой человек может испытывать влечение лишь к тем, кто ниже его по статусу. Вступая в отношения с равной ему женщиной, он может начать чувствовать стыд перед ней её из-за склонности её унижать. Склонность пренебрегать другими скрывается под масками восхищения или интеллектуального скепсиса.

Образование

Против воли родителей Хорни поступила в медицинский институт в 1906 году. Фактически, Фрайбургский университет был одним из первых учебных заведений в Германии, принимавших женщин на медицинские курсы, причем высшее образование стало доступно женщинам в Германии только в 1900 году. К 1908 году Хорни перешел в Геттингенский университет , а затем снова перейдет в Берлинский университет, прежде чем получить степень доктора медицины в 1913 году. В то время было обычным делом посещать несколько университетов для получения базового медицинского образования.

Через своего сокурсника Карла Мюллер-Брауншвейга, который позже стал психоаналитиком, она познакомилась со студентом бизнес-школы Оскаром Хорни. Они поженились в 1909 году. Пара вместе переехала в Берлин, где Оскар работал в промышленности, а Карен продолжила учебу в Шарите . В течение одного года Карен родила первого ребенка и потеряла обоих родителей. Она вошла в психоанализ, чтобы помочь ей справиться. Ее первым аналитиком был Карл Абрахам в 1910 году, затем она переехала в Hanns Sachs .

У Карен и Оскара было три дочери. Первой, родившейся в 1911 году, была Брижит Хорни , ставшая известной актрисой.

Ранние годы

Хорни родилась Карен Даниэльсен 16 сентября 1885 года в Бланкенезе, Германия, недалеко от Гамбурга . Ее отец, Берндт Вакельс Даниэльсен (1836–1910), был норвежцем, но имел немецкое гражданство. Он был капитаном корабля в торговом флоте и протестантским традиционалистом (его дети прозвали его «метатель Библии», поскольку он действительно бросал Библии).

Ее мать, Клотильда, урожденная ван Ронзелен (1853–1911), известная как «Сонни», также была протестанткой голландского происхождения. Говорили, что она была более непредубежденной, чем Берндт, и все же она была «подавленной, раздражительной и властной по отношению к Карен».

Старшего брата Карен также звали Берндт, и Карен очень заботилась о нем. У нее также было четыре старших сводных брата и сестры от предыдущего брака ее отца. Однако никаких контактов между детьми от двух браков ее отца не было.

Хорни вела дневники с тринадцати лет. Эти журналы продемонстрировали уверенность Хорни в ее будущем пути. Она подумывала стать врачом, хотя в то время женщинам не разрешалось посещать университеты. Согласно подростковым дневникам Хорни, ее отец был «жестокой дисциплинированной фигурой», который также относился к своему сыну Берндту выше, чем Карен. Вместо того, чтобы обижаться или возмущаться отношением Карен к нему, ее отец привозил ей подарки из далеких стран. Несмотря на это, Карен всегда чувствовала себя лишенной отцовской привязанности и вместо этого привязывалась к матери.

Примерно с девяти лет Карен стала амбициозной и несколько мятежной. Она чувствовала, что не может стать красивой, и вместо этого решила направить свою энергию на свои интеллектуальные качества — несмотря на то, что большинство считало ее красивой

В это время она влюбилась в своего старшего брата, который смутился ее вниманием и вскоре оттолкнул ее. Она пережила первый из нескольких приступов депрессии — проблему, которая будет мучить ее всю оставшуюся жизнь.

В 1904 году, когда Карен было 19 лет, мать ушла от отца (не развелась с ним), забрав с собой детей.

Как выглядит любовь невротика?

Две главные черты невротической любви:

1. Навязчивость.

При тревожности человек теряет гибкость, так как ему нужна любовь другого. Хорин приводит такую аналогию: когда мы в тропическом лесу и на нас бежит дикое животное, нам нужно срочно забраться на дерево, чтобы спастись. Причём всё равно, на какое. Для невротика дикое животное — это его тревога, а дерево — человек противоположного пола. Невротик не может оставаться один. При этом когда его партнёр рядом, невротик вовсе не испытывает счастья. Чтобы добиваться любви, невротик вытесняет всю агрессию и желания самоутверждения; он может стать покорным и зависимым. С возникновением эмоциональной зависимости всегда возникает и негодование на её источник. Невротик вытесняет негодование, т.к. расположение другого важнее. Вытеснение усиливает тревожность, что вынуждает невротика ещё сильнее цепляться за человека. На деле зависимость вызывает любой, кто помогает невротику или возбуждает его тревожность, указывая ему на его защиты. Если путь к другому полу затруднён слишком сильной тревожностью, но потребность любви размещается на представителях своего пола. Это предвестники гомосексуализма.

2. Ненасытность.

Может проявиться в жадности (в еде, покупках, нетерпении). Жадность из-за тревоги появляется у тех, кто не верит в свою способность к творчеству. Жадность может вытеснить потребность в любви. Ненасытность проявляется в ревности и требовании безусловной любви. Невротическая ревность обычно несоизмерима опасности. Проявление у партнёра расположения к другим воспринимается невротиком как предательство. Требование безусловной и абсолютной любви говорит: «Люби меня за то, что я есть!», оно жёсткое и не предполагает оговорок. Невротик не думает, что должен давать что-то взамен. Также он хочет, чтобы его любили, не получая никаких выгод (он может, например, завидовать оргазмам партнёра). Такие люди неуклюже преподносят подарки. Наконец, невротик ждёт, что партнёр будет идти ради него на жертвы (деньги, время, убеждения, личная ценность). Невротик обычно не осознаёт, насколько он требователен. Никто не может сказать: «Я хочу, чтобы ты жертвовал собой ради меня, не получая ничего взамен». Поэтому эти желания бессознательно маскируются.

Научная деятельность

В результате переезда из Германии в США ей удалось проанализировать, в какой мере культурная среда влияет на образование невротического поведения:

Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа — помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду — борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности.

В своей более поздней работе «Самоанализ» (1942) Хорни назвала эти защитные тенденции «невротическими наклонностями» (neurotic trends), понимая под ними навязчивые, лежащие «в основе психических расстройств… бессознательные побуждения, которые получают развитие, поскольку позволяют человеку справиться с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество». Выделив в «Самоанализе» десять таких патогенных стремлений, Хорни в этот период считала, что

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество — невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). В принципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь — в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Свою трактовку невротических конфликтов Хорни видоизменила в своей главной и наиболее зрелой работе «Невроз и личностный рост: Борьба за самореализацию» (1950). В противоборстве несовместимых невротических наклонностей Хорни стала усматривать лишь частный случай невротических конфликтов. Вводя понятие «центрального внутреннего конфликта» как конфликта между «реальным» и «идеальным» Я, Хорни подчеркивала, что он является более глубоким, чем конфликт различных невротических сил:

«Невротик нашего времени» () преднамеренно написана доступным неспециалисту языком (самолечение предполагается). Главная ценность книги — системное описание невроза. Последовательно изложен большой объём различных причинно-следственных связей. Основные темы — тревога, враждебность, компульсивное стремление к любви и к власти, невротическое чувство вины.

«Новые пути в психоанализе» () содержит специальную терминологию, что не слишком мешает прочтению.

Нарциссизм

Хорни видела нарциссизм совершенно иначе, чем Фрейд , Кохут и другие основные теоретики психоанализа, в том смысле, что она не постулировала первичный нарциссизм, а рассматривала нарциссическую личность как продукт определенного типа ранней среды, воздействующей на определенный тип темперамента. По ее мнению, нарциссические потребности и склонности не присущи человеческой природе.

Нарциссизм отличается от других основных защитных стратегий или решений Хорни тем, что он не является компенсирующим. Самоидеализация в ее теории компенсирует, но отличается от нарциссизма. Все защитные стратегии предполагают самоидеализацию, но в нарциссическом решении она, как правило, является продуктом снисхождения, а не депривации. Однако самооценка нарцисса невысока , потому что она не основана на подлинных достижениях.

Основные принципы теории личности К. Хорни

Карен хорни биография, теория и работаК. Хорни, как и А. Адлер в своё время, пришла к выводу, что доминирующее влияние на развитие и становление личности оказывает общество. Она утверждала, что развитие индивидуума не ограничивается лишь влиянием врождённых инстинктивных стремлений и человек сам может меняться и управлять процессом своего становления. Согласно теории Хорни, доминирующей силой в структуре личности является чувство бессознательного беспокойства, которое автор назвала «коренной тревогой». Описывая это чувство, Хорни говорила о переживаниях тревоги и одиночества, которые испытывает каждый младенец, попадая в огромный враждебный мир. Таким образом, она придерживалась мнения Фрейда о противостоянии внешнего мира и человека. Хорни говорила о том, что увеличению уровня коренной тревоги способствуют как равнодушное и холодное отношение родителей к ребёнку, так и их чрезмерная опека.

Такое же большое влияние оказывает и среда, будь она агрессивной и подавляющей или, наоборот, восхваляющей и дружелюбной. Чтобы понять, как два таких противоречивых фактора, как враждебность и восхищение, могут оказывать одинаково негативное влияние на развитие человека, нужно разделят тревогу физиологическую и психологическую. К физиологической тревоге Хорни относила состояние беспокойства ребёнка, связанное с удовлетворением его базовых физиологических потребностей. В первые недели жизни малыш испытывает постоянное беспокойство. Покормят ли его, когда он проголодается? Сменят ли мокрые пелёнки? Возьмут ли на ручки, когда ему страшно? Если все эти потребности вовремя удовлетворяются, то постепенно уровень физиологической тревоги снижается. Если нет — эта тревожность остаётся с человеком на всю жизнь и является «отличным» фоном для развития невротических состояний

Таким образом, чтобы избавиться от физиологической тревоги достаточно обеспечить младенцу бережный уход и окружить его вниманием и заботой. Психологическое беспокойство снять намного сложнее

Это состояние тесно связано с понятием Я-образ, которое в своё время ввела Карен Хорни.

Неприятие соперничества

Соревнование является проблемой для каждого в нашей культуре. Невротик же меряется силой с людьми, которые не являются его потенциальными соперниками. Это соперничество вызывает у невротика тревожность из-за страха возмездия и желания быть всеми любимыми. Чтобы снизить тревогу, он “обеляет” свою волю к власти в глазах других (и в своих собственных) или сдерживает себя.

Потребность в постоянном оправдании создаёт у невротика неискренность и ощущение собственной правоты. Страх неудачи у невротика связан со страхом быть униженным. Из-за страха неудачи невротик может либо удвоить свои усилия либо отказаться от них, если страх разоблачения сильнее. «Не высовывайся, не привлекай к себе внимания». Невротик может избегать усилий с помощью удовольствий или развлечений. Из-за страха враждебности невротик может бояться и успеха. Страх побеждать и потребность в оправдании может вынуждать невротика принижать все свои умения и в масштабных, и в мелких формах взаимодействия с людьми (от бизнеса до светской беседы). Достигнув успеха, он не получает от него удовольствия и не считает его за свой; умаляет его; успех при этом всегда меньшеего тайных ожиданий. Чувство своей неполноценности он считает реальным и обоснованным, не желая отказываться от него, ведь оно вытесняет его враждебность к другим, ослабляя тревожность. Однако его честолюбие позволяет думать, что он — важный и исключительный человек. Но разрыв между представлениями и реальностью мешают ему предпринимать действия. Это разрыв растёт с течением времени. В своей самооценке он колеблется между ощущением величия и ничтожества. Мыслями о величии он компенсирует неуверенность в себе. Если исполнение тайного желания вызывает слишком сильную тревогу, ослабление этой тревоги будет важнее исполнения желания. Это может отражаться в снах.

Итак, цепочка: тревожность, враждебность, низкая самооценка; стремление к власти, усиливающее тревожность; отказ от соперничества; чувство мнимого величия, стимулирующее страх зависти и порицания; рост тревожности.

Под слоями невроза прячется страдающий человек. Обвинения невротика частично имеют смысл, ведь с ним плохо обращались в детстве. Но они — не по существу; часто он винит тех, кто искренне хочет помочь ему, и не может обвинить тех, кто желает ему зла.

Жизнь Карен Хорни

Карен Хорни (урождённая Даниельсен) родилась в Германии, недалеко от Гамбурга. Её отец был весьма «традиционным» и консервативным человеком: он служил морским капитаном, был глубоко верующим и считал женщин неполноценными существами. Мама же, наоборот, была привлекательной и свободомыслящей девушкой, датчанкой, и была младше мужа на 18 лет.

В детстве и юности Карен Хорни страдала от комплекса неполноценности. Ей казалось, что она некрасивая и непривлекательная для представителей мужского пола, также она испытывала сомнения относительно других своих качеств. Чтобы преодолеть этот комплекс, она решила взяться за учёбу. Впоследствии она вспоминала: «Я думала, что я некрасивая, поэтому я решила стать умной».

Отец в соответствии со своими взглядами отдал Карен в религиозную протестантскую школу. Эффект от обучения в ней получился обратным его желаниям: девушка стала убеждённой атеисткой, полностью разочаровавшись в религии. Нечто подобное происходило и с другими её коллегами в юности, однако Юнг, например, не полностью разочаровался в религии, а перешёл от «скучного» христианства в более «интересные» восточные духовные учения.

Ещё в четырнадцать лет она захотела стать врачом. И она настолько упорно шла к этой цели, что в конце концов достигла её. В 1906 году поступила в университет Фрайбурга на медицинский факультет. Таким образом, она стала первой в Германии женщиной, которая получила возможность изучать медицину в университете. Выходит, для осуществления своей цели ей не помешали ни законодательство, ни общественные нормы и предрассудки, ни даже негативное отношение отца к женщинам и их правам.

Несмотря на свои успехи в обучении, Карен постоянно страдала от депрессии. Её посещали мысли о несостоятельности психоанализа, она столкнулась со смертью брата, разводом родителей и их смертью. В 1910 году она вышла замуж за студента Оскара Хорни и прожила с ним до 1927 года, когда они развелись. Оскар вспоминал, что однажды спас супругу от попытки самоубийства. Однако после развода с мужем её жизнь быстро наладилась: она писала научные работы, преподавала, много путешествовала, работала психиатром.

Карен Хорни, по-видимому, нашла действенный способ справляться со своими психологическими проблемами, напоминающий то, что предлагал Альфред Адлер. Будучи психиатром, она работала с пациентами, которым было значительно хуже, чем ей. Помогая им, она сама чувствовала себя лучше и легче.

В 1932 году Карен Хорни переехала в США. Она преподавала в частной Новой школе социальных исследований, а также в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Однако в 1941 году её уволили из института по причине того, что она всё дальше отходила от классического психоанализа. Тогда она основала собственное научное общество.

Интересно, что в отношении Карен Хорни Зигмунд Фрейд несколько отступил от своих правил. Многие знают, как ревностно относился он к своим идеям и как яростно реагировал на попытки других психологов с ними не соглашаться. Фрейд обзывал своих противников нехорошими словами, считал их параноиками и скрытыми гомосексуалами. Однако к Хорни он относился с куда большим уважением даже тогда, когда она стала решительно опровергать многие его идеи в рамках своей новой теории. Фрейд всегда восхищался Хорни и говорил, что она «очень талантливая и очень злая».

К слову, в отношении самих идей Фрейда Карен Хорни была очень неоднозначной. Первое время она увлекалась ими, поскольку они отражали её недовольство своей половой жизнью. В юности она предавалась разнообразным сексуальным фантазиям, в том числе таким, которые в то время считались извращениями (да и сейчас считаются многими консервативными людьми)

Она даже пыталась выпускать собственную газету, посвящённую этой теме, а также расхаживала по улицам с проститутками, привлекая общественное внимание

Но впоследствии она заявила, что Фрейд слишком много внимания уделяет сексуальным переживаниям и что в психологии они являются далеко не такими важными. По-видимому, это совпало с тем, что она преодолела свой комплекс неполноценности.

Однако и в дальнейшем она продолжала страдать от недостатка любви. Одно время у неё завязался роман с Эпихом Фроммом – ещё одним знаменитым психологом; это была её единственная настоящая любовь. Но им пришлось расстаться, и это Хорни переживала очень тяжело и мучительно.

Женская психология

Хорни также была пионером в области женской психиатрии. Как одна из первых женщин-психиатров, она была первой известной женщиной, представившей доклад о женской психиатрии. Четырнадцать статей, которые она написала между 1922 и 1937 годами, были объединены в один том под названием « Женская психология» (1967). Как женщина, она считала, что выявление тенденций в женском поведении не имеет должного внимания. В своем эссе, озаглавленном «Проблема женского мазохизма» , Хорни почувствовала, что она доказала, что культуры и общества во всем мире поощряют зависимость женщин от мужчин в их любви , престиже, богатстве , заботе и защите. Она указала на то, что в обществе зародилось стремление нравиться, насыщать и переоценивать мужчин. Женщины рассматривались как объекты очарования и красоты, что противоречило конечной цели каждого человека — самореализации .

По словам Хорни, женщины традиционно получают ценность только через своих детей и более широкую семью. Она затронула эту тему в своем эссе «Недоверие между полами», в котором сравнила отношения мужа и жены с отношениями родитель-ребенок — отношениями непонимания и порождающими пагубные неврозы. Она демомизировала викторианский образ брачных уз. Хорни объяснила, что «моногамное требование представляет собой исполнение нарциссических и садистских импульсов в гораздо большей степени, чем указывает на желание искренней любви. В частности, ее работа « Проблема моногамного идеала » была посвящена браку, как и шесть других работ Хорни. Ее эссе «Материнские конфликты» попыталось пролить новый свет на проблемы, с которыми женщины сталкиваются при воспитании подростков.

Хорни считал, что и мужчины, и женщины стремятся быть изобретательными и продуктивными. Женщины способны удовлетворить эту потребность нормально и внутренне — для этого они беременеют и рожают. Мужчины удовлетворяют эту потребность только внешними путями; Хорни предположил, что поразительные достижения мужчин в работе или в какой-либо другой сфере можно рассматривать как компенсацию за их неспособность рожать детей.

Хорни развила свои идеи до такой степени, что в 1946 году она выпустила одну из первых книг по самопомощи под названием « Рассматриваете ли вы психоанализ? . В книге утверждалось, что люди, как мужчины, так и женщины, с относительно небольшими невротическими проблемами, по сути, могут быть собственными психиатрами. Она постоянно подчеркивала, что самосознание является частью того, чтобы стать лучше, сильнее и богаче.

дальнейшее чтение

  • Карлсон, Н.Р. и Хет, CD (2007). Психология наука о поведении . 4-е изд. Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Inc., 459.
  • ДеМартино, Р. (1991). Карен Хорни, Дайсэц Т. Судзуки и дзен-буддизм. Американский журнал психоанализа, сентябрь, 51 (3), 267-283.
  • Герцог, Дагмар (2017). Фрейд холодной войны: Психоанализ в эпоху катастроф . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-07239-8.
  • Кондо, А. (1961). Отношения терапевт-пациент в психотерапии: о школе Хорни и терапии Морита. Сейшин Бунсеки Кеню. (Японский журнал психоаналитических исследований), (7), 30-35.
  • ЛеВин, П. (1994). Впечатления от заключительных лекций Карен Хорни. Австралийский психолог. 29 (1), 153-157.
  • Пэрис, Бернар Дж. Карен Хорни: поиск психоаналитика самопонимания , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1994. ISBN  0-300-06860-3
  • Куинн, Сьюзен. Ее собственный разум: жизнь Карен Хорни , Summit Books, Нью-Йорк, 1987. ISBN  0-201-15573-7
  • Рубинс, Джек Л. Карен Хорни: Мягкий бунтарь психоанализа , Summit Books, Нью-Йорк, 1978. ISBN  0-8037-4425-0
  • Весткотт, Марсия. Феминистское наследие Карен Хорни , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 1986. ISBN  0-300-04204-3

Я-образ, как ключевое понятие в теории личности К.Хорни

Чтобы снизить постоянное чувство психологической тревоги нужно работать над становлением адекватного Я-образа. Хорни говорила о том, что Я-образ состоит из трёх составляющих: Я-идеального, Я-реального и Я-в глазах окружающих. У нормально развивающейся и устойчивой к неврозам личности все три части совпадают и создают одно целостное Я. Но такое «единство» встречается далеко не у каждого, и чаще всего у человека существует конфликт между отдельными составляющими его образа. Например, если у личности не совпадают образы Я-идеального и Я-реального, то возникает чувство постоянной неудовлетворённости собой, неуверенности, тревоги. Подобное напряжение может стать причиной развития невроза. К такому же результату приводит и несовпадение Я-реального и Я-в глазах окружающих. И не имеет значения, думают ли другие люди хуже или лучше о человеке, чем он сам о себе. Именно поэтому и пренебрежение, и восхищение, если они не совпадают с реальным мнением самой личности, увеличивают её уровень тревожности. 

Согласно Хорни, чтобы избежать чувства тревоги, человек использует механизмы психологической защиты. Именно они позволяют привести к одному общему целому два конфликтующих образа Я-реального и Я-в глазах других людей. Хорни выделяла три основных механизма. В норме каждый из них помогает снизить тревогу, но если какой-то начинает доминировать, то это приводит к формированию определённого невротического комплекса.

Карен хорни биография, теория и работаВ зависимости от выбранного механизма защиты, автор выделяла три типа поведения: уступчивый, агрессивный, устранённый. Уступчивый тип поведения направлен на «слепое» соглашение с людьми, и заключается в стремлении получить общественное одобрение. Возникают потребности в принятии, поощрении и в партнёре, на которого можно переложить ответственность за свою жизнь. Все эти потребности нереалистичны и не могут быть насыщены, поэтому человек, получая одобрение, требует все большего. При агрессивном механизме, личность стремится силой навязать другим своё Я-идеальное представление. Это выражается в подавлении мнения окружающих, доминировании, эксплуатации других людей. Устранённый тип поведения заключается в избегании общества и стремлении к одиночеству, уединению. Но и он не помогает снизить тревогу, ведь изолировав себя от других людей, личность продолжает испытывать постоянный стресс от неприятия обществом. 

Научная деятельность

Карен Хорни зарекомендовала себя столь одаренным ученым, что в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. Событие стало нонсенсом, ведь за 20 лет до этого женщинам не разрешалось даже учиться в вузе. Одновременно с преподаванием и практикой Карен приходилось заниматься самоанализом, бороться с собственными проблемами и держать себя за гранью самоубийства.

Берлинский психоаналитический институт потворствовал идеям Зигмунда Фрейда. Хорни придерживалась иной точки зрения: она говорила, что фрейдизм и сексизм — схожие понятия.

В отличие от Фрейда, который считал, что личность определяет ее сексуальность и склонность к агрессии, Карен придавала значение обстановке, в которой личность воспитывалась. При этом психоаналитик соглашалась с некоторыми идеями оппонента, например с теорией зависти к пенису.

Зигмунд Фрейд говорил, что женщины испытывают неудовлетворенность своими гениталиями и втайне желают иметь пенис. Карен Хорни считала, что подобная зависть действительно может возникать у невротических женщин. В свою очередь, некоторые мужчины испытывают зависть к утробе — к способности женщин рожать детей, постигать материнство в полном смысле слова.

Кстати, именно на материнстве Карен и строит психологию женщины. По ее словам, представительницы прекрасного пола приобретают ценность, производя на свет детей.

Столкновение интересов с Фрейдом и распространение нацизма в Германии в 1932 году привели к тому, что психоаналитик с детьми переехала в США.

Карен Хорни и Зигмунд Фрейд / «Фейсбук»

Именно в Америке родились самые ценные идеи Карен Хорни. Так, в 1937-м она опубликовала книгу «Невротическая личность нашего времени». В этом труде женщина описала, кто он — страдающий неврозом человек, описала его внутренние конфликты и рассказала, как с помощью самоанализа справиться с агрессией, неудовлетворенностью, страхом и неуверенностью в себе. Годы приходились трудные, поэтому книга пользовалась бешеной популярностью и за пределами научного сообщества.

Еще один ценный вклад в психологию, совершенный Хорни, — разработка теории невроза. В отличие от коллег она считала, что это постоянное состояние, а не реакция на негативные события: потеря близкого человека, развод и пр. Ссылаясь на собственный опыт, Карен говорила, что ключ к пониманию невроза стоит искать в детстве.

Психоаналитик считала, что невротиком человека делает чувство «коренной» тревоги, то есть развивающейся в детстве. На практике она выделила два вида тревоги. Первый — физиологическая (базальная) тревога: боязнь не удовлетворить физиологические потребности. Второй — психологическая: страх не реализовать собственное я. Одновременно с этим 100-процентная компенсация и физиологической, и психологической тревог приводит к нарциссизму, считала женщина.