Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

Значение слова Хлыст по словарю Символизма:

Хлыст — Означает власть, правление, правительство, преобладание, наказание. Также символизирует плодородие мужского начала. Кнут ассоциируется с молнией и некоторыми богами бури. Атрибут Великой Матери в ее ужасном аспекте. Когда кнут (бич) и посох появляются одновременно, то кнут символизирует скотоводство, а посох — земледелие. В египетском символизме Менат отгоняет злых духов с помощью кнута, который становится затем символом счастья. Эта двойственная символика наблюдается и в Китае. Кнут — эмблема Мената, Озириса, Аполлона, Диониса, Кибелы и Эриний. Это один из символов мук Христовых и очищения Храма. Считалось, что побои кнутом стимулируют плодовитость не только у мужчин. Невесты в Риме получали удары кнутом. Во время праздника Луперкалий обнаженные молодые люди бегали по городу, бичуя всех попадавшихся на пути женщин, чтобы увеличить их плодовитость. С той же целью бичевались плодовые и ореховые деревья.

Хлысты

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяСемья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео­типам  Подобные обвинения довольно распростра­нены: в первые века нашей эры им подверга­лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяКорабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 год

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

Определение слова «Хлыст» по БСЭ:

Хлыст — в лесозаготовительных работах, ствол поваленного дерева, отделённый от корневой части и очищенный от сучьев. Очистку ствола и отделение вершинной части производят на Лесосеках или на верхних и нижних складах лесозаготовительных предприятий (см. Лесной склад), а в некоторых районах — непосредственно на лесозаводах. Х. раскраивают (раскряживают) в зависимости от его размеров и качества на круглые сортименты (отрезки), предназначенные для строительства, выработки пиломатериалов, шпал, фанеры, рудничной стойки, целлюлозы, древесностружечных и древесноволокнистых плит и др. продукции.

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

Духоборы

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

1 / 7

Духоборы на крыльце дома. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

2 / 7

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

3 / 7

Духоборы. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

4 / 7

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 годBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

5 / 7

Мужчина и мальчик — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

6 / 7

Муж и жена — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

7 / 7

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 годBritish Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы­тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са­ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста­ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от­личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по­селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при­бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави­тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев­ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно­рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо­боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор. 

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Как выбрать хлыст

Многие выступающие на соревнованиях и представлениях с лошадьми всадники предпочитают покупать к своему набору амуниции яркий хлыст для верховой езды. На самом деле от такого предмета можно ожидать только обратного результата. Применение хлыста будет броским и явным для зрителей и охарактеризует всадника лишь с негативной стороны.

Прежде чем применять хлыст, нужно помнить, что главные способы управления лошадью — ноги наездника. Но если нужда в таком предмете все же есть, следует выбирать хлыст согласно предназначениям, во время конкура нужен короткий хлыст, в выездке, наоборот, нужен самый длинный вариант снаряжения

Обращать внимание нужно в первую очередь на материалы, из которых изготавливается хлыст, главное, чтобы он причинял как можно меньше дискомфорта животному.

Виды хлыстов для верховой езды

Раньше для изготовления хлыстов использовали различные материалы, дерево, кожу либо замшу. Сегодня современная промышленность диктует свои правила, согласно которым хлысты для управления лошадью изготавливают из пластика, дополнением к нему идут детали из кожи, резины и металла.Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

Различить хлысты на виды можно согласно целям эксплуатации и размерам предметов:

  1. Стэк или скаковой хлыст — предмет минимального размера, длина которого будет колебаться в границах 40-45 см. Кроме этого отличительная особенность такого хлыста — специфическая наконечная «хлопушка», при помощи которой во время взмахов стэком лошадь улавливает характерный звук и без надобности удара ускоряет движение. За счет характерного удара в воздухе, животное не ощущает боли и дискомфорта, то есть без насилия всадник может подтолкнуть животное к повышению скорости.
  2. Хлыст для конкура или хлыст жокея — визуально смахивает на стэк, но обладает сравнительно большей длиной, примерно 70 см. Сфера применения такого хлыста обусловлена тем, что при его помощи животное подталкивают к преодолению барьеров, то есть речь идет о конкуре. Используют такой хлыст тогда, когда воздействие шенкелями не приносит результатов.
  3. Спортивный хлыст или контурный хлыст — чаще всего такое снаряжение обладает большим показателем длины, не менее 110 см, но максимум 160 см. Благодаря этому во время выездки наездник может, не выпуская из рук повода, воздействовать дополнительно на своего коня таким хлыстом.
  4. Шамберьер или манежный длинный бич — хлысты с характерной длиной около 2 м, это самые длинные варианты такого снаряжения. В процессе корда всадник сможет подвигнуть лошадь на выполнение поставленных задач при помощи такого бича. Кроме этого шамберьер широко применяется в цирковой дрессуре.

Выбрать правильный вид хлыста можно легко, если отталкиваться сугубо от будущих целей и предназначенной работы с лошадью.

Вероучение

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй — Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что представляют собой Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же Божественного существа.

С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человеке (2Кор. ), раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путём естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и есть наказание за первородный грех. По некоторым свидетельствам, признается переселение душ.

Отрицаются священники, святые, государство, священные книги, так как ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух.

Скопцы

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяОбщина скопцов в Якутии. Начало XX века

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи­ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру­шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро­странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен­но­му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско­плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп­ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом­ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

1 / 3

Кондратий Селиванов. Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

2 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

3 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра­вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За­кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо­зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными. 

История

Основатель «Старого Израиля» Перфил Петрович Катасонов.

По мнению П. И. Мельникова-Печерского, хлысты существовали уже при Иване Грозном. Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сошёл на землю сам Господь Саваоф, вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Господь Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «Христами» (помимо христов-преемников в каждой общине также были свои христы). Первым Христом стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии. Второй Христос — Прокопий Данилович Лупкин, живший сначала в Нижнем Новгороде, а позднее в Москве. При Христах были и «Богородицы»: имя первой не известно, а вторую звали Акулина Ивановна. В , и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела о хлыстах. По указу императрицы Анны Иоанновны от 7 июня 1734 г. можно судить о популярности христоверия не только среди крестьянства, но и среди «разных чинов людей». В этой «ереси были многие князья бояре, боярыни и другие разных чинов помещики и помещицы; из духовных лиц архимандриты, настоятели монастырей». Там же отмечается, что имелись целые монастыри, мужские и женские, поголовно уклонявшиеся в хлыстовщину. В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре, в котором они пользовались влиянием среди монашествующих.

Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жёстко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие Христом лишь своего единственного руководителя и чётко отделявшие себя от иных общин:

  • Примерно в 1770 году возникла секта скопцов, первыми проповедниками которой стали Андрей Петров Блохин и Кондратий Иванович Селиванов. Влияние Селиванова проникло и в дворянскую среду: в 1817 году в петербургском Михайловском замке проходили радения «Духовного союза», созданного Екатериной Филипповной Татариновой.
  • В первой четверти XIX века возникло течение «постников» во главе с тамбовским крестьянином Аввакумом Ивановичем Копыловым, который возродил авторитет Библии и усилил пищевые запреты.
  • В 1830-х годах из постничества выделилось объединение «Израиль» (позднее именовавшееся «Старый Израиль»), основатель которого Перфил Петрович Катасонов реформировал хлыстовщину ограничив экстатическую обрядность и фактически узаконив брачный союз. После смерти Катасонова в 1886 году В. Ф. Мокшин и особенно его преемник Василий Семёнович Лубков создали наиболее реформированную разновидность хлыстовщины — «Новый Израиль», в котором были окончательно отменены экстатические обряды и формальные посещения православных служб.

Русская интеллигенция и хлысты

В начале XIX века среди высших слоев России распространилось увлечение масонством и мистицизмом, в том числе хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель «Сионского вестника» Александр Лабзин, художник Владимир Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения, председатель Библейского общества Александр Голицын. Чиновник и писатель Павел Мельников (Печерский), помимо антисектантских исследований, написал о быте хлыстов в романе «На горах». Исследователи народнического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ Василий Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Николай Клюев. Описание хлыстовского радения присутствует в третьей части романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Существует неподтверждённое фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяХлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

1 / 4

Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library

2 / 4

Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library

3 / 4

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library

4 / 4

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто»  «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия  Глоссолалия (с греч. «говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Литература

  • Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1. — М., 1908.
  • Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. — СПб., 1905.
  • Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. — М., 1922.
  • Высоцкий Н. Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих». — М., 1917.
  • Дело о скопце камергере Еленском // ЧОИДР, 1867, т. 63, кн. 4, октябрь-декабрь. — М., 1867.
  • Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. — СПб., 1888.
  • Дубровин Н. Ф. Наши мистики-сектанты. Е. Ф. Татаринова и А. П. Дубовицкий // Русская старина, 1895, январь.
  • Иникова С. А. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 546—548. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века — 1917 г.). — М., 1965.
  • Коновалов Д. Г. Хлыстовство и трезвенничество как религиозные явления. — М., 1913.
  • Костомаров Н. И. Воспоминания о молоканах // Отечественные записки, 1869, № 3.
  • Кудинов Н. Ф. Столетие молоканства в России. 1805—1905. Баку, 1905.
  • Кулаков А.Е. Религии мира. — М.: Астрель, 2003. — ISBN 5-17-017645-7.
  • Майнов В. Н. Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов (Ссылка его в Спасо-Евфимьев монастырь) // Исторический вестник, 1880, апрель, т. 1.
  • Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. Отдел II. Свод сведений о скопческой ереси из следственных дел // ЧОИДР, 1872, т. 81, кн. 2, апрель-июнь. — М., 1872.
  • Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России. Вып. VII. Чемреки. / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1916.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. II. Животная книга духоборцев / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1909.
  • Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Новый Израиль / Под ред. Бонч-Бруевича В. Д. — СПб., 1911.
  • Молоствова Е. Иеговисты. Жизнь и сочинения капитана Н. С. Ильина. Возникновение секты и её развитие. — СПб., 1914.
  • Надеждин Н. И. Исследование о скопческой ереси. — СПб., 1845.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. — М., 1983.
  • Новицкий О. Духоборцы. Их история и вероучение. — Киев, 1882.
  • Поэзия и проза сибирских скопцов. Издание Г. П. Меньшенина. — Томск. 1904.
  • Плотников К. История и разбор учения рационалистических сект. — Пг., 1914.
  • Пругавин А. С. «Братцы» и трезвенники. Из области религиозных исканий. — М., 1912.
  • Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. — М., 1915.
  • Рождественский А. Хлыстовщина и скопчество в России. — М., 1882.
  • Рождественский Т. С., Успенский М. И. Песни русских сектантов и мистиков. — СПб., 1912.
  • Розанов В. В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). — СПб., 1914.
  • Сахаров Н. Последнее движение в современном скопчестве // Христианское чтение, 1877, т. VII—VIII.
  • Терлецкий В. Н. Хилиастические течения в русском сектантстве. — СПб., 1912.
  • Толстой В. С. О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье // ЧОИДР, 1864, т. 51, кн. 4, октябрь-декабрь.
  • Тульпе И. А. Религиозное скопчество как русский карнавал // Смыслы культуры. — СПб., 1996.
  • Тульпе И. А. Курс лекций «Христианское сектантство в России» для студентов-религиоведов кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ, 2001.
  • Тульпе И. А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2008. — Т. 9. — № 2. — С. 87—100.
  • Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. — М., 1991.
  • Философов Д. В. Неугасимая лампада. — М., 1912.
  • Фукс В. Я. Из истории мистицизма. Татаринова и Головин // Русский вестник, 1892, январь.
  • Харламов И. Духоборцы // Русская мысль, 1884, № 11.
  • Щапов А. П. Земство и раскол. — СПб., 1862.
  • Щапов А. П. Умственные направления в русском расколе // Дело, 1867, № 10—12.

Ответвления хлыстовщины

Появившись в начале XVII века, секта хлыстов породила многочисленные религиозные группы со схожими убеждениями. Так, в 1765 году была основана секта скопцов, ратующая за полное усмирение плотского желания путём оскопления. А вот духоборы не оскопляли друг друга, а так же, как и хлыстовцы, верили в перерождение души. Откололись от секты хлыстов и молокане, и малёванцы, и постники навад, сохранившие некоторые верования христововеров.

Интересно, что в XIX веке сектой хлыстов стали интересоваться в высших кругах российского общества. Им открыто симпатизировали многие писатели, художники и даже известные чиновники. А поэт Николай Клюев открыто признавался, что провёл несколько лет в данной секте. О хлыстовцах писали и именитые писатели, в том числе Максим Горький.

Для чего нужен хлыст

Чем короче хлыст, тем чаще его используют в конкуре, а самый длинный такой прут применим в выездке.

Каждый всадник самостоятельно подбирает размер и материал изготовления хлыста, согласно целям и его предназначению. К сожалению, на сегодняшний день ни один опытный и начинающий конник не сможет справляться с лошадьми без использования такой амуниции. Но (!) это совсем не означает, что управлять лошадью нужно только при помощи силы и наказания. Лошадь достаточно чувствительная и не потерпит злости и агрессии по отношению к себе.Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

Хлыст используется в целях усиления влияния на лошадь при помощи шенкелей. К примеру, когда лошадь функционирует на корде, правильно подобранная длина хлыста поможет всаднику четко контролировать каждое движение животного. Чаще всего без хлыста не обойдется наездник, который оседлал ленивую лошадь, молодого норовистого жеребца. В первом случае хлыст подтолкнет лошадь к труду, а во втором — усмирит и склонит к послушанию животного. Не стоит применять силу во время использования хлыста, лошадь, итак, достаточно пугливая и поймет легкого шлепка.

Прежде чем прибегнуть к эксплуатации хлыста прямо по назначению, стоит дважды проанализировать ситуацию, возможно ли обойтись без хлыста и «пощадить» своего коня. Чаще всего подтолкнуть к тому или иному движению лошади можно при помощи шенкеля либо повода, частое применение хлыста может негативно настроить животное против всадника (читайте про то, как выстроить свои отношения с лошадью).

Субботники

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаютсяСубботник. Начало XX века

Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм  Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди­новерцами. Бывали и случаи, когда столкно­вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. . 

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри­ровали в Израиль. . 

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Кот дня

Пабло Пикассо и кот ГримальдиКарикатура дня

Одеваясь ко дню рожденияБуква дня

Червь

Архив

В искусстве

  • В романе «Мардона» австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха повествование идет о предводительнице русской мистической секты, в которой соединяются черты хлыстовства и духоборчества.
  • В повести Н. С. Лескова «Смех и горе».
  • В романе Ф. М. Достоевского «Бесы».
  • В романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы».
  • В романе П. И. Мельникова-Печерского «На горах».
  • В романе Д. С. Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей».
  • В романах «Мать» и «Жизнь Клима Самгина» и в повести «В людях» Максима Горького.
  • В романе Андрея Белого «Серебряный голубь».
  • В романе Пимена Карпова «Пламень».
  • Книга стихов К. Д. Бальмонта «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» (1909) представляет собой стилизацию под песенный фольклор хлыстов.
  • В поэзии Н. А. Клюева.
  • В стихотворении В. В. Маяковского «Надо бороться».
  • В романе Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень».
  • В романе Валентина Пикуля «Слово и дело».
  • В романе грузинского писателя Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхиа». Хлысты зарезали корову соседа, что послужило очередным примером зависти людей.
  • Марина Цветаева, «Хлыстовки»; цикл «Ахматовой» («Как поставят тебя леса Богородицей хлыстовскою»).
  • Телесериал «Жизнь Клима Самгина» (1988).
  • Песня «Красный петух» группы «Агата Кристи».

Хлыстовские радения

Особой мессой в секте хлыстов было радение. Участвовали в ней, чтобы снискать благодати Святого Духа и усмирить свою плоть. В маленьком помещении собирались все члены «корабля» и принимались неистово танцевать, вдыхая дым от сжигаемых трав. Травы эти могли быть с галлюциногенным эффектом. После ритуальных плясок и песнопений христововеры брались за мокрые жгуты, палки или настоящие хлысты и наносили друг другу удары. В некоторых случаях сектанты занимались самобичеванием.

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

После взаимных побоев ритуал продолжался до той поры, пока все хлыстовцы не падали на пол. Плотское возбуждение, или «духовную радость», охватывающую сектантов в результате радения, трактовали как пришествие Святого Духа. Многие считали, что после завершения радения хлысты предаются свальному греху. Впрочем, доказательств оргий у хлыстовцев в официальных документах нет. О содомии в секте говорили и из-за того, что к ней якобы принадлежал Григорий Распутин, славящийся своими любовными похождениями. А о распущенности секты ходили слухи из-за их отношения к браку и детям.

Последователи секты хлыстов не женились друг на друге, свободно переходя от одного партнёра к другому, называлось это «духовное сожительство». Существовало и правило жить с «женой» как с сестрой, но оно повсеместно нарушалось. В результате, конечно, появлялись дети, матери которых могли даже и не знать, от кого они. Есть мнение, что дети, появившиеся на свет в результате оргий во время радений, становились новыми Христами и Богородицами.

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

Происхождение

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства. Во-вторых, гипотеза более раннего южного влияния болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом. Наконец, в-четвёртых, это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей «обожения» и радикальными толками старообрядчества.