Хаос (мифология)

Что такое Хаос и порядок. Порядок и хаос

Григорий МУЧНИК

Упорядоченность и хаос… Две крайности, наблюдаемые в реальном мире. Четкая, подчиняющаяся определенному порядку смена событий в окружающем нас пространстве и во времени – движение планет, вращение Земли, появление кометы Галлея на горизонте, размеренный стук маятника, поезда, идущие по расписанию. И, с другой стороны, хаотическое метание шарика в рулетке, броуновское движение частицы под случайными ударами «соседей», беспорядочные вихри турбулентности, образующиеся при течении жидкости с достаточно большой скоростью.

До недавних пор для любой отрасли техники, для любого производства было характерно стремление организовывать работу всех аппаратов и устройств в устойчивом статическом режиме. Порядок, равновесие, устойчивость всегда считались чуть ли не главными техническими достоинствами. Как тут не опасаться внешнего беспорядка, неопределенности, зыбкости, неизбежных энергетических потерь – этих обязательных спутников неравновесности? Пожалуй, в технике смелее всех оказались строители, которые сумели преодолеть этот психологический барьер и стали закладывать в конструкции башен, высотных зданий, мостов элемент неопределенности – возможность совершать колебания. Неупорядоченные процессы могут приводить и к катастрофам. Например, при неправильном выборе профиля крыльев или хвостового оперения самолетов в полете может возникнуть грозное явление – флаттер – сочетание крутильных и изгибных неупорядоченных колебаний. При достижении определенной скорости полета флаттер приводит к разрушению всей конструкции, – в свое время это явление оказалось, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути развития реактивной авиации. Впоследствии академик М.В. Келдыш разработал теорию неустойчивых колебаний и методы борьбы с ними, и только его работы позволили справиться с флаттером путем затормаживания – демпфирования – колебаний. Благодаря такому демпфированию конструкции самолетов становились устойчивыми даже в сложных нестационарных условиях, характерных для аэродинамики. Интересно, что одна из монографий Келдыша, изданная в 1945 году, называется «Шимми переднего колеса трехколесного шасси». Шимми – это американская разновидность фокстрота, по законам которого и «танцует» колесо. Шимми колеса самолетных шасси при взлетах и посадках тоже приводило к самовозбуждающимся нерегулярным колебаниям и в итоге – к разрушению самолетов. На основе теории Келдыша этот дефект был устранен. Так фундаментальная наука в очередной раз продемонстрировала свою практическую полезность.

Что такое Хаос и беспорядок. Хаос

Представления об эпохе хаоса возникают в результате развития, конкретизации представлений о мифическом времени , особом начальном сакральном периоде, предшествующем эмпирическому ( историческому ) «профанному» времени.

В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок , неразбериху , смешение . Понятие возникло от названия в древнегреческой мифологии изначального состояния мира, некой «разверзшейся бездны» (а не беспорядочного состояния), из которой возникли первые божества. Лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка.

В математике хаосом называется апериодическое детерминированное поведение динамической системы , крайне чувствительное к начальным условиям . Бесконечно малое возмущение граничных условий для хаотической динамической системы приводит к конечному изменению траектории в фазовом пространстве . Изучается математическими средствами теории хаоса .

Для количественного измерения хаотичности (неупорядоченности) некоторой системы в физике и математике (теории информации, математической статистике) часто используется понятие энтропии , которая одновременно характеризует информационную ёмкость системы.

Хаос ударение на о значение. Значение слова «хаос»

ХА́ОС и ХАО́С , -а, м.

1. ( ха́ос ). В древнегреческой мифологии и философии: беспредельное пространство, представляющее собой беспорядочную смесь материальных элементов мира, из которого произошло все существующее.

2. ( ха́ос и хао́с ). Крайний беспорядок, неразбериха. Комната мамаши представляла целый хаос, в котором только она одна могла разобраться. Салтыков-Щедрин, Господа ташкентцы. Книги, рукописи, начатые листы, окурки и пепел завалили весь стол. Страшно было подсесть, — не только работать в таком хаосе. А. Н. Толстой, Для чего снег идет. || Беспорядочное смешение чего-л., отсутствие ясности, стройности, системы в чем-л. Хаос красок. Хаос звуков. □ Ум его утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей; они неслись, как облака в небе, без цели и без связи, — он не ловил ни одной. И. Гончаров, Обломов. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией —. Ленин, Три источника и три составные части марксизма.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Что такое Хаос и хаус. Хаос — что такое? Значения и примеры

Иногда люди видят беспорядок или космос и спрашивают себя, а хаос — что такое? Думаете, что беспорядок на столе и беспредельная пустота звездных пространств не могут быть связаны друг с другом? А вот и ошибаетесь. Поговорим сегодня о значении слова «хаос».

Смысл

Сначала список значений:

  • Хаос – это первичная бездна, из которой возникло все сущее.
  • Неразбериха, беспорядок в своей высшей степени.

Чтобы понять, хаос – что такое, нужно открыть любую книгу по мифологии или Библию. В последней, как известно, сначала было мрачно, темно и страшно. Потом возник Бог, отделил небо от земли, навел порядок в чередовании дня и ночи. Другими словами, положил конец хаосу.

Хаос (мифология)

Если кто-нибудь возьмет на себя труд и сравнит сотворения неба и земли в Библии с представлениями других народов, то обнаружит там примерно то же самое. Сначала не было ничего, потом пришел Некто и сделал, чтобы было все.

Понятно, что рассуждения подобного рода сильно напоминают речи печально известного М. А. Берлиоза, но это правда. Если прочитать хотя бы две или три книги по мифологии народов, то схожесть сюжетов сразу бросится в глаза, если не сюжетов, то уж фабул точно. Однако не будем об этом. Есть и более простой способ познать сущность понятия «хаос».

«Что такое?!» — спрашивает любопытный читатель. Наверняка он думает, что мы предложим ему спуститься на самое дно мира, заглянуть в бездну бытия. Пусть успокоится. Первичного хаоса не постигнуть нам, увы. Остается верить на слово. Мы просто переходим ко второму значению. В жизни тоже хаоса хватает.

Хаос в комнате подростка

У девочек обычно в комнате все прилично, убрано, все разложено по местам. Конечно, разные бывают девочки, но образ именно такой, когда мы думаем о комнате, где обитает маленькая женщина.

Хаос (мифология)

С парнями другая история. Редко можно встретить прилежного и аккуратного мальчика. Чтобы встретить бытовой ужас, то есть непосредственный хаос (что такое это за понятие, мы уже разобрали), нужно только заглянуть в комнату обычного подростка, и первичная бездна беспорядка предстанет перед человеком во всем своем безобразном великолепии. Детализировать не будем, чтобы сохранить нервные клетки читателям.

Хаус и Хаос

Напоследок забавное наблюдение. В те времена, когда популярность доктора Хауса зашкаливала, люди в интернет-баталиях нередко бессознательно путали эти два слова, которые по-русски звучат похоже, и писали вместо «хаоса» «Хаус» и даже не замечали этого. Разумеется, верно и обратное: некоторые полагали, что «доброго» доктора звали не Хаус, а Хаос. А что? Учитывая характер великого диагноста, такая бы фамилия ему тоже подошла.

В словаре Словарь иностранных слов

а, мн. нет, м.

1. (хаос). В древнейших мифологических представлениях: зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, неорганизованная стихия, из которой впоследствии образовалось все существующее. Пер-возданный х.

2. (хаос). Отсутствие порядка, полная путаница. Х. в делах. Х. в голове.

3. (хаос). Нагромождение, скопление чего-нибудь (обычно — как результат действия стихийных сил). Х. по-лузатопленных бревен.

4. (хаос), разг. Беспорядок в помещении, в жилье и т.п. В комнатах — невообразимый х. Хаотический, хаотичный — беспорядочный, лишенный последовательности, стройности.||Ср. БАЗАР» title=’БАЗАР, БАЗАР это, что такое БАЗАР, БАЗАР толкование’>БАЗАР, БАРДАК» title=’БАРДАК, БАРДАК это, что такое БАРДАК, БАРДАК толкование’>БАРДАК, БЕДЛАМ, СОДОМ.

Исчадия Хаоса

В глубине тёмных и искажённых лесов скрываются бесчисленные орды ужасных и смертоносных существ – тварей, запятнанных касанием Хаоса. Зверолюды – настоящее бедствие цивилизованных земель. Они нападают без предупреждения, убивая слабых и скрываясь в безопасности тёмных лесов перед лицом сильного. В их ордах можно встретить все виды гигантских и отвратительных тварей, и все они живут только для того, чтобы пускать кровь тем, кого могут убить.

Старый Свет наполнен изменяющей силой магии. Она проистекает из межпространственных врат на дальнем севере и окутывает собой весь мир. Эта сила имеет наибольшее влияние в непосредственной близости к разбитым вратам. Продвигаясь дальше, сила изменяющей магии уменьшается по мере увеличения расстояния от своего источника.

Дальний север Старого Света является домом для множества странных тварей, извращённых силами Хаоса. Все виды бесформенных тварей и невероятных уродств можно найти там: гнусных тварей с отвратительно жирными телами, оплетёнными щупальцами, тварей, чьи пасти вечно открыты и истекают слюной в бесконечной жажде крови, и множество других ужасных созданий, которых только можно себе вообразить, бродят по тем землям, выискивая слабых и немощных. Эти чудовища поддерживают своё существование лишь благодаря магическому полю, что окружает этот регион. К счастью, они не могут путешествовать далеко на юг, ибо там сила Хаоса слабеет, и более не может поддерживать в них жизнь.

Множество же меньших мутантов Хаоса наполняет остальной мир, поскольку им не нужно так много поддерживающей в них жизнь энергии, как более искажённым созданиям далёкого севера. Самыми распространёнными среди них являются зверолюды и их многочисленные сородичи, обладающие зачатками разума и сходством с людьми. К этому же типу существ относят и сотрудничающих с ними пугающих минотавров, огромных быкоголовых чудовищ, и похожих на лошадей центигоров. Все эти и многие другие твари известны как «исчадья Хаоса». Они отмечены печатью мутации, и их души принадлежат богам Хаоса с самого их рождения.

Безымянные твари

Хаос велик и изумителен в своём разнообразии, и естественный мир не может соперничать с причудливым разнообразием форм, которые приносит контакт с ним. Зверолюды, минотавры и другие описанные выше существа – лишь малая часть чудовищ, созданных Хаосом. Существует и множество других существ, на которых явно видны следы мутаций, приносимых Хаосом: скавены, мантикоры, химеры и грифоны. Даже люди не свободны от этого, и на землях Империи скрывается множество мутантов.

Тёмные леса и подземные глубины скрывают много порождений ужасной формы и подчиняющихся злу. Их нельзя отнести к какой-либо известной разновидности или типу, их родословная погребена в поколениях физических мутаций. У них нет имён, у этих исчадий Хаоса, но они существуют… и ждут. Ждут, когда мощь Хаоса возрастёт, и Тёмные Врата извергнут свою зловредную энергию, чтобы дети Хаоса вышли из тени – ревя, крича и воя в предвкушении заключительной победы Тёмных богов.

Аттракторы

График аттрактора Лоренца для значений r = 28, σ = 10, b = 8/3

Аттра́ктор (от англ. attract — привлекать, притягивать) — множество состояний (точнее — точек фазового пространства) динамической системы, к которому она стремится с течением времени. Наиболее простыми вариантами аттрактора являются притягивающая неподвижная точка (к примеру, в задаче о маятнике с трением) и периодическая траектория (пример — самовозбуждающиеся колебания в контуре с положительной обратной связью), однако бывают и значительно более сложные примеры.

Некоторые динамические системы являются хаотическими всегда, но в большинстве случаев хаотическое поведение наблюдается только в тех случаях, когда параметры динамической системы принадлежат к некоторому специальному подпространству.

Наиболее интересны случаи хаотического поведения, когда большой набор первоначальных условий приводит к изменению на орбитах аттрактора.
Простой способ продемонстрировать хаотический аттрактор — это начать с точки в районе притяжения аттрактора и затем составить график его последующей орбиты. Из-за состояния топологической транзитивности это похоже на отображения картины полного конечного аттрактора.

Например, в системе описывающей маятник пространство двумерное и состоит из данных о положении и скорости. Можно составить график положений маятника и его скорости. Положение маятника в покое будет точкой, а один период колебаний будет выглядеть на графике как простая замкнутая кривая. График в форме замкнутой кривой называют орбитой. Маятник имеет бесконечное количество таких орбит, формируя по виду совокупность вложенных эллипсов.

Хаос бог.

Хаос (раскрываться, разверзаться) в мифологии древних греков — описанная впервые Гесиодом в «Теогонии» персонификация изначального состояния мира до появления чего бы то ни было. Согласно Гесиоду, «Прежде всего возник Хаос».

Порождениями Хаоса в древней гесиодовской космогонии считались Эреб, Никта, Эрот, Гея, Тартар, а также Мойры (Гесиод, Теогония, 116, 123-124). В некоторых версиях Гея, Тартар, Уран — внуки Хаоса, а сам Хаос порожден Мглой. Эти божества еще не походили на людей или животных. У них был облик тех же природных стихий, которые они воплощали.

Уран представлял собой широкий купол неба, покрывающий всю землю. Понт — близкое людям море, по которому они плавали. Тартар рисовался мрачным пространством подземного мира, находящимся на таком же расстоянии от поверхности земли, на каком сама земля находится от неба. Не имели какой-нибудь внешней формы и Никта-Ночь и Эреб-Мрак. Они мыслились просто темным пространством. А Эрос был не богом любви, а самой обожествленной любовью, которая, как магнит, влечет друг к другу звезды, планеты и все, что есть в природе.

Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он — мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое стало мировым чудовищем, это — бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно нераздельное целое, в этом и заключается разгадка одного из самых оригинальных образов античного мифологически-философского мышления.

По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаос от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в свою середину эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо.

С развитием философской мысли менялось и представление о Хаосе. Его начинают понимать как беспорядочное состояние материи. Этот момент в скрытом виде находился во всех тех учениях, которые вообще понимали Xаос как принцип становления. Досократики Эмпедокл или Анаксагор и поэт Аполлоний Родосский (I 494-500) уже оперируют с первозданной беспорядочной смесью материальных стихий. У Овидия его мироздание прямо начинается с хаоса вещей и сам Xаос трактуется как «нерасчлененная и грубая глыба», хотя уже с животворными функциями (Овидий, Метаморфозы, I 5-9). Акусилай и Ферекид считали Хаос началом всякого бытия. При этом Ферекид отождествлял Хаос с водой, то есть с заполненным пространством.* * *РОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ БОГОВ(Отрывок из поэмы «Теогония»)Перевод с древнегреч. В. Вересаева

Основные сведения

Теория хаоса гласит, что сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий, и небольшие изменения в окружающей среде могут привести к непредсказуемым последствиям.

Математические системы с хаотическим поведением являются детерминированными, то есть подчиняются некоторому строгому закону, и, в некотором смысле, являются упорядоченными. Такое использование слова «хаос» отличается от его обычного значения (см. хаос в мифологии). Отдельная область физики — теория квантового хаоса — изучает недетерминированные системы, подчиняющиеся законам квантовой механики.

Пионерами теории считаются французский физик и философ Анри Пуанкаре (доказал теорему о возвращении), советские математики А. Н. Колмогоров и В. И. Арнольд и немецкий математик Ю. К. Мозер, построившие теорию хаоса, называемую КАМ (теория Колмогорова — Арнольда — Мозера). Теория вводит понятие аттракторов (в том числе, странных аттракторов как притягивающих канторовых структур), устойчивых орбит системы (т. н. КАМ-торов).

Хаос символ. Звезда Хаоса — значение символа

Символ Звезды хаоса связан с оккультной школой магии Хаоса. Философия направления магии хаоса основана на отказе от любых устоявшихся и строгих норм, главенствующее мест в магии хаоса отдается исключительно собственному магическому опыту и оккультным переживаниям. Хаос не знает системы, он беспорядочен, единственное что может его подчинить это личная, очень сильная воля мага. Исповедующие магию хаоса верят, что разум значит намного меньше чем эмоциональное состояние человека, а сознание ничто по сравнению с темными силами бессознательного. Хаос воплощает собой магическую силу природы, познание которой доступно только на бессознательном уровне.Популярность оккультного течения «Магия Хаоса» пришлось на двадцатый век, основное отличие данной магической школы заключается в отказе от каких либо ритуалов, адепту необходимо выпустить свою скрытую сущность наружу. Адепты верят что достаточно сказать всем своим существом «я хочу» и это исполниться, так как в личности человека, в его импульсах кроется часть силы хаоса.Символ « Звезда хаоса » являет собой восьмиконечную звезду с лучами в виде стрел. Восемь стрел звезды имеет много значений : восьмой день господень ( время после страшного суда ), звезда в восьми концах священный символ для христианской церкви. Помимо христианского значения звезда хаоса использовалась у славян как звезда Сварога.Символ стали наносить на амулеты и талисманы « Звезда хаоса » которые приобрели свою популярность в семидесятые годы в среде английский оккультистов, которые захотели создать собственную магическую школу. Оккультисты много приняли из идей Алистера Кроули и культа Ктулху. В процессе смешивание разных темных магических учений » звезда хаоса » стала символизировать темные силы природы, в первую очередь природы человека и его подсознания. Приверженцы школы хаоса верят что символ » звезды хаоса » это своеобразный древнейший ключ способный пробудить внутренние и внешние стихийные силы и выполнить волю мага хаоса.

Различия между случайными и хаотическими данными

Только по исходным данным трудно сказать, каким является наблюдаемый процесс — случайным или хаотическим, потому что практически не существует явного чистого «сигнала» отличия. Всегда будут некоторые помехи, даже если их округлять или не учитывать. Это значит, что любая система, даже если она детерминированная, будет содержать немного случайностей.

Чтобы отличить детерминированный процесс от стохастического, нужно знать, что детерминированная система всегда развивается по одному и тому же пути от данной отправной точки. Таким образом, чтобы проверить процесс на детерминизм необходимо:

  1. Выбрать тестируемое состояние.
  2. Найти несколько подобных или почти подобных состояний.
  3. Сравнить их развитие во времени.

Погрешность определяется как различие между изменениями в тестируемом и подобном состояниях. Детерминированная система будет иметь очень маленькую погрешность (устойчивый, постоянный результат), или она будет увеличиваться по экспоненте со временем (хаос). Стохастическая система будет иметь беспорядочно распределённую погрешность.

По существу все методы определения детерминизма основываются на обнаружении состояний, самых близких к данному тестируемому (то есть, измерению корреляции, экспоненты Ляпунова, и т. д.). Чтобы определить состояние системы, обычно полагаются на пространственные методы определения стадии развития. Исследователь выбирает диапазон измерения и исследует развитие погрешности между двумя близлежащими состояниями. Если она выглядит случайной, тогда нужно увеличить диапазон, чтобы получить детерминированную погрешность. Кажется, что это сделать просто, но на деле это не так. Во-первых, сложность состоит в том, что, при увеличении диапазона измерения поиск близлежащего состояния требует намного большего количества времени для вычислений, чтобы найти подходящего претендента. Если диапазон измерения выбран слишком маленьким, то детерминированные данные могут выглядеть случайными, но если диапазон слишком большой, то этого не случится — метод будет работать.

Когда в нелинейную детерминированную систему вмешиваются внешние помехи, её траектория постоянно искажается. Более того, действия помех усиливаются из-за нелинейности, и система показывает полностью новые динамические свойства. Статистические испытания, пытающиеся отделить помехи от детерминированной основы или изолировать их, потерпели неудачу. При наличии взаимодействия между нелинейными детерминированными компонентами и помехами появляется динамика, которую традиционные испытания на нелинейность иногда не способны фиксировать.