Гусли

Шлемовидные

Гусли

При этом они указывают на возможную взаимосвязь данного инструмента и западноевропейского псалтериума

Следует обратить внимание на точку зрения историка А. А

Новосельского. По его мнению, применяемые в музыке гусли такого типа, заимствованы у западноевропейских народов. На это указывает название и внешнее сходство с псалтериумом.

Шлемовидные гусли возникли на Руси в девятнадцатом веке. В Великом Новгороде было найдено пять изображений музыкальных инструментов. На всех изображён музыкант с инструментом, схожим с шлемовидными гуслями. Такого исполнителя называли гудцом.

Крыловидные

Гусли

Крыловидные гусли – инструмент, который был распространен в XIX—XX веках на северо-западных территориях России, граничащими с Финляндией, Карелией и Прибалтикой. Там встречаются родственные инструменты: каннель, кантеле, коклес, канклес. Наибольшее количество инструментов исследователями было встречено в Новгородской и Псковской областях.

Крыловидные гусли обладают разнообразной формой. Струны натянуты веерообразно и сужаются к «пятке». Можно выделить инструменты, которые имеют скошенный корпус. Он сужается, приближаясь к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется в пределах 4-6 сантиметров, а длина не превышает 800 мм.

Особенной чертой здесь выступает тонкий открылок — около 6-11 мм. Во время игры его используют, чтобы поддержать левую руку. Ведь от нависания над струнами она быстро устаёт. Данный вид гуслей имеет 5-17 струн. Чаще их бывает от 6 до 9. Они настроены в соответствии со ступенями диатонической гаммы.

Верхние или нижние крайние струны могут быть настроены как бурдонные, которые постоянно звучащат во время игры. Существует около двенадцати различных методов настройки гуслей. На крыловидных инструментах, как правило, играют затрагивая разом все струны. Такой прием называется «бряцание». Ненужные струны глушат пальцами левой руки.

Это достигается постановкой трех или четырех (реже) пальцев между струн. Такой подход позволяет с особой быстротой менять аккорды. Удар обычно идёт сверху вниз. Также тут можно добиться большей плавности звука. Для этого добавляются удары снизу вверх, равные по силе первым. Также на этом инструменте можно играть мелодии. Иногда используются приёмы выщипывания звуков пальцами левой руки. Как правило, это большой и безымянный.

Техника игры

Звончатые гусли

На гуслях играют сидя или стоя.
При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Игра под песни отличается плавностью ударов. Игра под пляску, наоборот.

  1. для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми;
  6. для 9-струнных гуслей (новгородская, псковская области) (бурдон может быть: фа, соль, ля бемоль) до-ре-ми-фа-соль-ля-ля бемоль-си

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель, санквылтап, нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до[источник не указан 2687 дней].

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Гусли

Игра на гуслях – настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Дополнительные факты

Горький и Скиталец со шлемовидными гуслями

  • Гусли в описанном выше виде — в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle (‘скрипка’) y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).
  • На пятиструнных гуслях с игровым окном, найденных в Новгороде на Троицком раскопе в 1975 году в слоях середины XI века, имеется кириллическая надпись «Словиша».
  • На пятиструнных гуслях из Гданьска, найденных в 1949 году при раскопках средневековой усадьбы в слоях 1225—1275 годов имеется орнамент в виде плетёнки.
  • В 1980—1990-е годы в процессе фронтальной работы фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории, проходивших под руководством Анатолия Михайловича Мехнецова (1936—2008), выявлены остатки архаической традиции гусельной игры в Новгородской и Псковской областях.
  • В переводах Библии на русский язык гуслями называли киннор.

Принцип игры и строй

На трапециевидных и треугольных гуслях, которые можно купить и сегодня, музицируют как взрослые, так и дети. Желая обучить ребёнка игре на национальном инструменте, родители отводят его в музыкальную школу и отдают предпочтение именно гуслям – яркому представителю русской культуры.

Гусли

Для такого инструмента существует собственная нотная грамота. На детских экземплярах, содержащих от 9 до 12 струн, сразу нарисованы обозначения и весёлые подсказки для ребят.

Принцип игры прост: левой рукой вы зажимаете одну или несколько струн, то есть аккорд, а правой в это время нужно сыграть мелодию. Чем сложнее устройство инструмента, тем более виртуозным музыкантом надо быть для исполнения композиций  на нём. Играть можно стоя, но большинство отдаёт предпочтение табуретам: главное – упереть инструмент в ногу и слегка наклонить к себе, чтобы спина и руки не устали во время игры.

Академически гусли, участвующие в оркестрах, имеют немного струн, а на сцене музыкант, как правило, чередует ансамблевые и сольные партии.

Строение и изготовление

Гусли довольно простой музыкальный инструмент, который состоит из корпуса и закрепленных на нем струн, которые натягиваются посредством колочной системы. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Собирается резонирующая коробка, частями, используется клей или мелкие гвоздики. Нужно продумать, как и где будет расположено отверстие, без него невозможно объемное звукоизвлечение. Также проделываются вспомогательные отверстия. Роль деки здесь играет голосная доска, которая устанавливается на фронтальной части.

Видео

Слушать гусли

Субботин концерт барда

Рок на гуслях

Одинокий пастух — Джеймс Ласт

Metallika — Nohing els matter

https://youtube.com/watch?v=LMOIVDz7NQY

Цой — в исполнении Сергея Плотникова

Егор Стрельников

Ольга Глазова

Разновидности и типы гуслей

Важно знать, что русский народный инструмент гусли совсем не так прост, как кажется. Много веков назад, когда, казалось бы, людям жилось нелегко, были придуманы четыре вида инструмента

Позже в употребление был также введён клавишный вариант, однако его уже нельзя назвать элементом национального колорита.

Рассматриваемый нами щипковый инструмент подразделяется на крыловидные, лирообразные, шлемовидные и стационарные гусли. Давайте познакомимся с ними поближе.

Крыловидные

Эта самая простая и распространённая вариация нашего инструмента. Своё название он получил за схожесть с крылом крупной птицы. В народе также нередко именуется яворчатыми гуслями.

Звончатая разновидность появилась на Руси раньше остальных типов. Изготавливалась она, как правило, из коры белого клёна – одного из самых прочных и надёжных в то время материалов. Это дерево имеет название «яров», которое и подарило имя первому экземпляру. На корпусе присутствует 5-17 металлических струн.

Гусли

Крыловидные гусли обладают очень ярким и звонким голосом. Их песню можно услышать в любом уголке большого концертного зала. Несмотря на это, чаще всего они играют роль «фонового» инструмента, аккомпанируя голосу певца или более яркому участнику оркестра.

Шлемовидные

Следующий тип впервые был представлен обществу лишь во второй половине четырнадцатого века. В народе их прозвали гусли-псалтирь за предполагаемое происхождение от западного псалтериума – щипкового инструмента с треугольным корпусом.

Считается, что играть на шлемовидных гуслях сложнее, чем на любых других. Это связано с тем, что на их корпусе присутствует от 10 до 26 струн. Для исполнения даже незамысловатой мелодии требуется хорошая реакция и ловкость рук.

Имеют форму древнерусского шлема, а техника игры была заимствована у населения нынешней республики Марий Эл. Согласно требованиям, правая рука отвечает за виртуозные ритмы и музыкальные фигуры, а левой в это время зажимаются аккорды.

Лирообразные

Знаете ли вы, что гусли – это близкие родственники арфы  и цитры? Ярким доказательством этого факта является существование лирообразного инструмента, или гуслей с игровым окном.

Гусли

В корпусе присутствует отверстие средних размеров, предназначенное для руки музыканта. Молодой человек мог просто взять такие гусли, прижать их к бедру более узким концом и наигрывать любимые мелодии даже на ходу. Поэтому без этой разновидности не обходились во время гуляний и праздников, считая их наименее громоздким вариантом.

На «теле» гуслей присутствует пять струн, благодаря чему они имеют технику игры, похожую на классическую гитару. Их родиной считается Великий Новгород, славившийся своими мастерами и умельцами. Сейчас лирообразные гусли считаются редкостью, а оставшиеся экземпляры содержатся в музеях под строгой охраной.

Стационарные

Прямоугольные непереносные гусли можно даже назвать «гуслеобразным роялем». На нём, как правило, играют сидя на специальном табурете

Чтобы освоить игру на таком инструменте, важно изучить нотную грамоту и «приучить» пальцы к поочерёдному нажатию на 55-60 струн. Техника похожа на классическую фортепианную

Гусли

Среди стационарных гуслей также выделяют подтип клавишных. Изобретены они были лишь в начале двадцатого века, благодаря стараниям Николая Фомина – советского композитора. Корпус инструмента разделён на части: клавиши и струны. Примерно пятую часть от его длины занимает клавишный сегмент. С его помощью музыкант создаёт аккомпанемент, играя левой рукой.

Струны перебираются правой рукой, наигрывая мелодию в диапазоне четырёх-шести октав. Иногда используется медиатор, но профессионалы чаще всего обходятся без него.

Такая разновидность гуслей является нередким участником ансамблей и оркестров и отвечает за «задний» план исполняемой композиции, то есть за аккомпанемент. Игра аккордами – приоритетный метод исполнения на клавироподобных гуслях.

История

Исследователи начала двадцатого века обратили внимание на удивительную деталь. Они отметили сходство марийских и чувашских гуслей с рисунками рассматриваемого нами инструмента на страницах средневековых русских рукописей

На указанных изображениях исполнители зацепляют струны пальцами. Сам инструмент они держат на коленях. Таким же образом играли в начале двадцатого века марийцы и чуваши.

Число струн было не всегда одинаковым. Псалтиревидные гусли, по мнению исследователей, в Россию были занесены греками. Марийцы и чуваши этот инструмент заимствовали от русских. Клавирообразные гусли встречались в начале двадцатого века главным образом среди русского духовенства.

Этот инструмент состоит из особого прямоугольного резонансового ящика, дополненного крышкой, который располагается на столике. На доске делается ряд круглых вырезов — голосников. К ней прикрепляется пара вогнутых деревянных брусков. В один из этих элементов ввинчиваются железные колки. На них наматываются металлические струны.

Другой брус служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй. При этом струны, которые соответствуют чёрным клавишам помещаются ниже тех, которые соответствуют белым.

Для клавирообразных гуслей создавались ноты. Также существовала школа, которая в начале двадцатого века была основана Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Этот человек также является автором самоучителя, посвященного данному инструменту.

Происхождение

История и славянских гуслей, и финского кантеле, и эстонской каннели, и латышских кокле, и литовского канклеса и всех неупомянутых здесь инструментов из того же списка сводится к одним корням на каком-то этапе. Только на каком? Никто не располагает точной информацией. В литературе слишком много предположений о «где» и «когда» этого этапа. Но только предположений, только догадок.

Встречаются и мнения, что струнные инструменты такого плана пришли с востока (Китай — струнный инструмент гуцинь известен ещё задолго до Рождества Христова), и версии того, что римляне завезли лироподобные инструменты далеко на север во время колонизации… А сколько мнений высказывается в разных странах о самобытности местных видов инструмента! Финны говорят, что впервые кантеле сделал Веймемёйнен (источник «Калевала»). Научные работники Беларуси и России утверждают, что гусли это слегка модернизированный «музыкальный лук» (примитивный народный музыкальный инструмент, известный во всех странах) и возникнуть гусли, как музыкальный лук со многим числом струн могли где угодно, довольно давно и совершенно самобытно.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно, псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Конструкция

Как же, собственно говоря, устроены гусли? На этот вопрос легко смогут ответить те, кто увлекается игрой на гитаре или на арфе. Являясь типичным струнным щипковым инструментом, гусли считаются простыми в освоении именно для гитаристов и многих скрипачей.

На картинках такого музыкального инструмента как гусли можно подробно рассмотреть их строение. Он состоит из деревянного корпуса, на «колышки» которого крепятся струны. Примечательно, что их может быть как мало, так и очень много. Например, известны простейшие трёхструнные гусли, а клавишный инструмент, как мы поняли, содержит до 60.

Гусли

В зависимости от назначения предмета, в центре «тела» также присутствует голосник, необходимый для хорошего прохождения звука. Материал корпуса – как правило, хвойные породы деревьев, в особенности, ель и можжевельник. Но не забывайте, что крыловидный тип изготавливается исключительно из белого клёна.

Изготовление

Обычно делаются из уже обработанной доски, иногда — из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда — кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие) или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.

Гусли

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:

  • Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента. Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.
  • Гусли без открылка. Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.
  • Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье). Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.
  • Столовидные (щипковые). Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.

Основные сведения

Гусли — древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Речь идёт об инструментах, существовавших на территории Беларуси, России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Финляндии и некоторых других европейских стран. Объединяет эти инструменты исключительно конструктивный признак: веер струн, струнодержатель, колковый ряд и резонатор, расположенный под струнами на всю длину струны. В конструкции каждого отдельного инструмента возможны особенности, исключения, но перечисленные четыре части как правило присутствуют.

Краткая история происхождения

Как ни странно, национальные гусли – совсем не уникальный музыкальный инструмент. Они были изобретены в Древней Руси по образу и подобию латвийских, литовских, польских, финских, эстонских и даже греческих. Примечательно, что ещё в русских преданиях встречается упоминание об этом загадочном инструменте. С ним, по мнению народа, расхаживал Садко и Добрыня Никитич.

Вклад в развитие русских гуслей внесли и многие народы современной России. Своими идеями со славянами активно делились чуваши, марийцы, карелы и мордва.

Первое упоминание о предмете относится к восьмому-девятому веку. Интересным фактом является то, что русские люди поражали своей игрой иностранных купцов и помещиков. Даже несмотря на то, что у европейцев имелась собственная разновидность гуслей и отечественные музыканты, наши предки пользовались большой популярностью в кругах просвещённых людей.

Таким образом, можно сказать, что первые гусли появились почти пятнадцать столетий назад, а упоминания о них – несколькими веками позже. С того времени и началась история одного из интереснейших представителей национальной культуры.

Гусли