Го

Источники

  • Го. Введение. Том 1. /Пер. с яп. Тадаси Хисано,. Нихон Киин, Токио, 1974 г., 95с.
  • Кагэяма Тосиро. Лекции по основам Го. «Золотая коллекция Го». Челябинский Го-клуб&«Восхождение», 2003 г., 134с. ./Пер. с англ. Шикшин В.
  • Начала Го. Шаг за шагом. Книжка для начинающих. — Киев: УФГО, 2001 г., 48с.
  • Богацкий А.М. Основы Го. Большой учебник игры Го в задачах и решениях. Том 1. (от 30 до 25 кю), Киев, 2002г.
  • Богацкий А.М. Основы Го. Большой учебник игры Го в задачах и решениях. Том 2. (от 25 до 18 кю), Киев, 2002г., 366с.
  • The Game of Go: The National Game of Japan, Arthur Smith, издано Tuttle Publishing, 1989, 246 стр., ISBN 0-8048-0202-5
  • Go! More Than a Game: More Than a Game, Peter Shotwell, Huiren Yang, Sangit Chatterjee, издано Tuttle Publishing, 2003, 200 стр, ISBN 0-8048-3475-X

Ранги игроков

  • дан (яп. 段) — ранг профессионального игрока го или высококвалифицированного любителя. Даны нумеруются от 1 до 9, высший дан — 9. В некоторых странах существует два ряда данов — один для профессионалов, другой для любителей. Любительские ранги слабее таких же профессиональных.
  • кю (яп. 級 кю:) — ранг игрока-любителя, не достигшего уровня 1 дана. Высшим кю является 1, начальные ранги, в разных регионах, могут быть 30, 25, 21, 10.
  • сёдан (яп. 初段) — первый дан. Самый слабый из данов.
  • пин — ранг профессионального игрока в ранговой системе правил Инга (применяется в Китае и на Тайване). Высший ранг — 1 пин. Низший ранг — 9 пин. Разница между двумя соседними рангами пин составляет 2 очка или 1/4 камня форы (игроки 1 и 5 пин будут играть на равных, если белые дадут чёрным фору 8 очков или 1 камень, то есть чёрные в начале игры должны сделать 1 безответный ход).
  • туань — ранг высококвалифицированного игрока-любителя в ранговой системе правил Инга (применяется в Китае и на Тайване). Высший ранг — 9 туань. Низший ранг — 1 туань. Между двумя соседними рангами туань разница составляет 4 очка или 1/2 камня форы (игроки 5 и 7 туань играют на равных, если белые дают чёрным фору 1 камень). 9 пин соответствует 7 туань, 5 пин — 9 туань.
  • чи — ранг игрока-любителя, не достигшего уровня 1 туань, в ранговой системе правил Инга (применяется в Китае и на Тайване). Низший ранг — 9 чи, высший ранг — 1 чи. Между соседними рангами чи разница составляет 8 очков или 1 камень форы. Между 1 чи и 1 туань — 8 очков или 1 камень форы.

Названия

  • надарэ (яп. 雪崩) — название одного из распространённых дзёсэки (в переводе с японского означает лавина, т.к. по форме напоминает снег (белые камни), скатывающийся с горы (чёрные камни)).
  • нирэнсэй (яп. 二連星) — название фусэки, в котором чёрные первыми ходами последовательно занимают две точки хоси в углах, расположенных по одной стороне доски.
  • о-надарэ (яп. 大雪崩 о:надарэ) — одна из разновидностей надарэ (большое надарэ).
  • санрэнсэй (яп. 三連星) — название фусэки, в котором чёрные первыми ходами занимают три точки хоси вдоль одного края доски — две в углах и одну в середине стороны.
  • Сюсаку фусэки (яп. 修策布石) — фусэки, где чёрные делают первые ходы в комоку в разных углах вдоль одной стороны доски. Название связано с именем Хонъимбо Сюсаку, активно использовавшего это начало.
  • тайся (яп. 大斜) — название одного из дзёсэки.
  • тасуки (яп. 襷) — название одного из видов симметричного диагонального фусэки.
  • цукэноби (яп. 付ケ伸(延)ビ) — название дзёсэки. В нём сначала делается ход вплотную к камню противника (цукэ), а следующим ходом ставится камень вплотную к поставленному ранее (ноби).

Инвентарь

Инвентарь для игры в го — гобан, камни, чаши

  • гобан (яп. 碁盤 гобан) — доска для го. В России гобаном обычно называют доску, выполненную в виде толстого деревянного столика на невысоких ножках, то есть, собственно, традиционный японский гобан, либо просто высококачественную дорогую деревянную доску. Традиционный японский гобан изготавливается из древесины кайя, имеет размеры 45,4х42,4 см, высоту 15-19 см и ножки высотой 12,1 см, то есть общая высота его составляет не менее 27 см. Конструкция гобана рассчитана на то, что игроки будут сидеть, по азиатскому обычаю, на полу.
  • доска — прямоугольник, через равные промежутки расчерченный линиями, на котором играют в го. Имеет прямоугольную форму, во время игры располагается так, чтобы короткие стороны были обращены к игрокам (это сделано с учётом особенностей зрения — при взгляде на доску под углом клетки воспринимаются как квадратные). Материалы для досок используются самые разнообразные — древесина, пластмассы, клеёнка, различные гибкие материалы, даже ткань. Полная доска имеет разлиновку 19×19 линий, для учебных целей и неофициальных партий также часто используются доски 13×13 и 9×9. Правила Инга также предусматривают возможность игр на досках 17х17, 15х15, 11х11, хотя такие доски применяются существенно реже.
  • камень (яп. 碁石 гоиси) — фишка для игры в го. В игре используются камни двух цветов, обычно чёрные и белые, хотя встречаются и другие сочетания (например, красные и зелёные, тёмно-нефритовые и салатовые). Существует две традиционные формы камней го: японская и китайская (первые более распространены в мире, вторыми играют преимущественно в Китае). Японские камни имеют чечевицеобразную форму (двояковыпуклый диск), китайские — форму диска, у которого одна сторона выпуклая, другая — плоская. Размеры камней — 20-23 мм в диаметре и 3-11 мм в высоту, камни компактных дорожных комплектов обычно меньше. У японских камней толщина считается одним из признаков качества и у лучших камней достигает 11-12 мм, китайские камни значительно тоньше. В высококачественных комплектах чёрные камни могут быть немного больше в диаметре, чем белые (на 0,5-0,8 мм); это делается потому, что при равных размерах белые камни визуально кажутся чуть больше. Изготавливают камни преимущественно из пластика, стекла, фаянса, керамики, природного камня, но встречаются и более экзотические материалы: кость, драгоценные камни, раковины моллюсков.
  • комплект — полный комплект для игры в го включает доску и два набора камней тёмного и светлого цветов в специальных чашах, не менее чем по 180 камней каждого цвета. Для комплекта существенно, чтобы размеры камней, чаш и доски соответствовали друг другу; камни должны ставиться на соседние пункты доски не наезжая один на другой, но при этом так, чтобы между ними не оставалось заметных промежутков. Чаши должны быть достаточно вместительными для размещения полного набора камней используемого диаметра и толщины.Классический японский комплект высшего уровня: гобан из 700-летней древесины кайя, чаши из тутового дерева, чёрные камни из сланца или базальта, белые — из раковин моллюска хамагури; такой комплект стоит чрезвычайно дорого — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Комплект Инга. Доска, мерные чаши шестигранной формы с камнями.

  • комплект Инга (инговский комплект) — комплект для игры в го по правилам Инга. Основная отличительная особенность этого комплекта — мерные чаши специальной конструкции, которые позволяют убедиться, что количество камней каждого цвета — ровно 180, не пересчитывая камни. Мерные чаши необходимы, так как для правильности подсчёта результата, выполняемого по правилам Инга, необходимо, чтобы у каждого игрока было ровно по 180 камней. С наличием мерных чаш связана вторая характерная черта данного комплекта: размеры камней стандартизованы, соответственно, под них также стандартизованы размеры доски и шаг разлиновки в вертикальном и горизонтальном направлениях.
  • чаша (яп. 碁笥 гокэ) — сосуд с крышкой, предназначенный для хранения камней го. Чаши изготавливаются из различных материалов: пластик, дерево, камень. Традиционная форма чаш — круглая, хотя чаши современных комплектов могут быть квадратными или другой формы. Диаметр (или ширина) чаши не менее 12-15 см (чтобы удобно было брать камни). Крышка чаши делается так, чтобы в перевёрнутом положении она представляла собой нечто похожее на блюдце и её можно было удобно положить на плоскую поверхность — во время партии в крышки чаш игроки складывают захваченные камни противника.

Этапы партии

  1. фусэки (яп. 布石) — начальная стадия партии. В фусэки игроки создают центры влияния в углах и на сторонах, обозначают контуры сфер влияния. Ходы делаются, как правило, на третью-четвёртую линию. Фусэки завершается, когда притязания на сферы влияния определены и партия переходит к непосредственному столкновению сторон.
  2. тюбан (яп. 中盤 тю:бан) — середина игры. В тюбане игроки преобразуют свои сферы влияния в территорию и пытаются вторгнуться в сферы влияния противника. Тюбан заканчивается, когда разделение доски в целом закончено, территории имеют чёткие границы, глубокое вторжение в которые уже невозможно.
  3. ёсэ (яп. 寄セ) — заключительная стадия партии. Игроки завершают построение границ своих территорий, ставят недостающие камни, заполняют нейтральные пункты (последнее — если это требуется правилами подсчёта). В ёсэ особое значение приобретает расчёт ценности каждого хода. Как правило, счёт партии в этой стадии может измениться лишь незначительно, если только уровень игроков не слишком отличается. В то же время нельзя сказать, что ёсэ — маловажный или простой этап. При неправильном розыгрыше ёсэ игрок рискует проиграть уже выигранную партию.

Части доски

Го
Пункты, имеющие собственные наименования

  • звезда, хоси (яп. 星) — пункт, расположенный на пересечении четвёртых линий доски, считая от любого края. Также этим термином могут быть названы пункты на пересечениях средней и четвёртой линий, а также центральный пункт доски. На эти пункты устанавливаются камни форы. На доске и на диаграммах эти пункты помечаются небольшими точками (см. диаграмму справа).
  • комоку (яп. 小目) — пункт на пересечении третьей и четвёртой линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены треугольниками). Один из возможных вариантов хода для установления контроля над углом. В современном го эти пункты, наряду с угловыми хоси, наиболее популярны для начальных ходов в партии.
  • линия — вертикальная или горизонтальная черта на игровой доске. Пересечения линий образуют пункты. Выражения «первая линия», «вторая линия» и так далее в литературе по го обозначают линию, отсчитанную от любого края доски.
  • мокухадзуси (яп. 目外シ) — пункт на пересечении третьей и пятой линий от соседних краёв доски (на диаграмме помечены квадратами). Ход в этот пункт часто применяется, когда в этом же углу в комоку, ближе к другой стороне, уже стоит камень. Если это камень противника, ход в мокухадзуси начинает нападение на угол, если свой — обеспечивает надёжное занятие угла игроком.
  • пункт — точка пересечения линий на доске для го. На пункты во время игры ставятся камни. Из свободных пунктов состоит территория.
  • сан-сан (яп. 三々) — пункт на пересечении третьих линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены кружками). Ходом в сан-сан игрок прочно занимает угол, но влияния на центр такой ход почти не оказывает.
  • сторона — под этим обычно понимается область доски, пункты которой находятся не далее чем на четвёртой линии от ближайшего края и не ближе чем на пятой-шестой линии от соседних краёв. Точного определения стороны не существует. См. также угол и центр.
  • такамоку (яп. 高目) — пункт на пересечении четвёртой и пятой линий доски, считая от любого края (на диаграмме помечены латинскими буквами A — H). Занятие этого пункта слабо влияет на угол, сильнее — на центр. Ходы в такамоку обычно делаются, когда в данном углу уже есть камни.
  • тэнгэн, тэнген (яп. 天元) — центральный пункт доски.
  • уголпункты, находящиеся на пересечениях первой-четвёртой линий от двух соседних краёв доски. Точных границ угла не определено. См. сторона и центр.
  • центрпункты, находящиеся на пересечениях пятых-пятнадцатых линий от двух соседних краёв доски. Центр — это всё, что не относится к сторонам и углам.
  • гоного (яп. 五ノ五) — пункт на пересечении пятых линий, считая от любого края.
  • отакамоку (яп. 大高目 о:такамоку) — пункт на пересечении линий четыре и шесть или шесть и четыре, считая от углов.

Игра

Территория и влияние в го: чёрные получили гарантированную территорию в углу, отмеченную треугольниками; белые имеют влияние на центральную часть доски (отмечено квадратами), превращение этого влияния в территорию зависит от успешной реализации стратегии белых в продолжении игры.

  • бёёми (яп. 秒読み бё:ёми, посекундный отсчёт) — дополнительное время, которое даётся игроку в партии с в случае исчерпания им основного лимита.
  • кифу (яп. 棋譜) — запись партии в го, сделанная в виде изображения доски, на котором цифрами обозначены ходы в пункты, куда они были сделаны. В типографских кифу ходы обозначаются кружками чёрного и белого цвета, в которых проставлены номера ходов.
  • коми (яп. 込ミ) — компенсация за право первого хода, которую чёрные дают белым в равной партии. Размер коми колеблется в разных правилах и турнирах от 5,5 до 8 очков. См. Коми (го).
  • моку (яп. 目) — то же, что и очко.
  • очко — единица для подсчёта результатов партии. По окончании игры каждому игроку начисляется по одному очку за каждый пункт его территории а также, в зависимости от правил, либо за каждый пленный камень, либо за каждый собственный камень, выставленный на доску. В партии побеждает, с учётом коми, игрок, набравший больше очков.
  • пас — отказ игрока от своего очередного хода. В таком случае очередь хода переходит к противнику. Если оба игрока пасуют подряд, партия останавливается.
  • пленные камни
    1. камни, снятые с доски в ходе игры;
    2. камни, которые не сняты с доски до конца игры, но по поводу которых игроки согласны, что они являются мёртвыми, то есть при правильной игре противника будут неизбежно сняты с доски, если партия продолжится. Такие камни снимаются и присоединяются к снятым во время партии камням перед началом подсчёта очков.
  • рэнго (яп. 連合 рэнго:) — командная игра за одной доской. За одной доской с каждой стороны играет несколько игроков, делающих ходы по очереди. Игроки одной команды не имеют права переговариваться во время игры. Одна из разновидностей рэнго — парное го, когда команды состоят из двух человек.
  • территория — незанятые пункты доски, окружённые со всех сторон камнями игрока. Территория принадлежит игроку, камни которого её окружают. Суть игры го — именно в захвате наибольшей территории. См. также мойо и сфера влияния.
  • фора — камни, которые сильный игрок даёт слабому для компенсации разницы в уровне. Фору всегда получают чёрные (иначе говоря, в партии с форой слабейший игрок всегда играет чёрным цветом, сильнейший — белым). Форовые камни выставляются на доску перед игрой, до первого хода белых. Расстановка их может определяться правилами или быть произвольной (по правилам Инга). В го партии с форой проводятся официально, в отличие от большинства логических спортивных игр. Размер форы определяется разницей в рангах игроков. См. Фора.
  • ход — постановка камня на доску либо пас.