Какие бывают гитары: происхождение, виды

Из чего состоит корпус гитары

Корпус гитары нужен для усиления звука извлекаемого из инструмента. И это все происходит за счет резонирования.Основной задачей корпуса гитары, которую он выполняет, является усиление звука извлекаемого из инструмента.
И так же корпус считается эстетически важным элементом всего инструмента в целом.
Части гитары имеют следующие названия:

  1. Гриф.
  2. Головка грифа.
  3. Накладка грифа.
  4. Пятка грифа.
  5. Колки.
  6. Верхний порожек.
  7. Ладовый порожек.
  8. Лады.
  9. Верхняя дека.
  10. Нижняя дека.
  11. Обечайка.
  12. Резонаторное отверстие.
  13. Бридж (струнодержатель).
  14. Нижний порожек.
  15. Кнопка.
  16. Защитная накладка.

Какие бывают гитары: происхождение, виды

Корпус гитары помогает усиливать звук, извлекаемый из инструмента, за счет резонирования.

Как это происходит, спросите вы! Очень просто, когда вы дергаете струну — она начинает совершать колебательные движения, после этого они отражаются от стенок корпуса (барабана), заставляя его также колебаться. И после того, как это все произойдет, звук выходит обратно из корпуса инструмента уже усиленным в несколько раз!

От качества изготовления корпуса гитары зависит то, насколько хорошо ваш инструмент будет звучать! Внешний вид корпуса гитары бывает разных форм, также хочу отметить, что форма и тип корпуса будут напрямую влиять на громкость и качество звучания инструмента в целом! Стоит перечислить названия типов и форм корпуса гитары:

  • дредноут
  • классическая гитара
  • джамбо
  • арктоп
  • фолк-гитара
  • цыганская джазовая гитара
  • укулеле
  • флэттоп
  • гитара Добро ( ударение на первую букву о )
  • электроакустическая гитара, как с вырезом (cutaway) так и без выреза в корпусе

Все эти типы и виды гитары достойны отдельной статьи! При изготовлении корпуса применяются разные виды древесины, которые влияют непосредственно на качества звука в целом самого инструмента! Стоит перечислить виды древесины применяющейся при изготовлении акустики:

  1. ель
  2. кедр
  3. красное дерево
  4. палисандр
  5. клен

Это основные породы дерева, применяющиеся в производстве корпуса, конечно же, их делают и из других пород дерева, но это уже экзотика, которая применяется не массово!

Какие бывают гитары: происхождение, виды

А теперь давайте рассмотрим каждую деталь корпуса гитары в отдельности, перечислим все названия, из которых состоят части корпуса гитары.

Гитара в Энциклопедическом словаре:

Гитара — станка — узел металлорежущего станка для уменьшения или увеличенияскорости подачи. На валах гитары устанавливают сменные зубчатые колеса,подбор которых расширяет возможности регулирования скоростей движений,создаваемых станком.

(исп. guitarra — от греч. kithara — кифара), струнный щипковыйинструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 в., в 17-18 вв.распространилась в странах Европы и Америки, в т. ч. как народныйинструмет. С 18 в. общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струннаяпреимущественно в России. В числе разновидностей т. н. гавайская гитара. всовременной эстрадной музыке используется электрогитара.

Бас-гитары

Басовая гитара — может быть как акустическая, так и электрическая. Как правило, они имеют четыре струны, но так же встречаются варианты с пятью и более струнами. Сами струны очень толстые, что и даёт характерный низкий басовый звук.

Для новичков, которые хотят попробовать свои силы в игре на гитаре настоятельно рекомендуем начинать обучение с акустической гитары.

Почему?

  • если вы читаете эту статью, вероятнее всего вы самоучка,  а тем людям которые хотят играть классику я бы порекомендовал пройти обучение в музыкальной школе
  • акустическая гитара очень универсальна, вы можете играть на ней практически все
  • электро-акустическая гитара является началом небольшой дороги,
  • электрогитара большинству новичков придётся не по карману, это слишком дорого
  • Бас-гитара это скорее следующий шаг в освоении инструмента, а ваша задача состоит в преодолении первой ступени.

Как видите различий между разными видами гитар не мало, но чем лучше вы будете узнавать инструмент, тем быстрее грань между разными видами гитар будет стираться, тем меньше различий вы будете видеть между ними!

Сделай репост:

Уроки игры на гитаре

Держатель струны (кнопка или костыль)

Вот такие вот названия, имеет это приспособление. Мне, кстати, название держатель струны и кнопка нравятся больше, чем костыль. Основное предназначение кнопки — удерживать струны в подставке гитары. Она изготавливается из пластика, но бывают кнопки и из кости, а также изготовленные из дерева. Найти их можно здесь .

Принцип работы данной части гитары, по сути, прост. Вы достаете костыль из подставки (чтобы его достать, его нужно подцепить и потянуть вверх при этом быть осторожным, дабы не испортить подставку и корпус гитары), после того, как вы его извлекли, вы опускаете конец струны в появившееся круглое отверстие в бридже и закрываете его снова кнопкой.

Данный вид удержания струн в подставке инструмента, распространен на акустических гитарах очень широко. На гитарах применяется еще несколько способов крепления струн.

Первый способ заключается в следующем: струны гитары протягиваются непосредственно через саму подставку в просверленные в ней отверстия.

И второй способ, он уже применяется на классических гитарах: Струны протягиваются через бридж гитары в просверленные в нем отверстия и завязываются специальным узлом. Кстати, в первом способе, струны удерживаются за счет специальных круглых колец завязанных на струне.

Где появилась эта красавица

История возникновения гитары берет начало задолго до нашего времени. Прообраз этого музыкального инструмента появился еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Та гитара была не похожа на современную. Хотя принцип игры был несколько похож на теперешний. В гитаре древних людей тоже были струны, корпус круглого вида и своеобразную шейку, на которой струны и крепились.
Шло время, и продолжалось развитие гитары. Ее любили и уважали Древние китайцы. В 3 веке до нашей эры они мастерили такой инструмент из панцирей черепах и даже тыквы, которую предварительно вымачивали в солевом растворе, а после тщательно высушивали именно на солнце. Считалось, что только тогда гитара будет звучать идеально… До наших дней записи тех гитар не дожили, поэтом остается лишь уповать на честность тех, кто жил в прошлом и описывал звучание такого музыкального инструмента.

Гитара, которая очень похожа на ту, что мы используем в 21 веке, уходит на Древний Восток. Там почти 2 тысячи лет назад появились прототипы современного музыкального инструмента. Там же появилась лютня – это прапра и еще 100 раз прабабушка современной гитары. Она развивалась и росла, сначала имела 2 струны, а к 16 веку – уже 4. На ней играли рукой и прообразом современного медиатора.

В 17 веке появилась, так называемая, испанская гитара. У инструмента было уже 5 струн. Играть на ней могли только избранные. Мелодия получалась настолько звучной, что ее обожали короли и заказывали на любой бал и даже прием пищи!

Пятиструнная испанская гитара существовала почти целый век, пока один народный умелец не решился добавить в конструкцию еще одну струну. Так, гитара стала шестиструнной. Первыми на такой научились играть испанцы, а потом и все остальные.

Конструкция

Какие бывают гитары: происхождение, виды

См. также: Конструкция гитары.

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В её очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделённые вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие диаметром 8,5 см.

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка-струнодержатель. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твёрдых пород (чёрного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передаёт колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих её деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперёк деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укреплённой ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки, может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закреплённого выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твёрдого дерева (чёрного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.

На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с винтовым механизмом.

Немного о классике

Классическая гитара – самая старая и нам хорошо знакомая. Ее используют на различных концертах, а также в музыкальных школах. На ней учатся играть дети и взрослые, ее иногда снимают в видеоклипах и фильмах. В общем, классическая – это гитара, какой мы привыкли ее видеть и знать. У современной струны из нейлона. Это недорогой и практичный материал, который можно быстро заменить. Корпус сделан из дерева. Это, конечно, по-простому, зато понятно и знакомо каждому.
Инструмент почти каждый из нас держал в руках. Он достаточно тяжелый, иначе не способен был бы выдавать такие звуки, которые цепляют!
Классическую гитару создал испанец Антонио Торрес. Он придумал добавить шестую струну, придал инструменту окончательную форму и впервые сам исполнил на ней классическое произведение.

Узнайте чем отличается классическая гитара от акустической

Различия между гитарами

Инструменты различаются по многим параметрам — корпус, гриф, струны (в том числе их количество), числом ладов, внутренней частью (электро, акустика, полуакустика).

Вестерны отличаются широким, объемным полым корпусом. Классические — меньше. У электро- и бас-гитар — тоньше, уступает по размерам, цельный. Внешний вид, оформление, материалы — отличия заметны визуально, что называется, «невооруженным глазом».

Ширина, резонаторы, способ крепления струн — имеют значение, отличаются на всех моделях. Некоторые грифы узкие — начинающим музыкантам сложно работать и попадать по струнам.

Акустика и электроника — отличаются звучанием, внешне, назначением, стилем игры. Обычно сначала учатся на классических или акустических моделях, затем переходят к электро-, бас-гитарам, полуакустическим.

Определить нужную гитару поможет практика. Начать с моделей, доступных в первую очередь. Отталкиваться лучше от полученного опыта и искать свой вариант.

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

  • Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук, ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато». Часто используется в рок-музыке для извлечения форшлагов.
  • Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.
  • Слайд (англ.)русск. (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счёт плавного движения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке — «глиссандо». В блюзе (иногда также и в роке) вместо пальца используется  — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
  • Bend — один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше. Для исполнения бэнда на открытых струнах может использоваться нажатие на струну за нулевым порожком гитары.
  • Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
  • Тэппинг — звук извлекается приемами Hammer-on, Pull-off и Slide на грифе гитары как одной, так и двумя руками
  • Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.
  • Флажолет — одновременно с извлечением звука к струне прикасаются в области, делящей её на две части в определенном соотношении (пополам, на треть и т. д.). В результате гасится основной тон и ряд обертонов, остаются лишь те из них, чьи стоячие волны на струне имеют узел в точке прикосновения (например, при делении пополам гасятся все нечётные гармоники), звук становится выше и меняет тембр. Также часто называется «натуральным флажолетом». Звук извлекаемой ноты становится выше на октаву и более, в зависимости от места касания струны правой рукой.
  • Искусственный флажолет — в основном используется в рок-музыке, в сочетании с эффектом distortion. При исполнении этого приема, одновременно со звукоизвлечением медиатором, правая рука касается струны в области удара (как правило, большим пальцем, после проскакивания медиатора). Чтобы не заглушить звук струны, касание правой рукой делается очень коротким. При этом, как и в случае натурального флажолета, гасится основной тон и часть обертонов, звук повышается на октаву и более.
  • Переменный штрих- гитарная техника, в которой удары медиатором вниз чередуются с ударами вверх
  • Даунстрок- гитарная техника, в которой удары медиатором совершаются только вниз. С техникой Palm mute и эффектом дисторшн получается агрессивный, сухой, пробивной звук.
  • Свип- это один из скоростных приемов игры, в котором используются метущие движения медиатором.

Устройство

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Лады

Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет являться часть струны от нижнего порожка до пальца гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются т. н. «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом.

Струны

В современных гитарах используются металлические либо нейлоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. Комплекты струн также различаются по толщине. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»).

Стандартны строй гитары

Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения. Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)2-я струна — нота «си» малой октавы (h)3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)6-я струна — нота «ми» большой октавы (E)

История

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. ситар — семиструнный). По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара» в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.

В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII—начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.

Русская гитара

В России в конце XVIII начале XIX веков, становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог Андрес Сеговия.

В XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.

Какие виды гитар бывают?

Начинающие гитаристы часто путаются в многообразии видов и разновидностей гитар. Чтобы найти лучший вариант, требуется знать, какие виды гитар бывают.

Изучают разновидности и опытные гитаристы, и новички.

Классические гитары

Для классических моделей характерны широкий, пустой внутри корпус, большой гриф. Часто используют струны из нейлона. На таком инструменте обучают игре в консерваториях и музыкальных школах. На классике нельзя играть боем, преподаватели даже бьют по рукам. Резонатор изготавливают из палисандрового дерева. К исполнению доступен широкий репертуар — самба, классическая музыка, испанская, другие. Другое название — фламенко.

Акустические гитары

Гитара вестерн или дредноут — настоящий гигант с узким грифом. Имеет сильный резонаторный звук, универсальна. Название говорит о назначении и предпочтительности направлений — блюз, кантри, акустик рок, подобные. Для начинающих может оказаться сложным переставлять пальцы по грифу — узкое расстояние между струнами. Однако профессионалы считают ее отличным вариантом для начала.

Джамбо — яркий представитель класса акустики, редко встречается в настоящее время. Аккорды отличаются звонкостью, басовые ноты глубокие и насыщенные. Рок-исполнители 80-х годов двадцатого века часто использовали в живых выступлениях, без поддержки основного состава группы. Предпочтительные стили — поп-рок, акустик рок, кантри. Музыканты Брюс Спрингстин и Рик Спрингфилд играли на джамбо свои хиты.

Вариант акустической модели аудиториум или orchestra используют во время выступлений в малых и больших концертных залах (аудиториях), в составе оркестра. Звучание негромкое. Чтобы не выделяться в составе музыкантов, смягчены высокие, басовые ноты. Имеет 14 ладов — до корпуса. Направления — эстрадная, камерная музыка, блюз, фолк. Разновидность гранд (большой) аудиториум — универсальна по жанрам.

Фолк-гитара — внешне похожа на вестерн, но меньше по размерам. Используют металлические струны, подходит новичкам. Яркий исполнитель — Боб Дилан. Трэвел — модель небольшая по размеру, схожа с укулеле, компактна для путешествий. Длина — до 80 см, вес — до 1 кг.

Русская семиструнная акустика имеет кардинально отличающийся строй — ре-соль-си-ре-соль-си-ре. Широкое распространение имела в России до революции начала 20-го века. Стили — классика, джипси. На такой играл Владимир Высоцкий. Существуют и другие типы акустических гитар. Перечислены основные.

Полуакустические гитары

Следующий шаг эволюционного развития инструмента после акустики. Корпус полый внутри, дополнен резонирующими отверстиями, звукоснимателями, другой электроникой. Требует подключения к аппаратуре — без нее играет тише некоторых акустических вариантов. Часто имеет винтажный внешний вид, что привлекает многих любителей игры на гитаре. Гриф более выпуклый — первые образцы создавали по образу скрипки. Звучание мягкое, теплое, ближе к камерному.

Электрогитары

Модели имеют прямой сплошной корпус, резонаторные отверстия отсутствуют, встроены звукосниматели, различная электроника. Различаются по наличию синглов, хабмакеров (разновидности звукоснимателей). В зависимости от количества электронных дополнений, имеют разное звучание и предназначение. Предпочтительные направления — метал, хард- и панк-рок.

Бас-гитары

Начинающий гитарист может спутать с предыдущим вариантом инструмента. Отличается более глубоким «грудным» звуком, струны используются толстые, металлические. В групповом исполнении предназначена для ритм-секции.

И другие

Какие бывают другие виды гитар — парлор, двенадцатиструнные и т. д. Doubleneck — яркая модель с двумя грифами на одном корпусе. Грифы могут исполнять версии бас-, электрогитары, акустики

На сцене выглядят ярко, привлекают внимание, используются в концертных выступлениях. Позволяет музыканту быстро менять звучание без необходимости брать другой инструмент, ставить другие струны

Резонаторные варианты отличаются ярким внешним видом, звуком. Отличительная деталь — резонатор в виде конуса под колпаком из никеля. Подходит для слайд-блюза, кантри, блюза.

Ovation — выделяющийся представитель среди гитар. Корпус изготавливается из углепластика, измененная форма. Резонаторы скругленные, напоминают вишни. Изменено расположение пружин.

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).

Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. Звукоснимателей может быть установлено как два, так и три.

О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Согласно архивному каталогу компании RCA Victor, 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками: эту дату журнал Guitar Player считает официальным днем рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чём свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих. В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешёл в «электричество» не один, а на пару со стил-гитаристом. Впоследствии и Боб Уиллс стал устраивать аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Четыре, пять и шесть струн

Как мы видим предки гитары пришли в европу из Египта и Месопотамии. Эти ранние инструменты имели чаще всего четыре струны.  Как писали ранее, слово гитара происходит от древнеперсидского «чартар», которое в прямом смысле означает «четыре струны». Изображения гитары встречаются на средневековых фресках и картинах.

Какие бывают гитары: происхождение, виды

К началу эпохи Возрождения из 4 струнных инструментов, гитара стала доминирующим, по крайне мере в большинстве стран Европы. Самый ранний известный крус, по обучению игре был написан для четырех струнного читарра в 16 веке в Испании. Пяти струнный инструмент впервые появился в Италии в это же время и постепенно заменил четырех струнный инструмент. Стандартная настройка выглядела так : A, D, G, B, E, как и у современной пяти струнной гитары.

вместе с лютней у ранних гитар редко были грифы, имеющие бьльше 8 ладов, но с развитием гитары их количество увеличилось до 10, затем 12.

пяти струнная гитара Антони Страдивари 1680

Шестая струна была добавлена итальянцами, в 17 веке, в последующем все гитары делались в основном по этому образцу. Постепенно встала необходимость в настройке каждой струны и появились колки, которые были изобретены немецким мастером из Гамбурга, Joakim Thielke (1641 — 1719).

В начале 19 века гитара начинает принимать уже более знакомую нам форму тела.

гитара изготовленная George Louis Panormo, 1832

Современная классическая гитара, как мы ее знаем, появилась когда испанский производитель Антонио Торрес увеличил размер корпуса и представил новую систему крепления грифа в 1850 году. Его дизайн радикально улучшил громкость, тембр и вскоре стал стандартом для изготовления гитар.

гитара изготовленная Antonio Torres Jurado, 1859