[править] Moar
- Игра Flashback — французская. И помимо этого она самая продаваемая французская компьютерная игра в истории, что и записано в книге Гиннеса.
- В миру довольно часто попадается криво сломанная версия Flashback’а, которая упарывает возможность дальнейшего прохождения на середине второго уровня. Дело в том, что там была стандартная для того времени защита от копирования а-ля «введи код с такой-то строки такой-то страницы мануала», и вот как раз в той самой середине эта защита и проявлялась в очередной раз — по идее игра должна была схавать любой введенный ключик, но хуй, и дальше этого момента сюжет уже не двигался.
- Также существует игра с точно такими же геймплеем, графикой и управлением, но совершенно другим (но не менее православным) сюжетом на J2ME под названием Cyberpunk: the Arasaka’s Plot, сделанная по мотивам ролевой системы Cyberpunk 2020. Там же появилась возможность выбора оружия с различными характеристиками и имплантаты, куда уж без них. Программисты, киборги, ниндзя, заговоры глобальных корпораций также присутствуют. Игра бешено доставляет, и анонимус-олдфаг не раз обронит скупую слезу от ностальгии, тиская несчастные кнопки телефона.
- Несмотря но олдовую графику можно разглядеть, что Конрад одет в джинсы, белые кроссовки, белую майку и бежевую летную куртку. Скорее всего совпадение, но в вышедшем через два года фильме «Криминальное чтиво» точно так же одевается Бутч, когда едет за часами отца.
[править] На момент сейчас
Epic Fail также может быть последним словом.
Ясное дело, ныне игра выглядит устаревшей. Школота и ньюфаги могут только недоуменно разводить руками: «А какого это хуя тут такого охуенного?». Движок двухмерный, спрайтовый. Диалоги не озвучены. Корованы грабить нельзя. Заставки — как из цветной бумаги вырезаны. В сюжете логические пробелы (есть такое). И кучу всего можно еще поставить в укор игре, которой почти тридцать лет. Но тем не менее.
И вот, произошло чудо: 1 октября 2013 в Steam, PSN и прочих сервисах цифровой дистрибуции появился нахуй никому не нужный ремейк этой замечательной игры. Трехмерные персонажи в двухмерном мире на движке Unreal: мнения разные. Ждём ремейка на движке Unreal игры Dangerous Dave.
Правила написания флешбэка
Прежде чем приступить к созданию флешбэка, задайте себе следующие вопросы:
- Что зрителю необходимо знать о герое из того, что невозможно показать в настоящем времени?
- Где происходит действие флешбэка и почему?
- Когда происходит действие флешбэка и почему?
- Какие герои присутствуют во флешбэке и почему они важны?
- Что сопутствует появлению флешбэка? Следует ли он после определенного образа, звука, места, действия? Иными словами, что пробуждает память героя?
- И последнее: не используйте флешбэк. Как считает сценарный гуру Сид Филд, это не панацея, а лишь крайняя мера, к которой стоит прибегать только когда другие средства, способные ответить вашим задачам, не подходят.
Напоследок — полезное видео о технике флешбэка в кино.
Здравствуйте, дорогие читатели! Задайте этот вопрос литератору, режиссеру, наркоману и практикующему психологу, и каждый ответит вам по-своему. Мало того, их определения почти не пересекутся между собой. Что же это за такое многогранное понятие? Давайте рассмотрим,
что такое флэшбэк, со всех точек зрения.
Психотерапия
Описанный феномен мешает человеку объективно воспринимать реальность. Его сложность заключается в том, что картинки прошлого могут возникать внезапно и длиться довольно долго
Поэтому важно проработать психотравмирующую ситуацию, чтобы у человека поменялось ее восприятие. Для лечения психотерапевтическими методами используются некоторые эффективные направления
ДПДГ – движения глаз, рук или прослушивание звуков в определенном порядке, ритмично и продолжительно. Такая работа человека помогает головному мозгу снова вернуться к нормальной работе, обрабатывая поступающую информацию, так как этот процесс приостановился из-за стресса.
Когнитивно-поведенческая психотерапия – постепенно, с определенной подготовкой, человеку предоставляют ситуации, которые как-то связаны или напоминают о травмирующей ситуации. Иррациональные, искаженные мысли в процессе работы заменяются на более адаптивные. Человек учится в процессе общения с психологом или психотерапевтом, как управлять и контролировать навязчивые вспышки прошлого.
Гипносуггестивная психотерапия – применение гипноза и внушения. С помощью гипнотического воздействия, специалист изучает мысли и чувства, связанные с психотравмирующей ситуацией. Затем с помощью внушения происходит избавление от чувства вины, недоверия, самобичевания, угнетенного состояния. Человека ориентируют на позитивные моменты.
Совокупность методов лечения помогут человеку взять под контроль возникающие образы, изменить свое отношение к стрессовой ситуации и адаптироваться к окружающим его условиям, внешнему миру.
Кадр из фильма «Она» (Спайк Джонс, 2013)
Флешбэком называют композиционный прием, нарушающий линейную хронологию повествования ретроспекцией. Иначе говоря, это сюжетный взгляд в прошлое. В большинстве случаев флешбэк является предысторией тех или иных событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон.
Оформление флешбэка
Отделить флешбэк от остального повествования помогают различные аудио-визуальные техники. Перечислим наиболее распространенные из них.
Титры
Переход к ретроспективным эпизодам прямо оформляется титрами: «Давным-давно», «За десять дней до этого», « » и так далее. Не оригинально, но понятно, экономно и эффективно.
Монтажный переход
Сцена из фильма «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)
Начало или окончание флешбэка можно обозначить каким-либо переходом: например, затемнением, наплывом, наложением, а также различными звуковыми эффектами или музыкой. Как правило, такие переходы уже сами по себе задают атмосферу ретроспективной сцены: романтическую, гнетущую и так далее.
Изменение колорита
Сцена из фильма «Гладиатор» (Ридли Скотт, 2000)
От остальных эпизодов фильма флешбэк может отличаться цветовым решением. Подобная традиция восходит к немому кинематографу, где цвет ретроспективных сцен менялся с помощью тонирования. Сегодня для выделения флешбэков часто прибегают к черно-белому изображению, сепии, усилению холодных оттенков и так далее.
Изменение звука
Флэшбек можно передать не только с помощью изображения, но и звука. В фильме «Кон-Тики» мы видим тонущего героя, но слышим детские голоса из его памяти.
Изменение стиля
Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (Оливер Стоун, 1994)
Эпизоды флешбэка обычно обладают своим стилем, отличным от других сцен. Ярким примером могут служить « » , где ретроспективный эпизод знакомства главных героев стилизован под телевизионный ситком.
Отсутствует
Впрочем, иногда авторы фильма предпочитают никак не отделять флешбэки от остальных частей повествования. Иногда это не требуется из-за характера действия, которое говорит само за себя, а в других случаях зрителя хотят запутать намеренно (как, например, это частенько делал Луис Бунюэль).
Психотерапия
Описанный феномен мешает человеку объективно воспринимать реальность. Его сложность заключается в том, что картинки прошлого могут возникать внезапно и длиться довольно долго
Поэтому важно проработать психотравмирующую ситуацию, чтобы у человека поменялось ее восприятие. Для лечения психотерапевтическими методами используются некоторые эффективные направления
ДПДГ – движения глаз, рук или прослушивание звуков в определенном порядке, ритмично и продолжительно. Такая работа человека помогает головному мозгу снова вернуться к нормальной работе, обрабатывая поступающую информацию, так как этот процесс приостановился из-за стресса.
Когнитивно-поведенческая психотерапия – постепенно, с определенной подготовкой, человеку предоставляют ситуации, которые как-то связаны или напоминают о травмирующей ситуации. Иррациональные, искаженные мысли в процессе работы заменяются на более адаптивные. Человек учится в процессе общения с психологом или психотерапевтом, как управлять и контролировать навязчивые вспышки прошлого.
Гипносуггестивная психотерапия – применение гипноза и внушения. С помощью гипнотического воздействия, специалист изучает мысли и чувства, связанные с психотравмирующей ситуацией. Затем с помощью внушения происходит избавление от чувства вины, недоверия, самобичевания, угнетенного состояния. Человека ориентируют на позитивные моменты.
Совокупность методов лечения помогут человеку взять под контроль возникающие образы, изменить свое отношение к стрессовой ситуации и адаптироваться к окружающим его условиям, внешнему миру.
ФЛЭШБЭК
ФЛЭШБЭК
— 1) в телефильме или радиопередаче: вставка кадров из прошлого, прерывающих повествование, чтобы вернуть зрителя (слушателя) к прошлому; 2) ДИГРЕССИЯ на тему прошлых событий, воспоминания.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .Синонимы :
Смотреть что такое «ФЛЭШБЭК» в других словарях:
- — (англ. flashback) в фильмографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования,… … Википедия
Сущ., кол во синонимов: 1 воспоминания (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
флэшбэк
— фл эшбэк, а … Русский орфографический словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Flashback (значения). Флэшбэк Flashback Mörderische Ferien … Википедия
F1х.70х Флэшбэк
— Спонтанные краткосрочные рецидивы симптоматики острой интоксикации в отсутствие реального употребления психоактивного вещества. Встречается в любой стадии зависимости от психоактивного вещества … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
Флэшбэк (англ. flashback) в фильмографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования,… … Википедия
— (исп. marijuana) психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… … Википедия
Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия
Книги
Флэшбэк , Лондон К.. Кейт Лондон — известная американская писательница, автор более сорока пяти книг, неоднократно удостаивавшихся звания «национальный бестселлер». После смерти сестры Рейчел Эверли возвращается…
Кадр из фильма «Она» (Спайк Джонс, 2013)
Флешбэком называют композиционный прием, нарушающий линейную хронологию повествования ретроспекцией. Иначе говоря, это сюжетный взгляд в прошлое. В большинстве случаев флешбэк является предысторией тех или иных событий и чаще всего представляет собой воспоминание персонажа, его рассказ или сон.
Что может усугубить репереживания?
Стараясь заглушить боль пережитого, большинство страдающих от флэшбэков начинают употреблять алкоголь и наркотики. Но это палка о двух концах. Человеку кажется, что употребляемые им препараты являются своеобразным обезболивающим. И, действительно — алкоголь и психотропные препараты, влияя на активность определенных частей нервной системы, временно притупляют чувства и помогают легче переносить стресс.
Но только на первый взгляд они приносят облегчение. Одновременно с этим постоянная интоксикация усугубляет ПТСР и становится катализатором новых приступов. Получается замкнутый круг: человек пьет или употребляет наркотики, чтобы легче переносить флэшбэки, а они случаются все чаще.
Виды
Как и множество других, термин, разбираемый в данной статье, имеет свою классификацию. Рекомендуется ознакомиться с видами и типами понятия, прежде чем отвечать на вопрос, что такое флэшбэк.
- Единичный эпизод из прошлого — это самый распространенный прием. Его применяют, когда нужно пояснить определенный факт из биографии главного героя или же дать дополнительную информацию, необходимую для понимания поворота сюжетной линии. Характерным примером, поясняющим, что такое флэшбэк, в кино может послужить комедия ужасов «Зомбилэнд». Там ненавязчивая и даже милая вставка доходчиво объясняет причины непопулярности центрального персонажа у представительниц женского пола и рассказывает, как на планете появились зомби. Подобные одноразовые флэшбэки режиссеры используют очень редко, так как они могут нарушить установленных ход повествования. Да и повторяющиеся часто отсылки к прошлому порой просто повторяют те эпизоды, которые известны зрителю из диалогов. Хорошего – понемножку.
- Экспликация – объяснение, его часто используют в кинолентах, книгах с очень запутанной концовкой, преимущественно детективного жанра. Так что такое флэшбэк? Это когда детектив/сыщик рассказывает о том, как именно он нашел зацепку и распутал преступление. Этот способ очень похож на предыдущий, но его главная цель – окончательно расставить все точки над «И». Его часто используют на телевидении и в сериалах, например, в телепроекте Lost. Именно такой прием делает похожим на мозаику сюжетное повествование сериала. В Lost каждому из главных героев посвящается минимум один флэшбэк, который рассказывает о его биографии в свете событий, происходящих в данное время на Острове. Хотите понять, что такое флэшбэк в сериале – смотрите Lost.
[править] Фабула
Не тру версия для Panasonic 3DO с гламурными трехмерными мультиками.
Главный герой игры — Конрад Харт, на вид меньше 18 (21?), так как бармен в Новом Вашингтоне отказывается продать ему выпивку, ссылаясь на юный возраст сабжа (документов-то нет) — спецагент галактического бюро разведки (за подробным сторилайном приходилось лезть в мануал к игре), страдающий паранойей от мысли, что среди добропорядочных граждан могут затесаться инопланетяне. В конце концов, в руки ему попадаются волшебные очки, измеряющие молекулярную плотность — и тут-то и оказывается, что среди землян действительно кроются инопланетяне, вынашивающие идеи, вредные для человечества. Инопланетянам становится известно, что Конраду всё известно, и они его ловят, вламывают люлей и стирают память (почему они его просто не замочили, история умалчивает). Конрад, естественно, спасается, но попадает в джунгли на б-гом забытом Титане, без памяти, без бабла и с диким баттхертом.
Собственно, тут и начинается игра. Поиск потерянной памяти не главный квест игры — память вам вернут уже в начале второго уровня. Оставшаяся часть будет посвящена погоне за проклятыми аггрессорами из дальнего космоса с желательным выпиливанием оных. Примечательно, что аж три уровня игры полностью заняты насущной проблемой добывания бабла в кратчайшие сроки: в джунглях нужно насобирать денег для покупки антигравитационного ремня; в Новом Вашингтоне деньги зарабатываются для приобретения фальшивой ксивы, а на телешоу — для билета домой.
[править] На момент выхода
Анонимус впервые узрел сие творение в телепередаче «Дэнди — новая реальность», где Сергей Супонев демонстрировал истекающей слюной у голубых экранов школоте порт игры для Super Nintendo. Конечно, первое, что бросалось в глаза, так это манера передвижения героя, которая адски смахивала на Принца. Флэшбэк давал очень приятную картинку — реалистично двигающиеся персонажи на красивых (по слухам, прорисованных ручками) задниках. Нетупой НФ сюжет и хорошая атмосфера.
Flashback доставлял всем: и прыжками в бездны, и катаниями на электричках, и поисками работы, и участием в телешоу, и отстрелом летающих легавых, и финальным выпиливанием целой цивилизации термоядерной бомбой. Не скучно было.
Тот факт, что эта игра была одной из самых продаваемых, а также имела ряд хитовых последователей, кое о чем говорит.
Флешбек — это еще и психологическое явление
В психиатрии и психологии этот термин имеет совсем другое значение.
Они часто возникают у военных, перенесших сильное эмоциональное потрясение в горячих точках.
Порой тяжелые воспоминания бывают настолько реалистичны, что во время флешбека люди с трудом замечают разницу между реальностью и видениями.
Вследствие того, что границы стираются, человек может вести себя неадекватно: кричать, закрываться от воображаемой опасности или, наоборот, становится агрессивным, чем может нанести вред окружающим.
Продолжительность такого состояния может варьироваться от нескольких секунд до нескольких часов.
Между тем погружаться в прошлые переживания могут не только те, кто пережил страшные события. Этот феномен часто возникает у личностей с синдромом повышенной раздражительности.
Кроме того, у людей, потерявших память, могут наблюдаться флешбеки в виде воспоминаний о прошлой жизни.
Симптомы
Она характеризуется непроизвольно возникающими представлениями. Возникающие картинки вызывают различные эмоции у человека, происходит перенос переживаний прошлого в настоящее. Этот психопатологический феномен постоянно повторяется, возможна отсрочка переживаний. Среди основных признаков этого явления выделяют:
- Неконтролируемость появления вспышек прошлого – появление образов человек не может контролировать, они возникают без каких-либо волевых усилий со стороны пациента, вопреки его желанию. Но появление образов можно спровоцировать, начав фантазирование. Человек в своих фантазиях может потерять произвольность и допустить возникновение образов пережитой психотравмирующей ситуации.
- Чувственность переживаний (сенсориализация). В процессе обдумывания и переживания возникающих картин прошлого, человек может вполне буквально их воспринимать. Достигается высокая степень реалистичности за счет чувственной переработки в мышлении образов вплоть до мелочей. Например, ветеран может вспоминать, какого цвета пуговицы были на его рубашке в момент взрыва, и так далее.
- Аффективно насыщенные чувства переживания ситуации и образов. Когда возникают образы психотравмирующей ситуации, человек не может оставаться равнодушным, изменяется его эмоциональное состояние. Он становится уязвимым, тревожным, появляется страх, иногда паника, наступает бессонница, возможен разговор с самим собой. По виду человека видна эмоциональная насыщенность переживаний.
- Феномен в некоторых случаях сопровождается не только зрительными или акустическими образами (когда человек видит или слышит то, что было в прошлом), но также возможны варианты тактильного или обонятельного компонента. Больной может ощущать запах, который был во время стресса, особенно, если он был интенсивным.
Кто находится в зоне риска?
Чаще всего пациентами психологов становятся ветераны, перенесшие травматический опыт в горячих точках. И теперь в мирной жизни пугающие картины прошлого периодически воскресают. Тревожные воспоминания настолько реалистичны, что человек не замечает разницы между настоящей жизнью и видениями.
Он заново переживает все ужасы войны, как в бесконечном сериале: бомбежки, обстрелы, видит, как гибнут рядом его друзья и как все ближе подходят враги. Поэтому в момент флэшбэка, который может длиться как секунды так и несколько часов, человек совершает поступки, которые окружающим кажутся неадекватными:
- падает на пол и закрывает голову руками
- пытается укрыться от воображаемых пуль
- проявляет необоснованную агрессию по отношению к близким или незнакомым людям
- рыдает и кричит от горя
Трагические “обратные кадры” опасны как для человека, переживающего болезненные воспоминания, так и для его окружения. Известно немало случаев, когда преследуемый кошмарными видениями причинял телесные повреждения близким людям и даже совершал убийства.
Порой, не в силах постоянно переживать кошмары из прошлого, человек решает уйти из жизни при помощи суицида. Чтобы не пропустить начало психического расстройства и вовремя начать лечение, внимательно следите за признаками, которые подскажут вам, что у близкого не все гладко.
Но человеку не обязательно нужно пройти горячие точки, чтобы стать заложником репереживаний. Запустить механизм навязчивых переживаний может любая травмирующая психику ситуация, о которой сам пострадавший хотел бы как можно быстрее забыть. Это может быть:
- пережитая катастрофа
- смерть близкого человека
- моральное или физическое насилие
В большинстве случаев человек бесконечно прокручивает старые картины. Но иногда характер и содержание непроизвольных воспоминаний меняется. Так, тот, кто выжил в катастрофе, может ненавидеть себя и винить в гибели близких. А жертва насилия в моменты репереживаний изощренно мстит обидчикам.
Больше о человеческой памяти и ее причудливых проявлениях можно узнать из книги Джулии Шоу “Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям”.
[править] Процесс
Флэшбэк — платформер с перестрелками и минимальной (но всё же) активацией головного мозга. Конрад умеет бегать/прыгать/хвататься за выступы/подтягиваться, совсем как Принц Персии. Помимо этого Конрад умеет кувыркаться, собирать и разбрасывать камни, стрелять из пистолета с бесконечными патронами и пиздить неприятеля этим же пистолетом.
В инвентаре у Харта по ходу прохождения скапливается множество полезного и не очень хлама, большую часть которого можно юзать для получения того или иного профита.
Каждый уровень сюжетно связан с остальными и представляет собой своеобразный лабиринт, в котором нужно:
- Понять, что тебе нужно сделать .
- Сделать то, что нужно.
И первому, и второму способствуют выполнения квестов, разговоры с персонажами, поиск ключей/денег/телепортов/поддельных документов/прочей хуйни, а также истребление попадающихся на пути недругов.
Также следует отметить способ локального «сохранения» игры — герой добегал до чекпоинта и после проигрыша игра возобновлялась с момента «сохранения», то есть с теми же предметами, живыми и мертвыми врагами и количеством жизней (батарейка на силовом щите Харта). Глобального же сохранения не было, просто в начале нового уровня появлялось кодовое слово, как и в сотнях других досовских игр.
А что говорят наркологи?
Спросите об этом любого из их пациентов, и узнаете, что на сленге наркоманов “словить флэшбэк” означает пережить в трезвом виде те же ощущения, которые он испытывал под воздействием психотропного препарата. Чаще всего это состояние настигает поклонников галюциногенов и психоделиков: марок, LSD, грибов.
В наркологии причина возникновения феномена до конца непонятна ни врачам, ни самим любителям погрузиться в состояние измененного сознания. Спровоцировать “обратный кадр” может что-либо, напоминающее о пережитом кайфе: звуки, запахи, обстановка и так далее. И в этот момент на короткое время — от секунд до нескольких минут, человек чувствует все признаки наркотического опьянения.
В зависимости от употребляемых обычно препаратов, это могут быть галлюцинации — зрительные или слуховые, учащенное сердцебиение и приподнятое настроение, либо наоборот, погружение в расслабленное состояние.
Правила написания флешбэка
Прежде чем приступить к созданию флешбэка, задайте себе следующие вопросы:
- Что зрителю необходимо знать о герое из того, что невозможно показать в настоящем времени?
- Где происходит действие флешбэка и почему?
- Когда происходит действие флешбэка и почему?
- Какие герои присутствуют во флешбэке и почему они важны?
- Что сопутствует появлению флешбэка? Следует ли он после определенного образа, звука, места, действия? Иными словами, что пробуждает память героя?
- И последнее: не используйте флешбэк. Как считает сценарный гуру Сид Филд, это не панацея, а лишь крайняя мера, к которой стоит прибегать только когда другие средства, способные ответить вашим задачам, не подходят.
Напоследок — полезное видео о технике флешбэка в кино.
[править] Последствия
Флэшбэк породил ряд последователей, некоторые из которых были весьма годными (например, полуфэнтезийный Blackthorne от всеми любимых Метелиц).
Было выпущено также продолжение Fade to Black, в котором действие происходит через 50 лет после окончания оригинального Flashback. Интересно то, что продолжение 95-го года выпуска и является полностью трехмерной игрой (Quake айдишников вышел аж в 1996-м).
У FtB должно было быть продолжение, названное Flashback Legends, и выйти оно должно было на GBA, чтобы своей двухмерной сутью вызвать слезу олдфагов. Но что-то пошло не так, и проект застопорился. В инете можно найти РОМ с незаконченной версией игры. Кстати, там всё на французском.
Галерея
С места и в карьер
Сразу в начало — метод, в котором весь сюжет и есть флэшбэк. Традиционно действо начинается с рассказа уже пожилого главного героя, он как бы переносится в пору своей буйной молодости или относительной зрелости, а ближе к кульминации история возвращается в «настоящее» время и рассказчик заканчивает повествование. Этот прием использован более чем эффективно в фильмах: «Миллионер из трущоб», «Титаник» и в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Зрительскую аудиторию всегда интригует начало из серии: «Однажды было дело…». Порой сценаристы начинают от обратного — демонстрируют на первых минутах гибель центрального персонажа, а после детально повествуют о его славных подвигах («Лоуренс Аравийский», «Ганди»).
А вот что такое флэшбэк и флэшаут в сценарии, можно понять, пересмотрев картины: «Стар Трэк», «Вверх», «Отступники». Эти кинопроекты имеют схожую структуру, фильм начинается с событий в прошлом, потом следуют их последствия в настоящем. Это позволяет зрителю понять предысторию конфликта и принять поступки персонажей. Если б зрителю не показали флэшбэк, содержащий информацию об обстоятельствах смерти отца Вильяма Волоса, возможно, они бы не поняли и не оценили страсть к свободе, испытываемую героем «Храброго сердца».
Другое
Авторы не брезговали использовать слово «флэшбэк» в названиях своих произведений. Чаще всего основной их мотив – бегство от прошлого.
Широко известен фильм «Флэшбэк» 1990 года. Он рассказывает о том, как старого хиппи взяли за преступление, которое он совершил двадцать лет назад. Однако затем происходит невероятное – сбегает как нарушитель закона, так и арестовавший его агент ФБР. Делают они это для того, чтобы разобраться в прошлом и понять, насколько справедливо наказание. Как видим, в контекст фильма вполне вписывается название «флэшбэк». Отзывы критиков о киноленте были не самыми лучшими.
Также сейчас, в период возвращения к старым видеоиграм, можно снова вспомнить «Флэшбэк». Прохождение ее занимало много времени из-за сложности. Как, в принципе, и любой игры сеговской эпохи. Сюжет вертится вокруг правительственного агента, который вдруг узнал, что почти все мировые политики уже давно захвачены и подменены инопланетянами.
Кто находится в зоне риска?
Чаще всего пациентами психологов становятся ветераны, перенесшие травматический опыт в горячих точках. И теперь в мирной жизни пугающие картины прошлого периодически воскресают.
воспоминания настолько реалистичны, что человек не замечает разницы между настоящей жизнью и видениями.
Он заново переживает все ужасы войны, как в бесконечном
сериале: бомбежки, обстрелы, видит, как гибнут рядом его друзья и как все ближе подходят враги. Поэтому в момент флэшбэка, который может длиться как секунды так и несколько часов, человек совершает поступки, которые окружающим кажутся неадекватными:
- падает на пол и закрывает голову руками
- пытается укрыться от воображаемых пуль
-
проявляет необоснованную
по отношению к близким или незнакомым людям - рыдает и кричит от горя
Трагические “обратные кадры” опасны как для человека, переживающего болезненные воспоминания, так и для его окружения. Известно немало случаев, когда преследуемый кошмарными видениями причинял телесные повреждения близким людям и даже совершал убийства.
Порой, не в силах постоянно переживать кошмары из прошлого, человек решает уйти из жизни при помощи суицида. Чтобы не пропустить начало психического расстройства и вовремя начать лечение, внимательно
, которые подскажут вам, что у близкого не все гладко.
Но человеку не обязательно нужно пройти горячие точки, чтобы стать заложником репереживаний. Запустить механизм навязчивых переживаний может любая травмирующая психику ситуация, о которой сам пострадавший хотел бы как можно быстрее забыть. Это может быть:
- пережитая катастрофа
- смерть близкого человека
- моральное или физическое насилие
В большинстве случаев человек бесконечно прокручивает
старые картины. Но иногда характер и содержание непроизвольных воспоминаний меняется. Так, тот, кто выжил в катастрофе, может
и винить в гибели близких. А жертва насилия в моменты репереживаний изощренно мстит обидчикам.
Больше о человеческой памяти и ее причудливых проявлениях можно узнать из книги Джулии Шоу “
Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям
”
.
А что говорят наркологи?
Спросите об этом любого из их пациентов, и узнаете, что
на сленге наркоманов “
словить флэшбэк” означает пережить в трезвом виде те же ощущения, которые он испытывал под воздействием психотропного препарата. Чаще всего это состояние настигает поклонников галюциногенов и психоделиков: марок, LSD, грибов.
В наркологии причина возникновения феномена до конца непонятна ни врачам, ни самим любителям погрузиться в состояние измененного сознания. Спровоцировать “обратный кадр” может что-либо, напоминающее о пережитом кайфе: звуки, запахи, обстановка и так далее. И в этот момент на короткое время — от секунд до нескольких минут, человек чувствует все признаки наркотического опьянения.
В зависимости от употребляемых обычно препаратов, это могут быть галлюцинации — зрительные или слуховые, учащенное сердцебиение и приподнятое настроение, либо наоборот, погружение в расслабленное состояние.
Для чего нужен флешбэк?
Объяснение
Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику, поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.
Ускорение истории
Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.
Раскрытие истины
Сцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)
С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я — легенда», а можно — с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист. Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории.
Интрига
Сцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)
Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?». К подобному приему, например, прибегает в « ». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование — попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.
Характер истории
Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых».
Сюжетообразующий элемент
Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода — « » . Фильм представляет собой череду флешбэков — разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности. Другой пример — « » Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).
Симптомы
Она характеризуется непроизвольно возникающими представлениями. Возникающие картинки вызывают различные эмоции у человека, происходит перенос переживаний прошлого в настоящее. Этот психопатологический феномен постоянно повторяется, возможна отсрочка переживаний. Среди основных признаков этого явления выделяют:
- Неконтролируемость появления вспышек прошлого – появление образов человек не может контролировать, они возникают без каких-либо волевых усилий со стороны пациента, вопреки его желанию. Но появление образов можно спровоцировать, начав фантазирование. Человек в своих фантазиях может потерять произвольность и допустить возникновение образов пережитой психотравмирующей ситуации.
- Чувственность переживаний (сенсориализация). В процессе обдумывания и переживания возникающих картин прошлого, человек может вполне буквально их воспринимать. Достигается высокая степень реалистичности за счет чувственной переработки в мышлении образов вплоть до мелочей. Например, ветеран может вспоминать, какого цвета пуговицы были на его рубашке в момент взрыва, и так далее.
- Аффективно насыщенные чувства переживания ситуации и образов. Когда возникают образы психотравмирующей ситуации, человек не может оставаться равнодушным, изменяется его эмоциональное состояние. Он становится уязвимым, тревожным, появляется страх, иногда паника, наступает бессонница, возможен разговор с самим собой. По виду человека видна эмоциональная насыщенность переживаний.
- Феномен в некоторых случаях сопровождается не только зрительными или акустическими образами (когда человек видит или слышит то, что было в прошлом), но также возможны варианты тактильного или обонятельного компонента. Больной может ощущать запах, который был во время стресса, особенно, если он был интенсивным.