Вся правда о вьетнамских флешбэках

[править] На момент сейчас

Epic Fail также может быть последним словом.

Ясное дело, ныне игра выглядит устаревшей. Школота и ньюфаги могут только недоуменно разводить руками: «А какого это хуя тут такого охуенного?». Движок двухмерный, спрайтовый. Диалоги не озвучены. Корованы грабить нельзя. Заставки — как из цветной бумаги вырезаны. В сюжете логические пробелы (есть такое). И кучу всего можно еще поставить в укор игре, которой почти тридцать лет. Но тем не менее.

И вот, произошло чудо: 1 октября 2013 в Steam, PSN и прочих сервисах цифровой дистрибуции появился нахуй никому не нужный ремейк этой замечательной игры. Трехмерные персонажи в двухмерном мире на движке Unreal: мнения разные. Ждём ремейка на движке Unreal игры Dangerous Dave.

Причины возникновения

Есть определенная группа людей, которые подвержены возникновению такого состояния. В каких случаях может возникнуть этот феномен, и каковы его причины?

  1. При сильной интоксикации организма алкогольными или наркотическими веществами человек может видеть галлюцинации. В результате употребления этих веществ, происходят нейробиологические изменения, которые являются причиной развития зависимости.
  2. Стрессовая ситуация, которая отложила отпечаток в психике человека. Не каждый стресс сопровождается расстройствами психики. Человек индивидуально воспринимает психотравмирующую ситуацию, вследствие которой может развиться посттравматический синдром. Причиной такого феномена могут быть шоковые травмы и сильные стрессы. Часто этот феномен встречается у людей, которые воевали. Наряду с постоянно возникающими картинами прошлого, они ощущают чувство вины из-за того, что остались живы.
  3. При обсессивно-фобических и депрессивных расстройствах часто возникает этот феномен, как составляющий элемент клинической картины заболевания.

Для чего нужен флешбэк?

Объяснение

Флешбэк открывает какой-либо факт о герое, дополняет его характеристику , поясняет мотивацию или дает необходимую для понимания сюжета информацию. Подобные флешбэки, как правило, единичны, так как могут сбить зрителя с толку, нарушив последовательное повествование.
Ускорение истории

Флешбэк позволяет сократить историю, поскольку с помощью этого приема герои могут перейти от одного времени к другому сразу же, не растягивая это не несколько дополнительных эпизодов.
Раскрытие истины

Сцена из фильма «Лучшее предложение» (Джузеппе Торнаторе, 2014)

С помощью флешбэка можно открыть истинную картину событий. Здесь возможны два основных варианта: правду можно открывать постепенно, через череду флешбэков, как в фильме «Я — легенда», а можно — с помощью единичного флешбэка, чаще всего представляющего собой финальный твист. Например, в картине Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» такое решение полностью переворачивает смысл всей истории. 
Интрига

Сцена из фильма «Казино» (Мартин Скорсезе, 1995)

Флэшбек как способ создать интригу и пробудить интерес смотреть кино дальше. Зритель хочет найти ответ на вопрос: «Как герой пришел к этому?». К подобному приему, например, прибегает Мартин Скорсезе в «Казино». Картина начинается со взрыва машины с главным героем внутри. Дальнейшее повествование — попытка проследить, как персонаж оказался в этой ситуации.
Характер истории
Вся правда о вьетнамских флешбэкахКадр из фильма «Расемон» (Акира Куросава, 1950)
Поскольку флешбэк обычно связан с мотивом воспоминания, его используют как повод отразить именно субъективное восприятие мира. Например, в фильме Акиры Куросавы «Расемон» одна и та же история по-разному трактуется четырьмя героями. Соответственно зрителю предлагается смириться с тем, что истины не существует, или понять, что она находится где-то посередине. Впрочем, иногда авторы поступают с точностью до наоборот, сделав флешбэк объективным, отстраненным и истинным взглядом на историю. Такого рода прием можно увидеть в финале «Бойцовского клубе», продемонстрировавшем безумие главного героя, а также в сериале «Остаться в живых». 
Сюжетообразующий элемент
Вся правда о вьетнамских флешбэкахКадр из фильма «Помни» (Кристофер Нолан, 2000)
Флешбэк можно применять как концептуальный сюжетообразующий элемент. То есть само его наличие составляет смысл истории и определяет весь характер повествования. Один из ранних примеров такого подхода — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Фильм представляет собой череду флешбэков — разные люди вспоминают главного героя, создавая мозаичный образ крайне противоречивой личности. Другой пример — «Помни» Кристофера Нолана, где сложная драматургическая схема складывается из двух повествовательных линий, одна из которых ретроспективная (показаны предшествующие события), а другая разворачивается в обратном порядке (по сути, флешбэк идет за флешбэком).

Виды флешбэков

Рассказ

Сцена из фильма «Челюсти» (Стивен Спилберг, 1975)

Условный вид флешбэка, поскольку не предполагает перенесение действия в прошлое — герой просто рассказывает (иногда парой слов, иногда пространным монологом) о произошедшем. Несмотря на простоту приема, многие сценаристы и режиссеры признают, что это наиболее предпочтительный вид флешбэка, так как он не разрывает и не усложняет повествование. Убедительный пример такого решения — знаменитый монолог о нападении акул из «Челюстей» Стивена Спилберга.
Иллюстрация

Сцена из фильма «Бойцовский клуб» (Дэвид Финчер, 1997)

Фрагментарный флешбэк, служащий иллюстрацией некого эпизода из прошлого героя. Условный пример — ответ на вопрос детектива о том, что герой делал прошлой ночью. Другой вариант — неожиданные вспышки воспоминаний, возникающие в сознании героя и отражающие его состояние, как, например, в «Бойцовском клубе».
Обрамление

В этом случае некий фрагмент из прошлого предшествует основному действию, давая понять характер героя и поступки, которые мы будем наблюдать весь фильм. Так флешбэк использован в «Храбром сердце».
Превью

Сцена из фильма «На игле» (1996)

Фильм начинается неким эпизодом, предшествующим определенной части повествования. Так любит открывать свои фильмы Дэнни Бойл. Вспомним «На игле».
Переломный момент

Сцена из фильма «Вход в пустоту» (Гаспар Ноэ, 2009)

Флешбэк воспроизводит некий момент в прошлом персонажей, который в корне изменил их жизнь. Иногда такой эпизод используют как рефрен, повторяющийся на протяжении всей картины. Именно так Гаспар Ноэ применил флешбэк во «Входе в пустоту»: там переломным моментом в жизни героев стала автомобильная авария.
Весь фильм — флешбэк
Вся правда о вьетнамских флешбэкахКадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (Мишуль Гондри, 2004)
Некоторые фильмы формально почти целиком являются флешбэками. Распространенная схема — главный герой, выступая в качестве рассказчика, вспоминает некую историю из прошлого. Ранний пример такого подхода — «Кабинет доктора Калигари». Пожалуй, один из самых изобретальных фильмов с подобным решением — «Вечное сияние чистого разума». И, конечно же, пример на поверхности — «Титаник».
Флешбэк во флешбэке
Вся правда о вьетнамских флешбэкахКадр из фильма «Скромное обаяние буржуазии» (Луис Бунюэль, 1972)
Высший пилотаж мастерства флешбэка. Сложная драматургическая конструкция, когда внутри одной истории из прошлого возникает еще одна. К такому прибегал Джон Форд в «Человеке, который застрелил Либерти Уоленса», Джоэл Шумахер в «Призраке оперы» или уже упоминавшийся Луис Бунюэль, например, в «Скромном обаянии буржуазии». 
 

Тизер

Встречается этот прием не часто: только в том случае, когда кино начинается с очень эмоциональной, сильной сцены, происходящей в «настоящем времени», а после повествование переносится назад, дабы подвести смысл истории к этой сцене и после продолжить повествование. Такой способ наглядно демонстрирует комедия «Мальчишник в Вегасе». Ее повествование начинается с кадра, где трое мужчин выглядят, будто собираются воевать: гордо стоят посреди пустыни, неподалеку от разбитого в хлам автомобиля, и один из них дрожащим голосом рассказывает о печальной участи друга, который в этот момент женится за сотню километров от них. Подобные образцы тизера-флэшбэка можно наблюдать в кинокартинах «Майкл Клейтон» и «Миссия невыполнима 3»

Он, несомненно, позволяет захватить внимание смотрящего с первых минут

Вся правда о вьетнамских флешбэках

[править] Последствия

Флэшбэк породил ряд последователей, некоторые из которых были весьма годными (например, полуфэнтезийный Blackthorne от всеми любимых Метелиц).

Было выпущено также продолжение Fade to Black, в котором действие происходит через 50 лет после окончания оригинального Flashback. Интересно то, что продолжение 95-го года выпуска и является полностью трехмерной игрой (Quake айдишников вышел аж в 1996-м).

У FtB должно было быть продолжение, названное Flashback Legends, и выйти оно должно было на GBA, чтобы своей двухмерной сутью вызвать слезу олдфагов. Но что-то пошло не так, и проект застопорился. В инете можно найти РОМ с незаконченной версией игры. Кстати, там всё на французском.

Галерея

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы

Смотреть что такое «Флэшбэк» в других словарях:

— 1) в телефильме или радиопередаче: вставка кадров из прошлого, прерывающих повествование, чтобы вернуть зрителя (слушателя) к прошлому; 2) ДИГРЕССИЯ на тему прошлых событий, воспоминания. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

Сущ., кол во синонимов: 1 воспоминания (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

флэшбэк
— фл эшбэк, а … Русский орфографический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Flashback (значения). Флэшбэк Flashback Mörderische Ferien … Википедия

F1х.70х Флэшбэк
— Спонтанные краткосрочные рецидивы симптоматики острой интоксикации в отсутствие реального употребления психоактивного вещества. Встречается в любой стадии зависимости от психоактивного вещества … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

Флэшбэк (англ. flashback) в фильмографии означает отклонение от повествования в прошлое; сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые происходили ранее. Чаще всего обратный кадр объясняет поступки и действия героев повествования,… … Википедия

— (исп. marijuana) психоактивное средство, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиноидов). В природе существует приблизительно 60 каннабиноидов, самый действенный из… … Википедия

Марихуана психоактивное вещество, полученное из разновидности конопли, которая содержит наибольшее количество психоактивных веществ (каннабиоиды). В природе существует приблизительно 60 каннабиоидов, самый действенный из которых дельта 9… … Википедия

Книги

Флэшбэк , Лондон К.. Кейт Лондон — известная американская писательница, автор более сорока пяти книг, неоднократно удостаивавшихся звания «национальный бестселлер». После смерти сестры Рейчел Эверли возвращается…

Флэшбэк представляет собой воспоминания психотравмирующей ситуации, которые возникают непроизвольно, часто повторяются и иногда бывают навязчивыми и пугающими, провоцируя тревожное состояние человека.

Этот феномен является одним из видов посттравматического синдрома.

Такие воспоминания имеют небольшую длительность: от нескольких секунд до нескольких минут. Их частоту или интенсивность человек не может контролировать, поэтому такое явление относится к психопатологическим расстройствам.

Этот феномен иначе называется вспышкой пережитого прошлого, которое имеет отсроченный характер. Это явление не относится к самостоятельному диагностическому признаку, оно рассматривается с нескольких позиций.

Некоторые считают его расстройством памяти, другие специалисты отмечают, что флэшбэк нужно изучать как состояние нарушенного сознания. Врачи и психологи так и не пришли к единому мнению по поводу этого феномена.

В наркологии флэшбэком называется состояние человека после принятия галлюциногенных рекреационных наркотиков. Оно характеризуется продолжительными визуальными галлюцинациями.

Есть определенная группа людей, которые подвержены возникновению такого состояния. В каких случаях может возникнуть этот феномен, и каковы его причины?

  1. При сильной интоксикации организма алкогольными или наркотическими веществами человек может видеть галлюцинации. В результате употребления этих веществ, происходят нейробиологические изменения, которые являются причиной развития зависимости.
  2. Стрессовая ситуация, которая отложила отпечаток в психике человека. Не каждый стресс сопровождается расстройствами психики. Человек индивидуально воспринимает психотравмирующую ситуацию, вследствие которой может развиться посттравматический синдром. Причиной такого феномена могут быть шоковые травмы и сильные стрессы. Часто этот феномен встречается у людей, которые воевали. Наряду с постоянно возникающими картинами прошлого, они ощущают чувство вины из-за того, что остались живы.
  3. При обсессивно-фобических и депрессивных расстройствах часто возникает этот феномен, как составляющий элемент клинической картины заболевания.

Симптомы

Она характеризуется непроизвольно возникающими представлениями. Возникающие картинки вызывают различные эмоции у человека, происходит перенос переживаний прошлого в настоящее. Этот психопатологический феномен постоянно повторяется, возможна отсрочка переживаний. Среди основных признаков этого явления выделяют:

  1. Неконтролируемость появления вспышек прошлого – появление образов человек не может контролировать, они возникают без каких-либо волевых усилий со стороны пациента, вопреки его желанию. Но появление образов можно спровоцировать, начав фантазирование. Человек в своих фантазиях может потерять произвольность и допустить возникновение образов пережитой психотравмирующей ситуации.
  2. Чувственность переживаний (сенсориализация). В процессе обдумывания и переживания возникающих картин прошлого, человек может вполне буквально их воспринимать. Достигается высокая степень реалистичности за счет чувственной переработки в мышлении образов вплоть до мелочей. Например, ветеран может вспоминать, какого цвета пуговицы были на его рубашке в момент взрыва, и так далее.
  3. Аффективно насыщенные чувства переживания ситуации и образов. Когда возникают образы психотравмирующей ситуации, человек не может оставаться равнодушным, изменяется его эмоциональное состояние. Он становится уязвимым, тревожным, появляется страх, иногда паника, наступает бессонница, возможен разговор с самим собой. По виду человека видна эмоциональная насыщенность переживаний.
  4. Феномен в некоторых случаях сопровождается не только зрительными или акустическими образами (когда человек видит или слышит то, что было в прошлом), но также возможны варианты тактильного или обонятельного компонента. Больной может ощущать запах, который был во время стресса, особенно, если он был интенсивным.

Оформление флешбэка

Отделить флешбэк от остального повествования помогают различные аудио-визуальные техники. Перечислим наиболее распространенные из них.Титры
Переход к ретроспективным эпизодам прямо оформляется титрами: «Давным-давно», «За десять дней до этого», «Суббота, 26 октября 1985 года» и так далее. Не оригинально, но понятно, экономно и эффективно. Монтажный переход

Сцена из фильма «Касабланка» (Майкл Кертиц, 1942)

Начало или окончание флешбэка можно обозначить каким-либо переходом: например, затемнением, наплывом, наложением, а также различными звуковыми эффектами или музыкой. Как правило, такие переходы уже сами по себе задают атмосферу ретроспективной сцены: романтическую, гнетущую и так далее.Изменение колорита

https://youtube.com/watch?v=nRY1N5yhL-U

Сцена из фильма «Гладиатор» (Ридли Скотт, 2000)

От остальных эпизодов фильма флешбэк может отличаться цветовым решением. Подобная традиция восходит к немому кинематографу, где цвет ретроспективных сцен менялся с помощью тонирования. Сегодня для выделения флешбэков часто прибегают к черно-белому изображению, сепии, усилению холодных оттенков и так далее. Изменение звука

Флэшбек можно передать не только с помощью изображения, но и звука. В фильме «Кон-Тики» мы видим тонущего героя, но слышим детские голоса из его памяти.Изменение стиля

Сцена из фильма «Прирожденные убийцы» (Оливер Стоун, 1994)

Эпизоды флешбэка обычно обладают своим стилем, отличным от других сцен. Ярким примером могут служить «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, где ретроспективный эпизод знакомства главных героев стилизован под телевизионный ситком. Отсутствует
Впрочем, иногда авторы фильма предпочитают никак не отделять флешбэки от остальных частей повествования. Иногда это не требуется из-за характера действия, которое говорит само за себя, а в других случаях зрителя хотят запутать намеренно (как, например, это частенько делал Луис Бунюэль). 

Кто находится в зоне риска?

Чаще всего пациентами психологов становятся ветераны, перенесшие травматический опыт в горячих точках. И теперь в мирной жизни пугающие картины прошлого периодически воскресают. Тревожные воспоминания настолько реалистичны, что человек не замечает разницы между настоящей жизнью и видениями.

Вся правда о вьетнамских флешбэкахОн заново переживает все ужасы войны, как в бесконечном сериале: бомбежки, обстрелы, видит, как гибнут рядом его друзья и как все ближе подходят враги. Поэтому в момент флэшбэка, который может длиться как секунды так и несколько часов, человек совершает поступки, которые окружающим кажутся неадекватными:

  • падает на пол и закрывает голову руками
  • пытается укрыться от воображаемых пуль
  • проявляет необоснованную агрессию по отношению к близким или незнакомым людям
  • рыдает и кричит от горя

Трагические “обратные кадры” опасны как для человека, переживающего болезненные воспоминания, так и для его окружения. Известно немало случаев, когда преследуемый кошмарными видениями причинял телесные повреждения близким людям и даже совершал убийства.

Вся правда о вьетнамских флешбэках

Порой, не в силах постоянно переживать кошмары из прошлого, человек решает уйти из жизни при помощи суицида. Чтобы не пропустить начало психического расстройства и вовремя начать лечение, внимательно следите за признаками, которые подскажут вам, что у близкого не все гладко.

Но человеку не обязательно нужно пройти горячие точки, чтобы стать заложником репереживаний. Запустить механизм навязчивых переживаний может любая травмирующая психику ситуация, о которой сам пострадавший хотел бы как можно быстрее забыть. Это может быть:

  • пережитая катастрофа
  • смерть близкого человека
  • моральное или физическое насилие

В большинстве случаев человек бесконечно прокручивает старые картины. Но иногда характер и содержание непроизвольных воспоминаний меняется. Так, тот, кто выжил в катастрофе, может ненавидеть себя и винить в гибели близких. А жертва насилия в моменты репереживаний изощренно мстит обидчикам.

Больше о человеческой памяти и ее причудливых проявлениях можно узнать из книги Джулии Шоу “Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям”.

А что говорят наркологи?

Спросите об этом любого из их пациентов, и узнаете, что
на сленге наркоманов “
словить флэшбэк” означает пережить в трезвом виде те же ощущения, которые он испытывал под воздействием психотропного препарата. Чаще всего это состояние настигает поклонников галюциногенов и психоделиков: марок, LSD, грибов.

В наркологии причина возникновения феномена до конца непонятна ни врачам, ни самим любителям погрузиться в состояние измененного сознания. Спровоцировать “обратный кадр” может что-либо, напоминающее о пережитом кайфе: звуки, запахи, обстановка и так далее. И в этот момент на короткое время — от секунд до нескольких минут, человек чувствует все признаки наркотического опьянения.

В зависимости от употребляемых обычно препаратов, это могут быть галлюцинации — зрительные или слуховые, учащенное сердцебиение и приподнятое настроение, либо наоборот, погружение в расслабленное состояние.

Кино

Флэшбэк – что это для кино? Вообще, изначально, благодаря искусству движущихся картинок, и возник этот термин. Он обозначает «вспышка назад». То есть мы как бы резко переносимся в прошлое – именно его демонстрируют нам на экране.

Сложно объяснить прием флэшбэк. Что это такое, легче понять на примере. Рассмотрим хорошо известный «Lost».

Этот сериал полностью построен на них. Без флэшбэков в «Остаться в живых» не будет понятно ничего. Именно они объясняют все те конфликты, которые происходят на таинственном и опасном острове. Флэшбэк дает нам возможность лучше понять мотивации персонажей, корни их поступков.

Однако впервые на полную флэшбэки были использованы в фильме «Гражданин Кейн». С помощью них режиссер держит сильную и жесткую интригу, которая не отпустит зрителя до конца фильма. Постоянный перенос в прошлое тут не помогает нам прояснить ситуацию – он лишь все глубже и глубже затягивает узел непонимания и дает глубину образа, благодаря которому этот фильм так и славится.

Правила написания флешбэка

Прежде чем приступить к созданию флешбэка, задайте себе следующие вопросы:

  • Что зрителю необходимо знать о герое из того, что невозможно показать в настоящем времени?
  • Где происходит действие флешбэка и почему?
  • Когда происходит действие флешбэка и почему?
  • Какие герои присутствуют во флешбэке и почему они важны?
  • Что сопутствует появлению флешбэка? Следует ли он после определенного образа, звука, места, действия? Иными словами, что пробуждает память героя?
  • И последнее: не используйте флешбэк. Как считает сценарный гуру Сид Филд, это не панацея, а лишь крайняя мера, к которой стоит прибегать только когда другие средства, способные ответить вашим задачам, не подходят.

Напоследок — полезное видео о технике флешбэка в кино.

[править] Цитаты

В игре куча отсылок к фантастическим фильмам прошлых лет.

Так, в Новом Вашингтоне, чтобы заработать денег на билет до Земли, приходится участвовать в садистском телешоу «Башня Смерти», где нужно пройти все этажи и остаться в живых, как в фильме про бегущего губернатора. Да и сам процесс стирания/восстановления памяти взят из кина про того же губернатора на Марсе.

История с очками, через которые можно деанонимизировать инопланетян — это пересказ сюжета фильма «They Live» Джона Карпентера. Сюжет которого, в свою очередь, повторяет рассказ сэра Стивена Кинга «Перекурщики».

В том же Новом Вашингтоне есть миссия по нахождению и отстрелу сбежавших репликантов, как в шедевральном «Blade Runner». А конец явно содран с финала «Чужого» того же Скотта.

Есть мнение, что не только игра запомоилась в плагиате фильмовых плюшек, но и фильмы, вышедшие после, растаскивали плюшки уже игровые.
Так, копы с реактивными ранцами были у Спилберга в «Особом мнении» (2002), а заоблачные небоскребы мегаполисов с летающим желтым такси крайне напоминают картинку из фильма Люка Бессона «Пятый элемент» (1997)
Большая часть упомянутых фильмов является (хотя и сильно вольными) экранизациями произведений американского писателя Филипа Дика. Возможно, игрушка заимствует идеи из них.

И вдогонку. Цветовая палитра и некоторые декоративные элементы чужеродного мира были позаимствованы создателями двухкопеечного киновысера «Война миров 2» (2008), вышедшего сразу на видео и непригодного к просмотру чуть более, чем полностью.

Психотерапия

Описанный феномен мешает человеку объективно воспринимать реальность. Его сложность заключается в том, что картинки прошлого могут возникать внезапно и длиться довольно долго

Поэтому важно проработать психотравмирующую ситуацию, чтобы у человека поменялось ее восприятие. Для лечения психотерапевтическими методами используются некоторые эффективные направления

ДПДГ – движения глаз, рук или прослушивание звуков в определенном порядке, ритмично и продолжительно. Такая работа человека помогает головному мозгу снова вернуться к нормальной работе, обрабатывая поступающую информацию, так как этот процесс приостановился из-за стресса.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – постепенно, с определенной подготовкой, человеку предоставляют ситуации, которые как-то связаны или напоминают о травмирующей ситуации. Иррациональные, искаженные мысли в процессе работы заменяются на более адаптивные. Человек учится в процессе общения с психологом или психотерапевтом, как управлять и контролировать навязчивые вспышки прошлого.

Гипносуггестивная психотерапия – применение гипноза и внушения. С помощью гипнотического воздействия, специалист изучает мысли и чувства, связанные с психотравмирующей ситуацией. Затем с помощью внушения происходит избавление от чувства вины, недоверия, самобичевания, угнетенного состояния. Человека ориентируют на позитивные моменты.

Совокупность методов лечения помогут человеку взять под контроль возникающие образы, изменить свое отношение к стрессовой ситуации и адаптироваться к окружающим его условиям, внешнему миру.

Автор статьи: Редькина Людмила Леонидовна, психолог