Что такое эпопея? эпопея — это

Определение слова «Эпопея» по БСЭ:

Эпопея (греч. epopoi&#x457.a, от йpos — слово, повествование и poiйo — творю)монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности — преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос, раздел 2-й). изображала наиболее существенные (по Гегелю — «субстанциональные»)события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и средневековые Э. — большие стихотворные произведения — возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события. Позднее народным Э. подражали некоторые поэты в своём индивидуальном творчестве(«Энеида» Вергилия, «Генриада» Вольтера).В «нравоописательной» эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали прозаические Э. («Гаргантюа и Пантагрюэль»Ф. Рабле, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» А. Франса).В 19-20 вв. романическая литература (раскрывающая становление характеров отдельных личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления национально-исторических проблем, пришла к созданию «романов-Э.».В одних «романах-Э.» становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова). Другие являются«героико-романическими» Э., в которых становление характеров главных героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в исторических и революционных событиях («Петр I» А. Н. Толстого, «Коммунисты» Л. Арагона).Г. Н. Поспелов.

Что такое эпопея? эпопея - это

Война

Сегодня довольно широкое значение приобрел термин «эпопея». Война изображена в самых знаменитых романах-эпопеях, созданных в 19-20 веках. Она не является обязательным элементом в повествовании. Однако более значительные исторические события представить сложно. Вооруженные конфликты, революции – все это коверкает человеческие судьбы, влечет переоценку ценности, меняет людей до неузнаваемости. Война – благодатная почва для художественного вымысла.

В романе-эпопее присутствует много персонажей. Повествование охватывает большой временной отрезок. Главным в такой книге являются изменения личности героев, происходящие в сложных, необычных ситуациях. Как уже было сказано, яркий и всем известный пример, – роман-эпопея «Война и мир». Есть еще немало произведений, созданных в этом жанре: «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Доктор Живаго», «Унесенные ветром», «Жизнь и судьба».

Что такое эпопея? эпопея - это

Древние эпопеи

В основе художественности древних эпопей лежит величественная героика, ибо выступающие в них человеческие образы как бы непосредственно олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. В древних эпопеях господствует гиперболическая образность, переходящая в прямую художественную фантастику. С другой стороны, мифологическое мировосприятие, присущее людям отдаленных времен, обусловливает широчайшее изображение чудесного, волшебного, потустороннего. Гиперболизация, фантастика, волшебные образы часто выступают и в позднейшей литературе, в том числе современной. Но необходимо сознавать принципиальное отличие образности древних эпопей, ибо если позднее фантастика предстает обычно только как определенный способ художественного воплощения авторского замысла, то в древних эпопеях все чудесное и невероятное является объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.

Древняя эпопея вырастает на почве мифологического мировосприятия и создает фантастико-гиперболические образы всепобеждающих героев, словно наделенных мощью и умением целого народа. Но именно это дает древним эпопеям ту широту и полноту в художественном освоении мира, благодаря которым они и теперь сохраняют значение недосягаемых образцов эпического творчества. В этих эпопеях создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находят место космические силы природы и особенности местного пейзажа, битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта, возвышенные лики богов и героев — и простые человеческие лица. Все это находится в гармоническом соотношении и единстве, сливаясь в целостный образ бытия. Художественное содержание древних эпопей воплощено, естественно, в адекватной художественной форме, в широком и вольном повествовании, которое развертывает цепь событий. Древняя эпопея отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока сохраняются породившие ее общественные отношения, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание. После становления государства и зрелых форм цивилизации эпопея уже не может развиваться в своем первоначальном виде. Характерно, что на смену героической эпопеи является вначале эпопея комическая, которая переосмысляет и даже в известных отношениях высмеивает свою предшественницу (так, на место «Илиады» приходит «Война мышей и лягушек», 6-5 век до н.э.; на место «Песни о Роланде», 12 век, — «Неистовый Роланд», 1516, Ариосто). Однако комическая эпопея не является в полном смысле слова эпопеей, ибо не обладает широтой и многогранностью древних повествований; вернее будет назвать ее комической поэмой.

В течение ряда столетий многие большие поэты предпринимают попытки возродить подлинную эпопею; таковы произведения римского поэта Вергилия, итальянца Т.Тассо, португальца Л.де Камоэнса, француза П.де Ронсара, англичанина Э.Спенсера. Они получили наименование «искусственных эпопей». Гегель писал об «Освобожденном Иерусаиме» (1580) Тассо: «Этот эпос раскрывается как поэма, т.е. как поэтически сконструированное событие… Вместо того, чтобы, подобно Гомеру, произведение, как подлинный эпос, находило слово для всего, что представляет собою нация…» (Гегель. Сочинения). Человеческий мир кардинально изменился, и эпопеи нового мира не могла быть похожей на древнюю эпопею. Подлинными эпопеями эпохи позднего Средневековья и Возрождения явились глубоко своеобразные творения Данте, Ф.Рабле и М.Сервантеса, которые и по своему содержанию, и по форме принципиально отличались от эпопей древности. Эти произведения представляют собой как бы переход от древней героической эпопеи к роману-эпопее, характерному для Нового времени.

«Война и Мир»

Наиболее известным не только в России, но и во всем мире романом-эпопеей является произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор лично написал статью о том, к какому жанру он относит свое творение. Она была опубликована в «Русском архиве» в марте 1868 года.

Что такое эпопея? эпопея - это

В своей статье Толстой говорит о том, что свой роман он не считает ни поэмой, ни исторической хроникой. Однако именно в этом произведении можно наблюдать очерчивание эволюции внутреннего мира героев, которое происходит на фоне исторических событий, то есть именно то, что обычно описывает эпопея. Что это именно так, свидетельствует и то, что автор написал историю народа, а не конкретной личности.

Подводя итог, надо отметить, что произведения, о которых говорилось выше, не просто обладают исторической ценностью, в них запечатлелись очень важные моменты развития цивилизаций. Ведь не зря по-прежнему эти произведения изучаются в школах и ВУЗах, о них слышал каждый, поскольку роман-эпопея — очень значимое в развитии всей мировой литературы явление.

Что такое эпопея? эпопея - это

Повлияли подобные эпические произведения и на многие другие сферы искусства. Свое отражение жанр также нашел в кинематографе. Например, «Битва за Москву» режиссера Юрия Озерова – самая настоящая эпопея. Фильм описывает наиболее крупные противостояния Великой Отечественной войны. Жанровые особенности киноэпопей: сочетание исторической достоверности, точности с широким художественным обобщением и романтическим пафосом.

Основные черты современной эпопеи

Основной чертой современной эпопеи («Человеческая комедия», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Жизнь Клима Самгина», 1927-36) является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс, и это ставит ее в один ряд с величественными эпопеями прошлого и в то же время отделяет от романов в собственном смысле слова, например романов Г.Флобера, И.С.Тургенева, Т.Гарди. Эпопея занимает большое место и в литературе 20 века. К жанру эпопеи можно отнести «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» (1928-40) М.А.Шолохова, трилогию о Сноупсах (1940-59) У.Фолкнера, «Семью Тибо» (1922-40) Р.Мартена дю Гара. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности. Это определяет необычно большой объем произведения, чаще всего занимающего несколько томов (хотя, конечно, сам по себе объем не может быть признаком эпопеи). Эпопея это один из самых трудных и очень редких жанров.

Слово эпопея произошло от греческого epopoiia, что в переводе означает — собрание песен, сказаний.

Эпопея Нового времени

Формирование реалистического романа в эпоху Просвещения предопределяет Э.Филдинг, обозначивший свой роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749) как «комический эпос в прозе». Дальнейшее развитие эпопеи получает в 19 веке, когда создаются «Человеческая комедия» (1830-48) О.Бальзака, «Мертые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Ярмарка тщеславия» (1848) У.Теккерея, цикл произведений «Ругон-Маккары» (1871 -93) Э.Золя, «Война и мир» (1863-69) и «Анна Каренина» (1873-77) Л.Н.Толстого, «Братья Карамазовы» (1879-80) Ф.М.Достоевского. Если в основе древней эпопеи лежат поэтическая стихия героики и мифологическое сознание, то в основе эпопеи Нового времени — реалистическое сознание мира. Поэтическая героика воплотилась не только в эпопеи, но и в таких жанрах, как ода, былина, романс (в средневековой Испании). Точно так же искусство прозы нашло воплощение не только в эпопеи Нового времени, но и в романе, и новелле.

Художественная природа эпопеи

Художественная природа эпопеи 19-20 веков объединяет ее в одну жанровую категорию с новеллой и романом. В современной эпопее, как и в романе, изображаются не непосредственно олицетворяющие собой целые народы герои, а люди в собственном смысле слова; мир предстает не как результат взаимодействия героев и потусторонних мифологических сил и существ, а как реальное соотношение человека и природы. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Для художника… не может и не должно быть героев, а должны быть люди» (Толстой Л.Н. О литературе). Однако Толстой сказал и следующее: «Поэзия в старину занималась только сильными мира: царями и т.п., потому что себя эти сильные мира представляли высшими и полнейшими представителями людей. Если же брать людей простых, то надо, чтобы они выражали чувства всеобщие» (Там же). И простые люди в эпопее Толстого в самом деле воплощают в себе всеобщее, всенародное содержание, хотя это осуществляется совершенно иным,гораздо более сложным и опосредованным путем, чем в древней эпопее.

Героические эпопеи

Героические эпопеи, создававшиеся всеми народами в определенную эпоху их развития — в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память об исторических временах. Бытовавшие веками сказания и песни складывались в единую целостность, обычно воплощаемую письменно. Таковы древнегреческая эпопея «Илиада», индийская «Махабхарата», карело-финская «Калевала» (записи 1835-49), немецкая «Песнь о Нибелунгах» (13 век), французская «Песнь о Роланде» (12 век), скандинавская «Эдда» (запись 13 век). Однако бывало и так, что элементы эпопеи, уже родившиеся в недрах народного творчества, не смогли обрести единства и письменного воплощения. Так произошло, в частности, и с русской национальной эпопеей, которая созревала в богатырских былинах о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но не получила той законченной формы, которая, как правило, создается одним или несколькими индивидуальными авторами. Тем не менее, дошедшее до нас русское былинное богатство позволяет отчетливо осознать пафос и общие контуры формировавшейся в 10-14 веках национальной эпопеи. Содержание и строение героических эпопей многогранно и сложно. В них запечатлелся весь опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса, хотя в отдельных эпопеях на первый план выдвигаются определенные моменты и темы (так, в «Калевале» изображена прежде всего борьба человека с силами природы, а в «Песни о нибелунгах» — борьба с враждебными племенами за самостоятельность народа).

«Доктор Живаго»

Создателю этого романа тоже присудили Нобелевскую премию. Но, в отличие от Шолохова, Пастернак не смог присутствовать на торжественном мероприятии. Более того, писателя вынудили отказаться от премии. Роман в те годы, а было это в конце пятидесятых, читали преимущественно сотрудники КГБ и высокопоставленные чиновники. Тем не менее, в моде была острая критика на «Доктора Живаго».

Главный герой – врач. В книге показано детство, юность и зрелые годы Живаго. События происходят в начале XX столетия. Начинается война, затем революция. Все переворачивается с ног на голову. Политические и социальные перемены в стране выдержать главному герою не под силу. В конце концов он забрасывает свою деятельность, постепенно опускается.

Роман-эпопея – произведение о масштабных событиях и обычных людях. Такая книга оставляет неизгладимое впечатление.