Филип дик: мечтают ли андроиды об электроовцах?

История открытия

История изучения данного явления уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Так, первым, кто упомянул о нем, был античный философ Фалес Милетский. Именно он еще в VII веке до нашей эры заметил, что потертый о кусочек шерсти янтарь начинает притягивать к себе имеющие небольшой вес предметы. Однако на этом развитие исследований в данной сфере почти на 2,5 тысячелетия остановилось. Только в XVII веке сначала был введен термин, обозначающий обнаруженное греческим философом явление (1600 год, У. Гилберт), затем начались активные изыскания по изучению природы электричества, возможностей его применения на благо человечества.

Наиболее значимыми открытиями и изобретениями при этом были следующие:

  • 1633 год – немецкий инженер Отто фон Герике изобретает первую в мире электростатическую машину, позволившую наблюдать различные виды взаимодействия электрических зарядов (отталкивание и притягивание);
  • 1729 год – английский ученый Стивен Грей в результате своих изысканий и экспериментов по передаче электричества на значительные расстояния обнаружил, что различные материалы неодинаково его пропускают через свою толщу (имеют различную электропроводность);
  • 1745 год – ученый из Нидерландов Питер ван Мушенбрук изобретает первый в мире накопитель электрического заряда (простейший конденсатор) – Лейденскую банку.
  • 1800 год – итальянский ученый Алессандро Вольта изобрел первый источник тока – гальванический элемент, состоящий из круглых цинковых и серебряных пластин, сложенных поочередно столбиком и разделенных между собой смоченной в солевом растворе бумагой.
  • 1820 – датским ученым-физиком Хансом Эрстедом открыто электромагнитное взаимодействие между различными по знаку электрическими зарядами и заряженными частицами.
  • 1831 – Майкл Фарадей открывает такое явление, как электромагнитная индукция
  • 1880 – француз Пьер Кюри открывает эффект генерирования кристаллом электрического заряда при его сжатии или другом изменении (пьезоэлектричество).

В конце XIX – XX веке одним из самых известных и загадочных ученых, занимавшихся изучением того, что такое электричество, и создавшим множество изобретений был Никола Тесла.

Критический прием

Критический прием « Мечтают ли андроиды об электрических овцах»? была омрачена популярностью его экранизации 1982 года « Бегущий по лезвию» . Из тех критиков, которые сосредотачиваются на романе, некоторые вкладывают его преимущественно в историю произведений Филипа К. Дика . В частности, в этой связи цитируется выступление Дика 1972 года «Человек и Android»

Джилл Гальван обращает внимание на соответствие между изображением Диком антиутопической , загрязненной, созданной человеком обстановки повествования и описанием, которое Дик дает в своей речи, все более искусственной и потенциально разумной или «квази-живой» среды его настоящего. Резюмируя суть речи Дика, Гальван утверждает: «Только осознав, как вторглась в наше понимание« жизни », мы можем полностью согласиться с технологиями, которые мы создали» (414)

В качестве « Bildungsroman в кибернетическом возрасте», Galvan поддерживает, Мечтают ли андроиды об Electric Sheep? следует за постепенным принятием новой реальности одним человеком. Кристофер Палмер подчеркивает речь Дика, чтобы привлечь внимание к все более опасному риску превращения людей в «механических». «Андроиды угрожают уменьшением того, что делает жизнь ценным, но обещают ее расширение или переопределение, как и пришельцы и боги». Грегг Рикман цитирует другой, более ранний и менее известный роман Дика, который также касается андроидов, « Мы можем построить вас» , утверждая, что « мечтают ли андроиды об электрических овцах»? можно читать как продолжение.

В отличие от тенденции большинства критиков рассматривать роман по отношению к другим текстам Дика, Клаус Бенеш исследовал « Мечтают ли андроиды об электрических овцах»? в первую очередь в связи с эссе Жака Лакана о зеркальной сцене. Там Лакан утверждает, что формирование и уверенность в себе зависит от конструирования Другого посредством образов, начиная с двойника, видимого в зеркале. Андроиды, утверждает Бенеш, выполняют функцию удвоения, аналогичную зеркальному отображению себя, но они делают это в социальном, а не индивидуальном масштабе. Таким образом, человеческое беспокойство по поводу андроидов выражает неуверенность в человеческой идентичности и обществе. Бенеш использует акцент Кэтлин Вудворд на теле, чтобы проиллюстрировать форму человеческого беспокойства по поводу другого андроида . Вудворд утверждает, что в дебатах о различиях между человеком и машиной обычно не признается наличие тела. «Если машины неизменно создаются как технологические протезы, которые предназначены для усиления физических способностей тела, они также построены, согласно этой логике, чтобы превзойти, полностью превзойти человека в сфере телесности».

В «Бегущем по лезвию» андроиды не мечтают об электроовцах

Главный страх середины прошлого века – разрушительная ядерная война. Кто-то нажмет большую красную кнопку – и всему, что мы знаем, придёт конец. Некому и не с кем будет больше воевать. Дик использует этот страх, в мире «Мечтают ли андроиды…» эта война называется Заключительной

После неё исчезли почти все виды животных (это важно), а Земля стала умирающей пустыней. Но человечество успело колонизировать Солнечную систему, и часть людей перебралась в колонии, а те, кто остался, влачат жалкое существование в приходящих в упадок городах

Останки цивилизации доедает всепроникающая радиоактивная пыль и мусор. (Вместо «мусор» Дик говорит «хлам», вкладывая в это слово описание некой жуткой хтонической стихии). Люди от радиации болеют и становятся «спец» – слабоумными, которым заказан путь в колонии.

Филип дик: мечтают ли андроиды об электроовцах?

Мечтают ли эти двое об электроовцах?

Вопрос с терраформированием решило создание искусственных людей – репликантов. Они или выполняют тяжёлую работу, или используются как секс-игрушки. Несмотря на стигму второсортности, новейшие модели превосходят создателей физической силой и интеллектом. Чтобы контролировать репликантов, люди заложили в них специальную генетическую программу: живут биороботы всего четыре года. Но они противятся такому порядку вещей и регулярно устраивают бунты. Поэтому использовать их разрешено только во внеземных колониях. Некоторым удаётся сбежать, и, убив своего хозяина, они летят на Землю в поисках способа продлить себе жизнь или же просто не желая быть безмолвной собственностью (зачем им всё-таки убивать хозяина, Дик так и не уточняет).

Как раз за такими беглецами и охотятся «бегущие по лезвию» – специальные полицейские наёмники. Чтобы отличить репликанта от человека, они используют тест на эмпатию, то есть способность к сопереживанию. IQ-тесты «ненастоящие» проходят легко, а вот сопереживать неспособны. По крайней мере, именно так считает главный герой в самом начале, принимая своих жертв за вещи. Его зовут Рик Декарт (фамилия не случайно говорящая), и он один из «бегущих».

Получив задание выследить и уничтожить нескольких беглых репликантов, Рик начинает охоту, в ходе которой у него возникают сомнения, правильно ли он понимает происходящее вокруг. Встреча с репликантом по имени Рейчел заставляет задуматься: а действительно ли анди не способны к эмпатии? Правда ли то, что они не чувствуют боли? Гуманно ли это вообще – уничтожать мыслящих существ? Отличаются ли они от нас, и если да, то чем именно?

О романе[править]

Мой агент позвонил мне однажды и говорит: «Эй, Фил, я могу заполучить для тебя 10% от продажи комикса по твоему роману». Я считаю этот роман очень серьёзным произведением — там говорится о ценности и сокровенности жизни. Я сказал: «О, ну если я получу 10% от продажи этого комикса, то я должен получить стопроцентное право на его запрет». Это всё равно, что сказать Льву Толстому: “Мистер Толстой, не хотите ли рассказать мне о комиксе, сделанном по вашей книге «Война и мир»? — 1982

  — Филип Дик

Роман Дика очень сложен, очень «завёрнут». Чудесный роман, который совершенно невозможно перенести на экран в том виде, в котором он написан. Это очень сложная и очень особенная литература. — 1982

  — Ридли Скотт

Станислав Лемправить

В <романе> хватает и собственных, оригинальных идей автора, но что из того, если они увязают в рамках несвязного целого. — перевод: С. Макарцев, В. Борисов, 2004

  — «Фантастика и футурология», книга 1 (Примечание 11), 1970, 1972

Превосходной и одновременно забавной является первая сцена романа — ссора супружеской пары, отличающаяся тем, что мозг каждого из супругов подключен к «стимулятору Пенфилда», модулирующего эмоциональное настроение в соответствии с «набранной» (как телефонный номер) программой. <…> но что из того, если это единственная во всем романе сцена и вопрос самопрограммирования чувств или мотивационно-эмоциональной ориентации более в нем уже не появляется.
Такие произведения <…> гораздо более инструктивны, нежели не имеющие ценности, поскольку именно они доказательно демонстрируют, как, идя в плену повествовательных стереотипов, авторы транжирят превосходные замыслы, которые в иных контекстах могли бы стать предпосылками оригинального, проблемного и одновременно художественно ценного творчества.

  — там же

«Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» являются, к сожалению, не литературной чепухой, а обманом читателя. Особенно последний из названных романов оказался печальным примером, позволяющим увидеть, как способный автор расточает свой талант, используя замечательный замысел и идеи только для того, чтобы ещё раз создать игру в полицейских и бандитов. Это намного хуже, чем если бы из нестоящих элементов возникло нестоящее целое. Идея с «Пенфилдами», при помощи которых можно произвольно изменять собственное настроение, действительно замечательная, но она не имеет в романе никакого значения. Чтобы распутать логический клубок, каковым является роман «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?», надо провести целое исследование, которое вдобавок делалось бы со скверным чувством, что оно абсолютно напрасно. <…>
Заявленная в начале и набирающая обороты проблема конфликта человека с одухотворённым им гомункулическим воплощением исчезает, зато игра в полицейских и преступников успешно развивается. Эта предложенная автором романа «Убик» выдумка является оскорблением для читателя, которое всё же в сильно концентрированной атмосфере бессмысленности среды SF остаётся безнаказанным. Многие усилия напрасны: автор «Убика» очень хорошо знал, что учинил. Но был ли мошенник схвачен критикой с поличным и привлечен к ответственности? Я вовсе не шучу: ибо тот, кто сумел написать «Убик», должен был понимать, что такого типа труд — это мошенничество. Однако критика указывала ему только на то, что роман, пожалуй, никакой, т.е. не столь интересный, как лучшие вещи Дика; потому что подобного рода мешанина ничего не значащих наблюдений считается в SF критикой. — перевод: В. И. Язневич, 2007

  — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями», 1972

«Убик» — золотой дукат, а «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» — фальшивая монета.

  — там же

Ссылки

Что мы узнаем из книги?

1. От чего зависит статус людей на Земле?

От владения определённым видом животного зависит статус человека. На земле вымерли почти все животные. Уход и содержание домашнего питомца считается добродетелью. Продажа животных идёт по каталогу Сидни.

Тем, кому не по карману содержать живых покупают искусственных роботов- животных. Овца главного героя книги Рика Декарта умерла и тот, чтобы сохранить высокий статус, незаметно подменяет её на электроовцу.

2. Что такое андроиды и где они используются?

Андроиды ничем по внешнему виду не отличающиеся от людей используются только на других планетах колониях. Некоторые особи убивают своих хозяев, чтобы вернуться на Землю и освободиться от рабства. Клетки анроидов не могут делиться, поэтому они живут четыре года, а затем умирают.

3. Кто такие «охотники за головами»?

Это люди, которые выслеживают беглых андроидов и «усыпляют» их. У каждого ликвидированного андроида берут анализ костного мозга, чтобы доказать, что это не человек.

4. Что такое тест Войта-Кампфа?

Этот тест проводят с целью выявить эмпатию, то есть сочувствие. У анроидов нет этого чувства. С помощью специальных вопросов «охотники за головами» наблюдают за реакцией движения глаз и определяют таким образом мозговую активность. При помощи этого теста выявляют роботов.

Сеттинг, персонажи, сюжет[править]

Далёкое будущее 1992 г. (в современной редакции — 2021). Практически вся жизнь на Земле была уничтожена в процессе ядерной войны. Животных почти не осталось, и лишь совсем небольшой процент представителей рода человеческого по-прежнему остаётся на покрытой радиоактивной пылью Земле. Они или по каким-то личным причинам не желают переселяться в колонии либо являются «аномалами» (их также зовут «недоумками» из-за повреждённого радиацией мозга) и не имеют права покинуть планету. Люди на Земле обретают смысл жизни, заботясь о последних животных, оставшихся на планете. В качестве доказательства своей человечности и эмпатии те люди, которым не по карману живое животное, вынуждены обзавестись электрической копией, ибо в новом обществе отсутствие у человека какого-либо животного считается асоциальным, если не греховным вовсе.

Бо́льшая часть человечества расселилась на колониях по всей Солнечной системе, где пытается восстанавливать цивилизацию вместе со своими рабами-андроидами (они же репликанты), которые были созданы для тяжёлой работы. Андроиды собираются по спецификациям для выполнения своей задачи и, построив колонию на другой планете, должны вскоре помереть, уступив место настоящим людям. Считается, что они испытывают проблемы с эмоциями, особенно с эмпатией, из-за чего их возможно выявить с помощью теста Войта-Кампфа. . Книга Ф. Дика — одно из немногих произведений, в котором андроидов показывают не как хороших и няшных созданий, а в виде хладнокровных и бесчувственных манипуляторов. Некоторые описанные люди, впрочем, тоже не лучше.

Технологии развиты до такого уровня, что андроиды и внутри, и снаружи выглядят неотличимо от людей, однако имеют особые психологические особенности и официально живыми не признаются. Люди называют их «это», и именно такое убеждение создаёт пропасть между людьми и андроидами. Естественно, что некоторые андроиды недовольны участью рабов. Они сбегают из колоний и пытаются затеряться на Земле, где их чаще всего находят охотники за головами и «усыпляют».

Не являясь людьми, андроиды не могут принять мерсеризм, новую религию, основанную на уважении ко всем формам жизни и общей эмпатии всего человечества. Люди объединяются вместе, используя специальные устройства — «эмпатоскопы», связывая общие видения мессии Уилбура Мерсера. Большая часть человечества на Земле следует мерсеризму, однако религия осмеивается знаменитым комиком Дружищем Бастером, чьё шоу транслируется по телевидению и радио 23 часа в сутки.

Рик Декард — охотник за головами из полицейского участка Сан-Франциско. Ему поручено выследить и «усыпить» шестерых андроидов Нексус-6, которые бежали с Марса, после того как предыдущий охотник получил тяжёлое ранение. Его задача осложняется, когда он встречает Рейчел Роузен, молодую женщину, работающую на ведущую корпорацию по производству андроидов, после чего ставит под вопрос моральность своей работы. Жизнь Декарда проходит далеко не так, как ему бы хотелось: он застрял на Земле, его жена отказалась от генератора настроений и погрузилась в настоящую депрессию, а его барашек электрический.

Тем временем Джон Р. Изидор — аномал, который живёт в квартире разлагающегося дома — обнаруживает, что ещё одна из квартир обитаема. Там проживает красивая молодая женщина по имени Прис Страттон, которая изначально называет себя «Рэйчел Розен», а затем резко меняет свою историю. Изначально она отнеслась к Изидору холодно и пренебрежительно, но позже обращается к нему за помощью: у нее есть друзья, которые должны прийти и укрыться в доме вместе с ней, ведь по их следам идёт убийца. Изидор, который никогда не имел друзей, охотно желает помочь…

Книга задаётся вопросом этичности создания искусственных людей. Достаточно ли одного лишь интеллекта, чтобы считаться человеком в мире будущего, где андроидов и людей практически ничем визуально не отличить?

Интересные факты об электричестве

  • Для того чтобы добыть электричество из магнита от динамика, на него наматывают два медных провода, два их конца спаивают вместе, к оставшимся подсоединяют небольшую лампочку, светодиодную ленту. Для того чтобы сделать источник питания для лампы накаливания на 220 В, используют более мощные и крупные магниты, толстые медные провода большого сечения.
  • Самой древней батарейкой считается найденное при раскопках в Египте устройство, представляющее собой медный сосуд с вставленным в него железным стержнем, не касающимся стенок.
  • Для того чтобы показать, как вырабатывается и протекает электричество, при дворе короля Людовика XV проводили эксперимент с Лейденской банкой и строем солдат: взявшиеся за руки солдаты при этом образовывали ни что иное, как первую в мире полноценную живую электрическую цепь;
  • Из-за большого количества смертей от даров молний в Италии в XVIII веке во многих европейских странах появилась очень странная мода на шляпки и зонтики с громоотводами;
  • В скандинавских странах главный, порой и единственный, источник электроэнергии – это гидроэлектростанции. Благодаря этому, в этих государствах очень низкий уровень загрязнения атмосферы.

Знать то, как работает всем привычное электричество, очень важно для каждого человека, не только в целях самообразования и расширения кругозора, но и для обеспечения собственной безопасности в мире, где достаточно опасная электроэнергия встречается почти на каждом шагу

Что такое электронные деньги

Под электронными деньгами подразумевается виртуальные валютные средства, равные наличным или безналичным деньгам, не требующие открытия счетов в банке. Оборот финансов проходит не в форме привычных бумажных купюр, а через расчетные системы современной связи.

Виртуальная валюта хранится в Интернете, используется для безналичных расчетов, перевода на банковские карты, последующего снятия наличных. Электронная денежная единица приравнивается к фиатной: рублю, доллару, евро, в зависимости от вида кошелька.

Основные преимущества представлены:

Комфортность использования может быть омрачена комиссией. К популярным видам виртуальной валюты относят интернет-кошельки и карты, которые обслуживает оператор ЭДС.

Тропы и штампы[править]

  • Антигерой — Декард.
  • Вселенная за кадром — мир меланхоличного постапокалипсиса, описанный в этом романе, оказался на удивление ярким и многогранным — Филип Киндред Дик вообще отличался талантом парой умело наброшенных мазков создать интересный мир, подразнить читателя необычным окружением, в котором действуют его герои. Тем не менее, автор не стал более подробно раскрывать историю этой вселенной в других своих книгах — для Филипа Дика легче было создать новую антураж-вселенную для своих «притч», чем использовать общую литературную вселенную, как это делали, например, Айзек Азимов (цикл «Академия») или Пол Андерсон (цикл «Звездный торговец»).
  • Двойник — Рейчел Розен и Прис Страттон физически идентичны, являясь по сути одной и той же моделью андроида. Прис даже называет себя «Рэйчел Розен» при знакомстве с Изидором, однако когда узнаёт от него, что человек по фамилии Розен является производителем робототехники, меняет свои показания.
    • Манипулятивная сволочь — они же. Прис манипулирует Джоном Изидором, заставляя дать укрытие ей и другим беглым андроидам в своём заброшенном доме, а Рейчел соблазняет Декарда, чтобы он не смог заставить себя убить её.
    • Пнуть собаку — Рейчел убивает козу Декарда, а Прис отрезает лапы найденному Изидором пауку, чтобы посмотреть, сможет ли он после этого передвигаться.
    • Роковая женщина — тоже они.
  • Даже у злодеев есть любимые

    Рик Декард отмечает, что охотники за головами должны отключать свою эмпатию на работе, чтобы они могли убивать столь похожих на людей андроидов. Это один из многих путей размытия грани между роботами и людьми.

     — несмотря на то, что для Роя Бейти все люди, включая его собратьев-андроидов, служат расходным материалом, он проявляет любовь и заботу к своей жене Ирмгард.

Отсутствие эмпатии — упоминается, что эмпатии нет у андроидов. Это особенно бросается в глаза, потому что у людей эмпатия — в том числе к животным, которых после ядерной войны осталось очень мало — является частью чего-то вроде религии. Андроиды же убивают животных, не моргнув глазом: или чтобы насолить человеку, любящему это животное, или просто для забавы.
Обманная религия — мерсеризм. Как раскрыли андроиды, Мерсер — актер, гора, по которой он бесконечно карабкается и срывается — декорация, и все ролики были заранее записаны и просто гоняются по циклу при подключении к эмпатоскопу

Впрочем, Декард считает, что это и не важно — главное, что Мерсер символизирует собой общую для миллионов людей ценность.
Полное чудовище — андроиды, как следствие предыдущего пункта.
Товарищ-коммунист — охотник на андроидов Рик Декард воспринимает новость о прибытии коллеги из СССР без удивления и неприязни, и настроение у него поначалу рабочее.
Философский зомби — так всё же: можно ли считать андроидов людьми или они искусные бездушные имитации? Автор своего мнения читателю не навязывал, оставляя вопрос открытым, но по множеству намёков, которые встречаются ближе к концу, несложно понять, что Дик склонялся именно к .

Влияние и вдохновение

При написании этого романа Дик был вдохновлен — как и все его произведения — произведениями Л. Рона Хаббарда . Повесть Хаббарда « Страх» , впервые опубликованная в 1940 году, когда Дик был ребенком, была ужасной историей, поставленной таким образом, что читатель, как и главный герой, чувствовал себя оторванным от самой реальности. Стивен Кинг описал Страх как «классический рассказ о подкрадывающейся сюрреалистической угрозе и ужасе». Дику удается втянуть читателя в сюрреалистическое ощущение в Android, так что бывает сложно понять, что происходит на самом деле.

Дик также намеренно подражает стилям нуар-фантастики в постановке сцены: крутой исследователь холодно имеет дело с жестоким миром, полным коррупции и глупости. Еще одно влияние на Дика оказал автор Теодор Стерджен , автор романа « Больше, чем человек» , сюрреалистической истории человечества, разбитого на разные уровни, один из которых контролирует другой с помощью телепатических средств.

Через несколько лет после публикации « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» , автор говорил о одушевленных творениях человека в знаменитой речи 1972 года: « Андроид и человек »:

В романе антагонисты-андроиды действительно намеренно более человечны, чем человеческий главный герой. Они являются зеркалом человеческой деятельности, в отличие от культуры, теряющей свою человечность.

Оказывать влияние

Мечтают ли андроиды об электрических овцах? повлиял на поколения писателей научной фантастики , став основополагающим документом движения научной фантастики новой волны, а также базовой моделью для его наследников киберпанка . Это повлияло на другие жанры, такие как SF-металл от таких исполнителей, как Rob Zombie и Powerman 5000 .

Фильм

Хэмптон Фэнчер и Дэвид Пиплс написали свободную кинематографическую адаптацию, которая стала фильмом « Бегущий по лезвию» , выпущенным в 1982 году, с участием нескольких персонажей романа. Режиссер Ридли Скотт . После международного успеха фильма название « Бегущий по лезвию» было принято для некоторых более поздних выпусков романа, хотя сам термин не использовался в оригинале.

Радио

В рамках своей серии антиутопий Dangerous Visions в 2014 году BBC Radio 4 транслировало адаптацию романа из двух частей. Продюсером и постановкой фильма стал Саша Евтушенко по экранизации Джонатана Холлоуэя . В ролях Джеймс Пьюрфой в роли Рика Декарда и Джессика Рейн в роли Рэйчел Розен. Эпизоды изначально транслировались в воскресенье, 15 июня и 22 июня 2014 года.

Аудиокнига

Роман как минимум дважды выпускался в виде аудиокниги . В 1994 году была выпущена версия с участием Мэтью Модина и Калисты Флокхарт .

Новая версия аудиокниги была выпущена в 2007 году компанией Random House Audio, чтобы совпасть с выпуском . Эта версия, прочитанная Скоттом Бриком , не является сокращенной и работает примерно 9,5 часов на восьми компакт-дисках. Эта версия является врезка , используя Blade Runner: The Final Cut постер фильма и Blade Runner название.

Театр

Сценическая адаптация книги, написанной Эдвардом Эйнхорном , проходила с 18 ноября по 10 декабря 2010 года в 3LD Art & Technology Center в Нью-Йорке, а премьера на Западном побережье состоялась 13 сентября 2013 года и проходила до 10 октября в Театральная труппа Sacred Fools в Лос-Анджелесе.

Комиксы

БУМ! Studios опубликовала ограниченную серию комиксов из 24 выпусков по роману « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» содержащий полный текст романа и иллюстрированный художником Тони Паркером. Комикс был номинирован на премию Eisner Awards 2010 в номинации «Лучший новый сериал» . В мае 2010 года БУМ! Studios начала сериализацию приквела из восьми выпусков под названием Dust To Dust , написанного Крисом Роберсоном и нарисованного Робертом Адлером. Сюжет разворачивается сразу после окончания мировой войны.

Применение

Основным проявлением электричества является электрический ток. Данное явление, представляющее собой упорядоченное движение заряженных частиц, применяется:

  • В быту – для освещения и отопления жилищ, работы различной техники, инструментов;
  • В промышленности – для освещения и обогрева производственных и административных зданий, работы станков и различного оборудования;
  • Транспорт – для питания силовых установок железнодорожного транспорта, зарядки АКБ электромобилей;
  • В науке – для проведения различных опытов и экспериментов по изучению космоса и тайн природы.

Таким образом, электрический ток является важнейшей частью современного мира – без него весь мир остановится и очень скоро вернется в каменный век.

Как сделать макияж для подростков?

Начиная с 12 лет, девочки могут наносить лёгкие косметические средства. Макияж глаз выполняют с использованием теней естественных оттенков, таких как бежевый, персиковый или нежно-розовый.

От карандашей и подводок для глаз стилисты советуют отказаться, поскольку для нанесения такой косметики юной красавице следует немного потренироваться, а стрелки лишь утяжелят образ девушки. Кстати, по этой же причине не стоит использовать тушь для ресниц. Производители предлагают альтернативный вариант: прозрачную тушь-гель с витаминами А и Е, которые нежно ухаживают за ресницами, делают их пышнее, длиннее и гуще, а также придают взгляду нежность и привлекательность, которая свойственна всем юным девушкам.

Вместо губной помады стоит использовать блеск для губ, который подчеркнёт свежесть образа.

Неразгаданные тайны Тесла

Башня Ворденклиф («Мировая система») – одно из самых загадочных изобретений Никола Тесла

После смерти Тесла в 1943 году осталось несколько следующих достаточно интересных, часто и мистических, неразгаданных тайн этого великого ученого:

  • Тунгусский взрыв – многие считают, что именно эксперименты великого ученого по получению и концентрированию больших зарядов атмосферного электричества могли привести к знаменитому Тунгусскому взрыву, причиной которого на данный момент все же признают падение метеорита;
  • «Мировая система» – так была названа построенная на Лонг-Айленде башня, которая позволила один раз Тесле в ночное время осветить все небо над Нью-Йорком, а также большую часть Атлантики. Самое интересное, что после этого эксперимента ученый покинул башню и больше никогда в нее не возвращался. Все чертежи и схемы конструкции данной установки после смерти ученого бесследно исчезли.
  • Властелин молний – ученому, как фокуснику, удавалось пропускать через свое тело огромные по силе разряды электричества, безо всякого вреда для организма. За это многие журналисты прозвали Теслу «Повелителем молний». Как ученому это удавалось, до сих пор не известно.
  • Электромобиль Тесла – некоторые современники Тесла утверждают что ученый разработал электромобиль, который работал на каких-то нетрадиционных для того времени источниках питания. Однако никаких доказательств существования такого электромобиля впоследствии получить не удалось.

Важно! Во многих своих экспериментах Тесла опирался на существование особого вида материи – эфира. Ученый был уверен, что, благодаря эфиру, можно получать огромное количество энергии, передавать электрические сигналы на значительные расстояния