Душа

Примечания

  1. Мареева Е. В. Д. Локк об источниках единства души: Бог, натура или культура? // Человек. Язык. Культура. Таганрог, 2002. Вып. 2. — С. 128—140.
  2. Душа // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Душа //
  4. Ушаков Д. Н. . Толковый словарь Ушакова (2008-2009). Дата обращения 8 августа 2013.
  5. Аристотель. О душе, II, 1, 412 b)
  6. Аристотель. О душе. II, 1, 413 а
  7. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, 75, 1.
  8. Талмуд, Хагига 12б
  9. Талмуд, Нида 31а
  10. Талмуд, Шаббат 105б
  11. Вопрос о том, является ли душа сотворённой, долгое время был дискуссионным. В тексте книги Бытия нет утверждения, что душа была сотворена (как сказано о прочих творениях), есть лишь утверждение, что она «вдунута» Богом. Тем не менее, ортодоксальное христианство приняло ту точку зрения, что душа является именно сотворённой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал об этом споре:
  12. Душа человеческая // Библейская энциклопедия. — 3-е. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с. — (Библиотека энциклопедических словарей).
  13. Положительное учение православной Церкви и святых Отцов. Душа человеческая. Богоподобная её сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. — Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 160 с.
  14. Хорьков М. Л. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  15. , с. 109.
  16. , с. 94.
  17. , с. 17.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Зачем нужна душа?

В Средневековье среди алхимиков, согласно городским пражским легендам, которые пересказывают туристам гиды во время тематических путешествий по ночному городу, была распространена шутка о том, для чего требуется душа. Суть шутки в том, что на вопрос — зачем человеку душа, следовал ответ – чтобы было что продать дьяволу.

Понимание того, для чего требуется душа, как и само определение этого термина, в разные времена отличалось. Так же неоднозначно ее необходимость понимали и разные народы.

Однако у всех религиозных конфессий и древних верований есть одно общее представление того, для чего требуется людям наличие души. Заключается этот общий момент в том, что именно душа продолжает жить после смерти тела, она бессмертна, в отличие от бренной оболочки.

То есть можно утверждать, что душа требуется для вечной жизни. Именно так объясняли необходимость ее наличия во все времена, от древнейших дней поклонения идолам до сегодняшнего, наполненного культурой потребления, времени.

Какая должна быть душа человека, суть души человека – ангела Люд

Иерархия ангелов небесных имеет, на самом деле, девять, а не десять чинов, как говорил выше. Это зависит от того, как мы посмотрим на самих себя. Потому как десятый ангельский чин это мы и есть – ангелы Люд (люди). Но только мы не небесные. Мы предали Создателя. Польстились на посулы Сатанаила и устремились за ним с небес на Землю.

Сегодня наши бессмертные, некогда тоже небесные души заперты в смертных физических телах. Мы в своей земной жизни должны пройти очищение, чтобы вернуться в мир духовный – мир Отца и Создателя. Вот вам и ответ на вопрос, какая должна быть душа человека? Чистой, светлой, не замутненной не только неблаговидными делами, но и неправедными мыслями. Сумеете осознать обман Сатанаила, ставшего Сатаной после распятия Исуса, значит, дорога в духовный мир для вас будет открыта. В противном случае, вас ждёт новая реинкарнация и другая физическая жизнь в ином физическом теле. А вот карма прошлой жизни никуда не денется. Неблаговидные поступки придётся отрабатывать.

Душа в других религиях и учениях

Душа

Деревянная статуэтка Ба (332—330 годы до н. э. или позднее). Метрополитен-музей

В религии древних египтян человек состоит из нескольких сущностей-душ (в общей сложности 9). Мировоззрение отразилось в частности в литературе (Беседа разочарованного со своим Ба, Хонсуемхеб и призрак).

Буддизм

Буддисты обозначали душу словом «атман». Буддизм (традиционный[уточнить]) не отличает существование нематериальных существ. Также он отличает телесные состояния от психических. Всё это приводит к трудностям перевода понятия «анатмана», который обычно переводят как «нет души». Если слово «душа» относится к бестелесной компоненте вещи, то буддизм не отрицает существование души. Российский буддолог Торчинов Е. А. учит, что согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, личности («я»), и считает, что вера в существование атмана ведёт к омрачнению и является главной причиной всех страданий.

Как формируется душа человека

Психологи подтверждают, что события, происходившие в детстве и во время беременности, в значительной степени определяют наши психологические установки в жизни. Фрейд верил, что наиболее критические переживания души относятся к возрасту от двух до пяти лет.

Психоаналитики пытаются обнаружить самые ранние критические события в нашей жизни, установить, когда они происходили и что они означали. Однако, хотя самые ранние события являются самыми важными в формировании жизненной психологии, мы лишь в исключительных случаях помним события, происходившие с нами до пяти лет!

Нам редко приходит в голову задуматься, что происходило с нами в период вынашивания. А пытались ли вы когда-нибудь понять, как были зачаты?

Самые ранние воспоминания связаны с земными удовольствиями, скажем, вот мы лежим в детской коляске на солнышке. Сложные события детства, связанные с эмоциональной или физической болью, подавляются, блокируются и забываются.

Многочисленные терапевтические практики направлены на то, чтобы разблокировать подавленную реальность, оживляя вызвавшие травму прошлые события при помощи толкования снов, гипноза, суггестии, свободных ассоциаций, статистики, игр, тестов и других методов в попытке обнаружить важные события жизни.

Для всех этих методик, однако, характерна одна общая проблема: хотя информация восстанавливается с нашей помощью, без ясной памяти о жизни в целом наше собственное осознание самих себя неполноценно.

Зачастую мы даже не в состоянии вспомнить, что произошло, и никто другой не может сделать этого за нас. Сложность доступа к памяти — большой пробел психотерапии.

Десять лунных месяцев после зачатия как раз и составляют девять календарных месяцев, то есть полный срок протекания беременности и момент рождения. Сто лунных месяцев после зачатия — это семь лет, возраст, который многие считают концом детства и началом сознательного возраста.

Стадии развития души

Два этих водораздела в жизни разбивают ее на три стадии развития:

  • Вынашивание, от момента зачатия до момента рождения;
  • Детство, от момента рождения до семи лет;
  • и Зрелость, от семи лет до смерти.

Несмотря на то, что фазы эти неравны по буквальному часовому времени, они равны по отношению к нашей памяти, обмену веществ и биологическим часам. Каждый из нас проживает эти три стадии развития.

Во время вынашивания внутри материнского организма формируются наши душа и тело. Оплодотворенная яйцеклетка продвигается по фаллопиевым трубам и прикрепляется к стенкам матки, где, собственно, и происходит ее дальнейшее развитие. Во время периода вынашивания мы проходим множество стадий развития, продиктованных нашим генетическим кодом; они и направляют процесс формирования нашего физического тела.

В этот период мы воспринимаем все, о чем наша мать думает, что она чувствует, чем она проникается, что она интуитивно постигает, и между нею и нами возникает взаимная связь. Все эти ранние влияния оказываются интегрированными в наше тело.

Рождение и детство — почему их роль так важна в формировании души

В момент рождения душа переходит в другую среду воздух. Детство начинается с обстановки, окружавшей нас в момент рождения; пол, физический облик, обстоятельства родов, влияния и действия тех, кто при родах присутствовал, — все это объединяется, формируя нашу Личность.

В течение первых семи лет — детства наша душа создается семьей и домашним окружением. Как обстоятельства, при которых происходило вынашивание, определяют формирование физического облика, так обстоятельства детства определяют эмоциональную реальность.

В Зрелости личность и тело окончательно соединяются, и мы проецируем полученную комбинацию во внешний мир, отрабатывая различные варианты присущих нам возможностей и способностей. Формирование Души определяется способностью реализовать в действии наши жизненные цели и понять наше существование во времени во всей его полноте.

Если тело формируется внутри материнского организма, а личность в семье, то душа — это жизнь как целое, сотворенная в мире как отражение универсального процесса всей жизни. Слиться с душой — означает преступить границы жизни.

Адольф Дебарроль

Есть ли у нее вес?

В то, что душа человека имеет ощущаемые физические характеристики, которые поддаются измерению, верили еще в Древнем Египте. После смерти человека на суде в загробном мире перед престолом Осириса взвешивалось его сердце, которое, согласно верованиям, было последним физическим пристанищем души.

Душа

Ученых, склонных к тому, чтобы практически исследовать что-либо, вопрос веса тоже интересовал. Вероятно, по причине того, что иные физические характеристики души измерять не представляется никакой возможности.

Опытов по взвешиванию людей до их смерти и после нее проводилось достаточно много. В результате в 1960 году прошлого столетия Дункан Мак-Дугал поставил в этом вопросе «жирную точку». Проведя ряд публичных открытых экспериментов в «полевых условиях» одного из хосписов, он доказал, что разница в весе человека до смерти и после нее – неизменна. Она варьируется в промежутке от 20,6 до 22,1 граммов. То есть средний вес, которым обладает душа человека равен значению в 21 грамм.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Душа

Душа в фен-шуй

Взглянем, как определяется душа в фен-шуй. Слово «душа» мы используем для того, чтобы описать основную или составляющую часть чего-либо, живое ядро, центр. В более глубоком смысле это слово описывает сущность каждого человеческого существа. Это то место внутри каждого из нас, которое бесконечно, непреходяще и универсально.

Душа — это головоломка, часть того, что североамериканские индейцы называют Великой Мистерией, которая является созидательной силой, являющейся опорой Вселенной. Это и есть тот самый источник, который дает начало форме и который все еще остается непознанным. Он иллюзорен по своей природе, и вместе с тем он нуждается в подпитке, равно как и в том, чтобы о нем заботились. Мы можем интуитивно понимать его нужды, но мы не можем познать его глубин. Это некая субстанция внутри нас, которая связывает наше физическое тело и наш дух с великими силами космоса. И все-таки в своем изучении души я ближе всего приблизилась к ее пониманию во время того самого несчастного случая, когда оказалась на грани жизни и смерти и который произошел со мной, когда мне было семнадцать лет.

 Этот мой опыт закончился для меня осознанием того, что я представляю собой нечто большее, чем просто физическое тело. Я узнала, что у меня есть душа. И с тех пор я ощущаю те события как некую поворотную точку, благодаря которой большую часть своей жизни я посвящаю сосредоточенным и глубоким размышлениям о своей принадлежности и своей связи с космосом, которые я испытала в те несколько мгновений, когда находилась по другую сторону жизни.

Долгие годы я искала пути и способы воссоединения с тем божественным местом И наконец я осознала, что оно все это время было внутри меня и что, создавая энергетические каналы внутри моего дома, я могу создать некую духовную модель, которая поможет мне добраться до самого ядра, центра моей души. И каждый может делать это. Используя несколько самых простых приемов, вы можете использовать ваш дом как некую модель, которая поможет вам воссоединиться с самой сокровенной составляющей вашей жизни. Вы можете создать дом, который даст возможность вашему потенциалу развиваться, а вашему сердцу — открыться.

Что нужно вашей душе с точки зрения фен шуй

Я уверена, что душа человека в его доме будет ощущать себя хорошо при выполнении четырех необходимых условий.

1.

Во-первых, она нуждается в ощущении своей принадлежности к этому дому, она хочет чувствовать, что она действительно привязана к земле, к корням, к личности.

2.

Во-вторых, она нуждается в том, чтобы чувствовать себя в безопасности, потому что только в этом случае вы можете оставаться самим собой, проявлять свои творческие способности и двигаться вперед без боязни.

3.

В-третьих, она жаждет гармонии с великими циклами природы. И, наконец, ваша душа нуждается в некоем духовном пространстве. Когда эти четыре условия соблюдены, ваш дом наполняется внутренним покоем. Он становится воротами в таинственные духовные миры.

Происхождение субстанции

Однозначной теории о происхождении души нет. Но есть версии, которые не имеют права на существование. Церковь опровергла взгляд Оригена. Согласно ему, есть понятие предсуществование душ. Они приходят на землю из горного мира. Концепция получила осуждение на Пятом Вселенском соборе.

Душа

Отцы церкви выделяют такие теории:

  • душа творится от душ родителей человека, как и тело. Они одновременно получают свое начало и совершенствуются;
  • энергетическая субстанция создается непосредственно Богом и потом соединяется с телом. По мнению многих, случается это спустя 40 дней после зачатия.

Согласно атеистической теории, создателем души является матушка-природа — часть Вселенной, которую воспринимают органами чувств. Она сама заложила в себя разумную жизнь. Без ее соучастия личность существовать не может.

Разница в весе живых и мертвых действительно относится к душе?

Долгое время вопрос считался закрытым. Открыл его вновь Эугениус Кугис, профессор, преподаватель в литовской Академии наук. В 2001 году этот ученый озадачился вопросом о том, почему разница в весе живых и мертвых является массой души. Вполне вероятно, что это значение веса чего-то иного, к душе отношения не имеющего. Профессор не оспаривал данные экспериментов Мак-Дугала и его предшественников, он лишь усомнился в их выводах.

Проведя ряд исследований, профессор сумел полностью опровергнуть выводы ученых. Потерю веса в двадцать с небольшим грамм обуславливает не исход души, а биохимический процесс, заключающийся в потере жидкостей в момент смерти.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Кто такие родственные души или люди близкие душой

Есть люди, рядом с которыми душа отдыхает. Ей тепло и комфортно. Вы даже не можете понять и рационально объяснить, почему к ним вас тянет. Вы ощущаете почти физически, что вы родственные души.

Чуть выше говорил о десяти ангельских чинах, созданных Богом себе в помощники. Упоминал об их индивидуальных, присущих только им, особенностям. Так вот, десять чинов – это десять способов мышления. Например, у ангелов господств и мышление особенное – государственное. Потому как их задача наставлять всех правителей мира. Ангелы силы и мыслить уподобились с позиции силы. У ангелов власти тоже свои особенности в способе мышления.

Душа

Родственные души – это души одного ангельского чина. Плюс схожесть выводов, сделанных из опыта прошлых реинкарнаций. Таким душам просто и легко вместе, потому как они прекрасно понимают друг друга. Порой, даже без слов. А одинаковый способ мышления помогает находить адекватные и приемлемые обеим душам решения любых проблем.

Мировая душа

Согласно универсальному принципу аналогии мировая душа вселенной и душа человека устроены по подобию и связаны между собой тонкими связями. Человек, чье сознание сильно привязано к миру материальному в основном концентрируется на чувствах, связанных с восприятием физической реальности. Потому материалисты не понимают философской мысли мечтателей, чье взаимодействие с вселенской душой по большей части, происходит на уровне ментальном. Точно также, сознание, застрявшее в мире материи не способно познать чувство безусловной любви, не способно проявить сочувствие и сострадание. Единственное взаимодействие с мировой душой, которое доступно материалисту – это прямое взаимодействие через физическую форму и собственное тело.

Для сознания, которое достигло духовного уровня, открываются каналы для взаимодействия на уровне духовном. Тот, кто умеет слышать свою душу, способен услышать и душу другого. И даже мировая душа вселенной выходит на связь, отзываясь в чувствованиях и наитиях.

Откуда происходит душа

Считается, что душа не может ни от куда происходить, так как она всегда была. И всегда будет, что даёт основания утверждать, что она не исчезнет. Мнения людей по поводу того, является ли душа смертной или нет, расходятся. Однако и проверить это никак не удастся. Интересна теория о том, что отдельная душа является частью коллективного механизма. Есть ещё такое понятие — коллективная душа, это означает, что множество людей объединены одной большой духовной энергией. На Земле могут существовать не так и много коллективных душ, резерв планеты ограничен.

Получается, что душа происходит с единого организма, является частью «муравейника», однако сама по себе имеет индивидуальные качества. Но большую силу набирает именно как коллективное духовное образование. Оно направляет души на Землю, чтобы очиститься по частям, так как большое очищение невозможно — слишком много энергии и времени нужно, гораздо проще использовать Землю в качестве завода по устранению душевных загрязнений. Идея заключается в том, что души помещаются в греховную среду, так как сами являются грешными.

Всё плохое, что происходит с человеком — это нужно для того, чтобы очистить душу. Читайте подробнее о перерождении души в статье реинкарнация. Если с вами происходят плохие события, негативные обстоятельства, и это случается довольно часто, то дело заключается в недостаточной чистоте вашей души. Очиститесь, чтобы обрести только приятные события в вашей жизни. Отдавайте миру душевные намерения, и Вселенная вам ответит той же монетой, только большего номинала. Испытывайте только хорошие чувства по отношению даже к самым отрицательным людям. Относитесь к ним по принципу зеркала, это их душах заключена негативная энергия, а не в вашей.

Дух, душа и тело

Душа – это также ипостась триединой сути каждой отдельной индивидуальности. Все обладает тройственной природой: духом, душой и телом.

  • Дух – это искра Создателя, божественный замысел, идея Творца.
  • Тело – инструмент, данный каждому существу, чтобы оно могло пройти свой индивидуальный путь эволюции из мира физического в мир духовный.
  • Сама же душа – есть воплощение духа, что нисходит с небес и вдыхает жизнь в темную, неподвижную материальную форму. В этой встрече и рождается сознательная индивидуальная сущность, задача которой — найти теперь гармонию между теми двумя полярностями, во взаимодействии которых она была рождена: между духом и телом, между тонким и плотным, между внутренним и внешним, между божественным и земным.

Душа – смысл и продолжение единого Высшего Сознания, ради которого оно разделяет свой единый дух на тысячу отражений и путей, дабы вновь рожденные могли пройти этот путь заново, приобретая опыт и рождая мудрость. Золото мудрости – вот и вся цель это вечного пути.

Проявления души

Каким может быть проявления души?

1.

Нервное и психическое напряжение (которого в нашей жизни хватает с избытком) запускают в организме массу физиологических функций. Дыхание замирает, сердце колотится, мозг лихорадочно ищет выход из ситуации. Психотравмирующие ситуации могут длиться часами и днями. Такая «консервация» стресса приводит к риску ожирения, хворей сердца, депрессии и множества других заболеваний.

2.

В буддийских сутрах есть высшее учение о том, что все есть проявления души. Она оказывает влияние на тело. Например, если человек находится в депрессии, если душа находится в подавленном состоянии, то давление крови человека понижается. У людей, которые легко сердятся, давление повышено. Можно сказать, что если человек обретет спокойное, ровное состояние сознания, то не будет испытывать проблем с давлением.

3.

Установлено: нервное напряжение угнетает репродуктивную систему, да и физический стресс не лучше. Женщины, которые держат в себе боль, обиду, ненависть, очень часто страдают от воспалительных заболеваний половой сферы.

4.

Волнуясь, одни напрочь теряют аппетит, другие, наоборот, «заедают» его. Это уже не проявления души, а особенности гормональной системы. Оказывается, все зависит от того, с какой стороны стресс наносит удар по пищеварению.

Кортиколиберин угнетает выработку в желудке соляной кислоты, задерживает прохождение пищи из желудка в кишечник и усиливает его перистальтику, а это приводит к «медвежьей болезни». Тут уж не до еды. Зверский аппетит возникает при хронических психотравмирующих ситуациях, когда зашкаливает уровень кортизола. Этот гормон стимулирует аппетит, заставляя человека все время жевать.

Иллюзии и заблуждения о Душе — развенчание

Душа

1. Души — нет!

Это не правда! 95% людей земли, включая передовых учёных верят в существование души. Зафиксированы десятки тысяч явлений, подтверждающих существование Души, которые не в состоянии объяснить материалистичная наука. Сотни духовных качеств, которыми обладает Человек и которым нет места в физическом теле — прямое подтверждение того, что душа существует. Подробнее об этом — читайтездесь.

2. Душа – это бесформенное энергетическое облако, которое невозможно как-то измерить или определить, так как она не имеет структуры!

Это бред! Абсолютно любая энергия имеет свою структуру. Душа человека тем более. Душа – имеет очень чёткую и сложнейшую структуру (энергетическое строение), механизмы формирования и развития. Душу можно воспринимать, видеть во всех подробностях и изучить так же подробно, как анатомию физического тела человека (только душа по структуре на несколько порядков сложнее, чем тело). Её изучение – это следующий этап развития общества в познании Человека.

3. Что душа воплощается один раз, а потом куда-то уходит безвозвратно, становится безличностной  (она полностью растворяется в энергии вселенной или Бога), т.д.

Это не так! О воплощениях души подробнее читайте тут. Душа не теряет свою индивидуальность никогда (личностную форму и суть), даже когда соединяется с Творцом (достигая духовного, абсолютного уровня развития и выше). У каждой души есть своя особая индивидуальность (предназначение) по рождению (с момента её создания), и есть своё заранее предначертанное место в космосе, где она должна будет выполнять своё предназначение после эволюции на Земле.

Бессмертие души в философии

В философии проводится кардинальное различие между веществом и действительностью. Главным постулатом в философии является то, что бессмертным и подлинным является лишь нерожденное и неизменное, ибо что имеет начало во времени, имеет и конец. Тело человека принадлежит вещественному миру, а душа – миру действительности, миру идей. Душа человека бессмертна в противоположность телу, которое смертно. Поскольку душа бессмертна, следовательно, она и нерождена, нетварна и принадлежит миру идей. Душа не имеет никакой связи с тленными феноменами, явлениями, потому что принадлежит действительности неизменной и безначальной .

Нахождение и пребывание души в теле человека считается либо естественным, «ибо душа есть искра всемирной души и, следовательно, бессмертна, неизменна и нерожденна», как говорили стоики, и потому что «душа – это рожденный вид рода и неразлучна материи», как считал Аристотель; либо считалось неестественным, «поскольку тело есть темница души», как говорил Платон. Но как бы то ни было, в античной философии душа принадлежала миру идей и не была связана с материей, частью которой было тело человека.

Также нужно иметь в виду взгляд на душу Платона, который имел бо́льшее распространение и который мы встречаем в восточных религиях. Согласно этому взгляду, душа ниспала из мира идей и была заключена в тело, которое является темницей души. Согласно платоновской философии, падение человека заключается в этом удержании души в теле. Бессмертная и нерожденная душа заключена в смертном и материальном теле. Поэтому душа терпит страдания.

Но Бог, эта приснодвижимая неподвижность, не двигаясь Сам, влечет к Себе все нерожденное. Злом является не что иное, как необъяснимая тяга к изменяемому, к материи, то есть направление, противоположное тому, которое ведет к Единой приснодвижимой неподвижности. Это означает, что душа, которая нерожденна и была в мире идей, удалилась от этого мира действительности. С тех пор Бог влечет ее в этот нерожденный и неизменный мир, призывает ее вернуться вновь, освободившись от плена темницы, в котором она заключена. В этом и заключается спасение души, согласно платоновскому воззрению. Это возвращение души в нерожденный мир.

Вот в самых общих чертах учение философии о бессмертии души. Как мы видим, все философское учение о бессмертии души заключается в трех моментах. Первое: душа не рождена, потому что принадлежит миру идей, она, следовательно, нетварна. Второе: душа человека гораздо более ценна, нежели тело. В этом выражается торжество дуализма. Душа превозносится над телом, которое считается результатом падения и тления. Поэтому античная философская мысль считала тело не имеющим никакой ценности. Даже напротив, тело является злом, потому что удерживает бессмертную и нерожденную душу в материи, не позволяет ей вернуться в тот мир, из которого она произошла. Таким воззрением человек разделяется, а материя отвергается, потому что считается злом. И третье: в философии и речи не может быть о воскресении тела. Поэтому над апостолом Павлом надсмеялись, когда он в Ареопаге говорил о воскресении тел. Именно поэтому учение христиан пошатнуло все основание античной метафизики.