Что такое диалог

Структура диалога

Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем — основная часть, и в заключение — концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).

Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).

Похожие термины:

  • представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например: — Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) — Рад вас видеть (

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в микрогруппе, в учебной группе), работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах является одним из видов коллективного учебного взаимодействи

  • активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

  • это признание и развитие культурного плюрализма в обществе, обеспечение равных прав, обязанностей и возможностей для всех граждан, уважение прав человека на свободный выбор своей культурной иден

  • учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов

  • Диалогическое общение — фактор, влияющий на формирование у ребенка ценностного отношения к картине мира, т.к. все культурные процессы в жизни являются продуктом диалога. В ходе развития истории ч

  • 1) особый тип педагогических отношений, построенный на принципах сотрудничества,сотворчества, взаимоуважения и взаимопонимания; 2) специфическая форма общения, предполагающая не только информаци

  • интимно-личностное доверительное диалогическое общение, в котором взрослый отказывается от иллюзии «всепонимания» и лишь стремится к возможно большей правде и глубине диалога. В таком диалоге р

  • область знаний об изучении закономерностей взаимодействия читателей; методология, методика и практика взаимодействия читателей.

  • образовательная концепция, в рамках которой основным фактором психического развития детей является предметное содержание обучения. Содержание, которое осваивают дети, – это диалог разных челов

  • одна из стратегий речевого поведения, а также комплекс обслуживающих её риторических средств. Д.м.р. способствует реализации риторического закона гармонизирующего диалога, суть которого в том, чт

  • Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенно

  • образовательные технологии, ориентированные на использование диалога, предполагающего ориентированность на принятие многообразия и образовываемых и образовательных технологий, учет индивидуа

  • Единица обучения диалогической речи, совокупность двух соседних высказываний (реплик), связанных между собой по содержанию и по форме. Современное обучение диалогической речи предполагает не усв

  • тест по устной речи, тест по говорению). Разновидность коммуникативно-речевого теста по говорению; проверяет умение тестируемого участвовать в диалоге (расспросе, обсуждении, уточнении, унисоне, д

  • фундаментальное для письменных текстов свойство, помимо адресованности, включающее ответность, выражение в речи взаимодействия двух или нескольких смысловых позиций, многоголосия общения для д

  • метод обучения, основанный на диалогическом общении. Диалог задает контекст совместной учебной деятельности, в котором происходит развитие ее субъектов (учащегося в единстве с учителем). Диалоги

  • формы освоения знаний, построенные на основе активного взаимодействия и устойчивой обратной связи между передающим знания специалистом и тем, кто их воспринимает; к числу таких форм относятся бе

  • режим прямого взаимодействия между человеком и компьютером, компьютерами в сети или между компьютером и периферийным устройством, при котором связь между взаимодействующими системами не прерыв

Определение слова «Диалог» по БСЭ:

Диалог (от греч. diбlogos — разговор, беседа)диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Д. противопоставляется Монологу. 2) Функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям Д. относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики:«А я откуда знаю?», «Откуда мне знать?», «А я знаю?», «Почему я знаю?» — эквивалентные отрицательному ответу — «Я не знаю».Д. в литературе и театре. Особенности художественно обработанной диалогической речи (или Д.) связаны с родом и жанром. В эпической прозе Д. непременно соотнесён с авторской речью, движущей и контролирующей повествование, и нередко сопровождается изобразительным или оценочным авторским комментарием. Проза не сразу достигла органической слитности повествования с Д., который первоначально вклинивался в авторскую речь в виде драматизированных кусков (например, в русской прозе 18 в. — повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь»).Реалисты 19 в. овладевают средствами естественного включения Д. в повествование, у них Д. наряду с авторским описанием приобретает важнейшую характерологическую роль. в него широко вводятся экспрессивные, социально и индивидуально окрашенные элементы. В романах Ф. М. Достоевского Д. получает особую конструктивную и идеологическую нагрузку как средство самосознательного становления персонажа (см. книгу М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», 1963).В прозе 20 в. Э. Хемингуэй создал новую форму поэтически напряжённого Д. с известной долей стилизации и упором на подтекст реплик.В драме Д. — основной способ изображения характеров и развития сюжета. От Д. в прозе он отличается обязательной действенностью, целенаправленно выявляющей конфликтные отношения персонажей, и ориентацией на устное, сценическое воспроизведение. Драматический Д. (наряду с ремаркой) берёт на себя описательные и пояснительные функции авторской речи. В ходе исторического развития драмы Д. получает преобладающее место в сравнении с монологом (главенствовавшем в строе античной трагедии) и существенно меняет структуру — от«диалогизированных монологов» героев классицистических пьес в сторону всё большей естественности и насыщения невысказанным Подтекстом, который движет действие. В пьесах А. П. Чехова Д. обогащается перекличкой лирических тем, внутренне объединяющих реплики. Д. как форма развития драматического действия представляет собой основу театрального искусства.Д. существует и как самостоятельный литературно-публицистический жанр, развитый уже в античности (философские диалоги Платона, сатирические диалоги Лукиана), а затем в эпоху Реформации и Просвещения (например, «Племянник Рамо» Д. Дидро). В России форму публицистических Д. использовал В. Г. Белинский.Лит.: Якубинский Л. П., О диалогической речи, в кн.: Русская речь. Сб. статей, т. 1, П., 1923. Винокур Т. Г., О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи, в кн.: Исследования по грамматике русского литературного языка, М., 1955. Шведова Н. Ю., Очерки по синтаксису русской разговорной речи, М., 1960, с. 280 — 352. Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, М., 1930. Виноградов В. В., О художественной прозе, М. — Л., 1930. Волькенштейн В. М., Драматургия, М., 1960.Н. Д. Арутюнова, М. Омарова.

Что такое диалог

Значение слова Диалог по словарю Брокгауза и Ефрона:

Диалог (греч.) — собственно разговор, беседа двух или нескольких лиц, также литературное произведение в форме разговора. Особенно охотно пользовались Д. философы древности и новейшего времени и отцы церкви. Замечательны Д. Сократа и Платона. Так называемый сократов Д. представляет собой разговор в вопросах и ответах. Философские Д. Платона — в то же время философские драмы, предмет которых — вопросы метафизики. Образцовыми считаются также Д. Ксенофонта и Цицерона. Из новейших писателей форму Д. употребляли в Германии: Эразм Роттердамский, Гуттен, Лессинг («Ernst u. Falk»), M. Мендельсон («Phädon»), Гердер, Якоби, Шеллинг («Clara, oder der Zusammenhang der Natur mit der Geisterweit»), Фрис («Julius u. Evagoras»), Мельхиор Мейр («Emilie. Drei Gespräche über Wahrheit, Güte und Schönheit», «Gespräche mit einem Grobian») и др.. в сатирическом Д. успешно подражал Лукиану Виланд. В Италии известны Д. Петрарки («De vera sapientia «), Макиавелли, Альгаротти, Гасп. Гоцци. у французов — Д. Мальбранша, Фенелона и Фонтенеля, подражателей Лукиана, позже Ренана («Dialogues philosophiques»). В Англии Беркелей и Рич. Герд (Hurd) были талантливыми подражателями Платона, а Джеймс Гаррис — Цицерона. От этого прозаического Д

отличают поэтический Д., называемый и драматическим, в котором главное внимание обращается на то, чтобы подвинуть вперед действие пьесы. В драме Д

противопоставляется монологу.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной — передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Что такое диалог

Побуждающий монолог (примеры которого — весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Что такое диалог

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь — это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Диалог в литературе

Молодому автору, особенно не имеющему большого читательского багажа, очень сложно определиться с «нормой диалога», не писать все произведение в разговорном жанре, лишив его тем самым необходимой динамики, закрепленности за локациями, лирических отступлений, позволяющих читателю лучше вникнуть в идейную составляющую произведения.

Соблазн этот возникает от того, что литературный диалог кажется самым простым в произведении. Ведь разговаривать умеют все, а значит перенести беседу на нужную тематику на бумагу, вложить свои слова в уста героев – это тоже не проблема.

Но на самом деле, лучшие диалоги в литературе намного сложней, глубже и продуманней, чем даже значимые символы и детали, чем локации и описание действий и мыслей. Плохой или скучный диалог способен испортить впечатление от самой прописанной вселенной, потому что читатель легко верит в эльфийские леса и эльфов, но не сможет поверить, что эти же эльфы разговаривают на сухом канцелярском наречии:

— Доброго времени суток, гражданка Галандриэль, не могли бы Вы проконсультировать моего стажера Фродо по вопросам обладания и передачи ценных предметов (по описи кольцо, одна шт.) третьим лицам?

— Гэндальф, Вы промахнулись сюжетом.

Определенного (чаще комического) эффекта достигнуть этим можно, но не всегда комизм к месту.

Чтобы не делать подобных ошибок, рассмотрим некоторые диалоги из литературы, сконструируем пример диалога явно ошибочного, разберем примеры стереотипов в литературных диалогах, а также попробуем научиться их избегать.