Что такое демон

Дьявол

Испокон веков люди старались научиться призывать выходцев из потустороннего мира в человеческий для получения от них разнообразных благ и привилегий. Однако нередко фиксировались случаи, когда люди, совершающие ритуал призыва, таинственным образом погибали или становились одержимыми. Именно поэтому стоит подробно разобраться с вопросом, кто такой демон в магии и какая роль ему там отведена.

Что такое демон

Существует поверье, согласно которому Дьявол творит зло на земле через множество своих порабощённых последователей — ведьм и колдунов, которые отчитываются за проделанную «работу» во время проведения шабаша. В то же время считается, что на шабашах чествуют и самого Дьявола, совершая массу развратных и богохульных деяний.

Однако, например, просвещённый в оккультных науках врач Иоганн Вейер — ученик известного оккультиста Корнелиуса Агриппы, который жил ещё в XVI веке, опровергал теорию о том, что ведьмы напрямую поклоняются адским сущностям во время шабашей, утверждая, что появления данных существ являются всего лишь плодом их больного воображения. Хотя при этом даже он не сомневается, что существует 72 князя ада, возглавляющих демонические легионы.

В своих утверждениях Вейер ссылался на особую книгу по чёрной магии под названием Lemegeton, в которой подробно описывается, кто такой демон и Дьявол, как можно призвать их в человеческий мир. Также там показаны изображения различных пентаклей и магических кругов, удерживающих этих существ от причинения зла воззвавшему к ним человеку. Согласно этой же книге все демоны незримы, однако тот, кто досконально изучит опасное искусство призыва, может приказать им явиться, и злой дух предстанет перед магом в личностной, узнаваемой форме.

Иерархия демонов

М. Врубель. Демон сидящий

По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы демоны подразделяются на девять чинов. Это первым описал голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей оккультной книге «Pseudomonarchia Daemonum» (1588), где привёл подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их. Есть и другие описания иерархии демонов.

В целом можно выделить несколько основных групп:

  • Гении — демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора вроде леших, водяных, домовых, домашних духов, ведьм (фамилиары), нимф и дриад, хранители дворцов древних культур, наподобие шеду.
  • Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов, гномов, эльфов, русалок, сатиров, чертей, суккубов и т. п.
  • Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса, которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы.

Природа демонов

Даймоны в древнегреческой литературе

«Демон» (1900) работы С. А. Оссовской в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра. Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.

Основные сведения о даймонах (рим. «гениях», синоним христианских ангелов) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа». Сократ в диалогах говорит, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников. Апулей — древнеримский философ-платоник прокомментировал идею о «даймоне Сократа» в книге «О боге Сократа» (De deo Socratis). Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми.

В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов.

Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию.

Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.

В иудаизме и Талмуде

В Библии демонам не отводится никакой самостоятельной роли. В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев.

Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки перед первой субботой. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел[источник не указан 1448 дней]. Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми, обитая в воздухе между землёй и луной[источник не указан 1448 дней], предпочитая нечистые и пустынные места.

См. также: Диббук.

В христианской традиции

В христианской традиции с XI века на Руси произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами (это греческое слово переводилось как бес и было синонимом) стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческим традициям . К этой же категории были отнесены все зловредные духи и различные мифические существа.

Христианская традиция считает демонов (бесов) злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души.

И демоны и ангелы играют важную роль в магической традиции Запада. Многочисленные гримуары пронизаны оккультной демонологией и ангелологией, восходящими своими корнями к гностицизму и каббале. В магических книгах указаны имена, печати и подписи духов, их обязанности и возможности, а также способы их вызывания и подчинения воле мага.

Значение слова Демон по словарю Даля:

Демонм. греч. злой дух, диавол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый. Сатана, кто во лжи, по кичливости духа. диавол, кто во зле, по самотности. демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому. Демонов, ему принадлежащий. демонский, ему свойственный, к нему относимый. Демониться, церк. демонствоватися, бесноваться, быть одержиму бесом. Демоноговение ср. церк. идолопоклонство. демоночтец м. идолопоклонник. Демонострашие ср. страх, наводимый демонами. Демонология ж. учение о духах, о бесплотных существах. Демономания ж. помешательство, в котором человек считает сам себя бесноватым, одержимым.

Как чаще всего изображают Дьявола?

В большинстве древних книг Сатана изображается в виде человека, и лишь только после того, как церковь прекратила массово уничтожать ведьм, он постепенно стал приобретать нечеловеческие, чудовищные черты. Его начали изображать в виде козла с пятиконечной звездой во лбу, восседающего в обрамлении разнообразных оккультных символов. Если внимательно рассмотреть изображение, представленное ниже, можно отметить что сам лик Дьявола также напоминает перевёрнутую звезду.

Что такое демон

Два рога представляют собой верхние лучи звёзды, уши его располагаются как раз на уровне средних лучей, а подбородок который зачастую изображают с остроконечной бородой представляет собой нижний луч.

Откуда они появились?

Существует три наиболее распространённых версии того, кто такой демон и откуда он появился:

  1. Первая версия основывается на том, что первым из них был «змей-искуситель», который обманом заставил Еву попробовать плоды с древа познания.
  2. По второй версии, Бог создал их специально, предположив, что рано или поздно люди ослушаются его воли. Для этого ещё до создания Евы, которая стала матерью всех людей, он создал Лилит. Именно она была первой женщиной на земле, и от неё произошёл род демонов, которые были отправлены вместе с ней в Ад для того, чтобы карать грешников за их земные деяния.
  3. Согласно третьей версии, повелителем нечистой силы и, соответственно, главным злом считается Люцифер, получивший в мире множество имён (Сатана, Дьявол). Он возомнил себя равным Богу и не захотел поклониться грешным и несовершенным людям, которых тот создал. За непослушание Бог приказал архангелу Михаилу низвергнуть Люцифера в ад, куда будут ссылаться после смерти все грешники. Вместе с ним небеса покинула 1/3 небесного воинства, они-то в дальнейшей интерпретации и стали привычной всем нечистой силой. Они отвечают за муки грешников и подбивают праведников сойти с истинного пути. Эта теория даёт наиболее правдоподобное объяснение того, кто такой демон.

Фото данных существ периодически появляются в различных тематических СМИ, однако на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что особи, запечатлённые на них, появились на земле из потустороннего мира.

Что такое демон

При этом, вне зависимости от версии происхождения, отмечается, что, попав в ад, демоны утратили человеческий облик.

Ангелы

Что касается ангелов, то согласно Библии, Бог сотворил их ещё до создания человечества. В Древние века считали, что они появляются перед особо набожными или грешными людьми. В первом случае — чтобы поощрить или проверить крепость веры, а во втором — чтобы предупредить грешника о том, что его ждёт после смерти, если он не исправит своих деяний.

Кроме того, считалось, что ангелы передают божественные послания различным православным пророкам, чтобы те несли слово Господа в массы.

У ангелов также есть своя иерархия. Так, к примеру, ими управляют архангелы. Кроме того, именно они являются главными защитниками людей от нечистой силы. Им, как и Богу, чаще всего молятся, прося помочь в разнообразных насущных делах, излечить от болезней и уберечь близких от несчастий.

Примечания

  1. Мюллер В. К. devil ; бес //  : 300 000 слов и выражений. — М.: Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5.
  2. ↑ греч. Δαίμον — даймон, демон, переведённое в рус. Библии как бес, в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол. Например, ср. рус. текст Марка.  — бесы, с англ.  — devils (дьяволы) и нем. Марка 5:12 — teufel, teuffel.
  3. ↑ .
  4. ↑ Бес / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 164. — ISBN 5-7133-0704-2.

  5. ↑ «Слово о законе и благодати» XI века, «Слово о полку Игореве» XII века и в древнерусских летописях
  6. Ветхий завет: Втор. , Вар. . Новый завет: Лук. ,,,, ,,-, ,-,, ,,,, — ; Матфея. ,, 8:16,28,31,33, 9:32-34, 10:8, 11:18, 12:22,24,27-28, 15:22, 17:15,18 ; Иоан. , -,, — ; Марка. ; Иак. ; 1Кор. ; Отк. , ,
  7. «К нашему благополучию приставлен даймон; некоторым поворотам в нашей судьбе даймоны противостоят как чему-то чрезмерно высокому». Диалог «Законы», 732c.
  8. В этой связи интересно упоминание в гримуаре «» о Белиале, который после освобождения из кувшина Соломона принял некий образ, и в этом образе отвечал всем тем, кто приходил поклониться ему как богу, и приносил жертвы.

  9. ↑ .

Заключение

Верить или не верить в существование потусторонних сил, каждый человек решает самостоятельно, ведь на сегодняшний день большинство представлений о демонах исходят непосредственно из людского воображения. По сути, церкви ещё в Средние века удалось прочно закрепить в человеческом подсознании, что это ведьмы и колдуны, служащие злым силам, виноваты в том, что люди совершают греховные поступки.

Что такое демон

Влиянием колдовства и нечистой силы объяснялись все возможные пороки. Именно поэтому каждому человеку следует в первую очередь начать бороться со своей греховной сутью, а не с «демоническим» обликом, который ей зачастую придают. И да поможет вам в этом божественное проведение!