Апокалипсис

Содержание Апокалипсиса

При последовательном чтении Апокалипсис можно разделить на следующие части.

    1. Вступительная картина явившегося Господа Иисуса Христа, повелевающего Иоанну записать Откровение семи малоазийским церквам (1-ая глава).
    2. Письма 7-ми малоазийским церквам (главы 2 и 3-ья), в которых одновременно с наставлениями этим церквам начертаны судьбы Церкви Христовой — от апостольского века и до конца мира.
    3. Видение Бога, сидящего на престоле, Агнца и небесного богослужения (главы 4 и 5-ая). Это богослужение дополняется видениями в последующих главах.
    4. С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества. Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).
    5. Гласы семи ангельских труб (главы 7-10) возвещают начальные бедствия, которые должны постигнуть людей за их неверие и грехи. Описывается повреждение природы и появление в мире злых сил. Перед началом бедствий верующие получают на чело (на лоб) благодатную печать, сохраняющую их от нравственного зла и от участи нечестивых.
    6. Видение семи знамений (11-14 главы) показывает человечество, разделившееся на два противоположных и непримиримых лагеря — добра и зла. Добрые силы сосредоточиваются в Церкви Христовой, представленной здесь в образе Жены, облаченной в солнце (12-ая глава), а злые — в царстве зверя-антихриста. Зверь, вышедший из моря — символ злой светской власти, а зверь, вышедший из земли, — символ разложившейся религиозной власти. В этой части Апокалипсиса впервые отчетливо выявляется сознательное внемирное злое существо — дракон-дьявол, который организует и руководит войной против Церкви. Два свидетеля Христовых символизируют здесь проповедников Евангелия, которые сражаются со зверем.
    7. Видения семи чаш (главы 15-17) рисуют мрачную картину всемирного нравственного разложения. Война против Церкви становится крайне напряженной (Армагеддон) (От. 16:16), испытания — невыносимо тяжкими. В образе Вавилона-блудницы изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Злая сила распространяет свое влияние на все области жизни грешного человечества, после чего начинается Божий суд над силами зла (здесь суд Божий над Вавилоном описывается в общих чертах, в качестве введения).
    8. В следующих главах (18-19) суд над Вавилоном описывается подробно. Здесь же показывается гибель виновников зла среди людей — антихриста и лжепророка — представителей как гражданской, так и еретической антихристианской власти.
    9. 20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен. Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной. Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.
    10. Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных. Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Каждый новый отдел Апокалипсиса обычно начинается словами: «И увидел я…» — и заканчивается описанием суда Божия. Это описание обозначает конец предыдущей темы и начало новой. Между главными отделами Апокалипсиса тайнозритель иногда вставляет промежуточные картины, которые служат связующим звеном между ними. Приведенная здесь таблица наглядно показывает план и разделы Апокалипсиса. Для компактности мы соединили промежуточные картины вместе с главными. Идя горизонтально по приведенной таблице, мы видим, как постепенно раскрываются все с большей полнотой следующие области: Небесный мир; Церковь, гонимая на земле; грешный и богоборческий мир; преисподний мир; война между ними и суд Божий.

Сюжет

1517 год. Юкатан. В джунглях группа индейцев одного из лесных майянских племён под предводительством молодого охотника по имени Лапа Ягуара и его отца с успехом охотится на диких животных и одновременно встречает испуганных беженцев соседнего лесного племени, покинувших свои родные земли. После охоты племя возвращается с добычей в деревню.

На следующий день и на их деревню нападают жестокие индейцы-воины — охотники за людьми. Лапа Ягуара успевает спрятать свою беременную жену Семёрку и малолетнего сына, спустив их по верёвке в глубокий естественный провал (сенот). Захватчики разоряют деревню и уводят оставшихся в живых в плен. На обратном пути они встречают девочку, последнюю в живых из поселения, где все погибли от эпидемии. Девочка хочет просить о помощи, но воины отталкивают её, не давая приблизиться. Она предрекает им смерть и гибель их мира. Пленников приводят в майянский город, где женщин, кроме старух, продают в рабство, а мужчин собираются принести в жертву.

Апокалипсис
Кадр из фильма: правители города майя в ожидании солнечного затмения.

На пирамиде, вокруг которой собрались толпы городских жителей, жрецы приносят пленников в жертву богу Кукулькану. Жертвам распарывают грудь, вынимая ещё бьющееся сердце, а затем отрубают голову и сбрасывают брызжущее кровью тело по ступеням пирамиды. Когда наступает очередь Лапы Ягуара, начинается солнечное затмение, приводящее жителей в замешательство. Верховный жрец, зная о природе явления, сообщает жителям, что Кукулькан вполне удовлетворён жертвами, и солнце сейчас вернётся. Через несколько минут солнце возвращается, жители приходят в религиозный восторг. Верховный жрец отдаёт несостоявшихся жертв воинам и приказывает им избавиться от них.

Лапу Ягуара и его оставшихся в живых соплеменников приводят на поле, за которым начинаются кукурузные заросли. Захватчики отпускают их парами, приказывая бежать через поле, и мечут в бегущих копья и камни, стреляют из луков. Добежавший до конца поля может скрыться в зарослях. Раненый Лапа Ягуара убивает сына предводителя группы преследователей, который добивал поверженных беглецов, и скрывается в зарослях. За ним начинается бешеная погоня. В джунглях один за другим преследователи гибнут при обстоятельствах, которые им ранее предрекла больная девочка. Восстановившемуся от раны беглецу также удается убить двоих воинов. Начавшийся тем временем тропический ливень начинает затапливать яму, в которой скрывается жена Лапы Ягуара. У неё происходят роды, и на свет появляется малыш. Возникает опасность гибели всей семьи в результате затопления. Только Лапа Ягуара может спасти семью.

Погоня за Лапой Ягуара продолжается. Предводитель воинов повторно ранит его из лука, но попадает в заранее заготовленную ловушку и погибает. Двое оставшихся в живых преследователей в конце концов настигают Лапу Ягуара на берегу моря. Измождённый охотник падает на колени. Приблизившиеся преследователи устремляют свои взоры в море и останавливаются как вкопанные. То, что они видят, потрясает их настолько, что они забывают о своей жертве. Перед ними — огромные парусные корабли испанских конкистадоров Эрнандеса де Кордобы, а к берегу с них направляются шлюпки с вооружёнными воинами и миссионерами. Поражённые увиденным, преследователи уже не обращают внимания на Лапу Ягуара. Воспользовавшись моментом, он убегает от них и возвращается в деревню, где освобождает из ямы свою жену и детей. Он уводит семью в джунгли, чтобы основать новое стойбище и продолжить род.

Тема фильма

По словам Мела Гибсона, выбор эпохи майя для «Апокалипсиса» является «всего лишь фоном» для более общей истории изучения «цивилизаций и того, что их определяет». Фоном событий фильма является упадок цивилизации майя (который создатели фильма изучали перед написанием сценария), хотя в фильме это и не выражается прямо. Согласно археологу Майклу Д. Кою «Цивилизация майя в центральной области достигла своего полного блеска в начале восьмого столетия, но при этом уже несла семена собственной гибели — через полтора столетия все её могущественные города были охвачены упадком и в итоге жители покинули их. Это была, несомненно, одна из наиболее глубоких социальных и демографических катастроф во всей человеческой истории». В качестве одной из ведущих причин упадка великой империи Кой называет «упадок окружающей среды» наряду с «междоусобными войнами», «перенаселением» и «засухой». «Появляется всё больше доказательств обширной вырубки лесов и эрозии, охватившей центральную область. Апокалипсис майя, несомненно, имел экологические причины». В ходе фильма демонстрируются сцены разъедающей коррупции. Высший класс майя, показанный в фильме, предаётся чрезмерному потреблению, их огромное богатство контрастирует с чрезмерной беднотой, болезнями и рабством. Деградация окружающей среды показана как результат эксплуатации природных ресурсов, таких как чрезмерная добыча и возделывание земель, так и обращением с людьми: семьи и целые племена захватываются и продаются в рабство. В фильме показаны рабы, собирающие известь для производства стукко (особый вид штукатурки), покрывающей храмы, некоторые историки рассматривают эти действия как главный фактор упадка майя. Согласно одному из вычислений, для производства тонны негашёной извести требуется пять тонн древесины. Исторический консультант фильма Ричард Д. Хансен объясняет «В Эль-Мирадоре я обнаружил, что для покрытия стукко одной из пирамид нужно вырубить 650 гектаров (1.600 акров) леса… Эта эпическая постройка производит опустошение в огромных масштабах».

Создатели фильма хотели показать актуальность упадка цивилизации майя для современного общества. «Проблемы, с которыми столкнулись майя, необычайно схожи с проблемами, стоящими сегодня перед нашей цивилизацией» — заявил соавтор Сафиния в ходе производства фильма, — «особенно с деградацией природной среды в широких масштабах, чрезмерным потреблением и политической коррупцией». Сам Гибсон заявил, что фильм является попыткой показать параллели между великой павшей империей прошлого и великими империями настоящего: «Люди думают, что современный человек настолько просвещён, но мы уязвимы для тех же факторов и мы способны на такой же героизм и превосходство». Фильм выступает как средство культурной критики — по словам Хансена, «общественного заявления», — давая понять, что никогда не поздно подвергнуть сомнению наши собственные предположения о морали.

Однако Гибсон также заявил, что хотел, чтобы фильм в целом был скорее оптимистическим, чем негативным. Гибсон определил название фильма как «новое начало или откровение, открытие». Он сказал: «Всё имеет начало и конец; так происходит со всеми цивилизациями». Греческое слово (ἀποκαλύπτω, apokaluptō) на деле имеет значения «Я открываю», «обнаруживаю» или «показываю». Гибсон также заметил, что темой фильма является изучение первичных страхов.

Предзнаменования

Так какие же события будут свидетельствовать о скором наступлении конца света? В 24-й главе от Матвея рассказывается о том, что когда ученики Иисуса хотели ему показать здание храма, он сказал, что скоро он будет разрушен.

Апокалипсис

Конечно же, они начали интересоваться точной датой события. Именно в этот момент Иисус начал рассказывать о том, когда наступит конец света (Апокалипсис). В первую очередь он говорил о том, что будет огромное количество шарлатанов, которые будут выдавать себя за Спасителя. Кроме того, начнутся войны, моры, землетрясения, а за праведную веру будут наказывать и убивать. Второе пришествие Христа будет похоже на те дни, когда был вселенский потоп и выжил только Ной и все, кто были в его ковчеге. Интересно то, что точной даты, когда это произойдет, не знает никто, кроме Бога. Кроме того, в Библии сказано, что после Апокалипсиса настанет Судный день.

Описание Править

После пришествия конца света или апокалипсиса как правило наступает так называемый постапокалипсис — период, влекущий за собой последствия, различные в зависимости от типа самого армагеддона. Например после ядерной войны это могут быть массовые разрушения и заражение радиоактивными осадками, после эпидемии резкое падение численности населения и опустошения целых территорий и так далее. Во многих случаях самыми частыми признаками являются заброшенность территорий, неисправность промышленных систем и разрушение института государства страны вместе с существующим законодательном и общественной системой в целом с неизбежными человеческими жертвами в неопределенном размере. Такие катастрофы имеют обширные масштабы, порой неподдающиеся общему соизмерению и могут повлиять не только на охватившую ими территорию но и на весь мир, оставляя на нем свой отпечаток, который может ощущаться еще очень долгое время. Примерами тому могут послужить уже ранее случившиеся бедствия: столкновения с гигантским метеоритом нашей планеты, эпидемия чумы в Европе, авария на Чернобыльской АЭС и это только несколько примеров, возможно что вам известны также и другие случаи. Постапокалипсис может длиться очень долго и вернуть мир в прежнее русло становится феноменально сложной задачей, для решения которой потребуется большое количество времени (вплоть до веков!), а в худшем случае мир уже никогда не сможет стать прежним. Его временной промежуток можно поделить на три этапа. На первом (раннем, начальном) в мире творится хаос и массовая паника, люди еще не знают что происходит и что делать, происходит разрушение привычного нам мира, а власти стран пытаются удержать ситуацию под своим контролем, однако это весьма маловероятно и контроль как правило рано или поздно терпит фиаско. На втором (среднем) этапе уже происходит само изменение мира, осознание людей этого и их адаптация к нему, к тому времени возможна всеобщая разруха и отсутствие властей. К третьему (последнему) этапу мир либо восстанавливается либо успешно адаптируется к нему, выстраивается новый мировой порядок, начинается восстановление того самого мира до апокалипсиса либо же начало нового времени в уже новых условиях. Возможно и то, что катастрофа откинет цивилизацию назад в древнее время, стерев весь прогресс и развитие человечества с лица Земли. При этом человек всегда (или почти всегда) подвержен опасности практически со всех существующих сторон, особенно это касается слабых или необученных выживших, ведь единственный закон в постапокалипсисе обычно один — «Выживает сильнейший», при том на чью-либо помощь и поддержку рассчитывать не приходится. События и условия могут быть разными, в зависимости от самого сценария конца света и его развития, подробнее об постапокалипсисе после ядерной войны, эпидемии, нашествия зомби или других видов глобальной катастрофы можете прочитать в соответствующих статьях раздела «Апокалипсис».

В ролях

Актёр Роль
Руди Янгблад Лапа Ягуара
Далия Эрнандес Семёрка
Джонатан Брюэр Тупой Конец
Моррис Бёрдйеллоухэд Каменное Небо
Карлос Эмилио Баэс Бегущая Черепаха
Рамирес Амилькар Завитой Нос
Исраэль Контрерас Лягушка Тумана
Исраэль Риос Лист Какао
Мария Исабель Диас Тёща
Эспиридион Акоста Кэш старик-рассказчик
Майра Сербуло молодая женщина
Иасуа Лариос Небесный Цветок
Рауль Трухильо Пустой Волк
Актёр Роль
Херардо Тарасена Средний Глаз
Родольфо Паласиос Змеиные Чернила
Ариэль Гальван Висячий Мох
Бернардо Руис Четыре Пьяницы
Рикардо Диас-Мендоса Острый Камень
Ричард Кан Десять Пикару
Карлос Рамос Челюсть Обезьяны
Аммель Родриго Мендоса Клюв Сарыча
Марко Антонио Аргета Говорящий Ветер
Акетцали Гарсиа мальчик-пророк
Мария Исидра Оиль девочка-пророк
Абел Вулрич смеющийся человек
Фернандо Эрнандес верховный жрец
Рафаэль Велес правитель майя
Диана Ботельо жена правителя

Критика

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в целом положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх), назвав фильм «фильмом-погоней, наполненным адреналином».

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое

Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

Синдром апокалипсиса

Само желание сбежать туда, где над тобой нет никакой власти, не существует запретов и ты сам себе хозяин, понятно. Это такой суррогат обретения реальной свободы в реальном мире, где всё приходится делать посредством конкретных решительных действий, обретения достаточного количества материальных благ, становления собственной независимости.

Но нельзя сказать, что эта тяга присуща только небольшому числу людей. Вспомните ежегодные предсказания глобальных катастроф: от краха техногенной цивилизации благодаря «ошибки 2000» до погружения мира в пучину хаоса в 2012-м, якобы предсказанном индейцами Майя.

Огромное количество людей с небывалым таким пессимистическим воодушевлением внемлют таким предсказаниям, которые год от года так и не сбываются. Все они в глубине души мечтают избавиться от текущей рутины и остаться в мире, где всё честно и просто: нет никаких правил и ты один на один со вселенной. Ничего нового: сказания о том, что мир исчезнет, сгорит, замёрзнет, утонет, как-то иначе будет уничтожен, имеют многие этносы.

Апокалипсис

Эту странную тягу называют по-разному: синдром апокалипсиса, аномичная мечта, катастрофическое сознание.

И порой эта «мечта о конце света» частично воплощается в жизнь. Как, например, сейчас. Когда я пишу эти строки, на дворе начало апреля 2020-го — самый разгар мировой истерии по поводу коронавируса. Болезнь вполне реальна. есть риск умереть. Ажиотаж вполне понятен: если фейки о конце света вызывали взрывную реакцию, то реакция на реальную опасность тоже будет бурная.

Правда, даже учитывая тысячи заболевших и умерших по всему миру, это число невелико по сравнению с количеством людей, каждый день умирающих от рака, сахарного диабета, погибающих в различных авариях и от многого-многого другого.

Ажиотаж и истерия происходит во многом за счёт интернета и средств массовой информации. История помнит массовые паники, которые были связаны с кометами, затмениями солнца и другими явлениями. Но также известны случаи, когда СМИ создавали миф о панике. Яркий пример: история с радиопостановкой «Война миров» в США.

30 октября 1938 года в США по радио транслировали радиоспектакль о нашествии инопланетян по роману Герберта Уэллса. Спектакль был стилизован под выпуск новостей (действие спектакля происходили в Нью Джерси). Газеты, вышедшие с громкими заголовками через несколько часов после окончания трансляции, утверждали, что постановку услышали около шести миллионов человек и пятая часть из них приняла всё за чистую монету. Сообщалось, что целые семьи баррикадировались с оружием и продовольствием в подвалах, кто-то спешно уезжал из штата, кто-то обращался к вооруженным силам и полиции за помощью. Кто-то, по сообщениям прессы, видел молниобразные залпы пришельцев и чувствовал запах отравляющего газа.

В реальности, по исследованиям историков тех событий, абсолютно никакой паники не было. Не так уж много людей сидели у радиоприёмников, ещё меньше придали значение реалистичности постановки

История была раздута прессой как курьёзный факт, показывающий безответственность радиостанций, в целях дискредитации — газеты и радио в США составляли тогда друг другу конкуренцию и боролись за внимание аудитории

Вообще, несмотря на всю тягу к апокалипсису, когда действительно начинает происходить что-то глобальное и опасное, мало кто оказывается этому рад. Взять ту же ситуацию с коронавирусом — думаю, даже матёрые любители постапокалипсиса «сталкеры», серьёзно погруженные в романтику выживания, вряд ли воспринимают её с энтузиазмом и рады карантину и необходимости самоизоляции.

Первым представителем жанра «постапокалипсис» в литературе принято считать роман английской писательницы Мери Шелли «Последний человек», опубликованный в 1826-м году. В нём рассказывается о пандемии чумы и содержатся мотивы, ставшие типичными для жанра: сектанты с лжепророками, обещающими спасение от эпидемии; путешествие героев в поисках незаражённой местности и прочее.

Самое интересное, что автор перенесла действие в далёкое будущее — в 2092-й год. Большинство современных представителей жанра не заходят так далеко — сюжет происходит чаще всего в ближайшем будущем. Оно и понятно: поводов для глобальной катастрофы с тех пор стало значительно больше — взять хотя бы наличие ядерного оружия. Собственно, интерес к жанру постапокалипсиса как раз и возрос с момента начала холодной войны.

Критика

Фильм был выпущен в США 8 декабря 2006 года и получил в целом положительные отзывы от ведущих кинокритиков. В телешоу Ebert & Roeper Ричард Ропер и приглашённый критик Аиша Тайлер дали фильму рейтинг «два больших поднятых пальца». Майкл Медвед дал фильму четыре звезды (из четырёх), назвав фильм «фильмом-погоней, наполненным адреналином».

Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое

Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.

Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти „носители порядка“ огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.

На сайте Rotten Tomatoes положительными оказались 64 % рецензий кинокритиков. На Metacritic средний рейтинг фильма составляет 68 баллов из 100 на основе 37 обзоров.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий