Анафема. история и смысл

Анафема в Православной Церкви

Применение этой меры наказания за особые грехи существовало и в Православной церкви. Имелись особенности, отличающие акт отречения от осуществляемого в древней церкви. Основное отличие – меньшее количество ереси, так как случаев отречения от христианской веры или перехода в иную, практически не фиксировалось. Наказание следовало за идолопоклонничество, приношение жертв иным богам (в язычестве).

Анафема. история и смыслПоклонения идолам язычества приводило к осуждению

Наказание могло последовать в отношении тех людей, которые не заключали христианского брака или не соблюдали его правил, пренебрегали причащением или совершали его реже, чем раз в год. Также возрастала вероятность быть отлученным от церкви у тех, кто устраивал шумные гуляния в дни особых торжеств и праздников, значимых для православия. Особенность – если в это время проводились кулачные бои и в них имелись погибшие, то такой случай рассматривался, как пособничество в делах разрушения церкви, умершие могли быть подвергнуты «проклятию». Христианство карает за употребление мяса в дни Постов, но покаяние способствует смягчению наказания.

Анафема. история и смыслКулачные бои в Великие праздники могли стать причиной анафемы

Снятие анафемы в православии: мнение православной церкви

Церковное учение указывает, что таинство отлучения от обрядов не является событием бесповоротным. Человек всегда может вернуться к вере. Снятие производится в несколько этапов:

  • покаяние лица в публичном порядке;
  • обращение к лицу или органу церковной власти, которые произнесли анафему;
  • если имеются достаточно значимые основания, принимается решение о прощении.

На положительный исход дела влияют искренность и полнота раскаяния, исполнение возложенного на человека наказания в полном объеме, понимание лицом, что значит и чем является анафема в духовной судьбе личности.

Чин торжества Православия

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Анафема. история и смыслНаказание не получит верующий, который не грешит

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет. Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Анафема. история и смыслМыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Анафема. история и смыслДуховное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо. Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности. Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Анафема. история и смыслУтверждение церковных правил и законов

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

Анафема. история и смыслПатриарх Никон (1605–1681)

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2.  «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Церкви». Киев, 1865
  3. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1902. С. 419
  5. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  6. Цит. по «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского» Перевод с сербского. М., 1993 г.
  7. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  8. Достоверно известно, что, по крайней мере, в некоторых епархиях, в том числе в Москве, собором епископов во главе с патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11(24) марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Всероссийским Поместным собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на Церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» — См. Московские церковные ведомости. — 1918. — № 6. — С. 4—5.
  9. «Предел Освященного Собора» гласил:
  10. Журнал Московской патриархии. — 1960. — № 2. — С. 27.

Суть анафемы

Давайте посмотрим те места Писания, где используется слово «анафема».

Хотя значение проклятие
и отлучение – это уже толкования новозаветных учителей. Сложно
разобраться в истинном значение этого слова, так как все словари пытаются дать
НЕ ПЕРЕВОД этого слова, не то, как его использовали в то время, а преподносят
толкование, исходя из церковной истории.

Но мы пойдем другим путем. Исходя из того, как это слово
употребляется в новом завете, сделаем некоторые выводы.

Приношение

Анафема. история и смысл

Значение этого слова в том, чтобы что-то отделить. Причем для
Бога. Это касается как материальных вещей, так и поста, о чем поговорим ниже. Подразумевается
ПОТЕРЯ, отдача чего-то ради Бога. Другими словами, это не просто жертва, не
просто пожертвование.

Павел использует это слово, чтобы показать свою решимость
пожертвовать собой ради своих единоплеменников. Жертву вы можете отдать из
чего-то своего. ПРИНОШЕНИЕ, АНАФЕМУ вы отрываете от того, что вам даровано Богом.
Вы отдаете Богу. Оно Ему уже принадлежит.

Заклятие

Анафема. история и смысл

Следующее использование слова анафема переведено как «заклятие».
И снова мы видим возможность пожертвовать тем, что даровано Богом (жизни
человеческой) ради какого-то действия. Эта жертва не продиктована Божьей волей,
но человек принимает решение отдать свою жизнь.

В ветхом завете есть пример, когда Иеффай пообещал Богу то,
что выйдет из его ворот. И принес в жертву свою дочь. Бог не требовал этого. Мало
того – это противно Богу.  В этих случаях
люди могли лишиться жизни, того что им Бог дал. Не просто 1000 долларов или
пары дней поста.

 Они ЗАКЛЯЛИСЬ не есть
и не пить, пока не убьют Павла. Из истории мы знаем, что Павла они не убили. Исполнение
этого заклятия должно было стоить им голодной смерти. Но, видимо, это слово уже
не имело того значения, которое должно было иметь.

Раньше заклятым назывались идолы, народы, которые должны
были принять Божий суд. Так же это имело отношение и к животным, и одежде. Уничтожая
заклятое, люди провозглашали Божий суд. Оставляя заклятое, как Саул – они противились
Богу.

Да будет анафема

Кто не любит Господа Иисуса Христа, (да будет ) анафема,
маранафа.  (1Кор.16:22)

Давайте посмотрим внимательно. Здесь нет тех слов и
выражений, которые сегодня используются – «предать анафеме», «объявить кому-то
анафему». Итак.

Очень важно – выражение «да будет» — это своего рода
пророчество в жизнь верующего человека. То есть это не сиюминутное действие

Но
пророческое слово на будущее. Дальше мы увидим это в других примерах.

Это слово пишется Церкви. Никакого отношения к неверующим это не имеет. Также нет здесь НИКАКИХ деноминационных принадлежностей, любви к организациям и объединениям, их учениям. Что значит любить Христа?

В новом завете нет намека на проявление человеческих чувств.
Поэтому разговор о любви – это разговор о действиях Бога внутри нас. Если рассматривать
слово «анафема», как отделение чего-то Божьего от вас к Богу, то заметим то,
что неоднократно пишется в Слове. Бог даровал нам спасение во Христе. Любовь к
Богу – соблюдение Его Слова, почтение к сыну, к Его Крови и жертве. Если вы НЕ
ХОТИТЕ исполнять Его Слово – вы потеряете спасение. Анафема. Провозглашение будущего
для верующего человека без спасения.

Анафема. история и смысл

Вы теряете жертву за грех. Используйте слово «анафема». Отделение
Божьего спасения, жертвы от вас и предание вас на страшное наказание Божье.

Благовествовать не то, что вначале

Анафема. история и смысл

Если ты изменяешь благую весть, Слово Божье – ты являешься соблазном для тех, кто идет за тобой. Этим занимаются лжеучителя. И делают они это для собственной корысти. У них ОТНИМЕТСЯ участие в спасении. И снова слово «анафема». Отделение Божьего обратно к Богу. И снова – «да будет» — провозглашение суда, пророческое слово.

Не скажет «анафема Иисус»

Анафема. история и смысл

Если использовать слово «анафема», как заклятое, отделение,
приношение, то получится такое значение. Никто Духом Божьим не скажет, что Иисус
отделен от Бога, что Иисус не Божий, что Он заклятое.

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод

Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

Возможно ли ее снять?

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный.

Провозглашение анафемы

Процесс провозглашения анафемы – констатация того факта, что человек более не принадлежит к церкви и должен до конца своих дней пребывать вне ее стен. В этом случае вина отлучаемого должна быть классифицирована, доказана и обоснована. В большинстве случаев провозглашение происходит в отношении предводителей еретиков. Если вместе с ними имеется группа последователей, то имена их не перечисляются, что позволяет сохранить возможность общения с верующими.

Случаи анафемствования

Анафематствование, как акт крайний и необходимый для сохранения силы веры, применялось с древних времен. В документах и писания имеются множественные упоминания подобных случаев.

  • 325 год – анафема арианству (Первый Вселенский Собор);
  • 518 год – отлучение от церкви епископа Севира Антиохийского (распространение ереси);
  • 680 год – анафема ряду патриархов, которые были уличены в распространении еретических взглядов;
  • 878 год – придание анафеме патриарха Фотия;
  • 1054 год – анафема патриарху Константинопольскому и кардиналу Гумберту (обоюдная);
  • 1329 год – отлучение тверского князя Александра Михайловича и его последователей;
  • 1375 год – анафема стригольникам;
  • 1378 год – отлучение от церкви Дмитрия Донского (позже он был причислен к Лику Святых);

Анафема. история и смыслДмитрий Донской

  • 1667 год – наказание в отношении раскольников – старообрядцев;
  • 1775 год – анафема Пугачеву (с последующим снятием непосредственно перед казнью);
  • 1901 год – отлучение от церкви Льва Толстого (официального упоминания о событии нет ни в одном из храмов).

Анафема. история и смыслОтлучение Льва Толстого

В современной истории также фиксировались случае отлучения от церкви, как крайняя мера в отношении человека:

  • 1959 год – наказание в отношении Евграфа Дулумана и его последователей;
  • 1970 год – анафема в отношении В.И. Ленина со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей;
  • 1983 год – наказание для последователей экуменизма (со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей);
  • 1997 год – анафема Якунину Г. П. и Филарету (Денисенко).

Случай отлучения от церкви также фиксировался в 2009 году по отношению к Дементьеву О, но решение не вступило в силу, так как человек оказался некрещеным. В некоторых случаях решение о анафематствовании, как наказании – это подчеркивание особой опасности от деятельности человека по отношению к церкви или народу.

Духовные последствия анафемы

Основное значение процедуры – исключение из церковной общины. Приводит к этому официальное провозглашение с указанием имени и деяния лица, совершившего проступок или тяжкий грех и не пожелавшего принести покаяние. Духовные последствия:

  • отлучение от всех или большинства духовных таинств;
  • запрет на посещение церквей;
  • исключение из общины;
  • невозможность погребения по христианским правилам и требованиям.

В западных странах в период Средневековья придать анафеме могли человека, который был замечен в общении с тем, кто ранее был отлучен от церкви. Также он получал ограничения в праве выступать истцом и свидетелем на суде. Если преданного анафеме убивали, то это деяние не считалось преступлением. Покаяние со стороны человека могло дать ему шанс вернуться к вере.

Анафема. история и смыслПолучить прощение возможно — нужно покаяться в грехе

Происхождение слова анафема

Слово анафема (греч. ανάθεμα) произошло от другого греческого слова — ἀνατίθημα. Оно обозначает «возложение», «приношение», «возношение». В словарях присутствует перевод греческого слова ανάθεμα как «проклятый».

В древности греки не только приносили что-то в дар божествам, но и просили богов царства мёртвых принять человека, который их обидел или оскорбил. То есть таким образом проклинали его.

Известно также о связи слова анафема с ивритским словом хéрем (hērem, חרם). Оно обозначает посвящение или уничтожение.

Словом херем обозначалось как посвящение чего-либо богу, так и уничтожение по причине отступничества от бога.

В Талмуде (сборник правил для иудеев) есть 24 правонарушения, которые могут повлечь наказание херем. Человек исключается из общины, члены общины прекращают все связи с ним, будь то деловые или личные.

Слово анафема встречается и в Библии: в Новом Завете и в Ветхом Завете в переводе, который был утверждён Священным синодом Русской православной церкви. При этом слово сближается по значению с проклятием.

Термин анафема впервые употребили в Эльвире (сейчас это испанский город Гранада) в 4 веке. Епископы, духовенство и члены Церкви собрались для того, чтобы сформулировать основные правила для верующих. Это собрание носит название Эльвирский Собор.

[править] Ссылки

«Анафема — опиум для народа!»

Религии и мировоззрения  Агностицизм • Адвайта • Атеизмсрач (æ • Orthodox Edition • Церковь Святого Атея) • Вуду • Даосизм • Детерминизм • Дзен • Зороастризм • Иудаизм • Ислам • Культ карго • Нигилизм • Ницшеанство • Нью-эйдж • Православиеканонiчное (РПЦборьба с инакомыслием) • Растафарианство • Синтоизм • Солипсизм • Хульство • Эскапизм
Боги и пророки  Mihole-Христос • Б-г • Будда • Иисус (Jesus Is a Jerk • Jesus lol • Jesus saves • Raptor Jesus • What would Jesus do?) • Император Человечества • Ктулху • Левашов • Ошо • Покровитель интернетов • Распутин • Спиноза • Шри Япутра
Cекты и сектанты  Аум Синрикё • Вселенные люди • Движение Объединения • ДРУГГ • Долбославие • ИГИЛ • ИПХ (Владыка Амвросий) • Источник Жизни • Каббала • КОБ • Монолит • Мормоны • РоСД • Саентология • Сатанизм ( • Лавей) • Сетевой маркетинг • Синтон • Союз православных хоругвеносцев • Тренинги личностного роста • Харизматы
Культы от балды  Inglip • Абдуловера • Джедаизм • Культ Богини (Silvy • Культ Гаечки • Харухизм) • Онотоле • Пастафарианство • Теория Разумного падения • Угнетатель • Церковь Евгения Вагановича Петросяна
Непременные атрибуты  Агасфер • Ад • Анафема • Духовность • Иван Купала • Исламский туалетный этикет • Каналы информации (Tomorrow’s Pioneers • Радио Радонеж) • Канонiчно/Православно • Нарекаю тебя Коловратом • ПГМ • Пентаграмма • Платочек • Помолясь • Принять ислам • Просветление • Свобода воли • Священная корова •
Сотворение Адама • Споры с наукой • Тайная вечеря (Святой Грааль) • Три обезьяны • Хиджаб • Шахсей-вахсей • Экзистенциальный кризис
Ревнители веры  MC Покайся • Аббатус • Агещев • Даниил • Дворкин • Димитрий-Сергий • Достоевский • Дугин • Журавлёв • Инквизиторы • Кураев • Мамонов • Мельков • Милонов • Охлобыстин • Папа римский • Патриарх • Поклонская • Проханов • Стерлигов • Сысоев • Тагава • Торквемада • Трехлебов • Фролов • Холмогоров • Энтео
Язычники  Аратов • Асов • Ахиневич • Добролюбов • Доброслав • Крада
Крамольные книги  Божественная комедия • Векторная религия • Книга Велеса • Православный ёжик • Роза мира • Священный Ахредуптусъ (Адъ и Израиль • Титановый лом) • Турбо-суслик
Ересь  Brb, church • Pope song • Pussy Riot • Ансамбль Христа Спасителя • Жопа Хэнка • Карикатуры на Мухаммеда • Матильда • Невзоров • Мы евреи • Невинность мусульман • Оскорбление чувств верующих • Чудо

Анафема – что это значит?

Итак, анафеме предают только глубоко заблуждающихся в вероучении людей. Этот крайний шаг свидетельствует о том, что “бывший” христианин не желает отступать от своих вероотступнических и враждебных Православию убеждений. Но анафема не является бесповоротным актом, который навсегда закрывает дорогу к Церкви и спасению. Для того, чтобы стать членом Церкви необходимо публично принести покаяние за содеянные прегрешения. И если церковная власть будет убеждена, что человек действительно раскаивается и он не опасен в своих суждениях для верующих, анафема снимается.

К сожалению, в истории Церкви нет покаявшихся в своих заблуждениях основателей той или иной ереси. Однако на Халкидонском соборе в 451 году была снята анафема с блаженного Феодорита и епископа Ивы Эдесского (последователи несторианства).

[править] Список известных людей, преданных анафеме

  • Григорий Отрепьев.
  • Сам граф Лев Толстой. Синод объявил об отпадании Толстого. Собственно, это и есть православная анафема — просто констатация того, что пациент не является православным (по крайней мере, современные толоконные лбы утверждают именно так). Тогдашние попы тоже считали именно так. И тогдашняя просвещённая интеллигенция тоже не могла поверить в такое, прочитав обычное объявление в газете. «Что?! И всё?!» — воскликнул за всех писатель Розанов. Всё! Граф Толстой может делать, что хочет, русская православная церковь за его религиозные фантазии больше не отвечает. , принято только у католиков.
  • Иван Мазепа. ИЧСХ противоречит сказанному пунктом выше — процедура применённая к чучелу гетмана(ибо руки коротки оказались достать оригинал) сопровождалась побоями этого самого чучела и проклятиями, что повторялось не один год. Да и вообще анафему наложил Пётр I, что не соответствует канонiчному варианту, так что процедура (как и процесс её назначения) определялась настроением организаторов.
  • Дмитрий Донской, что, однако, не помешало в 1988 году РПЦ причислить князя к лику святых. Так-то. Политота же! Луркайте о митрополите Киприане и конфликте с Дмитрием, ё!
  • Наполеон. Который вообще-то был католиком, но РПЦ аж дважды предала его анафеме. Мсье два раза был признан неправославным.

Заключение

Анафема. история и смысл

И снова я хочу ободрить тех, кто ищет истину, ищет Бога, но спотыкается на людях, особенно на религиозных людях, сегодняшних лидерах. Я ни в коем случае не хочу унизить служение пресвитеров в Церкви, начальствующих пресвитеров и епископов. Тех людей, которые должны пасти, блюсти и созидать Тело Христа. Им дана и власть и мудрость от Бога для того, что бы мы все соединялись в любви в ОДНО ТЕЛО, под ОДНОЙ ГЛАВОЙ. Мы должны им повиноваться и почитать их. Я о другом.

Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по
них. (Гал.4:17)

Это такой расширенный перевод с греческого. Любящих первенствовать,
лидерствовать всегда будет много. Истинные учителя будут ваш взор направлять не
к самим себе, а ко Христу. Не бойтесь их «отлучений», «анафем» за то, что вы
ревностны к Богу. Любите Бога.